Специфика международного рынка медицинских услуг в условиях глобализации
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 20 (242), Октябрь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Появление новых возможностей в сфере предоставления медицинских услуг имеет свои преимущества, но также порождает дополнительные сложности. Торговля медицинскими услугами на международном уровне приводит, с одной стороны, к более высокой конкуренции и как следствие улучшению доступа к услугам и повышению качества оказания таковых, а с другой стороны, появляются проблемы «утечки» квалифицированных кадров.
Ключевые слова: маркетинг, конкурентоспособность, туризм, интеграция, конкуренция, экономическая эффективность, кадры, миграция, мировой рынок услуг, торговля медицинскими услугами, социальная значимость
Рынок медицинских услуг является сегментом рынка услуг. Сфера услуг поддерживает экономический рост и развитие благодаря формированию конкурентной экономики, созданию новых рабочих мест, расширению всеобщего доступа к услугам первой необходимости и стимулированию торговли. Секторы услуг формируют костяк интегрированной и эффективной экономики на национальном, региональном и глобальном уровнях.
Здоровое общество – залог благополучия
Услуги на мировом рынке представляют собой потребительские стоимости, которые преимущественно не приобретают овеществленной формы. Мировой рынок услуг состоит из отдельных направлений: лицензий и ноу-хау, транспортных услуг, инженерно-консультационных, медицинских, информационных услуг и др.
Медицинские услуги определяются как оказание консультационных и диагностических услуг, уход за больными и лекарственное обеспечение для предупреждения или лечения заболеваний, недомоганий, травм или других физических и психологических нарушений. Эти услуги предоставляются работниками здравоохранения, такими как специалисты, врачи общей практики, включая фельдшеров, медсестер и работников смежных медицинских отраслей.
В отличие от других видов профессиональных услуг (транспортных, туристских, юридических) медицинская услуга является более сложным понятием, так как оказывает влияние не только на экономику, но и на благополучие и жизнь общества.
Важная отличительная черта медицинской услуги продиктована конфликтом между социальной и экономической эффективностью. К примеру, затраты на предоставление услуг неизлечимому больному с экономической позиции могут быть неэффективны, если пациент не может оплатить свое лечение. С медицинской точки зрения данные услуги также низкоэффективны, поскольку болезнь невозможно вылечить. Однако с точки зрения социальной эффективности такого рода «бесперспективные» затраты приобретают особое значение и имеют вполне определенный результат – повышение нравственности и социальной ответственности общества.
В силу высокой социальной значимости медицинского труда в идеале социальная эффективность должна быть поставлена на первое место, медицинская – на второе, а экономическая – на третье. Однако для отдельного медицинского учреждения или врача частной практики как для самостоятельно хозяйствующих субъектов, противоречия в данных видах эффективности будут возникать неоднократно и могут быть весьма острыми.
Очевидно, что медицинская деятельность по профилактике заболеваний в рамках рыночных отношений сложно совместима с экономической целесообразностью при производстве и продаже медицинских услуг: чем больше здоровых людей – тем меньше классических потребностей в медицинской помощи. Усиливает данную проблему то, что длительность процесса оказания услуги может быть разной и в определенных случаях может охватывать всю жизнь человека. При этом существует возможность ограничения усилий достижением промежуточного результата. Соответственно, в случаях, когда производитель медицинской услуги на первое место ставит экономическую эффективность, будет наблюдаться рассогласованность во взаимодействии производителя и потребителя услуги, что приведет к отказу от предоставления услуги (либо уменьшению объема и/или длительности предоставляемой услуги) по инициативе производителя.
Ввиду неотъемлемой социальной составляющей рынок медицинских услуг является особой сферой экономики. С одной стороны, здесь, как и в любой другом секторе экономики, важна заинтересованность поставщиков этих услуг в максимальной выгоде, а с другой – доступность и качество медицинского обслуживания влияют на состояние и процветание общества. Медицинские услуги, кроме того, характеризуются рядом особенностей, отличающих их от других услуг, что связано как с их предназначением, так и со свойствами и параметрами оказания [1].
Помочь и не навредить
Объем и качество медицинских услуг, оказанных в экономике, будут влиять не только на благополучие и степень удовлетворенности отдельных лиц, но и на благосостояние всей нации, объем человеческого капитала, благодаря тому факту, что национальная система здравоохранения оказывает прямое влияние на продолжительность жизни граждан и их трудоспособность. Именно социальная значимость приводит к тому, что сфера здравоохранения является одним из объектов контроля, регулирования и активных действий государства фактически во всех странах, поскольку доступ к здравоохранению необходимо обеспечить всем слоям населения, а качество должно поддерживаться на необходимом уровне. В экономически развитых странах объем вмешательства государства в здравоохранение растет.
Следствием высокой социальной значимости медицинских услуг является высокий уровень требований к их качеству. Организация и работник, предоставляющие медицинские услуги, берут на себя высокие риски, связанные с возможностью негативного исхода процесса лечения. Международные специализированные организации, а также государства на национальном уровне формируют стандарты оказания медицинских услуг и требования к персоналу, медицинским изделиям и препаратам, а также регламентирует сопутствующие сферы, как, например, медицинское страхование. Прямым результатом активной стандартизации являются высокие барьеры входа на рынок медицинских услуг, оборотоспособность этого вида услуг ограничена.
Высокая асимметрия информации на рынке здравоохранения проявляется, с одной стороны, в том, что пациент практически не может оценить квалификацию врача или качество медицинской техники или лекарств, а информация по этим вопросам не всегда доступна. С другой стороны, зачастую история болезни при плохо организованной системе обмена информацией в здравоохранении недоступна для врачей, что приводит к затруднениям при диагностике заболеваний и необходимости затрат на повторные медицинские процедуры.
Асимметрия информации является одним из классических провалов рынка и устраняется посредством вмешательства государства. Инициативой последнего десятилетия стало введение медицинских информационных систем, а также обращение к таким аспектам стандартизации и аккредитации медицинских учреждений, как требования к предоставлению информации об оказываемых услугах, квалификации врачей, наличию медицинской техники, режиму работы учреждения.
Важным отличием от других социальных услуг (как, например, образование) является тот факт, что медицинские услуги влияют на благополучие человека напрямую и дают немедленный результат, что повышает необходимость участия государства как стороны, которая могла бы обеспечить помощь пациентам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и гражданам, не имеющим доступа к медицинским услугам.
При оказании медицинских услуг крайне важна работа с персональной информацией, должна соблюдаться врачебная тайна; огромную значимость приобретает профессиональная этика, поскольку речь идет о жизни и здоровье людей.
Оказание медицинских услуг высоко индивидуализировано, процесс производства медицинских услуг неотделим от процесса их потребления и является результатом взаимодействия врача и пациента. При этом пациент сам активно участвует в процессе оказания услуги (выполняет рекомендации врача, содействует процессу лечения, принимает необходимые препараты). Заинтересованность пациента в достижении положительного результата лечения и доверие, устанавливающееся между пациентом и врачом, являются важными факторами успеха.
Туризм бывает и медицинским
На итоговое качество услуги может повлиять множество различных факторов, и если некоторые из них в силу процессов глобализации и процесса внедрения международных стандартов могут быть скорректированы при наличии достаточных средств и в принципе стремятся к общемировому уровню (речь, например, об оснащении больниц), то факторы, касающиеся личного взаимодействия врача и пациента, гораздо сложнее поддаются корректировке. В совокупности с асимметрией информации это приводит к тому, что крайне высокое значение для рекламы и создания спроса на услуги учреждения имеет «сервисная» составляющая оказания медицинской услуги: даже если пациент не в состоянии оценить профессионализм врача, то удобный сервис и доброжелательное и корректное отношение персонала могут сыграть ключевую роль при выборе поставщика услуг, тем более что оказание медицинских услуг зачастую связано с деликатными вопросами здоровья пациента.
Реклама поставщика медицинских услуг, в отличие от многих других товаров, возможна только в положительном контексте, «черный пиар» здесь не работает. Информация об учреждении в условиях малого объема информации о поставщиках может привести к значительной отдаче.
Тот факт, что медицинская услуга оказывается на должном уровне, не может сам по себе гарантировать положительный результат. Более того, если оказание услуги привело к негативным последствиям, прекращение оказания услуги не обязательно приводит к отмене уже полученного эффекта – оказание медицинской услуги носит необратимый характер. Эти особенности также приводят к необходимости, во-первых, более жесткого контроля за участниками рынка здравоохранения, а во-вторых, оказывают прямое влияние на юридические аспекты оказания медицинской услуги.
Оказание медицинских услуг на разных территориях высоко диверсифицировано. Уровень доступа к здравоохранению различен для разных же групп населения. Особенности доступа также регулируются государством.
При этом на различных территориях уровень качества медицинских услуг и сопутствующего обслуживания различается в связи с разным качеством подготовки национальных специалистов, различными особенностями регулирования здравоохранения, разной стоимостью услуг. Это создает возможности для миграции как пациентов, так и медицинских работников.
Одной из важнейших тенденций на рынках медицинских услуг является глобализация. Процесс «стирания» границ между странами и континентами упрощает доступ к медицинским услугам и приводит к существенным изменениям. Глобализация способствует появлению новых международных игроков на рынке. Как отдельные компании осваивают международные рынки, так и целые страны выходят на рынок медицинского туризма. Так, вслед за уже известными игроками рынка – странами Латинской Америки, Азии – услуги медицинского туризма стали оказывать прибалтийские республики, Польша, страны СНГ.
Мировой фармацевтический рынок, формировавшийся на протяжении последних пятидесяти лет, контролируется несколькими десятками крупнейших фармацевтических компаний с международным присутствием. На протяжении этого же периода постоянно росло количество стран, присоединившихся к ООН, а значит, и к ВОЗ. Общепризнанными демографическими тенденциями последних десятилетий являются старение населения в развитых и некоторых развивающихся странах, вызванное снижением рождаемости вместе с ростом средней продолжительности жизни; в то же время население Земли продолжает увеличиваться в геометрической прогрессии преимущественно за счет роста населения стран «третьего мира» [2].
Все это повышает спрос на услуги здравоохранения в мировом масштабе. Еще одной демографической особенностью являются миграционные процессы, смена основного этнического состава многих стран – все большую долю населения составляют мигранты-представители иных национальностей. Подобная ситуация является следствием экономических изменений, образования свободных торговых зон, размывания юридических и таможенных границ, а также политикой «государства благосостояния», гарантирующей права человека независимо от его национальности и происхождения [3].
Многочисленные мигранты создают в экономиках спрос на услуги, способствующие их адаптации в обществе, в число которых входит и государственное здравоохранение – важной особенностью в этом случае является наличие случаев, когда врачам и пациентам необходимо преодолевать языковой барьер. Так, в США 18% обращающихся за медицинской помощью не считают английский родным языком. А половина из них говорят на нем неуверенно – в этих случаях требуется помощь переводчика [4].
Либерализация медицинских услуг.
В последние десятилетия в связи с тем же открытием границ между странами Европейского союза, расширением ВТО, присоединением стран к различным международным экономическим организациям становится прозрачнее и доступнее международная торговля, в том числе торговля услугами, что предоставляет большие возможности для создания зарубежных офисов и клиник фирм, работающих в области медицины. Этому же способствует принятие международных стандартов в сфере здравоохранения и регулирования оборота лекарств и медицинских изделий, к которым относятся стандарты GxP, стандарты ISO 9000-9004, рекомендации международных организаций, таких как ВОЗ. Развивается деятельность международных аккредитационных организаций, проверяющих медицинские учреждения на соответствие высоким стандартам качества, установленным подобной организацией (JCI).
Выводы
Появление новых возможностей в сфере предоставления медицинских услуг имеет свои преимущества, но и порождает дополнительные сложности. Торговля медицинскими услугами на международном уровне приводит, с одной стороны, к более высокой конкуренции и как следствие улучшению доступа к услугам и повышению качества оказания услуг, а с другой стороны, появляются проблемы «утечки» квалифицированных кадров.
Однако внутренняя политика стран оказывает существенное влияние и может как способствовать развитию глобализации в сфере оказания медицинских услуг, так и сдерживать этот процесс. Но несомненным остается то, что в условиях международной конкуренции в интересах государства будет совершенствование системы предоставления медицинских услуг посредством сохранения квалифицированных кадров и поддержки сбалансированного существования частной и государственной медицины.
Источники:
2. Соловьева Е.С. Регулирование рождаемости как проблема мировой политики // Известия, 2011, № 4.
3. Алешковский И.А., Ионцев В.А. Демографический фактор в развитии России в условиях глобализации // Демография, 2012, № 9.
4. Panamedical Consulting. Языковой барьер между врачами и пациентами в США [Электронный ресурс] // http://www.intmedtourism.com/ru/news/167.html.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:34:06