Управление рынком потребительских товаров Азербайджана

Ализаде Н.З.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-2 (198), Декабрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматривается проблема управления рынком потребительских товаров Азербайджана. Подчеркивается роль государства в этом процессе, бизнес-структур, влияние спроса и предложения. Отмечается рост розничного товарооборота в регионах Азербайджана по мере роста доходов населения.

Ключевые слова: управление, потребительский рынок, спрос, товарооборот, регион, товар, Азербайджан, потребность, продукция



В условиях рыночной экономики развитие всех отраслей экономики осуществляется благодаря направляющей и регулирующей роли государства, что является объективной необходимостью. Только таким путем национальная экономика сможет за короткое время развиваться в нужном направлении.

Управление рынком потребительских товаров требует, в первую очередь, совершенствования его структуры и роста объема производимой продукции. Совершенствование управления рынка потребительских товаров предполагает выполнение следующих мероприятий:

– снабжение потребительского рынка необходимыми товарами;

– рост доходов населения и его покупательского спроса.

При проведении в жизнь этих мероприятий регулирующая роль государства играет особую роль, так как обеспечение рынка потребительскими товарами в необходимом объеме в масштабах всей страны невозможно без всестороннего его участия. Система оплаты труда, являющейся основой обеспечения населения денежными доходами, работа производственных предприятий и торговых организаций, а также взаимосвязь между производственными и торговыми предприятиями также влияют на развитие потребительского рынка.

Состояние рынка потребительских товаров Азербайджана

Основной секрет управления и изучения перспектив развития потребительского рынка состоит в изучении элементов, определяющих его.

Одним из организующих элементов является изучение спроса потребителей и определение на его основе рыночного сегмента. Другими словами, создается равновесие между ними, определяя структуру и объем предложения товаров, а также спросом соответствующим различным типам той или иной группы потребителей.

В зависимости от объема доходов населения наблюдается изменение объема и структуры рынка потребительских товаров. Действительно, в течение 2006–2010 гг. можно наблюдать рост доходов населения и улучшение показателей объема и структуры потребительского рынка. А это значит, что в деле улучшения объема и структуры, и в целом в управлении потребительским рынком главным фактором является рост денежных доходов населения.

Как видно из табл. (см. на с. 201), рост розничной товарооборот на душу населения наблюдается во всех районах (за исключением Кельбаджар-Лачинкого района), что является результатом успешных экономических реформ, проведенных со стороны руководства республики в целях улучшения уровня жизни населения.

Таблица

Розничный товароборот на душу населения в регионах Азербайджана2006–2010 гг. (манат)

Таким образом, рост и снижение уровня доходов населения, политика оплаты труда государства является одним из главных факторов, влияющих на управление и изменение объема и структуры потребительского рынка.

Однако нельзя забывать, что в условиях неизменности уровня доходов населения и структуры его потребления, становится возможным и необходимым определить влияние многих факторов на показатели потребительского рынка – спроса и предложения. Так, с сокращением уровня бедности населения начинает преобладать потребление более дорогих продовольственных товаров.

Совершенствование рынка потребительских товаров Азербайджана

Как и в других цивилизованных странах, в Азербайджане совершенствование потребительского рынка и его управление определяются целенаправленным воздействием на факторы, влияющих на баланс спроса, предложения, а также на структуру данного рынка.

В перспективе управление структурой и объемом потребительского рынка в Азербайджанской Рес пуб лике требует учета нескольких признаков и исполнения их требований. С этой точки зрения ниже можно показать самые важные из них (при общей стабильности доходов населения).

1. Учитывая роль потребительского рынка в процессе воспроизводства, прогнозирование продовольственного и непродовольственного потребительского рынка и его управление следует исследовать не только с точки зрения роста отдельных «сегментов» этого рынка, но и с учетом взаимосвязи этих сегментов. Так как было бы серьезной ошибкой уделять главное внимание торговле, снабжающей потребительский рынок товарами, забывая при этом об его органической взаимосвязи с другими этапами процесса воспроизводства, а также обеспечение всего населения здоровыми продуктами питания.

С другой стороны, в условиях рыночной экономики допущение такого рода ошибок является естественным, потому что в современных условиях образование и нарушение равновесия между спросом и предложением происходит регулярно. Прогнозирование потребительского рынка должно быть увязано с отраслями, производящими и продающими основные продукты питания и их ценообразованием.

2. Прогнозирование потребительского рынка в стране и процессы его управления должны увязываться с отраслями по производству данных продуктов (их аналогов), а также их торговлей.

Это в перспективе становится причиной влияния в большей степени на структуру и качество потребительского рынка, чем на его общий объем, то есть на удельный вес отдельных сегментов потребительских товаров, на продажу других, аналогичных с ними товаров. Каждый сегмент, образующий потребительский рынок, имеет потребность в таком посредничестве.

3. В странах, давно перешедших на рыночную систему, процесс управления потребительским рынком по своей экономической сущности состоит из попытки образовать баланс между спросом и предложением, а также в этой связи осуществлением необходимых мероприятий. В условиях административно-командной системы этот процесс, проводимый на основе государственного управления, должен все более освобождаться от бюрократических барьеров, проводить вышеуказанные мероприятия на основе свободной конкуренции и рекламных методов.

4. Вследствие разнообразия основных элементов, составляющих рынок потребительских товаров, организованного в соответствии с новой системой, методы воздействия на него также должны быть различными. Например, в условиях стабильных доходов населения приходится стимулировать спрос на продовольственные товары посредством рекламы, изменять объем производства в качестве реакции на изменение их предложения и др. воздействуя на них такого рода методами управления. В то же время следует учитывать комплекс многих других факторов, влияющих на каждый из этих элементов.

Перспективное управление спросом и предложением, формирующее потребительский рынок и его основные особенности зависит от правильного воздействия на факторы, определяющие его объем и структуру.

Факторы, определяющие правильное управление потребительским рынком, не ограничиваются только этими показателями: для его управления необходимо учитывать научно-технический прогресс, происходящий в отраслях производства, влияние новопроизведенной продукции, факторы, стимулирования экономических структур и т.д.

5. Эффективное управление потребительским рынком невозможно без учета передового опыта ведущих стран, маркетинговой деятельности и усвоения ее результатов. Как показывает опыт развитых стран, маркетинг играет важную роль в целевом управлении потребительским рынком и его целенаправленном развитии. В Азербайджане развитие маркетинга должно быть разносторонним: он должен быть направлен на развитие внешней и внутренней торговли.


Источники:

1. Аббасов А.Ф. Социальная рыночная экономика. − Баку: Наука и жизнь, 1998. − 320 с.
2. Статистические показатели Азербайджана. Годовой бюллетень. − Баку: Сяда, 1994−2008.
3. Алирзаев А.Г. Концепция и программа экономического развития Азербайджана. − Баку: Одлар Йурду, 1999. − 104 с.
4. Коваленко В.П. Всемирный рынок: экономические законы развития. − М.: Экономика, 1990. − 128 с.
5. Максимова В.Ф. Рыночная экономика. − М.: Соминтек, 1992. − 254 с.
6. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономикс. − XV изд. − М., 1997.

Страница обновлена: 21.09.2024 в 16:33:00