Социально-экономические аспекты взаимодействия участников в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 24 (246), Декабрь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассмотрена сущность кризиса жилищно-коммунального хозяйства, описано влияние кризисных явлений на социум. Авторы сформулировали принципы взаимодействия участников рынка жилищно-коммунального хозяйства и предложили методы преодоления кризиса в отрасли.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, ЖКХ, методы преодоления кризиса, оптимальная модель взаимодействия
Кризис системы жилищно-коммунального хозяйства является одной из главных проблем современной России – это сложное многогранное явление, которое можно рассматривать исходя из нескольких аспектов: экономического, социального, политического, технического, мировоззренческого.
Кризис системы жилищно-коммунального хозяйства
Рассматривая кризис с разных точек зрения, можно описать сущность происходящих кризисных явлений:
1) Экономический аспект. В рамках данного аспекта кризис в жилищно-коммунальном хозяйстве выражается в первую очередь в нарушении сбалансированности цены. Равновесие цены на рынке ЖКХ нарушено. Если рассматривать рынок коммунальных услуг, то равновесие смещено в пользу производителя, а если оценивать рынок жилищных услуг, то равновесие смещено в пользу потребителя. Происходит монополизация рынка коммунальных услуг и банкротство, либо частая смена операторов на рынке жилищных услуг. В итоге данного дисбаланса потребитель не может получать услугу адекватного качества.
2) Социальный аспект. Сегодня в России отрасль ЖКХ регулирует порядка трехсот нормативно-правовых актов. Это одна из самых «зарегулированных» отраслей страны, но, несмотря на это кризис в системе жилищно-коммунального хозяйства продолжает развиваться. К сожалению, многие разработчики законодательных актов подвержены сильному влиянию лобби со стороны монополий. Таким образом, многие законодательные акты не защищают интересы граждан, что приводит к росту социального расслоения общества.
3) Политический аспект. Представители власти, преследуя свои корыстные интересы, не пытаются системно решить проблемы ЖКХ, а наоборот используют данные проблемы в качестве средств политических манипуляций для достижения нужных результатов на выборах. Представители власти подменяют решение проблем критикой отрасли, т.к. в этом случае не нужно брать на себя ответственность и входить в конфликт с монополиями.
4) Технический аспект. Долгие годы отрасль ЖКХ испытывала недофинансирование, вследствие чего коммунальная инфраструктура пришла в упадок, степень износа основных фондов стала превышать все допустимые значения. Сегодня количество и продолжительность технологических отказов превышает нормативный уровень. Новые технологии внедряются в отрасли крайне слабо.
5) Мировоззренческий аспект. Основой кризиса является и то, что у потребителя услуг, который одновременно является собственником жилья, не сформировалось чувство собственности и ответственности. У потребителя доминирует иждивенческий подход, который выражается в бездействие и постоянной апелляции к власти за решением вопросов.
Общество – это сложная социальная система, основным элементом которой являются люди, а также включает в себя такие подсистемы как государство и бизнес. Процессы взаимодействия внутри отраслей народного хозяйства оказывают влияние на социум. Как субъект управления государство реализует свои полномочия через законодательные, исполнительные и судебные органы. Бизнес также является подсистемой общества, которая осуществляет производство разнообразных услуг, необходимых для нормального устойчивого развития общества и удовлетворения разнообразных потребностей всех его членов.
Влияние кризиса в ЖКХ на социум
Кризисные явления в сфере жилищно-коммунального хозяйства оказывают следующее влияние на социум:
1) Влияние на политические процессы. Поскольку сегодня состояние отрасли нестабильно, то многие политики и политические партии используют данное положение дел как некий «политический инструмент» [1]. Манипуляции информацией о состоянии отрасли жилищно-коммунального хозяйства влияют на итоги избирательных кампании и могут приводить к смене власти на разных уровнях.
2) Влияние на социальное самочувствие. В условиях, когда обозначенные ранее, интересы потребителей не удовлетворяются, социальное самочувствие граждан ухудшается [2]. В 2011 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел инициативный всероссийский опрос о том, какие проблемы сегодня больше всего тревожат россиян. Было опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. В рейтинге проблем страны лидирует низкий уровень жизни (53%) и ситуация в сфере жилищно-коммунального хозяйства и жилищно-коммунальных услуг (51%). Следует отметить, что данная проблема на протяжении всего 2011 г. входила в тройку наиболее важных и острых проблем для россиян.
3) Влияние на развитие права. В связи с тем, что не все принципы взаимодействия реализуются полностью, государство активно изменяет законодательство регулирующее предоставление жилищно-коммунальных услуг. Подтверждением этого является обзор вносимых изменений в основной нормативный акт – Жилищный Кодекс Российской Федерации. Кодекс вступил в действие с 01 марта 2005 г., с этого момента на сегодняшний день внесено около 30 поправок [3]. Это говорит о том, что взаимодействие внутри отрасли существенно влияет на развитие права в обществе.
4) Влияние на другие отрасли народного хозяйства. Данное влияние происходит двумя способами. Первое это непосредственно влияние через качество продукции вырабатываемой отраслью жилищно-коммунального хозяйства для других отраслей народного хозяйства. Здесь речь идет о так называемом рынке B2B. Участниками данного рынка являются юридические лица, которые продают товар или услугу не для конечного потребителя, а для других юридических лиц. Второй способ влияния на другие отрасли народного хозяйства осуществляется через трудовые ресурсы данных отраслей. Мотивация и производительность персонала зависит от социального самочувствия общества. Взаимодействие внутри отрасли жилищно-коммунального хозяйства оказывает влияние на социальное самочувствие.
Cегодняшняя работа отрасли жилищно-коммунального хозяйства вызывает недовольство у общества. Доказательством этого является большое количество жалоб граждан на услуги, динамично изменяющееся законодательство, регулирующее жилищно-коммунальное хозяйство.
Кризис проявляется также и в нарушении принципов взаимодействия участников жилищно-коммунального хозяйства. Понимая интересы каждого субъекта и сегодняшнее состояние объекта исследования, можно сформулировать, что взаимодействие осуществляется на основе следующих принципов:
1) Сбалансированность или конгруэнтность интересов всех участников процесса потребления и производства услуг. При этом следует исходить из позиции, что главенствующую роль играет общество как сложная социальная система, основным элементом которой являются люди с множеством их связей, отношений и взаимодействий. Важной подсистемой общества является государство как его способ организации, как управляющая подсистема общества [4]. Как субъект управления государство реализует свои полномочия через законодательные, исполнительные и судебные органы. Бизнес же является ячейкой, подсистемой общества, которая осуществляет производство разнообразных услуг, необходимых для нормального устойчивого развития общества и удовлетворения разнообразных потребностей всех его членов. Баланс интересов основывается на признании главенствующей роли общества и, следовательно, приоритета общественных целей, т.е. общества в целом.
2) Непрерывность взаимодействия. В случае приостановления взаимодействия всех трех субъектов система выходит из равновесия и происходит смещение баланса интересов в ту или иную сторону, что приводит к нарушениям в обществе. Исключение из процесса взаимодействия одного из субъектов приведет к отрицательным последствиям развития общества.
3) Интерактивность взаимодействия. Данный принцип обусловлен необходимостью обеспечения устойчивой связи между бизнес-единицами, потребителями и государством при всех формах и методах их взаимодействия. Только непрерывный обмен информацией всех субъектов исследования может обеспечить эффективность взаимодействия [5].
4) Принцип открытости. Поскольку жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложный комплекс производства услуг, затрагивающий интересы каждого человека и оказывает влияние на уровень жизни каждой семьи, то уровень ответственности каждого субъекта взаимоотношений предельно высок. Стоимость услуг и их качество являются одними из ключевых показателей процесса производства и потребления услуг. Только при максимальной открытости бизнеса, потребителя и государства возможна эффективная система контроля исполнения взаимных обязательств.
К сожалению, в настоящий момент не полностью реализуются принцип сбалансированности интересов и принцип открытости. Это приводит к тому, что, отрасль жилищно-коммунального хозяйства находится в неустойчивом состоянии. Подтверждением этому является массовое недовольство граждан услугами, динамично изменяющееся законодательство в данной отрасли.
Методы преодоления кризиса в ЖКХ
Преодоление кризиса жилищно-коммунального хозяйства возможно путем реализации эффективной модели взаимодействия субъектов внутри отрасли жилищно-коммунального хозяйства, которая может быть построена исходя из описанных выше принципов взаимодействия.
Реализация принципов сбалансированности интересов, непрерывности, интерактивности и открытости позволит сформировать эффективное взаимодействие между потребителями, бизнесом и государством в процессе производства и потребления жилищно-коммунальных услуг.
Исходя из аспектов сущности кризиса и принципов взаимодействия в отрасли, можно предложить следующие методы преодоления кризиса:
1) Разработка четких, выполнимых и понимаемых стандартов оказания услуги. Это один из важнейших элементов модели, т.к. в нем реализуются все четыре принципа (сбалансированность интересов, непрерывность, интерактивность и открытость).
2) Установление сбалансированной цены. В данном элементе реализуется принцип сбалансированности и открытости.
3) Создание адекватной системы контроля и наказания. Не стоит все проблемы взаимодействия внутри отрасли решать только усилением системы контроля, т.к. любая дополнительная система контроля приводит к дополнительным издержкам в отрасли. Речь идет о создании умеренной и адекватной системы контроля.
4) Воспитание чувства собственности по отношению к жилью. Позволит повысить активность и сознательность граждан в вопросах жилищно-коммунального хозяйства.
Вывод
Взаимодействие субъектов осуществляется непрерывно и, в случае выхода системы из равновесия, элементы, построенные на основе принципов взаимодействия, прорабатываются дополнительно до тех пор, пока общество не даст положительную оценку работы отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
Источники:
2. Михайлова Л.И. Социальное самочувствие и восприятие будущего россиянами // Социологические исследования. – 2010. – № 3. – с. 45–50.
3. Шешко Г.Ф. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный). – М.: Юридическая фирма "КОНТРАКТ", 2011.
4. Гобозов И.А. Общество и государство: их взаимодействие // Философия и общество. – 2011. – № 2 (62).
5. Шмелева Ю.А. Принципы взаимодействия предприятия с потребителями на этапе разработки нового товара // Проблемы современной экономики. – 2011. – 3 (39).
Страница обновлена: 30.10.2024 в 14:00:40