Проблемы развития отрасли свиноводства в условиях ВТО

Заглядова М.Х.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 14 (236), Июль 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматриваются современное состояние и проблемы отрасли свиноводства в России. Показаны основные риски дальнейшего развития отрасли. Даются рекомендации по совершенствованию развития отрасли в условиях вступления России в ВТО.

Ключевые слова: сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, продовольственная безопасность, всемирная торговая организация, свиноводство, кормопроизводство



Начавшийся процесс интеграции России во Всемирную торговую организацию (ВТО) вызвал широкую дискуссию в научных и деловых кругах по проблемам выживаемости ведущих отраслей отечественного АПК и сельского хозяйства в условиях принятых национальным правительством новых стандартов хозяйствования. Оценки ожидаемых последствий резко дифференцированы: от предрекания краха российского агропрома до расцвета отрасли, обеспечиваемого механизмами рыночной конкуренции и вливаниями зарубежного инвестиционного капитала.

Необходимость формирования отраслевых механизмов оценки потенциальных рисков

Практика присоединения к ВТО ряда стран за последние два десятилетия демонстрирует для национальных экономик как положительные, так и отрицательные последствия интеграционных процессов. Так, Китайская народная республика за небольшой период времени стала крупнейшим мировым поставщиком овощей и фруктов, сумев серьезно потеснить американских фермеров даже на их собственном национальном рынке [2]. Германские инвестиции в сельское хозяйство Болгарии, сопровождаемые жестким контролем качества продукции со стороны Евросоюза, позволили в течение 10 лет возродить национальный агропромышленный комплекс.

В то же время опыт стран на постсоветском пространстве, в частности Украины (экономика которой во многом схожа с российской), свидетельствует о том, что неправильно выстроенная стратегия поддержки и защиты национальных производителей при присоединении к ВТО может нанести значительный экономический ущерб экономике государства, сопровождаемый серьезными социальными последствиями. Так, экспорт украинской мясной продукции после вступления страны в ВТО за четыре года сократился более чем в 3 раза, а импорт вырос более чем в 2,5 раза [4]. Вследствие этого, только в отрасли свиноводства своих рабочих мест лишились около полумиллиона человек. Предприятия понесли значительные убытки, снизили объемы производства или просто закрылись. Наиболее существенно пострадали отрасли, выпускающие не сырье, а продукцию с высокой добавочной стоимостью.

Все вышесказанное обуславливает необходимость формирования на федеральном и региональном уровне отраслевых механизмов оценки потенциальных рисков и постоянного их мониторинга, а также механизмов адаптации отрасли к условиям ВТО.

Проблемы российского свиноводства

Одной из важнейших и стратегически значимых для обеспечения продовольственной безопасности России является свиноводство. Отрасль свиноводства характеризуется высокой потребительской и энергетической ценностью производимой продукции, небольшими сроками выращивания поголовья на убой. Может развиваться в любых климатических условиях, но в промышленных масштабах отличается высокой требовательностью к кормам. Для достижения наибольшей эффективности районируется в привязке к предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности и к конечному потребителю.

Ежегодно в мире производится порядка 85 млн тонн свинины, что составляет около 40% от общего производства мяса. Свиноводство наиболее распространено в Юго-Восточной Азии (Китай, Япония, Корея, Вьетнам, Лаос, Камбоджа) – 49,8% мирового производства, странах Европы (ФРГ, Италия, Великобритания, Франция, Польша, Россия, Украина) – 25,6% мирового производства и США – 10,3%. При этом производство в России составляет 1,8% от мирового объема [3].

Несмотря на то, что на территории современной России свиноводство развивалось не менее 3-х тысяч лет, тем не менее, оно не стало приоритетной отраслью сельскохозяйственного производства. В царской России поголовье свиней не превышало 11 млн голов. В РСФСР благодаря реализации государственных программ развития сельского хозяйства, организации племенных заводов и ферм, контрольно-испытательных станций, к 1992 году поголовье свиней достигало 31 млн голов (см. табл.).

Распад СССР и разрушительный кризис национального сельского хозяйства пагубно сказался на развитии отрасли свиноводства. Большинство селекционных исследований было свернуто, а передовые племенные хозяйства обанкрочены. В настоящее время в отрасли осталось 60 племенных заводов и 270 племенных репродукторов, занимающихся в основном откормом свиней. Неконтролируемый и бессистемный импорт племенных свиней привел к тому, что почти все поголовье свиней является гибридным, не считающимся племенным, что практически исключает их импорт и получение федеральных дотаций.

Необходимо отметить, что реализация в 2000-х годах государственных целевых программ развития сельского хозяйства обеспечила заметные успехи в возрождении отрасли (см. табл. 1). Сельскохозяйственным товаропроизводителям стали предоставляться долгосрочные кредиты с субсидированными процентными ставками на срок до восьми лет. В связи со сравнительно быстрой фондоотдачей в свиноводстве, у крупного бизнеса появилась устойчивая заинтересованность в инвестировании в отрасль.

Таблица 1

Поголовье свиней в РФ, млн голов [3]

Российская Федерация
1992
1995
2000
2005
2010
2011
Поголовье свиней в хозяйствах всех категорий
31,5
22,6
15,8
13,8
17,2
17,3

В настоящее время ежегодно на российском потребительском рынке реализуется порядка 2 млн тонн свинины, в том числе около 0,5 млн тонн импортной. В общем объеме реализации скота и птицы на убой свинина занимает около 30%. Среди регионов производителей свинины в России лидерами являются Краснодарский край – 950 тыс. голов, Татарстан – порядка 600 тыс. голов, Омская область – около 500 тыс. голов. Мелкотоварный сектор (личные подсобные и фермерские хозяйства) производят более 60% или 1,5 млн тонн свинины в живой массе.

По основным критериям эффективности российские предприятия отрасли отстают на 200–250%, а по сохранности поголовья – в 5 раз от показателей развитых стран [3]. Причина этого отставания не только в отсутствии собственных оборотных средств у предприятий и проблемах кредитования (в основном из средств Россельхозбанка при значительном залоговом обеспечении), но также в потере собственной племенной базы, устаревших технологиях, недостатке квалифицированных специалистов.

Положение усугубляется тем, что результатом присоединения России к ВТО стало падение цен на свинину на 25–30% вследствие притока импорта на российский рынок. Так, судя по операционным результатам ведущего агрохолдинга «Русагро», в первом квартале 2013 года холдинг реализовывал свинину в живой массе по средней цене 56 руб./кг, тогда как в аналогичном периоде 2012 года средняя цена реализации составляла 80 руб./кг. При этом снижение цен на свинину происходило на фоне удорожания кормов на 30–35%. В итоге, российским свиноводам приходится работать с рентабельностью, близкой к нулю, что делает отрасль на данном этапе малопривлекательной для инвестиций.

Что нужно еще сделать?

Приходится констатировать, что 18-ти лет переговоров по присоединению России к ВТО не хватило для выхода отрасли на современный мировой уровень. Не было восстановлено собственное племенное поголовье, что позволило бы отказаться от ввоза живых свиней из-за рубежа, представляющего помимо прочего серьезную ветеринарную опасность. При перспективной потребности рынка, оцениваемой в 23 млн тонн кормов, существующие в России комбикормовые заводы могут обеспечивать отрасль только на 68%. При этом удельный вес кормов в себестоимости продукции составляет порядка 70%. Поэтому целесообразно изменение структуры производства в пользу крупных свинокомплексов, имеющих более низкую себестоимостью продукции.

Следует отметить, что помимо хозяйственных рисков, вступление России в ВТО в дальнейшем может стимулировать привлечение зарубежных инвестиций в отрасль свиноводства. Модернизация и техническое перевооружение отрасли, применение новых технологий на более выгодных условиях за счет прихода в отрасль новых игроков (в т.ч. вследствие обострения конкуренции на внешних рынках) может стать фактором, который позволит повысить эффективность отрасли. В то же время, представляется маловероятной возможность выхода продукции отрасли на международные рынки, но задача обеспечить высокий темп развития отрасли для внутреннего рынка является стратегической для отечественного агропрома.

В новых условиях хозяйствования процесс государственного участия в поддержке национального АПК должен быть поэтапно переориентирован с прямого субсидирования сельского хозяйства на нетарифное регулирование и создание условий для эффективного ведения бизнеса в отрасли свиноводства.

Одним из приоритетных направлений реформации отрасли должно стать производство доступных по цене и качеству комбикормов, как для крупного свиноводческого бизнеса, так и для личных хозяйств. Государственное участие в этом процессе может быть представлено как выделением под вновь создаваемые кормопроизводственные предприятия подходящих земельных участков, поддержкой кооперации, малого и среднего бизнеса, подготовкой квалифицированных кадров, так и путем прямого создания муниципальных предприятий и организаций отраслевого назначения.

Важным рычагом обеспечения защиты отечественного сельскохозяйственного рынка в условиях ВТО может стать восстановление и развитие институтов Россельхознадзора, санитарного и ветеринарного контроля, таможни и т.п. Введение жестких норм контроля качества и безопасности импортируемой пищевой продукции, доведение стандартов контроля до уровня, соответствующего применяемым в Евросоюзе критериям, позволит оградить отечественный рынок от ожидаемой экспансии со стороны производителей низкокачественной свинины из стран Юго-Восточной Азии.

Вывод

Эти и другие меры государственного регулирования и экономического стимулирования требуют безотлагательного воплощения их в жизнь путем разработки соответствующих стратегий и программ как на федеральном, так и на региональном уровнях. Их реализация в рамках задач, провозглашенных правительством РФ Доктрины продовольственной безопасности страны [1], должна обеспечить не только выживаемость и повышение конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства в условиях ВТО, но и устойчивое национальное развитие в интересах будущих поколений.


Источники:

1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (в ред., утв. распоряжением Правительства РФ от 03.04.2013 № 510-р).
2. Осипов А.Ю. Вступление во Всемирную торговую организацию: плюсы и минусы для России // Российское предпринимательство. – 2012. – № 15. – С. 4–10.
3. Пыткин А.Н., Баландин Д.А. Социально-экономические аспекты функционирования сельских муниципальных образований Пермского края. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2012. – 177 с.
4. Экономическая безопасность России: уроки кризиса и перспективы роста / Под ред. В.А. Черешнева, А.И. Татаркина, М.В. Федорова. – Т. 1. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2012. – 1312 с.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 18:03:03