Инструменты управления инновационной экономикой и их влияние на изменение отраслевой структуры
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 3 (51), Март 2011
Цитировать:
Иванова Н.Е. Инструменты управления инновационной экономикой и их влияние на изменение отраслевой структуры // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 3. – С. 41-46.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15600387
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Особое место в разработке научно-технической и инновационной стратегии государства занимает новая практика определения приоритетов научно-технического развития с помощью метода «Форсайт». Данная методология связана не столько с прогнозированием будущего, сколько с его формированием, созданием у участников процесса общего видения перспективы на базе широкого социального диалога всех заинтересованных сторон.
Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, прогнозирование, стратегический менеджмент, региональные социально-экономические системы, долгосрочное развитие, многовариантность сценариев
В современных условиях одним из основных принципов эффективного управления инновационной экономикой является управление на основе прогнозирования и моделирования возможных вариантов развития региональных социально-экономических систем. Построение системы долгосрочного прогнозирования в новых условиях является принципиально многоаспектным и порождает огромное количество организационных, статистических и методологических проблем, разрешение которых имеет неоднозначный характер.
Поэтапное прогнозирование
Долгосрочный прогноз социально-экономического развития должен быть элементом специфической методологии и технологии прогноза. Технология прогнозирования включает следующие основные этапы:
1. Определение рамок (границ), задающих условия прогноза, инвариантные к проводимой экономической политике, то есть совокупность условий, формирующих прогнозный фон. Эти тренды сопровождаются устойчивыми циклами, связанными с обновлением имущества домохозяйств и основного капитала в промышленности и на транспорте (10-12 лет), которые порождают волнообразные изменения спроса на потребительские товары длительного пользования и инвестиционные товары.
2. Качественный отбор и анализ влияния наиболее значимых факторов долгосрочного развития.
3. Определение «оптимального» механизма долгосрочного развития (включая осуществление масштабных проектов, направленных на снятие инфраструктурных ограничений и др.), максимально реализующего возникающие возможности и позволяющего избегать выявленных рисков.
4. Формирование пакета базовых сценариев долгосрочного развития:
• структурирование «пространства» построения сценариев. Методическим средством (инструментом) такого структурирования может быть граф, в узлах которого находятся критические точки, а ребра представляют собой альтернативные возможности развития социальных и экономических процессов после их прохождения;
• оценка наиболее значимых рисков выбранных сценарных условий, что дает возможность выбора наиболее вероятных сценариев социально-экономического развития. Такие вероятные варианты задают набор базовых сценариев долгосрочного развития.
5. Оценка количественных параметров построенных сценариев с использованием долгосрочной модели и анализ результатов проведенных расчетов.
Метод «Форсайт»: общее видение перспективы
Особое место в разработке научно-технической и инновационной стратегии государства занимает новая практика определения приоритетов научно-технического развития с помощью метода «Форсайт» (Foresight).
Под «Форсайтом» понимается процесс систематического определения новых стратегических научных направлений и технологических достижений, которые в долгосрочной перспективе смогут оказать серьезное воздействие на экономическое и социальное развитие страны [2-3]. «Форсайт» позволяет собрать необходимую для принятия решений информацию о состоянии и направлениях финансируемых государством НИОКР; создать новую культуру взаимодействия между учеными и бизнесом; определить ресурсы, необходимые для достижения поставленных задач. Отличительная особенность данного подхода – определение не конкретных технологий, а направлений развития, многовариантность сценариев, непрерывность этапов программы «Форсайт» по времени. Данная методология связана не столько с прогнозированием будущего, сколько с его формированием, созданием у участников процесса общего видения перспективы на базе широкого социального диалога всех заинтересованных сторон.
Особенностью «Форсайта» среди других инструментов долгосрочного прогнозирования является то, что он позволяет произвести выделение «критических точек», в которых возможны существенные изменения («переломы») сложившихся ранее тенденций экономического и социального развития. Такие «критические точки» выделяются путем совместного анализа внешних и внутренних рамок и факторов развития, выявления соответствующих трендов с последующим наложением их на временную ось. Главное здесь - определить те временные интервалы, в которые в результате исчерпания тех или иных ресурсов или под действием внешних факторов становится невозможным сохранить сложившиеся тенденции. Важность выделения этих точек в значительной мере определяется тем, что их прохождение означает реализацию конкретного выбора в «пространстве угроз» и «окон возможностей». Соответственно, набор критических точек (в соответствующей сфере) задает временную последовательность и логику этапов конкретных действий, реализуемых в рамках экономической политики.
В 90-х гг. «Форсайт» начали активно использовать правительства США, Великобритании, Германии, Японии и Австралии. В начале 2000-х годов число стран превысило 30. В настоящее время эта методика взята на вооружение не только в Западной Европе, США и Японии, но и рядом развивающихся стран и стран с переходной экономикой – новых членов ЕС, в частности в Венгрии, Чехии, Польше.
В Великобритании, Германии, Венгрии, Франции, Испании «Форсайт» пропагандирует правительство, в Швеции, Италии и Португалии его инициатором явились деловые круги. Наиболее широкое распространение этот метод получил в Великобритании, опыт которой в настоящее время используют многие страны. В Германии волна затронула в основном крупные корпорации. Бизнес в полной мере оценил преимущества «Форсайта», который позволяет выявлять скрытые тенденции и получать ответы на актуальные вопросы [1].
Механизм проведения исследования
На первых порах применения «Форсайта» как метода долгосрочного прогнозирования инновационного развития государственные институты и общество в целом оставались вне рамок этого процесса. Кроме того, скрытая «угроза» сценарному развитию исходила и из научных кругов. Обладая максимальной свободой выбора приоритетов, немецкая наука могла наложить свое вето на выявление будущих технологий, поскольку вариант «развитие по утвержденным направлениям» грозил ученым серьезными ограничениями их исследовательских планов.
Так как Форсайт-исследование - проект затратный, ориентированный на долгосрочные результаты, в обществе, привыкшем к щедрым социальным программам, значения нового стратегического инструмента не понимали. Изменить ситуацию удалось Фраунгоферовскому обществу (FhG), которое развернуло в СМИ широкую рекламную кампанию, сформулировав идею «Форсайта» привлекательным образом: «Не планируем будущее, а всего лишь заботимся о нем». Но для того, чтобы консолидировать интересы государства и бизнеса и на правильной основе развернуть полноценный национальный «Форсайт», этого оказалось мало.
За последнюю четверть века государствами, регионами, крупными компаниями было проведено более 800 форсайт-исследований на предмет определения национального стратегического курса, развития производительных сил страны, воспроизводства ее человеческого капитала, развития науки, систем управления.
Методология включает следующие основные этапы: «диагноз», «сценарий» и SWOT-анализ. Организация проведения «Форсайта» включает в себя ряд последовательных шагов:
• выявление видения будущего региона разными слоями общества – наука, бизнес, правительство, население;
• оценку рынков и потребностей региона;
• сканирование (или мониторинг) состояния исследований и разработок;
• формирование групп экспертов;
• опрос экспертов (в несколько этапов) и обработку результатов;
• выбор приоритетных направлений с учетом полученной на первом этапе информации, оценки рынков и потребностей региона;
• организацию общественного обсуждения макета «Форсайта»;
• утверждение и распространение результатов «Форсайта».
В случае технологического «Форсайта» отбор перспективных направлений, как правило, проводится с использованием метода Дельфи [4], и не предусматривает разработку альтернативных сценариев.
Комитет экспертов готовит рекомендации, которые затем обобщаются головным комитетом, и используются правительством и/или бизнес-сообществом.
Выводы
Основная проблема реализации рекомендаций, с которой сталкиваются правительства, состоит в том, что рекомендации носят «горизонтальный» характер, а правительственные ведомства в основном сформированы по отраслевому принципу. Одним из главных условий успешного использования этого метода является готовность общества (административного аппарата, руководителей компаний, отдельных специалистов, общественности) совместно оценить долгосрочные перспективы развития страны, отвлекаясь от краткосрочных конъюнктурных моментов.
Использование этого метода требует значительных ресурсов, поскольку в процесс открытого обсуждения и консультаций вовлекаются широкие слои научной, деловой общественности, центральной и региональной администрации. Финансирование конкретных проектов осуществляется в зависимости от того, кто является инициатором программы, из бюджетных и внебюджетных источников, включая средства частного бизнеса, региональных администраций, национальных фондов.
Прогнозирование инновационного развития имеет своей конечной целью построение стратегии, на основе которой осуществляется выработка программы и разработка конкретных механизмов ее реализации на региональном уровне.
Источники:
2. Шелюбская Н.В. «Форсайт» – новый механизм определения приоритетов государственной научно-технической политики [Текст] // Проблемы теории и практики управления, 2004, №2.
3. Шелюбская Н.В. Инновационные приоритеты государства [Текст] / Отв. ред. А.А. Дынкин, Н.И. Иванова. – М.: Наука, 2005.
4. Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник [Текст] / Под ред. В.Н. Волковой, В.Н. Козлова. – М.: Высшая школа, 2004.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:29:20