Конфигурационный подход к анализу инфраструктуры организации
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-1 (191), Сентябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье представлен конфигурационный подход, применяемый для системно-структурного описания инфраструктуры различных организаций.
Ключевые слова: инфраструктура, конфигурация инфраструктуры, организационно-управленческая инфраструктура, институциональная инфраструктура
Для системно-структурного описания инфраструктуры различных организованных социально-экономических объектов (далее – организаций) нами предлагается конфигурационный подход. Применение этого метода связано с тем, что выделить инфраструктурные элементы системы той или иной организации и определить их взаимосвязи, используя только текстовое описание, достаточно трудно. Для решения этой проблемы используем идеи Генри Минцберга, который подкрепляет свои тезисы изображениями в виде схем и диаграмм. В частности, он использовал подобный метод при разработке конфигурационной теории организации [1].
Опираясь на его методику, попытаемся представить инфраструктуру условной организации в виде одной базовой схемы (диаграммы). В дальнейшем будем ее применять, показывая, что может происходить в различных системах и какие формы может принимать инфраструктура в различных организациях.
Организационно-управленческая инфраструктура
Итак, основу общества и любой организации составляют люди. Они образуют ядро любой инфраструктуры. Соответственно, в центре системы организации должны быть люди, в первую очередь, осуществляющие основную деятельность, выполняющие работу по производству продуктов и предоставлению услуг. Например, в университете к производителям продуктов и услуг относятся преподаватели, в школах, соответственно – учителя, на заводе это рабочие, в ресторане – повара, в больнице – врачи и т.п. Ядро окружают две сферы, обеспечивающие условия для основной деятельности ядра: внутренняя и внешняя инфраструктура (см. рис. 1 ниже).
Рис. 1. Общая конфигурация инфраструктуры
В первую очередь сформируем представления о составе и конфигурации внутренней инфраструктуры. Пойдем от простого к сложному и начнем, как принято, с вершины.
В простейших организациях, как правило, используются простые схемы управления и внешние инфраструктуры для обеспечения условий осуществления основной деятельности. В частности, в малых предприятиях координируют свои действия с помощью взаимных согласований. Например, индивидуальный частный предприниматель или малое предприятие, в большинстве случаев не имеют потребности в сложной конфигурации структуры управлении и наличии тех или иных внутренних инфраструктур.
С развитием организации и все более усиливающимся разделением труда производителей возрастает потребность в профессиональном управлении. На малых предприятиях появляется необходимость в специалистах, которые взяли бы на себя управление производством, создание специализированных подразделений и координацию их деятельности. На диаграмме такие специалисты занимают место, именуемое «менеджер». На практике, это может быть, бригадир, начальник цеха, отдела, службы и т.п.
Дальнейшее развитие организации влечет за собой увеличение числа менеджеров и усложнение организационной структуры. Создается аппарат управления и на основе административного разделения труда формируется его организационно-управленческая инфраструктура. Ядром в данном случае будет руководитель, топ-менеджеры, разрабатывающие, принимающие и реализующие стратегические решения (стратеги), и те менеджеры, которые заняты непосредственным управлением организацией.
Итак, организационно-управленческая инфраструктура представляет собой совокупность элементов организации, которая в той или иной форме обеспечивает благоприятные условия для ее управления и организации как процесса. К ним следует отнести помощников руководителей, секретариат, делопроизводство, архивы, аналитиков, юристов, консультантов, ассистентов и т.п. В эту инфраструктуру мы также включаем плановые и финансово-учетные службы: планово-экономический отдел, бухгалтерию. Отдельными блоками выступают инфраструктурные подсистемы информации и контроля.
Институциональная инфраструктура организации, ее вершина и фундамент
По мере усложнения организации возрастает значение формальных и неформальных аспектов координации деятельности. В связи с этим в дополнение к организационно-управленческой создается институциональная или «мягкая» инфраструктура организации. Она представляет собой систему норм и правил, определяющих благоприятные условия для деятельности и развития организации, а также механизмов, обеспечивающих их выполнение. Основу институциональной инфраструктуры составляют стратегия, внутренняя нормативная база и организационная культура организации. К ней можно также отнести стандарты поведения сотрудников; правила, создающие рамки, ограничения и условия принуждения персонала к тем или иным действиям в интересах организации; отклонения от стандартов, определяющие оппортунистическое поведение и др. Например, в число формальных элементов институциональной инфраструктуры можно включить устав, положения, инструкции, регламенты, кодекс, планы, программы, проекты и т.п. К числу ее неформальных элементов можно отнести психологический климат и организационную культуру, в том числе: обычаи, традиции, мифы, легенды, артефакты и т.п.
Содержание и состояние институциональной инфраструктуры, в свою очередь, зависит от внешней институциональной инфраструктуры организации (например, от менталитета населения, законодательства страны, региона, отрасли).
В качестве ключевых элементов институциональной инфраструктуры следует рассматривать стратегию организации. Она служит связующим звеном между всеми видами инфраструктур, элементами организации, а также одним из способов взаимодействия с внешней средой.
Руководитель организации, стратегические менеджеры, организационно-управленческая и институциональная инфраструктуры образует стратегическую вершину или так называемый штабной уровень структуры организации (далее штаб). Производителей со штабом и другими элементами организации соединяет цепь наделенных формальными полномочиями операционных менеджеров. В большинстве случаев такие цепочки являются скалярными, то есть вытянутыми сверху донизу в одну прямую линию. В других случаях, некоторые цепи разветвляются и вновь соединяются, один «рядовой» сотрудник может подчиняться более чем одному непосредственному «начальнику» (см. рис. 2 на с. 45).
Рис. 2. Инфраструктура управления организацией
Фундаментом организации служит материальная производственная или «жесткая» инфраструктура. К ней мотносим материальную базу и подразделения, обеспечивающие внешние и внутренние условия непосредственно основной деятельности, в частности процессов производства. В число структурных элементов жесткой инфраструктуры организации мы включаем основные фонды (здания, сооружения, оборудование, инструментальные мастерские, грузовой транспорт, энерго-, газо-, тепло-, водоснабжение, канализацию и т.п.).
Социальная и инновационная и рыночная инфраструктуры
Развитие организации также сопровождается созданием социальной инфраструктуры, состоящей из разного рода подразделений, сотрудников, оборудования, осуществляющих обслуживание персонала организации. В частности, к ним относятся: кадровая служба, столовая (буфет), медицинский пункт, места отдыха, рекреации и т.п. Чаще всего сотрудников подразделений социальной инфраструктуры называют вспомогательным персоналом. В ряде случаях функции внутренней социальной инфраструктуры организации выполняют внешние организации по договорам аутсорсинга: кейтеринговые, клининговые компании, поликлиники, пансионаты, санатории и т.п.
Условия для инновационного развития организации создает инновационная инфраструктура. К ней мы относим, в частности, патентное бюро, центр научно-технической информации, центр исследований и разработок и др. В нее входят сотрудники, которые занимаются организацией инновационной деятельности (инноваторы, изобретатели, организаторы, дизайнеры). Частью инновационной инфраструктуры является инновационная культура организации. Взаимодействие с рынком обеспечивает рыночная инфраструктура организации. Она включает в себя отдел маркетинга, торговую сеть, складское хозяйство и др. Каждая из перечисленных инфраструктур организации имеет свои входы-выходы во внешнюю среду и соответствующие внешние инфраструктуры.
На схеме рис. 3 (см. выше) мы отразили восемь основных (базовых) инфраструктур организации. Их может быть больше или меньше в зависимости от вида, особенностей организации и позиции субъекта при применении инфраструктурного подхода к их рассмотрению.
Рис. 3. Системно-структурное представлениеоб инфраструктуре организации
Системно-структурное представление об инфраструктуре организации можно использовать в процессе инфраструктурного анализа конкретных организаций.
Как ни удивительно, литература по теории организации уделяет вспомогательным подразделениям ограниченное внимание. Чаще всего их не отделяют от организационной структуры, хотя вспомогательные подразделения разительно отличаются от структуры основной деятельности – они не занимаются основной деятельностью. У них совершенно особые функции опосредованного воздействия на основную деятельность.
Университетский издательский центр издает книги и брошюры, в клубе преподаватели и студенты общаются между собой, университетский КВН обеспечивает досуг.
Внутренняя и внешняя инфраструктура организации
Многие крупные организации предпочитают создавать и поддерживать собственную внутреннюю инфраструктуру. Они держат эти службы под контролем, для того чтобы снизить риски, сопутствующие покупке подобных услуг на открытом рынке [1].
Например, университет, самостоятельно издавая книги, уходит от рисков, связанных с обращением в частные издательские фирмы. Он рассчитывает в судебных разбирательствах на собственных юристов. Он обеспечивает служащих и студентов питанием в собственной столовой, тем самым регулирует время на отдых и свободное время и даже определяет качество пищи. Многие инфраструктурные подразделения являются относительно закрытыми и независимыми от университета. Это небольшие организации, часто со своим производственным ядром, как в случае с издательским центром университета. Они пользуются ресурсами головной организации и, в свою очередь, предоставляют ей специализированные услуги, при этом имея возможность работать независимо от ядра. Сравним, например, компьютерный центр со столовой: первый – неотъемлемая часть учебного производства, вторая – совершенно независимая от него часть [1].
В последние годы стремительно развиваются внешние инфраструктуры организаций: аутсорсинг, телеработа, дистанционное обучение, Интернет-сайты. Эта тенденция обусловлена появлением различных типов специализации – научных исследований, кадровой работы, кооперационных отношений, связей с общественностью и многих других [1].
Конфигурация инфраструктуры организации, в отличие от типовой организационной структуры, не тяготеет к пирамидальной форме. У нее чаще всего сетевая или матричная схема.
В каждом конкретном случае конфигурация инфраструктуры изменяется в зависимости от используемого организацией типа организационной структуры.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:25:02