Взаимосвязь налогового потенциала и налоговой нагрузки в механизме реализации налоговой политики
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10 (208), Май 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье исследована взаимосвязь налогового потенциала и налоговой нагрузки в механизме реализации налоговой политики. Представлен анализ налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации в процентах от ВВП. Рассмотрены наиболее значимые факторы, воздействующие на уровень налоговой нагрузки и, следовательно, на рост налогового потенциала. Определены основные направления повышения эффективности процесса взаимосвязи налоговой нагрузки и налогового потенциала отраслей экономики.
Ключевые слова: предпринимательство, ресурсы, ввп, налоговая нагрузка, налоговый потенциал
Проблемы повышения эффективности российской налоговой политики во взаимосвязи и взаимообусловленности налогового потенциала отраслей экономики и уровня налоговой нагрузки приобретают особую актуальность в свете поставленных задач по модернизации экономики.
Проанализировав и взаимосвязь налоговой нагрузки и налогового потенциала можно выявить оптимальную отраслевую структуру налоговых изъятий, обеспечивающую на практике относительное налоговое равновесие, не противоречащее как экономическим интересам предпринимательства, так и фискальным интересам государства.
Равновесное налоговое бремя и рост налогового потенциала
Налоговый потенциал можно определить как совокупную и дифференцированную по отраслям возможность и способность хозяйствующих субъектов уплачивать в бюджет, установленный налоговым законодательством объем налоговых изъятий.
Налоговую нагрузку можно обозначить как совокупное налоговое изъятие обязательных платежей с хозяйствующих субъектов экономики, в целях покрытия текущих расходов бюджета и реализации регулирующей функции налога.
Отраслевой налоговый потенциал можно обозначить как совокупность имеющихся в какой-либо отрасли средств и экономических возможностей как для собственного роста и повышения рентабельности хозяйствующих субъектов, функционирующих в этих отраслях, так для увеличения ими фискальных выплат.
Отраслевую налоговую нагрузку обозначим как реализуемое на нормативно-законодательной основе налоговое давление, охватывающее ресурсы всех отраслей экономики и субъектов всех форм собственности.
Налоговый потенциал, в конечном итоге, непосредственно реализуется в форме налоговой нагрузки и наоборот – взаимосвязь и взаимозависимость этих двух экономических явлений очевидна. Именно поэтому крайне важно достичь баланса фискальных интересов государства и роста возможностей фискальных источников. Налоговая нагрузка, с точки зрения эффективности налоговых процессов в государстве и обществе, не должна складываться стихийно, а может и должна быть регулируема и органически встроена в государственную политику развития отраслей экономики. Расширение и укрепление налогового потенциала должно опираться на усиление регулирующей и стимулирующей функций налогов в привязке к составу и объему налоговых поступлений и уровня развития той или иной отрасли экономики. Налоговая нагрузка не должна подрывать предпринимательскую активность как существующую, так и потенциальную. Сформировать эффективную налоговую систему в будущем возможно лишь при экономически обоснованном распределении налоговой нагрузки в настоящем.
Взаимосвязь налоговой нагрузки и налогового потенциала проявляется через показатель удельного веса (доли) налоговых изъятий в структуре ВВП. Эффективное распределение налоговой нагрузки в отраслях экономики позволит решить проблему разрыва между формально вменяемой и реально собираемыми налоговыми платежами [1]. Сравнивая соотношение установленных объемов сбора налогов с суммами их фактических поступлений в бюджет, а также объемы и структуру налоговой задолженности, налоговая политика может быть пересмотрена через налоговые ставки, льготы и другие элементы налогов, изменяя налоговую нагрузку на неблагополучные отрасли экономики. Таким образом, формирование равновесного налогового бремени является гарантией роста налогового потенциала.
Как найти «золотую середину»?
Современные отечественные и зарубежные экономисты едины во мнении, что налоговое изъятие у производителей более свыше 32−35% добавленной стоимости делает невыгодными инвестиции в расширение производства. Показатель налогового бремени в России имеет тенденцию к росту и близок к развитым экономикам, а не к развивающимся, каковой является отечественная экономика. За последние три года налоговая нагрузка в России существенно увеличилась – с 31,7% в 2009 году до 36,6% в 2011 году (см. табл.).
Таблица
Налоговые поступления в бюджет РФ, в % ВВП*
Вид налога
|
годы
| |||||
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
| |
Налог на прибыль
|
6,21
|
6,53
|
6,09
|
3,26
|
3,95
|
4,36
|
НДФЛ
|
3,46
|
3,81
|
4,04
|
4,29
|
3,98
|
3,70
|
Социальные
взносы |
5,35
|
5,96
|
5,52
|
5,93
|
5,51
|
6,55
|
НДС (внутр)
|
3,43
|
4,18
|
2,42
|
3,03
|
2,96
|
3,20
|
Акцизы (внутр)
|
0,94
|
0,87
|
0,76
|
0,84
|
0,98
|
1,13
|
НДС (имп)
|
2,18
|
2,62
|
2,75
|
2,25
|
2,60
|
2,82
|
Акцизы (имп)
|
0,06
|
0,08
|
0,09
|
0,05
|
0,07
|
0,09
|
Налоги на совокупный доход
|
0,41
|
0,43
|
0,45
|
0,45
|
0,46
|
0,44
|
Налоги на имущество
|
1,15
|
1,24
|
1,20
|
1,47
|
1,40
|
1,27
|
Налоги за пользование природными ресурсами
|
4,41
|
3,71
|
4,22
|
2,79
|
3,21
|
3,90
|
Госпошлина
|
0,13
|
0,13
|
0,12
|
0,12
|
0,23
|
0,20
|
Налоги на экспорт−импорт
|
8,57
|
7,24
|
8,69
|
6,92
|
7,18
|
8,70
|
Платежи при пользовании природными ресурсами
|
0,35
|
0,25
|
0,33
|
0,22
|
0,17
|
0,22
|
Административные платежи и сборы
|
0,03
|
0,14
|
0,02
|
0,02
|
0,02
|
0,02
|
Итог
|
36,69
|
37,18
|
36,68
|
31,65
|
32,72
|
36,58
|
Налогоплательщики, физические и юридические лица, как основные носители налоговой нагрузки, формируют налоговый потенциал, который отражает в первую очередь фискальные интересы государства. С какой бы стороны не рассматривался вопрос оптимизации налогового бремени, логически он всегда упирается в проблемы платежеспособности хозяйствующих субъектов, в проблему развития налогового потенциала.
Инструментами, обеспечивающими эффективность процесса взаимосвязи налоговой нагрузки и налогового потенциала можно обозначить налоговое планирование и налоговое прогнозирование на макро-уровне. Реальное функционирование этих институтов налогового процесса позволит определить оптимальные пределы налоговой нагрузки, некую «золотую середину», позволяющую обеспечить финансирование расходов государства не подавляя активность хозяйствующих структур, с обязательным моделированием возможных сценариев развития той или иной макроэкономической ситуации. Эффективное действие институтов прогнозирования и планирования позволит обеспечить стабильность налоговой системы и, как следствие, гарантировать рост и дальнейшее устойчивое развитие налогового потенциала [2]. Кроме того, если уровень налогового бремени велик, но предсказуем и стабилен, экономические агенты могут адаптироваться к нему, осуществляя свою хозяйственную деятельность исходя из сложившихся определенных налоговых предпосылок. Таким образом, налоговый потенциал отечественной экономики должен базироваться на принципе стабильности. При этом абсолютной стабильности налоговой нагрузки добиться невозможно по причине того, что на налоговый процесс в государстве и на уровень налоговой нагрузки существенным образом влияют множество факторов.
Факторы, воздействующие на рост налогового потенциала
Остановимся на рассмотрении наиболее значимых факторов, воздействующих на уровень налоговой нагрузки и, следовательно, на рост налогового потенциала:
− экономические факторы − состояние экономики в целом (уровень ее развития, экономический рост), состояние и инновационный потенциал основных бюджетообразующих отраслей экономики, инвестиционный климат, объемы материальных, финансовых и трудовых ресурсов экономики, экономические кризисы и т.д.
− политические факторы − политическая стабильность, действенность институтов власти, законодательная база регулирующая налоговые правоотношения и общеэкономические взаимоотношения, экономические потоки в государстве.
− социальные факторы − объем государственных социальных гарантий населению (пенсионные, медицинские, образовательные и т.д.), уровень и качество жизни населения, демографическая ситуация (рождаемость-смертность) и т.д.
− природно-географические факторы − географическое расположение природных ресурсов (ресурсно-сырьевой потенциал регионов России), уровень загрязнения ОПС, аномальные природно-климатические явления и т.д.
Систематизация указанных факторов позволяет выявить и сформулировать направления эффективной налоговой политики. Современная налоговая политика государства должна быть активной и независимой: активной при осуществлении фискальной, регулирующей, стимулирующей, контрольной функций, и независимой, неуязвимой при возникновении негативных явлений и ситуаций в экономике. Достижение этих двух параметров возможно при обеспечении оптимального баланса категорий: «налоговая нагрузка − налоговый потенциал».
Взаимозависимость налоговой нагрузки и налогового потенциала не должна рассматриваться лишь как механическое сопоставление заданных фискальных критериев и фактически достигнутых результатов. Указанная взаимосвязь должна определять стратегические целевые установки бюджетно-налоговой политики государства. Кроме того, значимый характер приобретает как оценка общего предпринимательского восприятия, так и степень удовлетворения ожиданий общества в целом касательно результатов налоговой политики.
Как обеспечить взаимосвязь налоговой нагрузки и налогового потенциала?
К основным направлениям повышения эффективности процесса взаимосвязи налоговой нагрузки и налогового потенциала отраслей экономики следует отнести:
− определение эффективных пределов налоговой нагрузки, адекватной стратегическим целям экономической политики государства;
− переход от экспортно-сырьевой направленности к инновационному типу экономического роста и развития налогового потенциала;
− формирование прозрачной и объективной системы показателей как прогнозных оценок, так и фактических результатов распределения налоговой нагрузки по отраслям экономики, характеризующая процесс формирования и использования налогового потенциала государства;
− усиление стимулирующего воздействия налоговой нагрузки на развитие экономических процессов в отраслях экономики при стабильном выполнении фискальной функции;
− предоставление полномочий региональным органам власти в части корректировки элементов налога исходя из расчетных величин налоговой нагрузки и налогового потенциала в увязке с программами развития региона.
Реализация указанных мер позволит стимулировать развитие регионов и активизировать органы власти субъектов федерации к формированию оптимальной структуры экономики и источников формирования доходов бюджетной системы, что обеспечит органическую взаимосвязь и единство налогового потенциала и налоговой нагрузки.
Источники:
2. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для бакалавров. − М.: Юрайт, 2012.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 21:07:23