Систематизация подходов к дивидендной политике организации
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2 (224), Январь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Черенкова Н.Ю. Систематизация подходов к дивидендной политике организации // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 2. – С. 54-58.
Аннотация:
В статье рассматривается вопрос дивидендной политики российских акционерных обществ, проводится анализ существующей теоретической базы, систематизируются подходы к дивидендной политике, изучается значимость дивидендов для собственников компании и инвесторов и их роль для акционеров и рынка в целом.
Ключевые слова: дивиденды, дивидендная политика, дивидендная теория
Одним из наиболее противоречивых вопросов в области корпоративных финансов на сегодняшний день является изучение значения дивидендной политики. За рубежом данный вопрос занимает умы ученых-экономистов уже более полувека в то время как в отечественных исследованиях тема находится в начальной стадии изучения. Данный диссонанс связан с относительной неразвитостью российского фондового рынка и уровня корпоративного управления в отечественных компаниях по сравнению с западными аналогами. Таким образом, на текущий момент данная область изучения таит в себе массу нерешенных вопросов и является актуальной в силу своей высокой практической значимости.
Дивидендная политика
Большинство российских акционерных обществ до сих пор не имеют проработанной, утвержденной дивидендной политики, а их руководство зачастую не рассматривает дивиденды как фактор, способный оказать влияние на капитализацию компании и поведение текущих и потенциальных инвесторов. Акционеры, в свою очередь, рассматривают дивидендные платежи как показатель успешности и эффективности работы организации, а не как средство получения периодического дохода, предпочитая в последнем ориентироваться на показатель изменения курсовой стоимости акций. В то же время, в решениях руководства западных компаний дивиденды занимают далеко не последнее место, обеспечивая акционерам несравненно больший (по сравнению с российскими аналогами) уровень дохода.
В условиях мировой финансовой нестабильности вопросы дивидендной политики становятся тем более актуальными в силу того, что компаниям приходится осуществлять стратегический выбор между реализацией инвестиционных программ (фактически, развитием) и выплатой дивидендов (реализацией прав акционеров на получение дохода).
Исходя из вышеизложенного, можно говорить о высокой значимости проблемы дивидендной политики современных отечественных акционерных обществ в условиях неразвитости фондового рынка и нестабильности внешних условий хозяйствования, проработка которой будет способствовать как привлечению новых инвесторов (и, соответственно, притоку капитала), так и повышению прозрачности функционирования компаний на финансовых рынках.
Дивиденды представляют собой часть чистой прибыли акционерного общества, выплачиваемую держателям обыкновенных и/или привилегированных акций общества в соответствии с принадлежащей им долей в уставном капитале акциями или иным имуществом по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев и/или финансового года. [1]
Дивидендная политика, в свою очередь, отражает совокупность принимаемых руководством решений, связанных с выбором оптимальной пропорции распределения и реинвестирования прибыли в развитие компании с учетом влияния, оказываемого на ее капитализацию, а также существующих и потенциальных инвесторов. [2]
Дивидендные теории
Наиболее важным в области дивидендной политики, на наш взгляд, представляется поиск ответа на вопрос: «Каково влияние дивидендов на благосостояние акционеров компании и играют ли они какую-либо роль для инвесторов и рынка?». Для ответа на поставленный вопрос обратимся к истокам − существующим дивидендным теориям.
Так, М. Миллер и Ф. Модильяни [4] говорят о том, что дивиденды не оказывают влияния на благосостояние акционеров, а пропорция распределения прибыли на дивиденды и инвестиции не влияет на стоимость компании. Однако стоит понимать, что данная теория предполагает наличие ряда условий (отсутствие налогов и транзакционных издержек, отсутствие асимметрии информации и пр.), невыполнимых в реальной жизни, что, на наш взгляд, делает ее неприменимой к практике существующих компаний. Таким образом, данную теорию можно рассматривать не как практический инструмент, а скорее как отправную точку, задающую дальнейший ориентир исследований в области дивидендной политики.
Другие известные ученые, М. Гордон и Д. Линтнер, выдвинули теорию о том, что акционеры сильнее ценят дивиденды («синицу в руке»), чем эфемерный доход от прироста капитала в будущем, которого с учетом нестабильности фондовых рынков может и не быть [6]. Ученые доказывали, что дивиденд «в руках» менее рискован, чем возможный доход от прироста капитала «в небе» и компаниям следует выплачивать щедрые дивиденды и наращивать величину дивидендов во времени.
Однако стоит учитывать, что выплата больших дивидендов может отрицательно сказаться на будущем развитии фирмы в силу приоритетности текущего потребления. К тому же, отток средств в связи с выплатой дивидендов впоследствии придется восполнять за счет использования прочих источников финансирования, что может отрицательно сказаться на структуре капитала фирмы, и может потребовать затрат большого количества времени, усилий и средств.
Также существует теория сигнальной роли дивидендов и теория эффекта клиентуры, говорящие о значимости дивидендов для акционеров и рынка в целом. Так, в первом случае выплата дивидендов сигнализирует о текущем состоянии и перспективах компании, а во втором – говорит о том, что акционеры компании продадут свои акции в случае не устраивающей их дивидендной политики [7].
Сигнальная роль дивидендов
Основная идея сигнальной теории заключается в том, что указанная в финансовых отчетах прибыль компании не всегда адекватно характеризует ее текущее финансовое состояние. Дивиденды при этом оказываются красноречивее любых слов, отражая ожидания руководства организации относительно ее светлого будущего: повышение дивидендов может приводить к положительному изменению стоимости акций, тогда как их снижение – к ее падению. Однако, с другой стороны, выплаты высоких дивидендов могут восприниматься некоторыми инвесторами как сигнал об отсутствии у организации эффективных инвестиционных проектов, и, следовательно, перспектив развития. Это может оказать отрицательное воздействие на стоимость акций компании.
Суть вышеизложенных теорий мы отразили в следующей таблице.
Таблица
Теории, лежащие в основе дивидендной политики организации [3]
Признак
|
Теория отсутствия значимости (безотносительности) дивидендов
|
Теории значимости дивидендов
| |
Основоположники
|
Миллер, Модильяни
|
Гордон, Линтнер,
Бенарци, Мишели, Тейлер | |
Основная идея
|
На совершенных рынках капитала структура капитала не оказывает влияния на стоимость фирмы. Инвестору безразлично: получать ли доход в виде выплачиваемых дивидендов или в виде увеличения стоимости акций. Предполагается отсутствие персональных или корпоративных подоходных налогов, издержек, связанных с размещением акций и транзакционных издержек, подразумевается одинаковая доступность информация для всех участников рынка и рациональность их поведения.
|
Теория синицы в руках
|
Многие инвесторы предпочитаю получать текущий доход в виде дивидендов, а не полагаться на прибыль от прироста капитала, т.к. продажа акций в этом случае связана со значительными транзакционными издержками. Всегда существует риск снижения стоимости акций по не зависящим от компании причинам, следовательно дивиденды являются более «надежным» видом дохода для инвестора.
|
Теория сигнализации
|
Инвесторы оценивают перспективы компании и ее финансовое состояние, анализируя получаемые дивиденды.
| ||
Теория клиентуры
|
Многие инвесторы выбирают компанию с учетом ее дивидендной политики
| ||
Связь
с практикой |
Невыполнима на практике вследствие введенных авторами условий и ограничений
|
Все три концепции в той или иной мере находят отражение на практике, однако их влияние на дивиденды зачастую спорно
| |
Альтернативная
|
Взаимодополняющие
|
Вывод
Сегодня можно говорить о том, что существует несколько взглядов на дивидендную политику организации, ее роль и значимость для организации, акционеров и рынка в целом. Некоторые концепции, лежащие в основе затронутой темы, построены на упрощающих моделях и неприменимы к практике, а другие представляются более практическими, что позволяет задавать дальнейшие ориентиры в области исследования с целью оптимизации существующих решений по части дивидендных выплат.
На наш взгляд, сигнальная роль дивидендов велика. И важен не только объем и периодичность дивидендных выплат, но и в принципе сам факт опубликования информации о принятых руководством решения. Это позволяет повысить прозрачность рынка и доступность информации для его участников, что в конечном итоге оказывает положительное влияние на его функционирование и развитие.
[1] Определение автора на основании новой редакции [1]
[2] Определение автора на основании источников [2, 3]
[3] Таблица автора
Источники:
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:16:02