Урегулирование налоговой задолженности: комплексное решение

Муталимова П.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 22 (220), Ноябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы урегулирования налоговой задолженности с позиций комплексного подхода. Его суть заключается в дифференциации налогоплательщиков-должников по группам с позиции частоты допускаемых ими налоговых нарушений и возможности взыскания налоговой задолженности. Рекомендуемые налоговым органам действия вытекают из особенностей выделяемых групп.

Ключевые слова: налоговая задолженность, Республика Дагестан, классификация групп налогоплательщиков



Повышение эффективности налогового контроля и качества работы налоговых органов рассматривается как фактор роста доходов бюджетной системы России. Таким образом, одной из основных задач налоговых органов на современном этапе становится обеспечение полноты и своевременности внесения в бюджет установленных законодательством налогов и сборов.

В практической деятельности налоговых органов большой проблемой на пути решения данной задачи является существование налоговой задолженности, которая возникает у налогоплательщиков по причинам, как зависящим, так и не зависящим от них.

В связи с этим вопросы урегулирования налоговой задолженности должны найти свое решение в комплексном подходе, учитывающем баланс контрольных и сервисных функций налоговых органов с одной стороны, и социально-экономических функций хозяйствующих субъектов – с другой.

Для достижения баланса интересов бюджета и хозяйствующих субъектов предлагаются различные методы, к числу которых относятся меры как добровольного, так и принудительного характера, в том числе и судебные.

Существует непосредственная взаимосвязь налоговой задолженности со степенью эффективности социальной политики государства, инфляцией и т.д.

Наличие налоговой задолженности у хозяйствующих субъектов может быть определена как один из существенных дестабилизирующих факторов, ограничивающих финансовые возможности регионов Российской Федерации и неэффективного налогового администрирования. В качестве примера приведем данные по Республике Дагестан (см. табл. 1 выше).

Ситуация с налоговой задолженностью в Республике Дагестан

За анализируемый период ВРП в Республике Дагестан увеличился в 1,2 раза, тогда как задолженность возросла в 3,3 раза на фоне роста поступлений налогов и сборов в 1,3 раза.

Удельный вес налоговой задолженности возрос с 0,89 до 2,44 процента, а к сумме поступлений налогов и сборов – с 16,2% до 42,0%.

Из данных таблицы можно сделать вывод о наличии серьезных проблем в деятельности налоговых органов Республики Дагестан в сфере урегулирования налоговой задолженности.

С позиций налогового администрирования задолженность перед бюджетом по налогам и сборам имеет довольно сложную структуру, в которой выделяется:

1) задолженность перед бюджетом, возможная к взысканию;

2) задолженность перед бюджетом, невозможная к взысканию;

3) задолженность перед бюджетом по пеням и санкциям.

Структура и динамика налоговой задолженности имеет объективные различия по регионам, как по структуре, так и по динамике. Данные по задолженности по Республике Дагестан приведены в табл. 2 (см. на с. 192).

Таблица 2

Структура и динамика налоговой задолженностипо Республике Дагестан за 2009–2011 гг.

Как видно из данных таблицы, за 2009–2011 гг. суммарная задолженность перед бюджетом увеличилась в 3, 3 раза. При этом недоимка увеличилась в 1,8 раза: с 1715,5 млн руб. до 3159,6 млн руб.

В 2011 г. за счет принятия налоговыми органами мер в Дагестане урегулирована задолженность на сумму 4305,9 млн руб., что в 7,5 раза больше, чем в 2009 году. При этом значительный удельный вес приходится на судебную форму урегулирования налоговой задолженности: применение процедур банкротства – 71,7%) и взыскание Службой судебных приставов РД по решениям судебных органов – 26,2%.

Применение экономических инструментов регулирования налоговой задолженности (отсрочка, рассрочка) имеет отрицательную динамику, что свидетельствует об отсутствии какихлибо четких критериев и системности в деятельности налоговых органов республики по урегулированию налоговой задолженности.

Дифференцированный подход при взыскании налоговой задолженности

Поиск эффективных мер взыскания налоговой задолженности должен базироваться на принципе поддержания стабильности в сфере исполнения налоговых обязательств.

Представляется целесообразным выработать определенную программу в целях взыскания образовавшейся задолженности и устранения факторов, приводящих к ее образованию в последующем.

Для эффективного управления налоговой задолженностью предлагаем дифференцированный подход, опирающийся на классификацию налогоплательщиков-должников и действий налоговых органов по следующим группам (см. табл. 3 ниже).

Таблица 3

Классификация налогоплательщиков-должников группам

Проставив в правой колонке оценочные показатели, налоговые органы имеют возможность системной организации работы с должниками. Другими словами, регулирующие действия экономического характера, направленные на соблюдение норм закона, носят более дифференцированный подход.

Предложенную группировку можно провести как в разрезе налогоплательщиков – юридических и физических лиц, так и по видам экономической деятельности и уплачиваемых налогов.

Заключение

Рассмотрев классификацию групп и проанализировав полученные данные можно сделать выводы о результативности мер урегулирования налоговой задолженности.

Результаты анализа также свидетельствуют об активности и слаженности государственных органов власти по реальному взысканию налоговой задолженности.


Источники:

1. Налоговый кодекс РФ.
2. Гираев В.К. Реструктуризация налоговой задолженности: курс лекций: учебное пособие. − Махачкала: ИПЦ ДГТУ, 2011.
3. Мешков Р.А. О действенности механизма регулирования налоговой задолженности организаций // Все для бухгалтера. − 2008. − № 11.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:59:30