Роль организационно-экономического механизма в разработке региональных целевых программ социально-экономического развития
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8-1 (189), Август 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Кохужева С.Н. Роль организационно-экономического механизма в разработке региональных целевых программ социально-экономического развития // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 8. – С. 156-161.
Аннотация:
В статье определено место региональных целевых программ в системе программно-целевого прогнозирования, обозначены основные принципы построения и разработки региональных программ и проектов. Особое внимание уделено вопросам соответствия региональных целевых программ уровню развития региона, эффективности программно-целевого метода и др.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие региона, приоритеты, программно-целевой метод, региональная целевая программа
В настоящее время типичным состоянием большинства регионов России является кризисное и посткризисное состояние хозяйствующих субъектов различных отраслей, низкий уровень жизни, социальная напряженность, дефицит бюджетных средств, недостаток финансирования для структурной перестройки экономики региона и внедрения новых технологий, а также проблемы связанные с интенсификацией производства.
В целях устранения этих проблем, а также смягчения их негативного влияния на региональное развитие в последние годы широко используется программно-целевой метод.
Несмотря на то, что к настоящему времени накоплен значительный опыт разработки региональных целевых программ, существуют проблемы связанные с корректировкой и дополнением их правовой основы, обоснованием критериев выделения целевых программ региональной направленности, отсутствием отлаженных алгоритмов отбора и разработки целевых программ, а также четких механизмов финансового обеспечения.
Совершенствование использования программно-целевого метода, подразумевает:
– внедрение механизма определения эффективности программных мероприятий не только для той сферы, на которую они были нацелены, но и для других отраслей, подпадающих под влияние программных мероприятий;
– согласование всех программ и мероприятий, реализуемых в регионе;
– реализация системы мер мониторинга и контроля программных мероприятий.
Региональные целевые программы и уровень развития региона
Решение социально-экономических задач региона посредством целевых программ зависит от того, насколько организационный механизм их формирования и реализации отвечает требованиям «рынка» и обеспечивает эффективное использование государственных рычагов и средств, а также насколько конечные показатели, заданные в целевых программах, согласованы с прогнозами и планами развития федерального уровня (см. рис. на с. 158).
Важным при разработке целевых программ является выбор критериев и приоритетов социально-экономического развития региона. Их определение в условиях нестабильной среды представляет собой сложную задачу (как в методическом, так и в практическом отношении). Исследование фундаментальных и научных трудов современной экономики позволили выявить взаимосвязанные системы критериев и приоритетов.
Система критериев структурной политики определяет параметры, влияющие на экономический рост региона: ресурсный потенциал региона; платежеспособный спрос; уровень и качество жизни населения; развитие инфраструктуры региона.
Система приоритетов определяет ряд приоритетных отраслей. Например, если рассматривать Республику Адыгея, то для нее наиболее приоритетными являются: сельское хозяйство, ряд отраслей промышленности (прежде всего – топливная, пищевая), транспортный комплекс, туризм (с учетом специфических географических особенностей Адыгеи), которые должны развиваться на инновационной основе. В свою очередь, при установлении приоритетов должна учитываться конкурентоспособность региональной экономики и ее структурных элементов. Это обусловлено тем, что современный экономический рост подвержен влиянию научно-технического прогресса, выбираемые приоритетные направления должны быть восприимчивы к новым технологиям и новациям, и должен быть реализован инновационный подход к разработке региональной программы с целью получения конкурентных преимуществ за счет повышения эффективности производства, качества товаров и услуг. При этом государственная поддержка приоритетных отраслей должна быть кратковременной (или разовой) и приводить к такому росту их конкурентоспособности, при котором отрасль, способна к расширенному воспроизводству и эффективному функционированию за счет собственных средств.
Рис. Место региональных целевых программ в системе программно-целевого прогнозирования (cоставлено автором)
Эффективность применения программно-целевого метода
Одной из главных экономических, социальных и политических проблем регионов является глубокая дифференциация уровня социально-экономического развития. Это обусловлено отсутствием стратегии размещения производительных сил и четко поставленной политики государства в отношении выравнивания уровня социально-экономического развития внутри региона [3]. Причиной ненадлежащего исполнения федеральных программ, является непонимание региональной проблематики. Программа должна учитывать специфические особенности приоритетов региональной экономики, которые основаны на сопоставлении преимуществ того или иного региона с особенностями его исторического и культурного развития.
Правильно обозначенные в программе перспективные направления развития, позволяют реализовать программный продукт в его полной мере и активизировать естественные региональные преимущества. В связи с этим учет потенциала региона – одно из условий определения целесообразности и выполнимости программы.
Эффективность применения программно-целевого метода предполагает выполнение следующих организационных операций:
– измерение получаемых результатов системы;
– оценка результатов;
– измерение затрат, необходимых для получения данных результатов;
– оценка затрат;
– сопоставление результатов и затрат;
– расчет эффективности.
Целевые программы регионального развития, в связи с природой своего географического происхождения делятся:
– на программы стимулирования социально-экономического развития, посредствам ускорения экономического роста;
– программы обеспечения воспроизводства ресурсов развития (в особенности кризисных территорий).
И в первом и во втором случае, возможности, заложенные в программноцелевом планировании, реализуются не в полном объеме.
В связи с таким делением программ, вырабатываются требования к эффективности в соответствии с типологией территории и спецификой решаемых задач, при этом как условие обеспечивается переход от поддержки региона к решению его системных проблем.
Подобный подход к разработке региональных программ, должен обеспечить их построение согласно определенным принципам (см. табл. на с. 160).
Таблица
Принципы построения и разработки региональных программ и проектов
Мониторинг и контроль реализации программных мероприятий
Разработку программных мероприятий региона необходимо проводить с учетом особенностей развития его экономики и использованием принципиально новых подходов. При этом следует концентрировать внимание не только предполагаемых результатах решения приоритетной задачи, но и на отдельных аспектах ее реализуемости: техническом, экономическом, финансовом, политическом, экологическом, маркетинговом. Данную процедуру позволяет провести сущесвующая и используемая на практике методика оценки эффективности региональных целевых программ и проектов. Она позволяет разрабатывать новую целевую программу, обеспечивающую не только рациональное распределение финансовых средств из бюджетов всех уровней, но и использовать наиболее эффективные меры государственного регулирования экономики региона [4].
Вместе с тем в процессе формирования и реализации региональных программ важным механизмом программно-целевого управления является мониторинг и контроль их реализации, которые, в свою очередь, должны основываться на внедрении аудита, финансовом контроле реализации принципов бюджетирования, ориентированного на результат. Контрольные мероприятия должны реализовываться совместно федеральными и региональными органами управления, информационно открыто для населения.
Опыт применения федеральных и региональных программ в России создал «базу данных» [1] механизмов решений региональных проблем. Но необходимо иметь в виду, что в условиях внешнеэкономических взаимодействий, грань между организационными, финансовыми, инвестиционными, законодательными, инфраструктурными механизмами реализации программ практически стирается. Эти механизмы начинают выступать в виде интегральных комплексов взаимосвязанных и взаимозависимых решений.
Заключение
На основе проведенного анализа можно сказать, что при разработке региональных программ социально-экономического развития следует учитывать следующие факторы:
– экономическое развитие региона, то есть объективную оценку состояния регионального рынка промышленных и продовольственных товаров;
– финансовое состояние и интересы региона;
– социально-демографическое состояние региона;
– инвестиционный климат в регионе;
– региональное законодательство;
– внешнеэкономические связи региона;
– методы управления социально-экономическим развитием региона;
– информационную открытость сопровождения программы социально-экономического развития региона;
– существующий механизм и инструментарий реализации программ социально-экономического развития регионов;
– систему мер вмешательства государственных органов в ход реализации программы в период экономической нестабильности региона или страны в целом.
Источники:
2. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://archive.minregion.ru.
3. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. – М.: УРСС, 2007. – 368 с.
4. Паникарова С.В. Проблемы совершенствования региональных целевых программ // Государственное управление: Электронный научный журнал. – 2005. – №4 (4).
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:56:32