Изменения в бизнесе как идентификатор риска в экономике России
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1 (247), Январь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассмотрена проблема выбора формы диверсификационных изменений в бизнесе. Обусловлена практическая значимость использования диверсификации в целях идентификации риска. Систематизированы виды риска в соответствии с типом диверсификации. Разработана схема диверсификации ассортимента продукции для предприятия молочной промышленности.
Ключевые слова: бизнес, экономика, идентификация, риск, диверсификация, оценка, неопределенность, инвестор
Риск в экономике является объективной категорией, имеющей множество несовпадающих противоречивых основ. Он должен восприниматься бизнесменом как неизбежный фактор, который целесообразно учитывать и подвергать всесторонней оценке, чтобы извлечь из него финансовую выгоду.
В системе современной оценки бизнеса риск учитывается во многих аспектах и является объектом страхования, лимитирования, резервирования и диверсификации. Эти процессы имеют хорошее свойство защиты от неблагоприятных событий, но не все из них способны обеспечить положительный исход из рисковой игры с конкурентом, т.е. «конфликтной игры».
Реалии таковы, что конкурент в бизнесе может быть сильнее, грамотнее, мобильнее и т.п., что неминуемо ведет к подавлению конкурирующего субъекта. В этих условиях наиболее оптимальным способом учета и оценки риска, на наш взгляд, является диверсификация. При сложившейся «конфликтной игре» в целях оптимизации бизнеса может быть применен метод компании-аналога, практика реализации которого требует специфичной формы диверсификации как в российских компаниях, так и в зарубежных.
Д.В. Петухов в своих работах подчеркивает, что диверсификация является одним из ведущих критериев отбора в системе метода компании-аналога в системе оценки бизнеса [7].
Рассуждая над вопросом «какая экономика нужна России?», Г. Клейнер утверждает, что в экономике необходимо применение глубокой, многомерной и многоаспектной диверсификации. Речь идет о диверсификации трех основных составляющих: рабочих мест, продукции, «проектных ниш». В статье автор акцентирует внимание на третьей составляющей.
Роль диверсификации в современном бизнесе
Диверсификация «проектных ниш» представляет собой увеличение доли инновационной экономики в общем объеме производства, потребления, обмена и распределения благ.
Для оптимизации инвестирования проектов как по объемам вложений, так и по показателям окупаемости, доходности и риска, предприятиям необходимо соответствовать разнообразию возможностей, притязаний и склонностей потенциальных инвесторов [6].
Понятно, что предпочтения инвесторов будут сведены к наиболее адаптивным к рынку проектам, которые предлагают многофункциональный комплекс товаров и услуг, уступающих конкурентам по уровню диверсификации.
В этой связи отметим, что диверсификация в современной экономике имеет множество разновидностей, зависящих от вида бизнеса, специфики деятельности как инвестора, так и предпринимателя, степени риска.
В теоретическом плане, по мнению Т.В. Сурковой, диверсификация может быть связанной и несвязанной, зависящей и не зависящей от цикличности экономики [8]. Данное утверждение вполне логично объясняет выбор инвестора и предпринимателя того или иного типа (вида) диверсификации на основе факторов, не зависящих от субъекта управления с позиции ведения бизнеса, т.е. объективных предпосылок.
Общеизвестно, что несвязанная диверсификация позволяет снизить риски, возникающие в связи с циклической структурой экономики, т.к. есть возможность рассредоточения средств и вложения их части в отрасли, не зависящие в полной мере от экономического цикла. Например, в сфере АПК и химической промышленности больше характерна горизонтальная диверсификация: рост на существующем рынке за счет новой продукции; технологии, которые будут создаваться на базе имеющихся возможностей фирмы [10]. Таким образом, при выборе вида диверсификации как идентификатора риска и инструмента его управления перед предпринимателями и инвесторами стоит сложная задача. С одной стороны, субъект управления не всегда способен подчинить бизнесу макроэкономические цели и задачи, учесть возможные циклические изменения экономики. С другой стороны, применение диверсификации к определенной отрасли предпринимательства и виду хозяйственной деятельности достаточно проблематично.
Тем не менее, в ходе стратегического развития промышленного предприятия должен вырабатываться оптимальный его условиям бизнеса способ осуществления диверсификационных изменений в целях выявления и предупреждения риска.
На рисунке 1 показаны ключевые направления идентификации (установления и выявления) степени риска. В основном эта деятельность осуществляется при принятии инновационных решений.
Рис.1. Направления идентификации степени риска в бизнесе
Между тем, практике известны примеры, указывающие на результативность проведения профессиональной идентификации риска при продаже бизнеса (в ходе внешнего арбитражного управления, на стадиях реорганизации предприятий), при получении и использовании инвестиционных кредитов (в рамках предоставления коммерческими банками долгосрочных кредитных ресурсов на строительство и создание имущественных комплексов).
Идентификация риска имеет большое значение во всех перечисленных видах операций, т.к. их практическая реализация осуществляется в условиях высокой степени неопределенности. Для неопределенности свойственны качества неполноты информации, случайности, противоречивости экономических данных, непредсказуемости поведения участников бизнеса. Однако, с профессиональной точки зрения, диверсификация способствует повышению свойства трансформации неопределенности в риск в целях его дальнейшей минимизации.
Систематизация рисков в зависимости от типа диверсификации
В таблице систематизированы риски, которые распределены по типам диверсификации. Для каждого типа диверсификации предусмотрено предназначение, которое описывает функциональную роль диверсификационных изменений на предприятии.
Систематизация рисков была осуществлена на базе исследования возможностей применения диверсификации на предприятиях молочной промышленности, продукция которых обеспечивает продовольственную безопасность страны на современном этапе.
Таблица
Диверсификация: типы, функциональное предназначение, риски
№ п/п
|
Тип диверсификации
|
Функциональное предназначение
|
Вид риска
|
1.
|
Диверсификация капитала
|
Оптимизация
структуры источников финансирования и соблюдение баланса интересов
«Долг-Собственность» |
Финансовый риск
|
2.
|
Диверсификация активов
|
Распределение
средств в имуществе с учетом его ликвидности, рентабельности, экономической
целесообразности:
денежные средства; долгосрочные финансовые вложения; дебиторская задолженность; текущие активы; земля и здания; оборудование; гудвилл |
Имущественный риск
|
3.
|
Диверсификация ассортимента продукции
|
Покрытие
нерентабельных номенклатурных позиций за счет прибыльных ассортиментных групп
|
Риск невостребованности
|
4.
|
Диверсификация производственной
деятельности
|
Разнообразие
производства в рамках пищевой и перерабатывающей промышленности с учетом
требований ГОСТ: производство цельномолочной продукции;
хлебобулочное производство; изготовление макаронных изделий |
Производственный
(операционный) риск |
5.
|
Диверсификация технологий производства
|
Альтернативы
вариантов технологии производства на предприятиях молочной промышленности (на
примере масла сливочного с вкусовыми наполнителями):
1. Без использования молочно-белковых добавок; 2. С использованием таковых; 3. Принципиально отличающаяся. В данной технологии предусмотрена концентрация сливок сгущением (вместо сепарирования, как в пунктах 1 и 2) до требуемого содержания сухих веществ в готовом масле. |
Технологический риск
|
6.
|
Диверсификация цен
|
Выбор
нормально допустимого уровня отпускных цен для оптимизации выручки и затрат
|
Ценовой риск
|
7.
|
Диверсификация инноваций
|
Разнообразие
инновационных форм и способов ведения бизнеса
|
Инновационный риск
|
8.
|
Диверсификация портфеля ценных бумаг
|
Снижение
неопределенности на финансовых и фондовых рынках
|
Инвестиционный риск
|
С учетом обозначенных в таблице видов рисков необходимо подчеркнуть, что риск невостребованности в системе взаимосвязей «Диверсификация – риски» является наиболее значимым. Он представляет собой вероятность потерь для предприятия-изготовителя вследствие возможного отказа потребителя от его продукции. Данный вид риска характеризуется величиной возможного экономического и морального ущерба, понесенного фирмой вследствие падения спроса на ее продукцию [5].
Диверсификация ассортимента продукции
В ходе идентификации риска невостребованности молочной продукции можно обеспечить покрытие нерентабельных номенклатурных позиций за счет прибыльных ассортиментных групп [3]. Диверсифицированный ассортимент производства молочной продукции, разработанный автором в целях выявления риска и возможного управления им, представлен на рисунке 2.
1
|
Рис. 2. Диверсификация ассортимента продукции на предприятии (на примере цельномолочной продукции)
Как видно из рисунка 2, в деятельности предприятия молочной промышленности могут быть предусмотрены достаточно разнообразные ассортиментные позиции, рассчитанные на различных потребителей, которых можно разделить на группы: по платежеспособности, по вкусам и предпочтениям, по объемам закупок продукции и др.
При наличии разветвленной структуры ассортимента как элемента диверсифицированной экономики бизнеса риск невостребованности продукции будет минимальным, а, следовательно, прибыль от продаж и рентабельность производственно-хозяйственной деятельности возрастут.
Выводы
Своевременно принятое решение о диверсификации в адекватных для конкретного промышленного предприятия формах будет способствовать достижению более высокого уровня таких показателей бизнеса, как коэффициент финансовой независимости, уровень ликвидности активов, коэффициент финансового левериджа, степень финансовой безопасности. Это позволит предприятию защититься от неблагоприятных воздействий внешней среды, оставаться долгое время на рынке конкурентоспособным.
Источники:
2. Бухарин Н.А., Озеров Е.С., Пупенцова С.В., Шаброва О.А. Оценка и управление стоимостью бизнеса: учеб. пособие / под общей редакцией Е.С. Озерова. – СПб: ЭМ-НиТ, 2011. – 238 с.
3. Голубева Л.В., Глаголева Л.Э., Степанов В.М., Тихомирова Н.А. Проектирование предприятий молочной отрасли с основами промстроительства: учебное пособие. – СПб: ГИОРД, 2010. – 288 с.
4. Европейские стандарты оценки 2003. – М.: Российское общество оценщиков, 2007. – 508 с.
5. Инновационный менеджмент: учебник под ред. С.Д. Ильенковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 335 с.
6. Клейнер Г. Какая экономика нужна России и для чего? (опыт системного исследования) // Вопросы экономики. – 2013. – № 10. – С. 23.
7. Петухов Д.В. Оценка стоимости предприятия. Курс лекций. – М.: МИЭМП, 2008. – 198 с.
8. Суркова Т.В. Особенности выбора вида и способа осуществления диверсификационных изменений в практике стратегического развития промышленных предприятий // Менеджмент в России и за рубежом. – 2013. – № 4. – С. 48.
9. Финансовый менеджмент: учебное пособие / А.Н. Гаврилова, Е.Ф. Сысоева, А.И. Баранов, Г.Г. Чигарев, Л.И. Григорьева, О.В. Долгова, Л.А. Рыжкова. – 6-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010. – 432 с.
10. Четыркин Е.М. Финансовая математика. – М.: Дело, 2007. – 400 с.
11. Шабашин В.Г. Сделки с недвижимостью на первичном и вторичном рынках. – М.: Омега – Л.: Филинъ, 2008. – 784 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:33:09