Космическая индустрия России в рыночной экономике: концептуальные подходы к реструктуризации отрасли

Лавров А.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (45), Сентябрь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Лавров А.С. Космическая индустрия России в рыночной экономике: концептуальные подходы к реструктуризации отрасли // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 9. – С. 3-8.

Аннотация:
Переход к рыночной системе хозяйствования резко изменил принципы функционирования всех прежних экономических субъектов, в результате чего возник вопрос об их реструктуризации как адаптационной компоненте развития в новых условиях.

Ключевые слова: космическая индустрия, реструктуризация, ракетно-космическая промышленность, реструктуризация отрасли



Переход к рыночной системе хозяйствования резко изменил принципы функционирования всех прежних экономических субъектов, в результате чего возник вопрос об их реструктуризации как адаптационной компоненте развития в новых условиях.

Основная стратегическая цель реформирования крупных хозяйственных комплексов, каковым является аэрокосмический, состоит в создании максимально благоприятных условий для выполнения ими определенных социально-экономических миссий. Применительно к аэрокосмическому комплексу ‑ это удовлетворение общественных потребностей в решении оборонных задач, в спутниковой связи и телевещании, исследовании природных ресурсов Земли, навигационном и метеорологическом обеспечении, создании новых материалов, астрофизических исследованиях и др.

Представляя стратегию как совокупность управленческих и организационных решений, направленных в рассматриваемом случае на выполнение миссии аэрокосмического комплекса, реструктуризацию его предприятий, научных и проектных организаций можно рассматривать и как составляющую этой стратегии, и как один из инструментов достижения стратегических целей.

Вопрос о степени достижения (или не достижения) поставленных целей решается, как правило, на основе критериальных подходов.

Широкое применение критериальных показателей степени достижения поставленных стратегических целей стимулировала сложившаяся в последнее десятилетие теоретическая установка по реформированию хозяйствующих субъектов, ориентированная на единичное предприятие. Сначала это была ориентация на внешнего, как правило, иностранного, инвестора. Однако она не получила сколько-нибудь ощутимого практического воплощения из-за весьма ограниченного потока иностранных инвестиций в высокотехнологический сектор экономики.

В такой ситуации было вполне естественно переориентировать предприятия, исследовательские и проектные организации на использование собственных источников финансовых ресурсов и внутрифирменных инновационных мероприятий. Что, собственно, и произошло в последние годы. В результате сложилась и оформилась концепция саморазвития на основе реализации технологий двойного назначения. Эта концепция является вершиной в ряду трех этапов развития хозяйствующего субъекта: самосохранение, самодостаточность доходности и саморазвитие.

В отличие от самосохранения и самодостаточности доходности, концепция саморазвития включает в себя не только цель достижения удовлетворительных финансовых показателей, но и определенный спектр организационно-управленческих решений, направленных на «дальнейший прогресс».

Одним из центральных вопросов реструктуризации любой отрасли промышленности является вопрос об оптимальном соотношении различных форм собственности. Нередко звучат мнения, что частная собственность должна быть преобладающей. Но в этом случае она должна быть как минимум самодостаточной с точки зрения собственного воспроизводства. Но, как показывает сегодняшняя практика, рынок не выработал самостоятельно оптимального соотношения форм собственности в космической индустрии. Необходимо поэтому ввести в пространство хозяйственных связей аэрокосмического комплекса механизм государственного регулирования инвестиционного процесса на предприятиях и в организациях всех форм собственности. Такой механизм мог бы, в частности, базироваться на достаточно жесткой привязке объема инвестиций в основной капитал к объему выполненных работ. Кроме того, необходимо исключить возможность частному сектору обновлять свои основные производственные фонды за счет государственного. А этого можно достигнуть путем введения прямого контроля за движением государственных инвестиционных ресурсов в отрасли.

В настоящее время в космической индустрии доминирует государственная форма собственности с уставным фондом 15 млрд. руб. у научных и проектных организаций и 6,225 млрд. руб. у промышленных предприятий. Акционерный капитал в отрасли по данным группам хозяйствующих субъектов составляет 2,249 и 3,135 млрд. руб. соответственно. Намечаются к акционированию на период до 2005 года научные и проектные организации с общим уставным фондом 2,681 млрд. руб. и предприятия – с фондом 4,36 млрд. руб.

Соотношение различных форм собственности в аэрокосмическом комплексе можно считать оптимальным только в том случае, когда каждая из этих форм воспроизводит себя за счет собственных ресурсов в процессе хозяйственного оборота. А достигнуть этого соотношения, можно лишь сочетая как рыночные, так и государственные механизмы регулирования инвестиционного процесса в целом.

Практически любой концептуальный подход к проблеме реформирования предприятий в качестве доминирующей компоненты включает стратегическое планирование. Это не случайно, поскольку лишь в рамках комплексного стратегического планирования возможно решать проблемы согласования производственных и воспроизводственных процессов, координации деятельности подразделений предприятий и организаций в долгосрочном периоде. Путь к финансово-экономическому успеху определяется не только производственным, кадровым, интеллектуальным потенциалом предприятия, но в значительной степени системным единством всех составляющих производства. Применение стратегического планирования позволяет создать такое единство.

Новые условия функционирования предприятий в рыночной сфере явились первопричиной как разукрупнения сложившихся в советский период хозяйственных комплексов, так и создания инновационных интегрированных структур, объединяющих различные связанные между собой производства. При этом в годы реформ часто превалировали центробежные процессы, сопровождающиеся выделением отдельных подразделений крупных предприятий и объединений в самостоятельные хозяйствующие субъекты. Возникновение таких субъектов повышало выживаемость производства в целом, способствовало росту его эффективности. Однако только на сравнительно коротком временном интервале. Увлечение дезинтеграционными процессами, разбиение крупных предприятий на самостоятельные в экономико‑правовом отношении «бизнес-единицы» нарушает целостность технологического уклада всего производства, «распыляет» активы, повышает трансакционные издержки.

Реструктуризация аэрокосмического комплекса была бы неполной без учета экологической и социальной компонент.

Экологическая составляющая концепции реструктуризации предприятий включает управление экологическими рисками, разработку экологической стратегии хозяйствующих субъектов и адекватных ей мероприятий в сфере материально-технического снабжения, утилизации или переработки отходов производства. Эта составляющая не противоречит основной цели предпринимательства ‑ получению максимальной прибыли ‑ в долгосрочной перспективе, хотя на сравнительно коротких временных интервалах пренебрежение экологическими целями может дать больший финансовый эффект. В то же время экологизация производства позволяет снизить затраты, связанные с технологическими издержками, повысить конкурентоспособность предприятий за счет реализации экологически чистых технологий.

Важнейшей компонентой концепции реструктуризации предприятий является разработка эффективных подходов к решению социальных проблем. Становление предпринимательства в России, переживающей экономический спад и резкое социальное расслоение, естественно сопровождается постоянным ухудшением нравственно-психологического климата. В настоящее время как в либеральных научных, так и в предпринимательских кругах доминирует восприятие чисто коммерческой (прежде всего, финансовой) эффективности как главной задачи предпринимательства и его общественного предназначения. В частности, избавление предприятий от объектов социальной сферы считается одним из действенных «рычагов» так называемого антикризисного управления.

Добиться кардинального оздоровления внешней нравственно-психологической среды предпринимательства возможно лишь на пути наделения его в целом специфическими социальными функциями, в первую очередь, функциями социальной ответственности. Последнее осуществимо только на основе базисных инноваций в государственном устройстве, выработанных фундаментальной наукой и подкрепленных соответствующей политической волей.

Анализ всех перечисленных выше обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что основу концепции реструктуризации крупного хозяйственного комплекса, каковым является аэрокосмический, должен составлять «иерархический» подход, базирующийся на миссии данного комплекса. Существо такого подхода заключается в воспроизводстве определенной структурной иерархии комплекса, инвариантной относительно любых изменений рыночной конъюнктуры, в частности, масштабов самого производства. Экономическую основу этой иерархии, ее «ядро», составляют следующие элементы:

‑ базовые технологии;

‑ парк машин и оборудования, реализующих эти технологии;

‑ сектор НИОКР;

‑ информационно-аналитический сектор;

‑ экологическая служба;

‑ привязка к источникам сырья и энергоресурсов;

‑ квалифицированный научный персонал и персонал по базовым технологиям и управлению производством;

‑ стратегические планы развертывания работ;

‑ служба социальной защиты персонала.

Институциональными «носителями» данных элементов могут быть предприятия комплекса, его научные и проектные организации, вузы, а также вспомогательные и иные хозяйствующие субъекты.

В зависимости от общественных потребностей и ресурсной обеспеченности, «ядро» может расширяться или сжиматься. При этом расширение или сжатие должно осуществляться по принципу мгновенного реагирования на цели и выделенные для их достижения ресурсы. Действенность такого принципа должна обеспечивать заранее сформированная система каналов поступления ресурсов и целевых установок в элементы «ядра».

С течением времени «ядро» обязано не только воспроизводиться, но и совершенствоваться. А это возможно только с помощью государственного регулирования, роль которого в условиях расширения сводится к адекватному распределению ресурсов по элементам и недопущению различного рода «перекосов», а в условиях сильного сжатия или коллапса – к прямой финансовой поддержке. Адекватность распределения ресурсов, как и адресность финансовой поддержки, выражается, в первую очередь, в эффективности инвестиционного процесса, независимо от формы собственности хозяйствующего субъекта.

Таким образом, «ядерный» принцип реструктуризации аэрокосмического комплекса позволяет не только сохранить его базовые компоненты в условиях экономического спада, но и достаточно быстро развернуть современные технологические процессы на этапе подъема производства.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:53:50