Становление этической экономики: теория и практика
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 20 (218), Октябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматривается вопрос о роли «зеленых» акционеров в формировании ответственной корпоративной политики компании. Определены основные эффекты от деятельности «зеленых» инвесторов, подчеркиваются их нефинансовые выигрыши. На основе анализа деятельности «зеленых» инвестиционных фондов и «зеленых» инвесторов Франции прогнозируется развитие этической экономики в России, где стимулирующую роль, так же как и во Франции, должно взять на себя государство.
Ключевые слова: «зеленые» инвесторы, экологическая ответственность, социально-ответственные инвестиции, эффект присутствия ответственных акционеров, государственное вмешательство
Этическая экономика – это экономика, в которой действуют «зеленые» инвесторы, а также предприятия, применяющие политику улучшения состояния окружающей среды или реализующие ответственную социальную политику. В процессе принятия решения о вложениях «зеленые» инвесторы, как правило, рассматривают не только экономические, но и этические факторы деятельности компаний.
Три эффекта деятельности «зеленых» инвесторов
Этические факторы можно разделить социальные и экологические. К первой подгруппе относятся, например, условия материальной и нематериальной компенсации, равные возможности для женщин и мужчин, культурные и спортивные мероприятия для сотрудников, благотворительная деятельность компании. Ко второй подгруппе относится информация о промышленных отходах, своевременная модернизация производственных технологий, позиция компании по отношению к национальной политике охраны окружающей среды.
Ранее в исследованиях [1] были представлены два основных эффекта деятельности «зеленых» инвесторов: прямой эффект инвестиций и эффект сигнализирования. Прямой эффект от инвестиционной деятельности проявляется в продаже акций «безответственных» компаний, например, производителей алкоголя, либо в отказе от их приобретения, то есть все то, что вызывает удорожание капитала. Эффект сигнализирования проявляет себя немного иначе. «Зеленые» инвесторы понимают, что они неспособны значительно повлиять на ситуацию в экономике, поэтому их действия в основном направлены на то, чтобы привлечь внимание правительства к данной проблеме.
Рассмотрим третий возможный эффект присутствия ответственных акционеров – эффект участия в голосовании. Тем самым инвесторы могут способствовать модернизации производства, например, увеличивать расходы для внедрения более безопасных технологий. Развивающиеся страны только недавно начали принимать новые правила игры этической экономики. Экономические эффекты данных правил пока еще недостаточны для изменения приоритетов менеджмента, однако их роль будет только возрастать, так как общество во всем мире начинает осознавать опасность дальнейшего ухудшения экологической обстановки и необходимость улучшения политики охраны окружающей среды.
Нефинансовые выигрыши «зеленых» инвесторов
Специфический характер «зеленых» инвестиций, которые приносят не только финансовые, но и моральные выигрыши, влияет на классическую мотивацию инвесторов и их поведение. В 2005 году Бил и соавторы [2] доказали, что никакая мотивация (финансовые и нефинансовые выгоды или получение социального статуса) не может полностью объяснить то или иное поведение «зеленого» инвестора. Всегда существует компромисс. Авторы статьи предложили три способа учета нефинансовых выигрышей:
1) психологический выигрыш как эквивалент удовольствия от участия в азартной игре;
2) расчет показателя «уровня этичности» инвестиции. Возникает пространство риск-доходность-этичность, то есть в данной модели инвестор может согласиться на меньшую доходность, если степень этичности инвестиции выше;
3) психологический выигрыш как эквивалент счастья, получаемого от приятных занятий. В данном случае мы применяем инструментарий, разработанный исследователями экономики счастья.
Многие экономисты пытались найти способы стимулировать участие предприятий в охране окружающей среды без давления со стороны правительства. В работе 2008 года [3] Брекке и Ниборг исследовали влияние ответственной политики на процесс рекрутинга. Авторы предположили, что работники выбирают компании, где они готовы работать с большим энтузиазмом, и при этом требовать меньшую компенсацию. Компания может предложить низкую зарплату в сочетании с сильной ответственной политикой, что станет для работников нематериальной компенсацией.
В заключение можно рассмотреть работу, посвященную роли корпоративной репутации. Практически все исследователи сходятся во мнении, что хорошая репутация является конкурентным преимуществом. В статье 2007 года [4] Сабрина Хельм утверждает, что репутация является нематериальным активом компании. Желание повлиять на ожидаемые оценки компании инвесторами и другими агентами может объяснить, почему загрязняющие компании начинают проводить модернизацию производства даже если это идет в разрез с экономической мотивацией наращивать прибыль.
Этическая экономика и стимулирующая роль государства
Практическое исследование социально ответственных инвестиционных фондов и состава акционеров соответствующих компаний было проведено на примере Франции. На сегодняшний день там функционирует около тридцати «зеленых» фондов. Однако даже французские по происхождению фонды предпочитают вкладываться в зарубежные компании. В среднем портфель насчитывает 50 ценных бумаг, из которых в среднем только 7 выпущены французскими эмитентами, то есть менее 15%. Такая ситуация, с учетом того, что анализируется развитая экономика, заставляет задуматься о том, что этическая экономика в целом находится на начальном этапе своего развития. В результате анализа портфелей были отобраны 70 французских компаний.
Рассмотрим состав основных акционеров предприятий. Среди двенадцати «зеленых» предприятий, то есть тех предприятий, которые занимаются переработкой промышленных отходов и производством солнечной и ветровой энергии, только одно имеет в качестве основного акционера «зеленый» фонд, это Suez Environment. Следует отметить, что среди основных акционеров восьми «зеленых» компаний нет ни одного «зеленого» агента, при этом государство участвует в деятельности только четырех компаний. Как правило, большая часть ценных бумаг остается на руках владельцев предприятий, что вынуждает инвестировать в реформирующиеся компании.
Среди крупнейших акционеров 58 реформирующихся предприятий «зеленые» фонды представлены только в четырех компаниях. При этом государство участвует в совете акционеров 21 компании, что позволяет сделать общий вывод о том, что этическая экономика в целом сформировалась благодаря государственному вмешательству. Поскольку в России государство также владеет акциями ключевых предприятий, логично предположить, что именно государство способно дать толчок для развития этической экономики. Тем не менее, нельзя отрицать значение фондов социально ответственных инвестиций. Судя по количеству иностранных ценных бумаг, входящих в портфели французских фондов, национальная экономика просто пока не способна предложить достаточно широкий выбор объектов для инвестирования.
Сценарий развития этической экономики в России
Можно отметить две тенденции. Положительная тенденция заключается в том, что государство способно повлиять на становление этической экономики через участие в деятельности загрязняющих компаний, что вполне применимо и в российских реалиях, где государство владеет акциями почти всех ключевых для национальной экономики компаний. Негативная тенденция заключается в том, что даже в такой развитой стране выбор объектов для «зеленых» инвестиций не является простым делом.
В России становление и развитие этической экономики будет складываться по французскому сценарию: передовыми в продвижении этических принципов корпоративной политики будут государственно-частные предприятия, являющиеся ключевыми для нашей экономики, а имеющиеся или появляющиеся «зеленые» фонды в начале своей деятельности будут уходить за рубеж для формирования хорошо диверсифицированных портфелей. В ходе исследования был показан потенциал развития этической экономики, то есть количество предприятий, применяющих ответственную корпоративную политику, будет только расти.
Источники:
2. Beal, D.J., Goyen, M. and Phillips, P. Why do we invest ethically? Journal of Investing. 2005. Vol. 14 No. 3. pp. 66−77.
3. Brekke, K.A., Nyborg K. Attracting responsible employees: Green production as labor market screening. Resource and Energy Economics. 2008. 30 (4). 509−526.
4. Helm, S., The role of Corporate Reputation in Determining Investor Satisfaction and Loyalty. Corporate Reputation Review. 2007. Vol.10. No.1. pp. 22−37.
Страница обновлена: 27.11.2024 в 15:07:09