Инвестиционное кредитование МБРР в России
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11 (35), Ноябрь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Ахундов Р.О. Инвестиционное кредитование МБРР в России // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 11. – С. 28-31.
Аннотация:
Известно, что основным видом операций Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР) является финансирование инвестиционных проектов и программ в области городской и социальной инфраструктуры, энергетики, транспорта, сельского хозяйства, охраны окружающей среды.
Ключевые слова: иностранные инвестиции, МБРР
Известно, что основным видом операций Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР) является финансирование инвестиционных проектов и программ в области городской и социальной инфраструктуры, энергетики, транспорта, сельского хозяйства, охраны окружающей среды.
Структурные займы.
Кроме инвестиционных, за 9 лет сотрудничества МБРР предоставил Российской Федерации 8 структурных займов на общую сумму 6,2 млрд. долл. Россия же привлекала эти займы на следующие цели:
‑ Первый и Второй реабилитационный займы (Rehabilitation Loans) использовались на финансирование импорта товаров для поддержки программы макроэкономической стабилизации и структурных преобразований;
‑ Займы на структурную перестройку экономики (Structural Adjustment Loans) – на поддержку макроэкономических реформ в области налогообложения, развития частного сектора, реструктурирования естественных монополий, реформы банковской системы и либерализации торговой политики;
‑ Первый и Второй займы на структурную перестройку угольного сектора (Coal Sector Adjustment Loans) – на реструктуризацию угольной промышленности путем совершенствования системы государственного управления отраслью; прекращения субсидирования угольной промышленности из средств федерального бюджета; закрытия убыточных шахт и обеспечения социальной защиты уволенным работникам и их семьям; приватизации жизнеспособных угольных предприятий для стимулирования эффективного и устойчивого развития отрасли (на эти цели в рамках Второго угольного займа было предусмотрено два приватизационных транша по 100 млн. долл. США каждый).
Заем на структурную перестройку системы социальной защиты населения (Social Protection Adjustment Loan) – поддержка усилий Правительства РФ по реформе системы пенсионного, медицинского и социального страхования, социальной поддержки и обеспечения занятости безработных.
Финансовые условия структурных займов по срокам погашения и процентным ставкам являются такими же, как и для инвестиционных займов.
Проблемы эффективности использования займов.
В последние годы сотрудничество России и МБРР сталкивается с серьезными проблемами. Это подтверждается такими фактами, как задержками в реализации займов, их низкими рейтингами, практическим отсутствием новых займов. Всё чаще возникает вопрос об экономической эффективности и целесообразности использования Россией средств банка. Это касается как инвестиционных, так и структурных займов. Эта тема в последнее время привлекает все большее внимание со стороны российских политиков, экономистов, широкой общественности.
Оценивая проблемы, связанные с эффективностью использования инвестиционных займов МБРР, Счётная Палата приводит следующие аргументы:
1. Соответствие целей ряда проектов или их отдельных компонентов задачам социально-экономического развития России является проблематичным. Часть инвестиционных займов привлекалась без достаточных технико-экономических обоснований. К таким проектам относятся Жилищный проект, Проект передачи ведомственного жилищного фонда, Проект осуществления приватизации, Проект повышения энергоэффективности и другие.
2. Заемные средства распылены по большому числу не связанных между собой проектов. Необходимо заметить, что МБРР в Стратегии деятельности Всемирного банка в Российской Федерации, принятой в декабре 1999 г. (Country Assistance Strategy - 99) также признает непродуманность кредитного портфеля банка, по крайней мере, в первые годы сотрудничества с Россией: «Оглядываясь назад и с учетом того, что, будучи новым заемщиком Россия не имела опыта использования процедур и реализации проектов банка, следует признать, что на начальном этапе нашего сотрудничества инвестиционное кредитование осуществлялось слишком поспешно и по слишком широкому кругу направлений».
3. Реализация проектов МБРР приводит к значительному увеличению финансовой нагрузки на федеральный бюджет, поскольку в кредитном портфеле велика доля так называемых займов технического содействия, средства которых направляются на институциональное развитие, т.е. совершенствование системы государственного управления и поддержку проводимой государственной политики в тех или иных областях (Проект развития службы занятости населения и социальной защиты, Заем для оказания технической помощи приватизации и др.), такие займы являются затратными и погашаются и обслуживаются за счет бюджетных доходов; кроме того, затратные компоненты имеются и во всех других займах МБРР и нередко составляют существенную их долю.
4. В рамках займов значительные средства расходуются на оплату консультационных услуг (особенно услуг иностранных консультантов) и содержание персонала ГРП. При этом, по мнению Счетной палаты, большинство работ, выполненных высокооплачиваемыми иностранными консультантами, фактически остается невостребованными, кроме того, качество этих работ также во многих случаях вызывает серьезные сомнения.
В настоящее время основной задачей сотрудничества России и МБРР является обеспечение максимально эффективной реализации существующего портфеля инвестиционных займов банка. Разрыв или сокращение в той или иной форме взаимного сотрудничества с банком на практике означал бы отказ от льготных кредитных ресурсов. К мерам, способным повысить эффективность реализации существующего портфеля проектов МБРР, можно отнести аннулирование займов или отдельных компонентов займов, утративших народнохозяйственную эффективность; реструктуризацию сохранивших потенциал реализации займов.
Учитывая тяжелую ситуацию с государственной внешней задолженностью России, в ряде случаев вместо получения займов целесообразнее было бы привлечение гарантий МБРР, не увеличивающих сумму долга страны.
Основной задачей России на ближайшие несколько лет должна стать максимально эффективная реализация существующего портфеля инвестиционных займов МБРР. Для этого необходимо аннулировать займы, или отдельные компоненты займов, утратившие экономическую эффективность и реструктурировать сохранившие потенциал.
Также в кратко- и среднесрочной перспективе не следует отказываться и от привлечения новых инвестиционных займов МБРР, отдавая приоритет тем займам, которые будут давать ощутимую отдачу для экономики страны.
Что же касается привлечения новых инвестиционных займов МБРР, то приоритет должен отдаваться тем займам, которые будут давать не только ощутимую отдачу для экономики страны, но и обеспечивать возврат заемных средств.
Источники:
2. Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. -М., 1994.
3. Шреплер Х.А. Международные экономические организации: Справочник. - М.: Международные отношения, 1997.
4. Петров М.В. Проблема обеспечения интересов России во взаимоотношениях с МБРР. Серия «Актуальные валютно-финансовые проблемы России», 2001.Выпуск № 2 (рукопись).
5. Зимин И.Н., Пономарев В.В. Всемирный банк и инвестиционные проекты. – М.: Инвестиционный эксперт, 1998, № 1, стр. 15-18.
6. Моисеев А.А. Международные кредитно-финансовые организации. Правовые аспекты деятельности. – М.: Издательство “НИМП”, 1999.
7. Отчет о ходе реализации Стратегии деятельности Группы Всемирного банка в Российской Федерации. - М.: Сотрудничество. Информационный бюллетень Представительства Всемирного банка в России . – 2001, № 15-16.
8. The World Bank Annual Reports, 1999-2001.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:44:45