Методика комплексной оценки эффективности функционирования транспортной инфраструктуры региона
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8 (254), Апрель 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье представлена авторская методика комплексной оценки эффективности функционирования транспортной инфраструктуры региона. Определены показатели функционирования транспортной инфраструктуры. Предложена матрица оценки влияния транспортной инфраструктуры на социально-экономическое развитие региона.
Ключевые слова: транспортная инфраструктура, социально-экономическое развитие региона, эффективность, методика оценки, регион
Обеспечение развития любого вида региональной инфраструктуры на требуемом уровне предполагает необходимость количественной оценки ее развития. Оценка фактически сформированного уровня развития транспортной инфраструктуры региона является одним из ключевых элементов системы управления развитием транспортной инфраструктуры региона [4].
Результаты такой оценки необходимы для решения тактических и стратегических задач не только в управлении развитием транспортной инфраструктуры, но и в управлении социально-экономическим развитием региона, поэтому такая оценка является первоочередной в достижении целей управления социально-экономическим развитием конкретной территории.
Методический инструментарий комплексной оценки развития транспортной инфраструктуры региона
Проведенный анализ большого количества литературных источников показал отсутствие методики комплексной оценки развития транспортной инфраструктуры региона, позволяющей оценить не только уровень развития транспортной инфраструктуры в текущий момент времени, но и степень влияния этого развития на социально-экономическое развитие региона. Однако представленные в научной литературе методические подходы, несмотря на такие достоинства, как простота применения и оперативность получения результатов, высокое качество и достоверность получения результатов, имеют и ряд недостатков, к числу которых можно отнести фрагментарность представленных методов, использование ограниченного набора показателей оценки, а также отсутствие единой методической основы, на которой они базируются.
Предлагаемый к рассмотрению методический инструментарий комплексной оценки развития транспортной инфраструктуры построен на использовании социально-экономического подхода и отличается от отраслевого тем, что учитывает не только уровень развития транспортной инфраструктуры, но и ее влияние как на развитие структурных отраслей, так и всех производительных сил и социальной сферы региона. Структурно-логическая схема данной методики комплексной оценки развития транспортной инфраструктуры региона состоит из двух взаимосвязанных блоков и включает пять этапов (см. рис.).
Методика оценки развития транспортной инфраструктуры региона
В основу предлагаемой методики оценки развития транспортной инфраструктуры региона положен принцип однозначной количественной оценки, реализованный с помощью общего показателя развития транспортной инфраструктуры региона, показывающего степень отклонения индивидуальных значений параметров транспортной инфраструктуры конкретного региона от их средних значений по группе регионов с учетом степени влияния данных параметров на уровень развития транспортной инфраструктуры.
Рис. Структурно-логическая схема комплексной оценки развития транспортной инфраструктуры региона
Одним из важных аспектов оценки развития региональной транспортной инфраструктуры является нахождение измерителей развития транспортной инфраструктуры, которые должны в полной мере соответствовать целям и задачам системы управления развитием транспортной инфраструктуры и комплексно отражать степень развития всех структурных элементов мтранспортной инфраструктуры региона.
Проведенное исследование научной литературы позволило выявить, что большинство авторов важным элементом транспортной инфраструктуры региона считают транспортную сеть, которая представляет собой совокупность всех путей сообщения, связывающих населенные пункты региона, и характеризуется показателями транспортной обеспеченности и доступности. Однако, наряду с показателями транспортной обеспеченности и доступности, степень развития транспортной инфраструктуры характеризуют показатели продуктивности ее функционирования, отражающие не только уровень ее развития, но и степень влияния на данное развитие внешних и внутренних инфраструктурообразующих факторов. При этом, все показатели развития транспортной инфраструктуры региона можно условно разделить на три основные группы (см. табл. 1).
1 группа: показатели развития транспортной инфраструктуры с точки зрения пространственного размещения производительных сил («производственная» составляющая).
2 группа: показатели развития транспортной инфраструктуры с точки зрения социальной направленности («социальная» составляющая).
3 группа: обобщающие показатели транспортной обеспеченности и доступности региона («общерегиональная» составляющая).
После выбора параметров развития транспортной инфраструктуры и выбор метода их количественного определения осуществляется расчет показателей значимости оценочных параметров с использованием метода экспертных оценок, затем проставляются или рассчитываются индивидуальные значения оценочных параметров.
Таблица 1
Показатели развития транспортной инфраструктуры региона
Показатели
|
Метод расчета
|
Описание
показателей формулы
|
1.
«Производственная» составляющая
| ||
1.1.
Плотность грузовой массы в регионе
|
|
Qi- объем перевезенных грузов
структурными отраслями по видам транспортных путей сообщения, тыс. т;
Lпривед-приведенная длина транспортных линий региона [8], км |
1.2.
Плотность транспортной сети на 1000 хозяйствующих субъектов региона
|
|
OОБЩ- общее число предприятий и
организаций на территории региона
|
1.3.
Показатель уровня транспортного обслуживания структурных
отраслей
|
|
ΣQLгр-
грузооборот, т-км; ПОТГc/c- объем отгруженных товаров
(выполненных работ и услуг) собственного производства хозяйствующих субъектов
региона, тыс. руб.
|
1.4.
Развитость межрегионального сотрудничества
|
|
Рввоз- объем ввезенной
продукции в регион, т;
Рвывоз- объем вывезенной продукции за пределы региона, т; Н - численность населения региона, чел. |
1.5.
Развитость предпринимательства в регионе
|
|
|
2. «Социальная»
составляющая
| ||
2.1.
Транспортная подвижность (мобильность) населения
|
|
ΣHLпасс-пассажирооборот,
пасс.-км
|
2.2.
Транспортная дискриминация населения
|
|
Ндискр- численность населения пунктов,
транспортная доступность которых до центров услуг социально-гарантированного
минимума превышает норму на 10%.
|
2.3.
Коэффициент Энгеля
|
|
S
- площадь
территории региона, тыс.км2
|
3.
«Общерегиональная» составляющая
| ||
3.1.
Коэффициент Успенского
|
|
|
3.2.
Транспортоемкость транспортной инфраструктуры
|
|
ΣРLпривед- приведенная продукция
транспорта, т-км; ВРП - валовой
региональный продукт, тыс.руб.
ΣQLгр- грузооборот, т-км; ΣНLпасс- пассажирооборот, пасс-км; k - коэффициент приведения пассажиро-километра к тонно-километру. |
3.3.
Грузо- и пассажиронапряженность
|
|
|
3.4.
Соотношение пассажирских и грузовых перевозок
|
|
|
3.5.
Доля инвестиций в транспортную инфраструктуру
|
|
Ит.и.
- объем
инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры, руб.;
Иобщ– общий объем инвестиций в развитие региона, руб. |
Следующим этапом оценки является расчет единичных показателей и оценка уровня развития транспортной инфраструктуры на основании расчета общего показателя и определение категории региона по уровню развития транспортной инфраструктуры. На наш взгляд, невозможно достоверно точно оценить уровень развития транспортной инфраструктуры региона по значениям единичных показателей транспортной обеспеченности и доступности региона, что обусловлено узкой специализацией данных показателей. Поэтому нами предлагается к рассмотрению методика оценки развития транспортной инфраструктуры региона на основании расчета общего показателя развития транспортной инфраструктуры методом многомерной классификации на основе многомерных средних.
Поскольку нельзя рассчитать среднюю величину абсолютных значений разных оценочных параметров развития транспортной инфраструктуры региона, выраженных в разных единицах измерения, то общий показатель развития транспортной инфраструктуры региона вычисляется из относительных величин на основании многомерной средней [3]:
, (1)
где - общий показатель развития транспортной инфраструктуры i-го региона:
, - величина единичных показателей развития транспортной инфраструктуры региона по j-му оценочному параметру, увеличение значения которого означает повышение/снижение уровня развития транспортной инфраструктуры соответственно:
; , (2)
pij- индивидуальное значение по j-му оценочному параметру развития транспортной инфраструктуры региона i-го региона;
- среднее значение j-го оценочного параметра в целом по совокупности регионов;
i - номер региона, включенного в изучаемую совокупность;
j - номер оценочного параметра;
n - число оценочных параметров.
В виду того, что показатели развития транспортной инфраструктуры в разной степени могут быть значимы для регионов, следовательно, и оценочные параметры в разной степени будут оказывать влияние на уровень развития транспортной инфраструктуры региона, поэтому расчет общего показателя развития транспортной инфраструктуры региона должен осуществляться с учетом коэффициентов значимости:
, (3)
В виду того, что сумма коэффициентов значимости всегда равна 1, формула (1) будет иметь вид:
, (4)
На основании расчета общего показателя оценивается уровень развития транспортной инфраструктуры региона следующим образом:
- если больше 1,0, то уровень развития транспортной инфраструктуры выше, чем в целом по изучаемой совокупности регионов;
- если равен 1,0, то уровень развития транспортной инфраструктуры соответствует уровню развития транспортной инфраструктуры в целом по изучаемой совокупности регионов;
- если меньше 1,0, то уровень развития транспортной инфраструктуры ниже, чем в целом по изучаемой совокупности регионов.
Заключительным этапом представленного методического подхода является классификация регионов по уровню развития транспортной инфраструктуры с использованием кластерного анализа. Автором предложено выделять следующие кластеры (типы) регионов по уровню развития транспортной инфраструктуры (см. табл. 2). По результатам анализа делаются соответствующие выводы об уровне развития и продуктивности функционирования региональной транспортной инфраструктуры.
Таблица 2
Типы регионов по уровню развития транспортной инфраструктуры
Тип региона
|
Описание типа
регионов
|
Критерии
отнесения региона к данному типу
|
I
|
Регионы
с абсолютно развитой транспортной инфраструктурой
|
Общий
показатель развития транспортной инфраструктуры > 1 и при этом значения
всех единичных показателей больше 1
|
II
|
Регионы
с развитой транспортной инфраструктурой
|
Общий
показатель развития транспортной инфраструктуры > 1, значения некоторых
единичных показателей могут быть приближены 1
|
III
|
Регионы
с относительно развитой транспортной инфраструктурой
|
Общий
показатель развития транспортной инфраструктуры ≥1, значения некоторых
единичных показателей меньше 1
|
IV
|
Регионы
с неразвитой транспортной инфраструктурой
|
Общий
показатель развития транспортной инфраструктуры < 1, значения некоторых
единичных показателей могут быть приближены к 1
|
V
|
Регионы
с абсолютно неразвитой транспортной инфраструктурой
|
Общий
показатель развития транспортной инфраструктуры < 1, значения единичных
показателей меньше 1
|
Методика оценки влияния транспортной инфраструктуры на социально-экономическое развитие региона
Оценка развития транспортной инфраструктуры не позволяет в полной мере изучить уровень развития региональной транспортной инфраструктуры, поэтому следующим этапом представленного к рассмотрению подхода является оценка влияния транспортной инфраструктуры на социально-экономическое развитие региона. Методический подход к оценке влияния транспортной инфраструктуры на социально-экономическое развитие региона основан на сравнительной оценке между уровнем развития транспортной инфраструктуры и уровнем социально-экономического развития региона по матрице «Развитие транспортной инфраструктуры - Социально-экономическое развитие региона».
Начальным этапом предлагаемой к рассмотрению методики является определение совокупности критериальных показателей, в наибольшей степени характеризующих уровень регионального развития и по которым имеются надежные статистические данные.
При формировании перечня показателей учитывался опыт специалистов Совета по изучению производительных сил (СОПС) [1, 5], Министерства регионального развития [2, 6], разработки Института экономики Уральского отделения РАН [7]. По мнению авторов, основными социально-экономическими показателями, используемыми для оценки влияния транспортной инфраструктуры на развитие региона, могут быть: валовой региональный продукт; объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами; финансовый результат деятельности организаций; среднегодовая численность занятых в экономике; уровень и качество жизни населения; объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство»; ввод в действие общей площади жилых домов; уровень инвестиционной активности в регионе.
После определения критериальных показателей, характеризующих уровень регионального развития, и выбора метода их количественного определения осуществляется расчет показателей значимости оценочных параметров социально-экономического развития, участвующих в оценке, методом экспертных оценок. Затем по каждому региону, вошедшему в изучаемую совокупность, проставляются или рассчитываются индивидуальные значения оценочных параметров их социально-экономического развития.
Расчет общего показателя социально-экономического развития региона осуществляется также методом многомерной классификации на основе многомерных средних по формуле:
, (5)
где - общий показатель социально-экономического развития i-го региона:
, - величина единичных показателей социально-экономического развития региона по j-му оценочному параметру, увеличение значения которого означает повышение/снижение уровня социально-экономического развития соответственно:
; , (6)
rij- индивидуальное значение по j-му оценочному параметру социально-экономического развития i-го региона;
- среднее значение j-го оценочного параметра по исследуемой совокупности.
На основании расчета общего показателя оценивается уровень социально-экономического развития региона следующим образом:
- если больше 1,0, то уровень социально-экономического развития региона выше, чем в целом по изучаемой совокупности регионов;
- если равен 1,0, то уровень социально-экономического развития региона соответствует уровню социально-экономического развития региона в целом по изучаемой совокупности регионов;
- если меньше 1,0, то уровень социально-экономического развития региона ниже, чем в целом по изучаемой совокупности регионов.
Влияние уровня развития транспортной инфраструктуры на уровень социально-экономического региона целесообразно осуществлять по матрице сравнения «Развитие транспортной инфраструктуры - Социально-экономическое развитие региона», представленной в таблице 3.
По соотношению показателей развития транспортной инфраструктуры и социально-экономического развития региона можно судить о состоянии транспортной инфраструктуры, ее влиянии на уровень социально-экономического развития региона и возможностях ее дальнейшего использования.
Таблица 3
Матрица «Развитие транспортной инфраструктуры региона–
Социально-экономическое развитие региона»
|
Социально-экономическое
развитие региона
| |||
|
|
| ||
Развитие
транспортной инфраструктуры региона
|
|
1
= |
4
> |
7
> |
|
2
< |
5
= |
8
> | |
|
3
< |
6
< |
9
= |
Возможны следующие варианты этого соотношения:
1)>(квадранты 4; 7; 8) - существуют недоиспользованные возможности ее использования при сложившемся уровне социально-экономического развития данного региона; необходима разработка управленческих решений по развитию структурных отраслей и социальной сферы региона наряду с разработкой управленческих решений по поддержанию сформированного или достижению более высокого уровня развития транспортной инфраструктуры;
2)= (квадранты 1; 5; 9) - развитие транспортной инфраструктуры соответствует уровню социально-экономического развития региона; при этом:
- квадрант 1 - существуют возможности дальнейшего развития региона с разработкой управленческих решений по поддержанию как социально-экономического развития региона, так и транспортной инфраструктуры;
- квадрант 5 - необходима разработка управленческих решений по достижению более высокого уровня развития как структурных, так и инфраструктурных отраслей данного региона;
- квадрант 9 – необходима разработка управленческих решений, направленных на одновременное развитие как структурных, так и инфраструктурных отраслей данного региона;
3)< (квадранты 2; 3; 6) - сформировавшийся на данной территории уровень развития транспортной инфраструктуры сдерживает дальнейшее социально-экономическое развитие региона; при этом необходима разработка управленческих решений по развитию транспортной инфраструктуры наряду с разработкой управленческих решений по поддержанию сложившегося или достижению более высокого уровня социально-экономического развития региона.
Вывод
Использование данного методического инструментария позволяет анализировать информацию об уровне развития транспортной инфраструктуры и ее влиянии на социально-экономическое развитие региона и принимать на этой основе правильные решения по управлению развитием транспортной инфраструктуры не только на уровне отдельного региона, но и на государственном уровне.
Источники:
2. Гурьева М.А., Руднева Л.Н. Оценка устойчивого развития региона на основе индикативной системы оценки уровня экологизации экономики // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. – 2013. – № 3. – С. 104–116.
3. Елисеева И.И. Общая теория статистики: учеб. / И.И. Елисеева, М.М. Юзбашев; под ред. И.И. Елисеевой. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 656 с.: ил.
4. Руднева Л.Н., Кудрявцев А.М. Транспортная инфраструктура региона: понятие и факторы формирования // Российское предпринимательство. – 2013. – № 24. – С. 139–144.
5. Руднева Л.Н., Мосякина Е.А. Оценка дифференциации социально-экономического развития субъектов Уральского федерального округа // Перспективы науки. – 2013. – № 6 (45). – С. 90–95.
6. Симарова И.С. Региональная связанность как фактор формирования единого экономического пространства // Перспективы науки. – 2013. – № 1 (40). – С. 110–114.
7. Татаркин А.И., Куклин А.А., Романова О.А. и др. Экономическая безопасность региона: единство теории, методологии исследования и практики. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1997. – 240 с.
8. Транспортная система мира // под ред. С.С. Ушакова, Л.И. Василевского. – М.: Транспорт, 1971. – 216 с.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 21:26:28