Проблемы развития конкурентоспособности высшей школы

Носков В.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (45), Сентябрь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
(Продолжение. Начало в № 8/2003) Существующее более 100 лет заочное («почтовое») обучение с развитием научно-технического прогресса получило дополнительные инновационные возможности, став дистанционным. Вначале стали использоваться аудио- и видеозаписи, а в последние годы – сетевые возможности, предоставляемые Интернет. Соответственно растет число желающих воспользоваться предоставляющимися возможностями.

Ключевые слова: высшая школа, дистанционное образование, заочное обучение



Существующее более 100 лет заочное («почтовое») обучение с развитием научно-технического прогресса получило дополнительные инновационные возможности, став дистанционным. Вначале стали использоваться аудио- и видеозаписи, а в последние годы ‑ сетевые возможности, предоставляемые Интернет. Соответственно растет число желающих воспользоваться предоставляющимися возможностями.

Согласно результатам исследований Хьюстонского университета, для поддержания собственной конкурентоспособности, высококвалифицированным специалистам необходимо обновлять (переподготовка и повышение квалификации) свои знания каждые семь лет в объеме, соответствующем получению магистерской степени [1]. Рассматривая пути развития дистанционного (интерактивного) обучения, следует отметить, что до тех пор, пока нормально не заработает программа информатизации страны, шансы сблизить «город и деревню», привлечь к получению качественного образования жителей отдаленных районов будет сложно.

На начало 2001 г. 95 % Интернет-аудиторий приходилось на 75 крупнейших городов России с общей численностью, составляющей треть населения страны. Основную часть пользователей сети Интернет составляют москвичи (775 тыс. чел., или 53,6 % от общего числа пользователей Рунет), далее идут жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области (134 тыс. чел., или 9,3 % соответственно), следующие строки рейтинга занимают жители Новосибирской области (54 тыс. чел., или 3,7 %), Свердловской области (41 тыс. чел., или 2,8 %), Краснодарского края (2,3 %) [2].

Для более четкого разделения особенностей, присущих дистанционному обучению, его можно разделить на три группы: технологическую, «обучающую» и «обучаемую». Характерные особенности каждой из этих групп представлены в табл.1.

Таблица 1

Характерные группы особенностей дистанционного обучения

Группа
Особенности
Характеристика отличительных особенностей
Технологические
Технологичность обучения
Более чем при любом другом виде обучения, при ДО нужны четкие и ориентированные на пользователя технологии образовательного процесса
Агеографичность
Обучающие программы строятся вне географического принципа, получить образование может человек, находящийся в любой точке мира, что накладывает особые требования к качеству и форме подачи материала
Модульность
Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области, учебная программа формируется в зависимости от запросов отдельных студентов или групп
Эффективность
Правильно организованный процесс позволяет быстро окупить вложенные средства и обеспечить стабильную прибыль
«Обучающие»
Асинхронность
Образовательные услуги предоставляются во время, удобное для преподавателя и мало зависят от режима обучения.
Контролируемость
Для контроля знаний следует разрабатывать гораздо более емкие программы, глубже разрабатывать методическую базу обучения и более четко фиксировать все контрольные «опросники»
Тьюторство
Тьютор, в отличие от обычного преподавателя, помимо стандартной учебной нагрузки, руководит учебными проектами, разрабатывает индивидуальные учебные планы, консультирует, координирует учебный процесс, ведет переписку с обучаемыми и т.д.
Обучаемость
Каждый тьютор должен постоянно обновлять свои знания, ибо дистанционно удаленные учащиеся могут пользоваться неизвестной ему литературой и опытом. Поэтому для адекватных ответов на вопросы ему мало знать предмет в рамках учебника, нужна широкая профессиональная эрудиция и умение работать с источниками информации
Новая роль
учебного заведения
Более глубокая проработка учебных программ и курсов при одновременно менее жесткой регламентации делают ДО отличным от всех иных форм обучения.
Информационность
Каждая учебная программа должна быть обеспечена информационными материалами в максимальном объеме, что не всегда требуется при очном обучении
Специфичность средств и методов обучения
Тьютор должен свободно работать с новейшими средствами обучения (компьютером, телекоммуникациями и т.д.) и постоянно искать все более совершенные способы организации процесса обучения
Эффективность
Тьютор имеет возможность выбора того количества обучаемых (и, соответственно, заработок), который наиболее удовлетворит его. Дело вуза следить, чтобы при этом не страдало качество.
«Обучаемые»
Мотивированность
Не имея жесткой мотивировки к обучению, человеку сложно выбрать нужный комплекс программ и следовать всем указаниям тьютора, преодолевая шаг за шагом все проблемы
Параллельность
Обучаемый имеет возможность совмещать с учебой свою профессиональную или домашнюю работу, причем при интерактивных формах ДО ему не нужно являться в учебный центр даже дважды в год, как при заочном обучении.
Асинхронность
Обучаемый сам выбирает для себя темпы и время обучения, не подстраиваясь под режим преподавателя или учебного заведения
Самоорганизация
Ленивые и разболтанные люди не смогут сосредоточиться на учебе, поэтому без определенного уровня самоорганизации лучше дистанционно не учиться
Стартовый
уровень
Для получения дистанционного образования обучаемый должен иметь образовательный уровень и условия, которые позволят ему учиться
Охват
Количество обучаемых не ограничено
Личная ответственность
На обучаемого ложится нагрузка не только по обучению, но и по подбору (совместно с тьютором) учебных программ
Гибкость
Обучаемый получает возможность заниматься там, тогда и столько, насколько ему позволяют время и желание получить образование
Эффективность
ДО гораздо дешевле других форм обучения, а качество во многих случаях оказывается выше, что дает возможность сделать успешную карьеру. Кроме того, обучение не отвлекает от работы и не требует дополнительных средств на транспорт и проживание во время учебы.

Как видим, первая группа отличается спецификой предоставления дистанционного образования. Это - необходимость четких процедур обучения, отсутствие территориальных (географических) ограничений, свобода выбора учащимся того разреза учебной программы, который он считает наиболее важным, что особо ценно для лиц, повышающих квалификацию.

Вторая объединяет те особенности, которые отличают процесс обучения с точки зрения организаторов (администрации, преподавателей, обслуживающего персонала).

К третьей относятся особенности процесса получения образования, то есть субъективные черты обучения, воспринимаемые студентами и другими лицами, заинтересованными в получении образования (то есть родителями, работодателями).

Каждая из трех представленных групп условий, которые необходимо учитывать при организации дистанционного образовательного процесса, имеет собственные показатели эффективности, показывающие насколько желательной может оказаться организация ДО.

Продолжение следует


Источники:

1. Валиев Ш.З., Стариков В.Н. Дистанционное обучение. Уфа: Уфимский технологический ин-т сервиса, 1999. С. 3.
2. Шпагина М. Интернет ‑ активный бизнес // Эксперт. 2001. № 3. С. 47.
3. Волов В.Т. Высшее образовательное учреждение как пассионарная среда // Право и образование. 2000. № 1 (2) // http://www.muh.ru/Mags/mag2-4. htm. С. 3.
4. Основы теории дистанционного обучения //http://www.iet.mest.ru/dis/ 110.htm. С. 3.

Страница обновлена: 23.09.2024 в 02:46:56