Корпоративная программа управления операционными рисками в строительной организации
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7 (205), Апрель 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы управления операционными рисками в строительной организации, обосновывается необходимость создания комитета риск-менеджмента в организации.
Ключевые слова: строительная организация, операционные (производственные) риски, комитета риск-менеджмента, методы выявления рисков, средняя допустимая нагрузка риска
В настоящее время в строительных организациях существует проблема введения корпоративной программы риск-менеджмента организации, которая должна включать основные элементы системы управления организацией. Риск-менеджмент строительной организации предполагает организационные изменения − создание комитета риск-менеджмента, а также введение в систему управления бизнес процессов, ориентированных на управление рисками, которые вовлекают специалистов всех уровней управления строительной организации.
Комитет по риск-менеджменту и его обязанности
Комитет по риск-менеджменту должен осуществлять контроль над руководством программой риск-менеджмента. Комитет риск-менеджмента должен также нести ответственность:
− за определение целей и стратегий риск-менеджмента;
− координирование работ и обеспечение реализации программы риск-менеджмента;
− составление отчетов по выявленным рискам, инцидентам, несчастным случаям, требованиям, потерям и тенденциям;
− обеспечение согласования выполняемых действий с уставом строительной организации;
− рассмотрение и одобрение стандартов и лучших практик управления операционными (производственными) рисками;
− принятие решений по страхованию и самострахованию.
Поскольку программу управления операционными (производственными) рисками осуществляет комитет по риск-менеджменту, в состав комитета необходимо включать также руководство производственных подразделений (начальников участков); руководство отдела технической безопасности (или службы главного инженера), технологического надзора.
У представителей производственных подразделений – членов комитета риск-менеджмента строительной организации в качестве обязанностей должно быть:
− выполнение целей и стратегий программы риск-менеджмента;
− непрерывная оценка рисков, которые могут принести убытки или потери, или прерыванию бизнеса;
− непрерывная оценка идентифицированных рисков и определение последствий их воздействия, вероятности и частоты возникновения;
− разработка и реализация мер для устранения, управления или уменьшения взвешенной критичности оцененных рисков;
− развитие положительного восприятия страховщиков различных рисков;
− подготовка отчетов об идентификации и оценки риска;
− ведение базы данных непрерывной оценка инцидентов, несчастных случаев и потерь для определения тенденций и осуществления корректирующих действий;
− постоянная оценка существующих программ управления рисками для обеспечения эффективности издержек по управлению рисками;
− проведение анализа методик оценки рисков для определения эффективности лучших методов, собственно разработанных и международных методик и оценки продвижения строительной организации к существующим стандартам риск-менеджмента;
− реализация программы управления рисками, для выполнения требований стандартов риск-менеджмента;
− инициирование действий для уменьшения подверженности производственному риску;
− составление отчетов по риск-менеджменту для руководства строительной организации на регулярной основе.
Методология оценки рисков в организации
Важным аспектом корпоративной программы управления операционными рисками является применяемая методология идентификации и оценки рисков, которая определяется комитетом по риск-менеджменту. На основе изучения лучших практик риск-менеджмента и его методологий для организаций, нами предложена следующая методология оценки рисков в организации [1, 2].
1. Вычисление допустимой нагрузки риска, общего для строительной организации и ее отдельных подразделений.
На ежегодной основе определяется допустимая рисковая нагрузка на строительную организацию в целом и каждое из ее подразделений. Это не только позволяет убедиться, что строительная организация страхует риски «катастрофических» потерь, но также гарантирует, что уровни рисков не установлены выше предельно определенных для организации в целом и ее отдельных подразделений.
2. Идентификация рисков. Несмотря на то что данные решения считаются стратегическими, оценка степени риска и сопоставительный анализ проводится внешними специалистами. Предлагается использовать для идентификации рисков методологии, основанной на выявлении рисков по бизнес-процессам, источнику риска и относительному размеру риска.
В соответствии с этим процесс идентификации рисков включает следующие этапы:
2.1. Стратегическая оценка потенциально возможных рисковых ситуаций. На данном этапе анализируется информация:
− о видах используемых ресурсов, в том числе работе персонала;
− о критическом воздействии внешних факторов: подрядчиков, поставщиков, обслуживающих компаний;
− о бизнес-процессах в системе управления строительной организации с точки зрения правильности их реализации;
− о строительной продукции.
2.2. Оценка влияния риска. В стандарте IEC/ISO 31010 рассмотрены 31 методика оценки риска. Они покрывают максимально широкий диапазон рисков, возникающих в бизнес-процессах для событий различной степени неопределенности и на разных этапах жизненного цикла. Среди них такие известные подходы, как Reliabilitycenteredmaintenance (RCM), Humanreliabilityanalysis (HRA), Rootcauseanalysis (RCA), Failuremodeeffectanalysis (FMEA/FMECA), Hazardandoperabilitystudies (HAZOP), FTA (Fault Tree Analysis), ETA (Event Tree Analysis), Hira (Hazard Identification and Risk Assessment) и другие.
2.3. Оценка риска. Оценка степени риска должна проводиться не только для существенных рисков, но также и средних и незначительных рисков. Если риск с возможным воздействием в размере 50 млн руб. проявился в размере 5 млн руб. потерь, это может быть расценено как успех команды риск-менеджмента, в противном случае, если риск с возможным воздействием в размере 5 млн руб. проявился в таком же размере, это говорит об отсутствии или неэффективной работе команды риск-менеджмента в организации. Большинство существенных рисков состоит из ряда незначительных, идентификация которых позволяет выявить причины возникновения существенных рисков.
3. Оценка критичности. Определение критического характера каждого из идентифицированных рисков осуществляется в соответствии с его природой. Определяя степень воздействия и вероятность возникновения рисков, устанавливаются рейтинги, которые учитывают различные типы рисков, результаты сравнения рисков в различных подразделениях организации, оценку важности рисков и продвижение методологии уменьшения воздействия рисков. Оценка критичности должна использоваться для установления в организации общей системы защищенности от рисков.
4. Формулировка миссии риск-менеджмента в организации. Результативность риск-менеджмента в строительной организации должна проявляться в сокращении потерь материальных ценностей и финансовых ресурсов. Высокий уровень риск-менеджмента относится, как правило, к 60-процентному сокращению предполагаемых потерь ценностей компании.
Высокий уровень риск-менеджмента обеспечивается наличием задач и управленческих процедур в бизнес-процессах, а также наличием корпоративной культуры в строительной организации.
Оценка риска
При формировании корпоративной программы управления операционными рисками оценку риска можно проводить по формуле:
Оценка риска = частота возникновения x вероятность возникновения x стоимость последствий (1)
При этом в расчете применяются различные вариации значений показателей в зависимости от выявленных признаков и установленных на основе лучших практик значений данных показателей (см. табл. 1, 2).
Таблица 1
Соотношение уровня риска и ограничения воздействий
Оценка уровня риска (млн. руб.)
|
Классификация риска по степени ограничения его воздействия
|
Больше 500
|
Слишком высокий; рассматриваются мероприятия, останавливающие деятельность
|
300−500
|
Очень высокий; необходимо непосредственное корректирующее действие
|
150−300
|
Высокий; необходимо срочное корректирующее действие
|
150−70
|
Существенный риск; необходимо корректирующее действие
|
70−20
|
Возможный риск; необходим контроль
|
менее 20
|
Несущественный риск; необходимо внимание
|
Характеристики и оценки показателей, учитываемых при оценке риска
Стоимость последствий
|
Частота возникновения
|
Вероятность возникновения
| |||
Характеристика
|
Оценка
|
Виды
|
Оценка
|
Виды
|
Оценка
|
– прерывание бизнеса более чем на 2 месяца;
– возможные потери 400 млн руб. и более |
катастрофическая 400
|
непрерывно
|
10
|
может ожидаться (высокая − 1 раз в период 1−5 лет)
|
10
|
– прерывание бизнеса более, чем на 1,5 месяца;
– возможные потери 200 млн руб. и более |
катастрофическая 300
|
регулярно (ежедневно)
|
6
|
вероятность (средняя/высокая – 1 раз в период 5−15 лет)
|
6
|
– прерывание бизнеса более, чем на 1 месяц;
– возможные потери 100 млн руб. и более |
катастрофическая 200
|
часто (еженедельно)
|
5
|
маловероятно (1 раз в 15−25 лет)
|
5
|
– прерывание бизнеса более, чем на 2 недели;
– возможные потери 50 млн руб. и более |
бедственная 40
|
иногда (ежемесячно)
|
3
|
разумно/ невероятно (низкая/средняя– 1 раз в 25−50 лет)
|
4
|
– прерывание бизнеса более, чем на 1 неделю;
– возможные потери 25 млн. руб. и более |
очень серьезная 15
|
редко (несколько раз в год)
|
2
|
невероятно (низкая − 1 в 50−100 лет)
|
3
|
– прерывание бизнеса более чем на 2−6 дней;
– возможные потери 10 млн руб. и более |
серьезная 7
|
очень редко (ежегодно)
|
1
|
– отдаленная перспектива;
– (очень низкая – каждый 100-ый год) |
2
|
– прерывание бизнеса более чем на 1−2 дня;
– возможные потери 1 млн руб. и более |
важная 3
|
отсутствует
|
0
|
фактически невозможно
|
1
|
– прерывание бизнеса более, чем на 2 часа;
– возможные потери 10 тыс. руб. и более |
значимая 1
|
|
|
|
|
Источники:
2. International Standards IEС/ FDIS 31010: 2009 Risk management − Risk assessmenttechniques.
Страница обновлена: 16.09.2024 в 11:20:34