Особенности кредитования малого и среднего бизнеса в российских условиях
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-2 (188), Июль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Мацнев М.И. Особенности кредитования малого и среднего бизнеса в российских условиях // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 7. – С. 143-148.
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности кредитования малого и среднего бизнеса в российских условиях. Определены проблемы, возникающие у кре- дитных организаций, предложены пути их решения.
Ключевые слова: экономика, финансы, статистика, ввп (валовой внутренний продукт), малый и средний бизнес, банк, кредиты
Как известно, развитие рыночной экономики невозможно без развития малого и среднего бизнеса (далее – МСБ). Опыт развитых стран показывает, что малые и средние предприятия производят основную часть ВВП, обеспечивают занятость большинства населения, в их сфере осуществляется подавляющая часть всех инноваций [2–5].
Специфика финансового анализа малого и среднего бизнеса
Классический анализ финансового состояния юридического лица базируется на данных бухгалтерской отчетности.
Но в случае с малым бизнесом бухгалтерская отчетность зачастую не отражает реальное финансовое положение компании. Причин тому несколько.
1. Оптимизация налогооблагаемой базы. Достигается это различными способами:
– занижением выручки. Например, находящаяся на традиционной системе налогообложения фирма А закупает товар и реализует его аффилированной фирме Б, которая находится на специальном режиме налогообложения (единый налог на вмененный доход), по заниженной стоимости. Фирма Б реализует полученную продукцию по рыночным ценам. В результате в отчетности фирмы А (в форме 2) будет отражаться либо мизерная прибыль, либо убыток.
В целях оптимизации налогообложения имущество регистрируется или на юридических лиц, которые взаимосвязаны между собой и находятся на специальных режимах налогообложения, или на физических лиц. А в ряде случаев активы не регистрируются на компанию, следуя житейской мудрости, которая гласит: «Не храни все яйца в одной корзине»;
– завышение накладных расходов. Данный метод применяют предприятия, использующие упрощенную систему налогообложения (доходы-расходы) и традиционную систему налогообложения.
Существует еще масса примеров оптимизации налогообложения, перечислить все невозможно, поэтому перейдем к следующим фактам.
2. Несоответствие рыночной и балансовой стоимости активов. Таким образом, занижается собственный капитал компании.
Необходимо использовать специализированную технологию оценки бизнеса, базирующуюся на анализе управленческой отчетности. Заемщик будет выплачивать кредит и проценты денежными средствами, полученными от реальной деятельности, поэтому нужно знать его фактический потенциал. Оценивать следует не юридическое лицо – заемщика, а весь бизнес. Прежде необходимо узнать схему ведения бизнеса и какие компании в ней участвуют.
Необходимо провести консолидацию управленческой отчетности группы компаний, оценить общую долговую нагрузку, рентабельность бизнеса в целом и его денежные потоки.
Если предприниматель утверждает, что деньги никуда не выводились, то, следовательно, данные финансового анализа неверны. Если же клиент утверждает, что ремонтировал квартиру, но кредитный специалист не увидел и следов какого-либо ремонта, то очевидно, что предприниматель что-то скрывает. Таким образом, пока кредитный эксперт не убедится в полноте и достоверности информации, кредит не должен предоставляться.
Используя методику оценки кредитоспособности, базирующуюся не только на данных официальной отчетности, но и на фактических данных, кредитор получает мощный инструмент для оценки бизнеса и структурирования кредитной сделки.
Отсутствие качественного залога и высокие риски кредитования
Наличие залога не спасет от возникновения просрочки по кредиту. Кроме того, реализация залога очень трудоемкий и затратный процесс.
Основной сектор малого бизнеса – торговля (как правило, занимает 60% в его объеме), где, как правило, основной актив – товары в обороте. Главная потребность в кредитовании – расширение бизнеса (приобретение оборудования, автотранспорта, приобретение недвижимости, товаров). Получается, что если следовать принципу обеспеченности (принцип, по которому залог – основной критерий при принятии решения о кредитовании), огромный пласт малого бизнеса остается без финансирования. На текущий момент Фонд поддержки малого бизнеса, организованный при правительстве Москвы в целях развития малого предпринимательства, предоставляет свое поручительство (до 50% от суммы кредита) что служит хорошим гарантом возврата кредита для банка – кредитора. Кроме того многие банки дают кредит под залог приобретаемого имущества (недвижимость, оборудование, автотранспорт и.т.д.).
Нередко предприниматель получает кредит, который изначально не планирует выплачивать. Банк-кредитор не может предугадать этого, даже при правильной оценке рисков кредитования. Результат – просроченная задолженность и получение банком не ликвидного залога.
Необходимо правильно оценить цели и намерения собственника бизнеса его заинтересованность в дальнейшем развитии.
Принимая во внимание, что используя официальную бухгалтерскую отчетность правильно оценить финансовое состояние малого бизнеса невозможно и понимая, что залогом полностью снизить потенциально возникнувшие риски невозможно банк – кредитор предпочитает не работать с внешними клиентами. Это свойственно небольшим банкам, не входящим в ТОП-100. Кредитование крупного и среднего бизнеса у банков-кредиторов вызывает затруднения – их возможности не всегда отвечают пожеланиям предпринимателей. Кредитовать те малые предприятия, руководство которых лично знакомо. Для увеличения объема бизнеса банку необходимо постоянно наращивать количество новых клиентов, открывая расчетные счета компаниям, работающим в разных сферах бизнеса.
Это позволит лучше понимать специфику того или иного бизнеса и создавать новые банковские продукты, отвечающие пожеланиям не одного клиента, а целого пула клиентов.
Таким образом произойдет снижение недофинансированности малого бизнеса, но сегодня рынок еще далек от стадии перенасыщения и работа найдется для всех.
Что следует учитывать при кредитовании субъектов малого бизнеса?
Другая важная особенность кредитования малого и среднего бизнеса заключается в том, что операционные расходы при кредитовании не покрываются доходами. В результате, кредитование МСБ экономически не выгодно (необходим большой штат высокооплачиваемых специалистов при относительно небольшом размере кредитного портфеля).
Способы, применяемые при кредитовании корпоративных клиентов, не подходят для кредитования малого бизнеса. Благодаря перераспределению зон ответственности участников бизнес-процесса, улучшения ряда других формальных процессов, а также за счет ускорении скорости проведения финансового анализа кредитующим подразделением, срок выдачи кредита МСБ уменьшается до 7–10 рабочих дней, а микрокредит выдается в течение 3–5 рабочих дней.
Оценку как правоспособности заемщика/поручителя/залогодателя, так и простых видовобес печения может произвести кредитный специалист.
Высокопрофессиональных и узкоспециализированных навыков для этого не требуется, необходимо лишь правильно выстроить систему первоначального обучения персонала и последующего контроля (принцип четырех глаз) при анализе заявки.
Если говорить о предполагаемых рисках, то, по статистике, уровень просроченной задолженности не превышает 10–15% от портфеля. Портфель МСБ диверсифицирован, по сравнению с портфелем корпоративного кредитования. Иметь в портфеле много клиентов, прокредитованных небольшими суммами, гораздо лучше, чем иметь один большой кредит: плюс в уменьшении рисков возвратности.
Пути решения существующих проблем
1. Практика свидетельствует, что банки не требуют представления МСБ бизнес-плана, ТЭО кредитуемого проекта, а уделяют главное внимание обеспечению кредита, финансовому состоянию и уровню менеджмента. Таким способом, решение о выдаче кредита принимается на основе анализа текущего состояния МСБ, а не будущей истории заемщика.
Крупные компании имеют возможность привлечь кредит под свои «нематериальные преимущества» (деловую репутацию компании), то у МСБ такой возможности нет, и обязательным условием их кредитования является наличие обеспечения.
Председатель Правительства РФ В.В. Путин отметил, что необходимо построить целостную систему финансовой поддержки предпринимателей – от грантов до банковских кредитов.
2. Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса во многом связаны с нехваткой залогового обеспечения. Поэтому следует активнее развивать в регионах гарантийные фонды и замещать залог гарантиями. В рамках Федеральной целевой программы поддержки предпринимательства на пополнение региональных гарантийных фондов уже выделено 3,5 млрд руб. Принято решение дополнительно направить на эти цели еще 15 млрд руб., заявил В.В. Путин.
Среди других мер поддержки малого и среднего бизнеса премьер назвал предоставление грантов начинающим бизнесменам. По предварительным расчетам, в этом году будет поддержано около 15 тыс. стартующих предпринимателей, каждому из которых намечено выделить по 300 тыс. руб. [3].
3. Финансирование малого бизнеса – это массовое кредитование (предусматривающие большой поток выданных кредитов), имеющее высокую доходность и низкий уровень риска. Для успешной реализации необходимы следующие меры:
– разработать конкурентоспособную продуктовую линейку;
– грамотно выстроить бизнес-процесс;
– использовать специализированную оценку кредитоспособности;
– обучить персонал (обязательно должно быть как теоретическое, так и практическое обучение).
Источники:
2. Фетисова Т.В. Инфляция и финансы малого и среднего бизнеса России в 2008 году // Финансы и кредит. – 2008. – № 31(319).
3. Власов И.П. Кредитование малого и среднего бизнеса: перспективы развития // Финансы и кредит. – 2009. – № 3(339).
4. Пугач О. Банки ждут от государства денег для малого бизнеса // Банковское обозрение для бизнеса. – 2009. – № 4/9(124).
5. Русанов Ю.Ю. Банковские риски в работе с малым бизнесом // Банковское дело. – 2009. – № 7.
6. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предприниматель ства в РФ».
7. Всероссийский форум по малому и среднему предпринимательству, организованный Министерством экономического развития РФ, ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». Основной темой обсуждения стали меры государственной поддержки МСП, снижение административных барьеров и создание благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства (апрель 2011 г.).
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:57:05