Организационно-экономический механизм развития внегородских территорий: от теории к практике
Олесиюк О.С.1
1 Пермский государственный аграрно-технологический университет им. акад. Д.Н. Прянишникова, Россия, Пермь
Скачать PDF | Загрузок: 20 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 11 (Ноябрь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50051446
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье изложены аспекты российских ученых в отношении формирования организационно-экономического механизма развития сельских территорий, необходимость которого обусловлена их стратегической важностью для безопасности государства. Приведен контекстуальный анализ содержания понятия «организационно-экономический механизм» как экономической категории. Обоснована востребованность разработки организационно-экономического механизма устойчивого развития внегородских территорий и представлена авторская модель данного механизма. Применение предложенного автором организационно-экономического механизма устойчивого развития внегородских территорий в практике должностных лиц, органов и организаций, заинтересованных в развитии указанных территорий, позволит обеспечить стабильно-поступательный процесс социально-экономического развития внегородских территорий, целью которого является снижение социально-экономической напряженности проживающего на них населения и повышение качества и уровня его жизни.
Ключевые слова: организационно-экономический механизм, развитие, сельские территории, население, модель, социально-экономическая напряженность
JEL-классификация: J11, Q18, R12, R13
Введение
В последнее время развитию внегородских (сельских) территорий в России уделяется пристальное внимание как учеными, так и органами управления всех уровней. Это обусловлено рядом причин: с одной стороны, важной ролью, которую выполняют указанные территории для страны и ее безопасности – продовольственной и национальной, с другой – наличием на этих территориях множества проблем – демографических, социальных, экономических, экологических и др. В итоге указанные проблемы приводят в неустойчивости в развитии внегородских территорий, что противоречит интересам населения и государства.
Корректировка сложившейся ситуации на рассматриваемых территориях возможна при разработке и внедрении безотлагательных и эффективных мер государственного реагирования по обеспечению развития внегородских территорий с целью повышения его устойчивости.
Своеобразными катализаторами служат обострение политических отношений Российской Федерации с рядом западных стран, введенные этими странами в отношении нашей страны экономические санкции, ответное – со стороны России – продовольственное эмбарго и, как следствие, – потребность в импортозамещении. В этой связи переосмысление подходов к решению социально-экономических проблем на селе сегодня, как никогда, актуально.
Как доказывает наука и практика, нововведения должны носить системный, комплексный подход и основываться на организационно-экономическом механизме.
Целью настоящей работы является выявление основных подходов к пониманию понятия «социально-экономический механизм» и разработке организационно-экономического механизма устойчивого развития внегородских территорий, направленного на снижение уровня социально-экономической напряженности.
Научная новизна работы заключается в представленной авторской модели организационно-экономического механизма устойчивого развития внегородских территорий.
В качестве методов исследования были использованы описание, сравнение, анализ, синтез, аналогия и метод научной абстракции.
Основная часть
Важность такого института как «организационно-экономический механизм» обусловливала интерес к нему со стороны ученых-экономистов. В частности, Аржанцев С. А., Писарев С. Л., Колязина Е. В., Фролова А. А. определяют сущность организационно-экономического механизма АПК как «совокупность экономических и административно-правовых рычагов воздействия и форм организации социально-производственных процессов, обеспечивающих функционирование и устойчивое развитие отраслей АПК и сельских территорий» [1]. Белокопытов А.В. высказывает точку зрения, что «в эффективном механизме устойчивого развития сельского хозяйства доминантами выступают эффективность аграрного труда и стабильность развития сельских территорий [2]. По мнению Боева В.Р., организационно–экономический механизм следует рассматривать «…не как простой набор экономических рычагов и инструментов, а как их систему, то есть взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание конкретных экономических регуляторов …» [3]. Бухтиярова Т. И. и Демьянов Д.Г. раскрывают сущность организационно-экономического механизма так: «Система взаимосвязанных элементов, использующая естественную связь между ними, а также средства государственного и рыночного регулирования для достижения постановленной цели» [4]. По мнению Винничека Л. Б. и Шумилкиной Е. А., «более полным является определение организационно-экономический механизма как системы, нежели как набор элементов, который представляет собой совокупность, т.к. в системе подразумевается как воздействие на объект, так и взаимодействие элементов между собой» [5]. Гупанова Е.Ю. определяет «организационно-экономический механизм» как «совокупность взаимосвязанных организационных, экономических, административно-правовых и других рычагов и методов целенаправленного воздействия на объект управления для обеспечения надежного функционирования системы управления качеством» [6]. Жукова И.В. подразумевает под организационно-экономическим механизмом как «совокупность экономических, административных, правовых, организационных методов воздействия на объект управления [7]. Кузнецова М.А. рассматривает организационно-экономический механизм хозяйствования как «один из вариантов рационального и эффективного использования имеющихся производственных факторов для достижения поставленной хозяйствующим субъектом конкретной цели (или целей)» [8]. Ломкина И.Л. считает, что организационно-экономический механизм – это «средство приведения в действие и обеспечение стабильного функционирования систем управления производством, научно-техническим прогрессом, материально-техническим снабжением и эффективным использованием производственных ресурсов» [9]. Магамедова Д.М. и Рамазанова А.Г. считают, что «организационно-экономический механизм – это совокупность взаимосвязанных организационно-экономических методов, рычагов и средств, регулирующих экономические отношения поставщиков, потребителей и региональных властей с целью реализации синергизма их взаимодействия» [10]. Мазлоев В. З. подходит к трактовке понятия «организационно–экономический механизм» как к «… совокупности взаимосвязанных экономических рычагов и методов воздействия на производство, обмен, распределение и потребление продуктов» [11]. Медведева Т.Н., Шарапова В.М., Фарвазова Э.А. приходят к заключению, что «организационно-экономический механизм хозяйствования представляет собой сложную по своему составу и содержанию экономическую категорию, состоящую из множества элементов, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга» [12]. Навоева О.В. рассматривает организационно-экономический механизм в качестве «инструментария управления, включающего нормативно-правовые акты, организационные структуры, побудительные мотивы, стимулы, методы, меры, силы и средства, с помощью которых субъект управления воздействует на объект в интересах достижения поставленных целей инновационного развития» [13]. Некрасов К.В., Петров Е.А., Набоков В.И. определяют организационно-экономический механизм как «форму взаимодействия участников подкомплекса, использующих соответствующие функции и методы хозяйствования, обладающих системными свойствами и связанными с субъектами внешней среды, призванная обеспечивать инновационную деятельность организаций, внедрение ими технологических, организационных и маркетинговых инноваций, привлекая для этого необходимые ресурсы и достигая поставленных целей» [14]. Прокофьева Т.Ю. приводит следующее определение понятия организационно-экономического механизма: «Это часть
экономического механизма в виде сложной регулируемой системы, представляющей собой совокупность элементов (ресурсов), необходимых для «запуска» и функционирования экономического процесса и достижения определенного результата [15]. По мнению Пустуева А.А., «организационно-экономический механизм АПК можно рассматривать как совокупность экономических и административно-правовых рычагов воздействия и форм организации социально-производственных процессов, обеспечивающих функционирование и устойчивое развитие отраслей АПК и сельских территорий» [16]. Академик РАН Семин А.И. отмечает, что изучаемый механизм формируется из взаимосвязанных между собой блоков (организационно-управленческого, экономического, финансового, технико-технологического, мотивационного, экологического, социального и правового), имеющие в своем составе определенные элементы и компоненты [18]. Семина Н. А., Сосенков А. В., Фучжун Х. исходят из того, что «организационно-экономический механизм можно рассматривать во взаимодействии способов воздействия, системы рычагов и мер на производственную, хозяйственную, финансовую деятельность хозяйствующего субъекта» [19]. Сыщикова Е.Н. подразумевает под изучаемым механизмом «совокупность организационно-правовых и экономических компонент как форм и методов хозяйствования: экономический интерес, коммерческий расчет, материальное стимулирование, планирование, финансирование, ценообразование, налогообложение, управление качеством продукции, инновационная деятельность, организационная структура, которые находятся в системной взаимосвязи, образуют единое целое и ориентированы на устойчивое развитие предприятия» [20]. Фарвазова Э.А. приходит к выводу, что «организационно-экономический механизм хозяйствования сельскохозяйственной организации – это совокупность экономических (налогообложение, кредитование, ценообразование и т.д.) и организационных (нормативно-правовые ограничения, система прав собственности, аграрная политика государства и т.д.) мер воздействия на деятельность организации, реализуемых на разных уровнях аграрного производства (макро-, мезо-, микро- и наноуровне) и призванных обеспечивать ее устойчивое, адаптивное развитие, эффективное функционирование и высокую конкурентоспособность на аграрном рынке в рисковых условиях внешней и внутренней среды [21]. По ее мнению, «в качестве основного элемента механизма необходимо выделить систему государственной поддержки сельского хозяйства, поскольку реализация программ в области аграрной политики направлена на достижение целей функционирования организационно-экономического механизма управления сельскохозяйственными предприятиями, таких как повышение эффективности и устойчивости сельскохозяйственного производства, минимизация рисков и другие» [26]. Федорович В.О. под организационно-экономическом механизме понимает «разноуровневую иерархическую структуру, состоящую из связанных между собой частей и их групп, а также способов их взаимодействия» [22]. Черникова С.А. исходит из понимания, что организационно-экономический механизм следует рассматривать «…через пространственно-отраслевые структуры, где количественно разрозненные отрасли переходят к эволюционному развитию на межотраслевом взаимодействии» [23]. Шафиева Э.Т. дает следующее определение организационно-экономического механизма: «Это механизм взаимодействия и взаимосвязи основной системы управления и организации процессов принятия решений с методами, правилами и приемами хозяйствования» [24]. Шилова Т.А. трактует организационно-экономический механизм как «совокупность методов и способов, которые дают возможность предприятию иметь устойчивое положение на рынке, привлекать и сохранять потребителей при реализации основной цели своей деятельности» [25].
Рассмотрев различные взгляды и мнения на изучаемое явление, можно констатировать, что общее, что присутствует в приводимых авторами дефинициях понятия «организационно-экономический механизм», – это то, что механизм рассматривается как системное явление, как совокупность различных инструментов воздействия на объект управления.
Резюмируя проведенный контекстуальный анализ содержания исследуемого понятия следует сделать вывод, что главной задачей организационно-экономического механизма в рассматриваемом контексте является обеспечение создания необходимых условий устойчивого экономического и социального развития внегородских территорий, что повлечет за собой повышение эффективности сельского хозяйства и аграрного сектора экономики в целом. С учетом изложенного, автором предлагается организационно-экономический механизм устойчивого развития внегородских территорий, модель которого иллюстрирует рисунок 1.
Рисунок 1. Организационно-экономический механизм устойчивого развития внегородских территорий
Источник: составлено автором
Как видно из рисунка, механизм включает в себя поэтапную логическую последовательность действий и использование разработанных стратегических мероприятий, а также предусматривает, при необходимости, корректирующее мероприятие. Указанные мероприятия направлены на обеспечение устойчивого развития внегородских территорий и снижение уровня социально-экономической напряженности проживающего на них населения – такого состояния общества (или его части), которое характеризуется непринятием действительности и невозможностью в ближайшей перспективе изменить сложившуюся ситуацию, связанную с удовлетворением его потребностей, что оказывает влияние на развитие аграрной сферы экономики [17].
Для претворения в жизнь стратегических мероприятий определяется орган, ответственный за их реализацию, направления деятельности, соисполнители, ресурсы, т.е. все элементы, которые могут повлиять на конечный результат. Если в результате поставленная цель не достигнута, разрабатывается и реализуется корректирующее мероприятие (или мероприятия), позволяющее (-ие) ее достигнуть.
Заключение
Таким образом, достижение поставленной цели – обеспечение устойчивого развития внегородских территорий – представляется реальным и достижимым, но при условии применения комплексного подхода в реализации разработанных стратегических мероприятий, в частности, предложенного организационно-экономического механизма устойчивого развития внегородских территорий.
Необходимость формирования организационно-экономического механизма развития внегородских (сельских) территорий обусловлена стратегической важностью данных территорий для безопасности государства, что подтверждается мнениями отечественных ученых.
Применение предложенного автором организационно-экономического механизма устойчивого развития внегородских территорий в практике должностных лиц, органов и организаций, заинтересованных в развитии указанных территорий, позволит обеспечить стабильно-поступательный процесс социально-экономического развития внегородских территорий, целью которого является снижение социально-экономической напряженности проживающего на них населения и повышение качества и уровня его жизни, что является архиважным в современных реалиях.
Источники:
2. Белокопытов А.В. Организационно-экономический механизм устойчивого развития аграрного сектора экономики // Экономические отношения. – 2020. – № 1. – c. 217-226. – doi: 10.18334/eo.10.1.41566.
3. Боев В.Р. Совершенствовать экономический механизм развития АПК // АПК: Экономика, управление. – 1993. – № 3. – c. 61-64.
4. Бухтиярова Т.И., Демьянов Д.Г. Организационно-экономический механизм стратегического управления развитием предпринимательства региона // Агропродовольственная политика России. – 2017. – № 2(62). – c. 52-56.
5. Винничек Л.Б., Шумилкина Е.А. Организационно-экономический механизм: теория вопроса. / Глава в книге: Проблемы и перспективы развития агропромышленного производства. - Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2018. – 43-58 c.
6. Гупанова Ю.Е. Методические подходы к формированию организационноэкономического механизма управления качеством на предприятиях хлебопекарной отрасли // Омский научный вестник. – 2008. – № 1(63). – c. 44-48.
7. Жукова И.В. Сущность и содержание организационно-экономического механизма управления горнодобывающей промышленностью // Власть и управление на Востоке России. – 2010. – № 4(53). – c. 43-49.
8. Кузнецова М.А. Организационно-экономический механизм повышения эффективности функционирования птицепродуктового подкомплекса АПК. / Дис.,.. канд. экон. наук: 08.00.05. - Екатеринбург, 2004. – 173 c.
9. Ломакина И.Л. Методологические основы формирования организационноэкономического механизма управления предприятием // Труды Дальневосточного государственного технического университета. – 2007. – № 146. – c. 185-188.
10. Магомедова Д.М., Рамазанова А.Г. Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региональной электроэнергетики в условиях рыночных преобразований // Вестник Дагестанского государственного университета. – 2011. – № 5. – c. 135-140.
11. Мазлоев В.3. Механизмы институциональных преобразований агропромышленных объединений // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2005. – № 7. – c. 37-40.
12. Медведева Т.Н., Шарапова В.М., Фарвазова Э.А. Модель оценки эффективности организационно- экономического механизма хозяйствования сельскохозяйственных предприятий Зауралья // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2019. – № 4. – c. 32-41. – doi: 10.14529/em190403.
13. Навоева О.В. Особенности организационно-экономического механизма управления инновационным развитием Северо-Восточного региона России // Проблемы современной экономики. – 2010. – № 2(34). – c. 54-57.
14. Некрасов К.В. Оценка функционирования организационноэкономического механизма инновационного развития организаций молочнопродуктового подкомплекса // Аграрный вестник Урала. – 2014. – № 1(119). – c. 88-90.
15. Прокофьева Т.Ю. Соотношение понятий «Экономический механизм» и «Организационно-экономический механизм» // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. – 2017. – № 1. – c. 21-26.
16. Пустуев А.А. Организационно-экономический механизм управления устойчивостью агроэкономической системы и сельских территорий региона. / Автореферат дис.,.. докт. экон. наук: 08.00.05. - Екатеринбург, 2022. – 451 c.
17. Светлаков А.Г., Олесиюк О.С. Социальная напряженность на не городских территориях как фактор влияния на развитие аграрного сектора экономики // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. – 2019. – № 3-4. – c. 49-58. – doi: 10.26653/2076-4650-2019-3-4-04.
18. Сёмин А.Н. Научные основы формирования экономических механизмов: формы, типы, виды // Агропродовольственная политика России. – 2012. – № 5. – c. 5-12.
19. Сёмина Н.А., Сосенков А.В., Фучжун Х. Организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных организаций, функционирующих в условиях международных экономических санкций и эмбарго // Теория и практика мировой науки. – 2019. – № 2. – c. 2-5.
20. Сыщикова Е.Н. Содержание организационно-экономического механизма управления предприятием // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2011. – № 7. – c. 52-54.
21. Фарвазова Э.А. Развитие организационно-экономического механизма хозяйствования сельскохозяйственных организаций в системе государственного регулирования АПК. / Дис.,.. канд. экон. наук: 08.00.05. - Екатеринбург, 2021. – 231 c.
22. Федорович В.О. Состав и структура организационно-экономического механизма управления собственностью крупных промышленных корпоративных образований // Сибирская финансовая школа. – 2006. – № 2(59). – c. 45-54.
23. Черникова С.А. Актуальные вопросы финансирования молочнопродуктового подкомплекса в рамках развития региональной пространственно-отраслевой структуры // Московский экономический журнал. – 2020. – № 6. – c. 21. – doi: 10.24411/2413-046X-2020-10420.
24. Шафиева Э.Т. Организационно-экономический механизм управления региональным агропромышленным комплексом. / Дис.,.. канд. экон. наук: 08.00.05. - Нальчик, 2001. – 161 c.
25. Шилова Т.А. Организационно-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности предприятия. Rusnauka.com. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/SND/Economics/10_shilova.doc.htm (дата обращения: 04.11.2022).
26. Farvazova E.A. The essence and implementation of the organizational and economic mechanism management of agricultural enterprises: theoretical aspect // Agrarian Bulletin of the Urals. – 2020. – № 1(192). – c. 97-105. – doi: 10.32417/1997-4868-2020-192-1-97-102.
Страница обновлена: 28.11.2024 в 11:21:02