Организация системы планирования в дорожно-строительной организации

Айрапетян Р.Г.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 11 (Ноябрь 2024)

Цитировать:
Айрапетян Р.Г. Организация системы планирования в дорожно-строительной организации // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 11. – doi: 10.18334/epp.14.11.121898.



1. Введение

Актуальность

Направление исследования актуально в контексте современных вызовов и потребностей дорожно-строительной отрасли, где вопросы планирования становятся все более критичными для обеспечения эффективного функционирования организаций и достижения стратегических целей. В условиях высокой динамики внешней среды и необходимости адаптации к новым условиям хозяйствования, высокой инфляции, недоступности каналов финансирования, важно применять новые подходы и методические решения, которые позволят улучшить качество планирования и обеспечить успешное развитие дорожно-строительных организаций. Так, в современных условиях наблюдается тенденция перехода к организации плановой деятельности хозяйствующих субъектов на всех уровнях на основе принципов планомерности и рискозащищенности (безопасности), объективной ответственности, свойственной командно-административной экономике и государственному управлению. Социальные обязательства, многоуровневость экономических отношений, разнообразие взаимодействий и взаимосвязей, а также различия в уровне цифровой зрелости элементов планирования требуют своевременной формализации стандартных единиц задач, заданий и знаний в процессе планирования, обеспечение целевого динамического нормирования количественных и качественных показателей плана для оценки промежуточных результатов и достижения конечных целей.

Литературный обзор

В наши дни возрождается интерес к вкладу советской научной школы в управление экономикой страны. Например, в монографии О.О. Смирновой [1, с 123-172] упоминаются работы Н.Д. Кондратьева по эффективности планирования, Г.М. Кржижановского о непрерывности планирования и План ГОЭЛРО, а также В.В. Леонтьева, предложившего метод "затраты-выпуск" для анализа американской экономики и его развитие для межотраслевых балансов СССР, который А.Н. Ефимов считает важной информационной основой для анализа экономических пропорций и совершенствования балансовых методов планирования. С.Г. Струмилин известен своим методом прогнозного баланса и Планом индустриализации. Согласно экономическому словарю советской научной школы [2, c. 367], планирование определяется как разработка планов экономического и социального развития и комплекса мер по их выполнению, что соответствует основному экономическому закону планомерного развития и экономической стратегии развития государства. Как указано в научных труда Е.БЛенчук, в всем мире высоко оценивают вклад советских экономистов и математиков в развитие научных основ планового хозяйства, особенно экономико-математических методов, программно-целевого метода планирования, балансового метода [3, c.26]. Наиболее известные труды в этой сферы - А.И. Анчишкина, В.К. Дмитриева, Л.В. Канторовича, Н.Д. Кондратьева, В.С. Немчинова, В.В. Новожилова, Л.А. Лурье, Е.Е. Слуцкого, Н.Н. Шапошникова, Ю.В. Яременко [3, c.26]. В советское время, особенно в периоды 1920-х, 1960-х и 1990-х годов, активно применялся метод хозяйственного расчета. Этот метод предполагал, что каждое предприятие, имея свой бюджет и отвечая за свои финансы, должно было максимально эффективно использовать предоставленные государством ресурсы для выполнения установленных планов. Основные принципы этого метода включают самостоятельность в принятии решений, самоокупаемость, материальную заинтересованность в повышении эффективности работы и ответственность за результаты своей деятельности. Эти принципы подробно рассмотрены в трудах В.И. Ленина. В 1960-е годы также разрабатывались методы прогнозного баланса и сценарного метода для моделирования экономических процессов. Кроме того, многие ученые работали над вопросами экономического прогнозирования, планирования капиталовложений, использования трудовых ресурсов и социальной сферы. В 1970-е годы и позднее большое значение приобрели программно-целевой подход и автоматизация плановых расчетов.Каждая из этих школ внесла свой уникальный вклад в развитие теории и практики планирования, помогая улучшить понимание и управление экономическими процессами в Советском Союзе.

Научный пробел

Одним из пробелов в методическом обеспечении системы стратегического планирования для организаций дорожно-строительной отрасли является отсутствие систематизированного подхода к учету, анализу и прогнозу внешних факторов, таких как изменение климатических условий, колебания цен на сырье и материалы, а также изменения в законодательстве и стандартах. Это приводит к недостаточной гибкости и адаптивности планов, затрудняет их своевременную корректировку и снижает эффективность реализации проектов. Кроме того, существует недостаток специализированных инструментов и методик для оценки рисков и неопределенностей, связанных с дорожным строительством, что увеличивает вероятность ошибок и непредвиденных расходов.

Цель исследования

Целью является разработка методических основ к организации планирования в дорожно-строительной организации для достижения ее стратегических целей, а именно применение речевых логико-лингвистических моделей в системах планирования, основанных на ситуационном управлении и динамическом формате преставления знаний.

Научная новизна

Новизна заключается в применении комплексного подхода к планированию, который объединяет различные научные теории и методики, такие как теория ситуационного управления, теория адаптивного управления, ресурсоориентированный подход и методы цифровой трансформации. Это позволяет создать целостную систему стратегического планирования, которая помогает организациям достигать устойчивого развития и безопасности в сложных экономических условиях.

Авторская гипотеза

Автор предполагает, что внедрение системного подхода к планированию в сочетании с современными цифровыми технологиями, использующими динамический формат знаний, может значительно повысить эффективность и качество планирования в организациях дорожно-строительной отрасли.

Методология

Системный подход в стратегическом планировании путем структуризации задач и синтеза функций управления ставит задачи для исследователей методологии планирования научные вопросы не только по поиску рационального решения, но и определению метода переключения относительно различных научных школ и концептов планирования. Каждая из них имеет свою специфическую методологию и концептуальный подход. "Балансовый метод" представлен группой ученых, таких как Н.А. Вознесенский, М.З. Бор, Ш.Я. Турецкий и др, которые использовали балансовый метод для анализа экономики и составления планов. Они рассматривали взаимосвязь между различными секторами экономики и пытались достичь баланса между спросом и предложением. "Прогнозный метод" был развит по руководством А.И. Анчишкин, и его примнение на практике акцентировалось на долгосрочном прогнозировании и использовании математических моделей для предсказания будущих экономических тенденций. "Системный метод" был предложен Л.И. Абалкиным, В.М. Глушковым, Ю.В. Якутиным, которые рассматривали экономику как целостную систему и использовали кибернетические подходы для управления ею. "Теория рационального поведения" связана с работами В.С. Немчинова, Л.В. Канторовича, В.В. Новожилова, которые изучали оптимальное распределение ресурсов и использование математических методов для принятия экономических решений.

Для создания элементов методологии стратегического планирования предлагается использовать комплексный подход, основанный на теории ситуационного управления Д.А. Поспелова [4] (ИПУ РАН) и двойственном определении социально-экономической системы в рамках общей параметрической теории А.И. Уемова, теории адаптивного управления Б.Л.Кукора [5], методический функциональный подход к целеуказанию А.Е. Карлика и В.В. Рохчина [6], ресурсоориентированный подход к планированию В.В.Платонова [7], основы стратегического планирования О.О. Смирновой, методы и модели цифровой цифровой трансформации Е.А.Яковлевой и И.А.Толочко [8].

2. Основы методического обеспечения стратегического планирования

Основой такого подхода является актуализированный концептуальный каркас сложной экономической системы с учетом предметной области исследования - дорожное строительство - и рискозащищенные технологии планирования - динамические когнитивные сценарии, фреймовое представление знаний, технологии целевого нормирования.

Концептуальный каркас как информационная логико-лингвистическая модель предназначен для проектирования деятельности дорожно-строительной организации с целью разработки стратегии ее устойчивого развития и безопасного (равновесного) функционирования. Он включает множество элементарных объектов управления (например, субъекты, объекты, ресурсные комплексы), описывает их свойства, отношения и функции управления, формирует дилеммы равновесия (безопасности), строит сетевые графики достижения целей развития и создает информационную модель для прогнозирования и разрешения стратегических проблемных ситуаций в виде дискретно-ситуационной сети проблемных ситуаций (как стандартные единицы задач).

Дискретно-ситуационная сеть проблемных ситуаций - это логико-лингвистическая модель «причинно-следственных связей» [9, c.75] между стратегическими проблемными ситуациями. Логико-лингвистические модели [10, с.464] могут быть полезны в системе планирования, основанной на ситуационном управлении для обработки естественного языка [11, с.27]; для повышения качества ситуационной осведомленности, автоматизации управленческих процессов, анализа данных, интерпретации информации и управления знаниями. Предлагаемые модели позволяют обрабатывать текстовые данные, включая анализ и интерпретацию речи, что важно для сбора информации и анализа текущих ситуаций, помогают идентифицировать ключевые проблемные элементы в ситуации и строить прогнозы относительно развития событий, что критически важно для ситуационного управления. Эти модели могут автоматизировать некоторые задачи, такие как генерация отчетов или принятие решений на основе заранее определенных правил и сценариев в динамике, он-лайн. Логико-лингвистические модели также могут предоставлять контекстуальную информацию и рекомендации для лиц, принимающих решения, улучшая качество этих решений [12, с.120-140], анализировать большие объемы текстовых данных, выявлять тенденции и закономерности, что помогает принимать более информированные решения.

Для того чтобы удовлетворить требованиям защиты от рисков и безопасности в организационной и координационной деятельности, управление следует применять динамичный способ представления знаний. Это подразумевает объединение знаний из различных областей на каждом уровне управления, что позволит использовать модели логико-лингвистического анализа в системах планирования, построенных на основе ситуационного управления. В таком случае для информационной поддержки стратегического планирования следует использовать динамические когнитивные сценарии [13, с. 99], которые будут служить инструментом для поддержки принятия плановых решений и реализации соответствующих функций. Это создаст основу для двустороннего взаимодействия между заинтересованными сторонами (например, предприятиями), выбора приоритетов выполнения задач стратегического планирования, мониторинга достижения плановых показателей и общей координации стратегических решений.

Таким образом, методическое обеспечение стратегического планирования должно включать описание состава элементов (компонентов), детальные условия и требования к созданию информационной модели плана (с механизмом для проверки гипотез), определение правил и алгоритмов её функционирования на основе логических правил и лингвистических (качественных) переменных, представленных в динамической фреймовой структуре [14, с.109]. Логико-лингвистические модели могут обеспечивают в системе планирования, основанной на ситуационном управлении анализ и интерпретация информации, формирование и проверка гипотез.

3. Результаты

К основным результатам исследования в теоретическом направлении - следует отнести аргументированное обоснование основных компонентов новой системы стратегического планирования и конкретизацию характеристик ее обеспечивающих подсистем, оценку требований к ним.

3.1. Обоснование основных компонентов новой системы стратегического планирования

Тогда новая система стратегического планирования дорожно-строительной организации представляет собой комплекс динамически связанных компонентов (основных блоков управления и принятия решений и поддерживающих подсистем), взаимосвязанных информационно-логическими процессами (организации планирования, его координации и контроля) для достижения стратегических целей (заданных целевых нормативов, приоритетных направлений развития) для упорядоченного решения стратегических проблемных ситуаций развития предприятия (компании) и функционирования с учётом государственной стратегии развития и актуального перечня социально-экономических и экологических задач.

Это предполагает агрегирование данных, информации и знаний в системе через их фреймовое представление (включая риски и угрозы устойчивому развитию), определение свойств и характеристик взаимосвязей между элементами управления [15, с.18-20] и семантическое моделирование [16, с.1812] последствий принимаемых решений для визуализации результатов плана.

3.2. Характеристика обеспечивающих подсистем и анализ требований к ним

Свойство планомерности [17, с.21] предполагает организацию механизма осознанного выбора структуры потока продукции и услуг. В системе стратегического планирования должны быть интегрированы следующие обеспечивающие подсистемы: для стратегического (долгосрочного) - организация механизма осознанного выбора структуры потока продукции и услуг; для среднесрочного - организация механизма адаптивного управления; для текущего - организация механизма динамического нормирования; для оперативного - организация способов актуализации информации, стадийного планирования по опережению.

Система стратегического планирования включает подсистемы, обеспечивающие организацию механизма осознанного выбора структуры потока продукции и услуг, адаптивного управления, динамического нормирования и способы актуализации информации и стадийного планирования по опережению.

Для эффективного функционирования системы целевого динамического нормирования и механизма адаптивного управления необходимо согласовать взаимодействие между подсистемами. Это включает регулирование вопросов организации подсистемы взаимодействия с информационными и геоинформационными системами, а также подсистем административного контроля, мониторинга и оценки результатов.

Высокая динамика изменений внешней среды дорожно-строительных организаций ведет к увеличению внимания хозяйствующих субъектов дорожного хозяйства к поиску наиболее эффективных способов взаимодействия с внешней и внутренней средой. Управляющие структуры (решающие центры дорожно-строительной организации) на основе применения механизма адаптивного управления и когнитивных динамических сценариев, решают эти задачи посредством своей коммуникационно-информационной подсистемы.

Стратегические плановые решения (как стандартные единицы заданий) содержат, в том числе речевые, коммуникативные акты, учитывают взаимосвязь между средствами коммуникации и их функциями управления, включая тексты договоров и инструкций, которые содержат документированную информацию о стратегических решениях. Эти документы разрабатываются и рассматриваются компетентными и уполномоченными участниками процесса планирования. Каждое высказывание, речевой акт, письменное сообщение выполняет определенные коммуникативные функции, среди которых главными являются управление и влияние. Управляющее воздействие включает подфункции инструктирования (целенаправленного действия) и мотивации (конкретизирует удельную ценность альтернатив выбора решений), оно передает коммуникативную установку, которая определяет «воздействие на адресата и его реакцию» [18, с.889], по сути, являясь как стандартные единицы знаний в системе планирования.

Основная цель терминологической системы заключается в обеспечении единообразных и точных определений понятий и терминов, применяемых в стратегических планах и программах посредством - стандартных единиц задач - стандартных единиц заданий - как стандартные единицы знаний (в виде динамических структур, т.е. фреймов) для дальнейшей обработки и поддержки решений. В ней необходимо конкретизированная сущность важных понятий: «Стратегия представляет собой набор правил для достижения целей. Стратегическое планирование – это процесс принятия плановых решений, направленный на устранение узких мест и дисбалансов в ресурсных комплексах предприятия с учетом их фаз функционирования и жизненного цикла. Стратегическая организация – это процесс принятия организационных решений, направленный на объединение разрозненных элементов в систему, её совершенствование и достижение требуемого уровня информационно-аналитического обеспечения, а также перестройку управляющей структуры. Стратегическая координация – это процесс принятия координационных решений, направленный на согласование целей и интересов управляющих элементов в системе, пространстве и времени. Стратегический контроль – это процесс отслеживания принятия решений с использованием дескриптивной функции на основе фреймового представления знаний. Система управления промышленным предприятием – это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих обеспечивающих подсистем объекта и субъекта, направленный на планомерное достижение целей промышленного предприятия через предвидение проблемных ситуаций и их упорядоченное решение» [5].

Визуализация семантической сети проблемных областей помогает понять связи и зависимости между различными аспектами стратегического планирования, что позволяет органам и должностным лицам в сфере стратегического планирования проводить анализ и принимать более обоснованные решения.

Подсистема целевого динамического нормирования предназначена для оценки рисков и адаптации стратегии. Она состоит из объектов, целевых установок, субъектов, методологии и документов стратегического планирования. Значимость каждого элемента в процессе планирования определяется их регулятивными функциями и аспектами. Достижение целей управления объектом осуществляется через выполнение функций управления субъектом (управляющей структурой, руководством, лицами, принимающими решения).

Подсистема ситуационного управления и анализа эффективности инновационной деятельности дает возможность оценить результаты инновационных проектов и программ в дорожном строительстве, а уполномоченным органам и должностным лицам в области стратегического планирования требуется разрабатывать механизмы ситуационного управления для приспособления к изменяющимся условиям [19, с.117].

Подсистемы взаимодействия с информационными системами и геосистемами обеспечивают обмен данными и информацией с разнообразными партнерскими и внешними системами.

Подсистемы администрирования, мониторинга и оценки результатов способствуют эффективному управлению и контролю за реализацией стратегических планов.

В указанных подсистемах планирования, логико-лингвистическое и экономико-математическое моделирование играют ключевую роль в автоматизации плановых расчетов и цифровизации плановых решений, предоставляя органам и должностным лицам возможности для прогнозирования результатов стратегических планов и оценки их эффективности.

При этом, подчеркнем, что автоматическая проверка гипотез плана, сценариев может и должна происходить на основе экспертных систем, сквозных технологий управления в цифровом формате и такой высокий уровень их прогнозируемости позволяет предсказывать будущие события и тенденции на основе анализа данных и статистических моделей. Кроме того, современные экспертные системы, например «Руководитель» [20, c. 26] могут использовать технологии искусственного интеллекта и машинного обучения для оптимизации процессов принятия плановых решений и управления рисками.

4. Выводы

Современные достижения компьютерных систем, интеграция интеллектуальных, интегрированных модулей в модели ситуационного управления, требуют пересмотра методической базы планирования и внедрения интеллектуального подхода в стратегическом управлении в целом на основе комплекса основных и обеспечивающих подсистем и механизмов [21, с.201]. Предлагаемые автором методические основы системы планирования на основе непрерывной актуализации данных, информации и знаний путем упорядоченной структуры функциональных и обеспечивающих подсистем обеспечивает качество планирования (синхрониацию плановых работ) в организациях дорожно-строительной отрасли, а объединение знаний из различных областей на каждом уровне управления позволяет применять речевые логико-лингвистические модели в системах планирования, основанных на ситуационном управлении.

Особое внимание в приведенных функциональных подсистемах уделяется адаптивным подходам к моделированию управленческих решений и проверке планов с учетом потенциала и потребностей участников процесса планирования, наличия современных научно-производственных отношений между субъектами и их цифровизации при многообразии форм межрегионального взаимодействия.

Таким образом, системы стратегического планирования представляют собой комплекс взаимосвязанных компонентов (основных и обеспечивающих подсистем), объединённых информационно-логическими процессами для достижения стратегических целей и упорядоченного решения проблемных ситуаций с учетом особенностей дорожного строительства и актуального состояния задач промышленной политики. Для обеспечения безопасности и устойчивости организационных и координационных решений в планировании необходимо использовать динамический формат представления знаний. Эти системы формализуют знания о рисках и угрозах, способах их предотвращения и решения в виде агрегаций знаний, визуализируемых семантическими структурами (фреймами как динаических семантических структур стандартных единиц задач - стандартных единиц заданий - как стандартные единицы знаний).


Страница обновлена: 18.10.2024 в 13:48:52