Организационно-экономический механизм развития внегородских территорий: от теории к практике
Олесиюк О.С.1![]()
1 Пермский государственный аграрно-технологический университет им. акад. Д.Н. Прянишникова, Россия, Пермь
Скачать PDF | Загрузок: 55 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 11 (Ноябрь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50051446
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье изложены аспекты российских ученых в отношении формирования организационно-экономического механизма развития сельских территорий, необходимость которого обусловлена их стратегической важностью для безопасности государства. Приведен контекстуальный анализ содержания понятия «организационно-экономический механизм» как экономической категории. Обоснована востребованность разработки организационно-экономического механизма устойчивого развития внегородских территорий и представлена авторская модель данного механизма. Применение предложенного автором организационно-экономического механизма устойчивого развития внегородских территорий в практике должностных лиц, органов и организаций, заинтересованных в развитии указанных территорий, позволит обеспечить стабильно-поступательный процесс социально-экономического развития внегородских территорий, целью которого является снижение социально-экономической напряженности проживающего на них населения и повышение качества и уровня его жизни.
Ключевые слова: организационно-экономический механизм, развитие, сельские территории, население, модель, социально-экономическая напряженность
JEL-классификация: J11, Q18, R12, R13
Введение
В последнее время развитию внегородских (сельских) территорий в России уделяется пристальное внимание как учеными, так и органами управления всех уровней. Это обусловлено рядом причин: с одной стороны, важной ролью, которую выполняют указанные территории для страны и ее безопасности – продовольственной и национальной, с другой – наличием на этих территориях множества проблем – демографических, социальных, экономических, экологических и др. В итоге указанные проблемы приводят в неустойчивости в развитии внегородских территорий, что противоречит интересам населения и государства.
Корректировка сложившейся ситуации на рассматриваемых территориях возможна при разработке и внедрении безотлагательных и эффективных мер государственного реагирования по обеспечению развития внегородских территорий с целью повышения его устойчивости.
Своеобразными катализаторами служат обострение политических отношений Российской Федерации с рядом западных стран, введенные этими странами в отношении нашей страны экономические санкции, ответное – со стороны России – продовольственное эмбарго и, как следствие, – потребность в импортозамещении. В этой связи переосмысление подходов к решению социально-экономических проблем на селе сегодня, как никогда, актуально.
Как доказывает наука и практика, нововведения должны носить системный, комплексный подход и основываться на организационно-экономическом механизме.
Целью настоящей работы является выявление основных подходов к пониманию понятия «социально-экономический механизм» и разработке организационно-экономического механизма устойчивого развития внегородских территорий, направленного на снижение уровня социально-экономической напряженности.
Научная новизна работы заключается в представленной авторской модели организационно-экономического механизма устойчивого развития внегородских территорий.
В качестве методов исследования были использованы описание, сравнение, анализ, синтез, аналогия и метод научной абстракции.
Основная часть
Важность такого института как «организационно-экономический механизм» обусловливала интерес к нему со стороны ученых-экономистов. В частности, Аржанцев С. А., Писарев С. Л., Колязина Е. В., Фролова А. А. определяют сущность организационно-экономического механизма АПК как «совокупность экономических и административно-правовых рычагов воздействия и форм организации социально-производственных процессов, обеспечивающих функционирование и устойчивое развитие отраслей АПК и сельских территорий» [1]. Белокопытов А.В. высказывает точку зрения, что «в эффективном механизме устойчивого развития сельского хозяйства доминантами выступают эффективность аграрного труда и стабильность развития сельских территорий [2]. По мнению Боева В.Р., организационно–экономический механизм следует рассматривать «…не как простой набор экономических рычагов и инструментов, а как их систему, то есть взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание конкретных экономических регуляторов …» [3]. Бухтиярова Т. И. и Демьянов Д.Г. раскрывают сущность организационно-экономического механизма так: «Система взаимосвязанных элементов, использующая естественную связь между ними, а также средства государственного и рыночного регулирования для достижения постановленной цели» [4]. По мнению Винничека Л. Б. и Шумилкиной Е. А., «более полным является определение организационно-экономический механизма как системы, нежели как набор элементов, который представляет собой совокупность, т.к. в системе подразумевается как воздействие на объект, так и взаимодействие элементов между собой» [5]. Гупанова Е.Ю. определяет «организационно-экономический механизм» как «совокупность взаимосвязанных организационных, экономических, административно-правовых и других рычагов и методов целенаправленного воздействия на объект управления для обеспечения надежного функционирования системы управления качеством» [6]. Жукова И.В. подразумевает под организационно-экономическим механизмом как «совокупность экономических, административных, правовых, организационных методов воздействия на объект управления [7]. Кузнецова М.А. рассматривает организационно-экономический механизм хозяйствования как «один из вариантов рационального и эффективного использования имеющихся производственных факторов для достижения поставленной хозяйствующим субъектом конкретной цели (или целей)» [8]. Ломкина И.Л. считает, что организационно-экономический механизм – это «средство приведения в действие и обеспечение стабильного функционирования систем управления производством, научно-техническим прогрессом, материально-техническим снабжением и эффективным использованием производственных ресурсов» [9]. Магамедова Д.М. и Рамазанова А.Г. считают, что «организационно-экономический механизм – это совокупность взаимосвязанных организационно-экономических методов, рычагов и средств, регулирующих экономические отношения поставщиков, потребителей и региональных властей с целью реализации синергизма их взаимодействия» [10]. Мазлоев В. З. подходит к трактовке понятия «организационно–экономический механизм» как к «… совокупности взаимосвязанных экономических рычагов и методов воздействия на производство, обмен, распределение и потребление продуктов» [11]. Медведева Т.Н., Шарапова В.М., Фарвазова Э.А. приходят к заключению, что «организационно-экономический механизм хозяйствования представляет собой сложную по своему составу и содержанию экономическую категорию, состоящую из множества элементов, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга» [12]. Навоева О.В. рассматривает организационно-экономический механизм в качестве «инструментария управления, включающего нормативно-правовые акты, организационные структуры, побудительные мотивы, стимулы, методы, меры, силы и средства, с помощью которых субъект управления воздействует на объект в интересах достижения поставленных целей инновационного развития» [13]. Некрасов К.В., Петров Е.А., Набоков В.И. определяют организационно-экономический механизм как «форму взаимодействия участников подкомплекса, использующих соответствующие функции и методы хозяйствования, обладающих системными свойствами и связанными с субъектами внешней среды, призванная обеспечивать инновационную деятельность организаций, внедрение ими технологических, организационных и маркетинговых инноваций, привлекая для этого необходимые ресурсы и достигая поставленных целей» [14]. Прокофьева Т.Ю. приводит следующее определение понятия организационно-экономического механизма: «Это часть
экономического механизма в виде сложной регулируемой системы, представляющей собой совокупность элементов (ресурсов), необходимых для «запуска» и функционирования экономического процесса и достижения определенного результата [15]. По мнению Пустуева А.А., «организационно-экономический механизм АПК можно рассматривать как совокупность экономических и административно-правовых рычагов воздействия и форм организации социально-производственных процессов, обеспечивающих функционирование и устойчивое развитие отраслей АПК и сельских территорий» [16]. Академик РАН Семин А.И. отмечает, что изучаемый механизм формируется из взаимосвязанных между собой блоков (организационно-управленческого, экономического, финансового, технико-технологического, мотивационного, экологического, социального и правового), имеющие в своем составе определенные элементы и компоненты [18]. Семина Н. А., Сосенков А. В., Фучжун Х. исходят из того, что «организационно-экономический механизм можно рассматривать во взаимодействии способов воздействия, системы рычагов и мер на производственную, хозяйственную, финансовую деятельность хозяйствующего субъекта» [19]. Сыщикова Е.Н. подразумевает под изучаемым механизмом «совокупность организационно-правовых и экономических компонент как форм и методов хозяйствования: экономический интерес, коммерческий расчет, материальное стимулирование, планирование, финансирование, ценообразование, налогообложение, управление качеством продукции, инновационная деятельность, организационная структура, которые находятся в системной взаимосвязи, образуют единое целое и ориентированы на устойчивое развитие предприятия» [20]. Фарвазова Э.А. приходит к выводу, что «организационно-экономический механизм хозяйствования сельскохозяйственной организации – это совокупность экономических (налогообложение, кредитование, ценообразование и т.д.) и организационных (нормативно-правовые ограничения, система прав собственности, аграрная политика государства и т.д.) мер воздействия на деятельность организации, реализуемых на разных уровнях аграрного производства (макро-, мезо-, микро- и наноуровне) и призванных обеспечивать ее устойчивое, адаптивное развитие, эффективное функционирование и высокую конкурентоспособность на аграрном рынке в рисковых условиях внешней и внутренней среды [21]. По ее мнению, «в качестве основного элемента механизма необходимо выделить систему государственной поддержки сельского хозяйства, поскольку реализация программ в области аграрной политики направлена на достижение целей функционирования организационно-экономического механизма управления сельскохозяйственными предприятиями, таких как повышение эффективности и устойчивости сельскохозяйственного производства, минимизация рисков и другие» [26]. Федорович В.О. под организационно-экономическом механизме понимает «разноуровневую иерархическую структуру, состоящую из связанных между собой частей и их групп, а также способов их взаимодействия» [22]. Черникова С.А. исходит из понимания, что организационно-экономический механизм следует рассматривать «…через пространственно-отраслевые структуры, где количественно разрозненные отрасли переходят к эволюционному развитию на межотраслевом взаимодействии» [23]. Шафиева Э.Т. дает следующее определение организационно-экономического механизма: «Это механизм взаимодействия и взаимосвязи основной системы управления и организации процессов принятия решений с методами, правилами и приемами хозяйствования» [24]. Шилова Т.А. трактует организационно-экономический механизм как «совокупность методов и способов, которые дают возможность предприятию иметь устойчивое положение на рынке, привлекать и сохранять потребителей при реализации основной цели своей деятельности» [25].
Рассмотрев различные взгляды и мнения на изучаемое явление, можно констатировать, что общее, что присутствует в приводимых авторами дефинициях понятия «организационно-экономический механизм», – это то, что механизм рассматривается как системное явление, как совокупность различных инструментов воздействия на объект управления.
Резюмируя проведенный контекстуальный анализ содержания исследуемого понятия следует сделать вывод, что главной задачей организационно-экономического механизма в рассматриваемом контексте является обеспечение создания необходимых условий устойчивого экономического и социального развития внегородских территорий, что повлечет за собой повышение эффективности сельского хозяйства и аграрного сектора экономики в целом. С учетом изложенного, автором предлагается организационно-экономический механизм устойчивого развития внегородских территорий, модель которого иллюстрирует рисунок 1.
Рисунок 1. Организационно-экономический механизм устойчивого развития внегородских территорий
Источник: составлено автором
Как видно из рисунка, механизм включает в себя поэтапную логическую последовательность действий и использование разработанных стратегических мероприятий, а также предусматривает, при необходимости, корректирующее мероприятие. Указанные мероприятия направлены на обеспечение устойчивого развития внегородских территорий и снижение уровня социально-экономической напряженности проживающего на них населения – такого состояния общества (или его части), которое характеризуется непринятием действительности и невозможностью в ближайшей перспективе изменить сложившуюся ситуацию, связанную с удовлетворением его потребностей, что оказывает влияние на развитие аграрной сферы экономики [17].
Для претворения в жизнь стратегических мероприятий определяется орган, ответственный за их реализацию, направления деятельности, соисполнители, ресурсы, т.е. все элементы, которые могут повлиять на конечный результат. Если в результате поставленная цель не достигнута, разрабатывается и реализуется корректирующее мероприятие (или мероприятия), позволяющее (-ие) ее достигнуть.
Заключение
Таким образом, достижение поставленной цели – обеспечение устойчивого развития внегородских территорий – представляется реальным и достижимым, но при условии применения комплексного подхода в реализации разработанных стратегических мероприятий, в частности, предложенного организационно-экономического механизма устойчивого развития внегородских территорий.
Необходимость формирования организационно-экономического механизма развития внегородских (сельских) территорий обусловлена стратегической важностью данных территорий для безопасности государства, что подтверждается мнениями отечественных ученых.
Применение предложенного автором организационно-экономического механизма устойчивого развития внегородских территорий в практике должностных лиц, органов и организаций, заинтересованных в развитии указанных территорий, позволит обеспечить стабильно-поступательный процесс социально-экономического развития внегородских территорий, целью которого является снижение социально-экономической напряженности проживающего на них населения и повышение качества и уровня его жизни, что является архиважным в современных реалиях.
Источники:
2. Белокопытов А.В. Организационно-экономический механизм устойчивого развития аграрного сектора экономики // Экономические отношения. – 2020. – № 1. – c. 217-226. – doi: 10.18334/eo.10.1.41566.
3. Боев В.Р. Совершенствовать экономический механизм развития АПК // АПК: Экономика, управление. – 1993. – № 3. – c. 61-64.
4. Бухтиярова Т.И., Демьянов Д.Г. Организационно-экономический механизм стратегического управления развитием предпринимательства региона // Агропродовольственная политика России. – 2017. – № 2(62). – c. 52-56.
5. Винничек Л.Б., Шумилкина Е.А. Организационно-экономический механизм: теория вопроса. / Глава в книге: Проблемы и перспективы развития агропромышленного производства. - Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2018. – 43-58 c.
6. Гупанова Ю.Е. Методические подходы к формированию организационноэкономического механизма управления качеством на предприятиях хлебопекарной отрасли // Омский научный вестник. – 2008. – № 1(63). – c. 44-48.
7. Жукова И.В. Сущность и содержание организационно-экономического механизма управления горнодобывающей промышленностью // Власть и управление на Востоке России. – 2010. – № 4(53). – c. 43-49.
8. Кузнецова М.А. Организационно-экономический механизм повышения эффективности функционирования птицепродуктового подкомплекса АПК. / Дис.,.. канд. экон. наук: 08.00.05. - Екатеринбург, 2004. – 173 c.
9. Ломакина И.Л. Методологические основы формирования организационноэкономического механизма управления предприятием // Труды Дальневосточного государственного технического университета. – 2007. – № 146. – c. 185-188.
10. Магомедова Д.М., Рамазанова А.Г. Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региональной электроэнергетики в условиях рыночных преобразований // Вестник Дагестанского государственного университета. – 2011. – № 5. – c. 135-140.
11. Мазлоев В.3. Механизмы институциональных преобразований агропромышленных объединений // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2005. – № 7. – c. 37-40.
12. Медведева Т.Н., Шарапова В.М., Фарвазова Э.А. Модель оценки эффективности организационно- экономического механизма хозяйствования сельскохозяйственных предприятий Зауралья // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2019. – № 4. – c. 32-41. – doi: 10.14529/em190403.
13. Навоева О.В. Особенности организационно-экономического механизма управления инновационным развитием Северо-Восточного региона России // Проблемы современной экономики. – 2010. – № 2(34). – c. 54-57.
14. Некрасов К.В. Оценка функционирования организационноэкономического механизма инновационного развития организаций молочнопродуктового подкомплекса // Аграрный вестник Урала. – 2014. – № 1(119). – c. 88-90.
15. Прокофьева Т.Ю. Соотношение понятий «Экономический механизм» и «Организационно-экономический механизм» // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. – 2017. – № 1. – c. 21-26.
16. Пустуев А.А. Организационно-экономический механизм управления устойчивостью агроэкономической системы и сельских территорий региона. / Автореферат дис.,.. докт. экон. наук: 08.00.05. - Екатеринбург, 2022. – 451 c.
17. Светлаков А.Г., Олесиюк О.С. Социальная напряженность на не городских территориях как фактор влияния на развитие аграрного сектора экономики // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. – 2019. – № 3-4. – c. 49-58. – doi: 10.26653/2076-4650-2019-3-4-04.
18. Сёмин А.Н. Научные основы формирования экономических механизмов: формы, типы, виды // Агропродовольственная политика России. – 2012. – № 5. – c. 5-12.
19. Сёмина Н.А., Сосенков А.В., Фучжун Х. Организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных организаций, функционирующих в условиях международных экономических санкций и эмбарго // Теория и практика мировой науки. – 2019. – № 2. – c. 2-5.
20. Сыщикова Е.Н. Содержание организационно-экономического механизма управления предприятием // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2011. – № 7. – c. 52-54.
21. Фарвазова Э.А. Развитие организационно-экономического механизма хозяйствования сельскохозяйственных организаций в системе государственного регулирования АПК. / Дис.,.. канд. экон. наук: 08.00.05. - Екатеринбург, 2021. – 231 c.
22. Федорович В.О. Состав и структура организационно-экономического механизма управления собственностью крупных промышленных корпоративных образований // Сибирская финансовая школа. – 2006. – № 2(59). – c. 45-54.
23. Черникова С.А. Актуальные вопросы финансирования молочнопродуктового подкомплекса в рамках развития региональной пространственно-отраслевой структуры // Московский экономический журнал. – 2020. – № 6. – c. 21. – doi: 10.24411/2413-046X-2020-10420.
24. Шафиева Э.Т. Организационно-экономический механизм управления региональным агропромышленным комплексом. / Дис.,.. канд. экон. наук: 08.00.05. - Нальчик, 2001. – 161 c.
25. Шилова Т.А. Организационно-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности предприятия. Rusnauka.com. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/SND/Economics/10_shilova.doc.htm (дата обращения: 04.11.2022).
26. Farvazova E.A. The essence and implementation of the organizational and economic mechanism management of agricultural enterprises: theoretical aspect // Agrarian Bulletin of the Urals. – 2020. – № 1(192). – c. 97-105. – doi: 10.32417/1997-4868-2020-192-1-97-102.
Страница обновлена: 04.09.2025 в 20:14:04
Download PDF | Downloads: 55 | Citations: 1
Organizational and economic mechanism for the development of extra-urban territories: from theory to practice
Olesiyuk O.S.Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 16, Number 11 (November 2022)
Abstract:
The author has studied the researches of Russian scientists in relation to the organizational and economic mechanism of rural development. The need for such a mechanism is due strategic importance of rural areas for the security of the state. A contextual analysis of the concept of "organizational and economic mechanism" as an economic category is given. The demand for the development of an organizational and economic mechanism for the sustainable development of extra-urban territories is substantiated. The author's model of this mechanism is presented. The organizational and economic mechanism of sustainable development of extra-urban territories can be implemented in the practice of officials, public authorities and organizations interested in the development of these territories. This will ensure a stable and progressive socio-economic development of extra-urban territories. The purpose of this process is to reduce the socio-economic tension of the population and to improve the quality and standard of life.
Keywords: organizational and economic mechanism, development, rural areas, population, model, socio-economic tensions
JEL-classification: J11, Q18, R12, R13

Россия, Пермь