Особенности формирования организационно-экономического механизма обеспечения продовольственной безопасности
Иванова А.А.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Статья в журнале
Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 1 (Январь-март 2025)
Аннотация:
Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящий момент не существует разработанного организационно-экономического механизма обеспечения продовольственной безопасности, адаптированного к условиям глобальных вызовов. Для устранения данного пробела в статье дана авторская формулировка определения организационно-экономического механизма обеспечения продовольственной безопасности. А также выявлены особенности элементов формирования механизма, новизна которых состоит в: 1) уточнении цели его функционирования; 2) формулировке перечня задач; 3) обосновании перечня принципов; 4) уточнении классификации факторов, обеспечивающих укрепление продовольственной безопасности; 5) определении состава субъектов и объектов; 6) систематизации методов и инструментов механизма. Научная значимость разработки заключается в том, что путём применения системного подхода выявлены наиболее актуальные особенности элементов организационно-экономического механизма, способствующие регламентации и комплексному упорядочению процессов обеспечения продовольственной безопасности в условиях глобальных вызовов. Статья представляет интерес для студентов и преподавателей экономических вузов и факультетов, научных работников, государственных служащих, а также других лиц, интересующихся проблемами формирования организационно-экономического механизма обеспечения продовольственной безопасности
Ключевые слова: продовольственная безопасность, организационно-экономический механизм, элементы, региональные особенности
JEL-классификация: Q13, Q17, Q18
Введение
Проблемы продовольственной безопасности (далее – ПБ) приобретают особую актуальность в периоды системных кризисов, в ситуации обострения угроз внутреннего и внешнего характера. Современные условия имеют указанные признаки, что свидетельствует о чрезвычайной значимости обращения к проблеме обеспечения продовольственной безопасности (далее – ОПБ). Положение осложняется тем, что за короткий срок произошли глобальные изменения институционального плана, установившие новые правила поведения, предполагающие обеспечение максимальной автономности национальных производственных и технологических процессов и возводящий импортозамещение в ранг приоритетной и доминирующей национальной повестки. Для эффективного решения сельским хозяйством своих задач, необходима трансформация организационно-экономического механизма ОПБ, способствующего инновационному прорыву в условиях глобальных вызовов.
Цель статьи – выявить особенности формирования организационно-экономического механизма ОПБ.
Анализ литературы по исследуемой тематике позволил выявить значительное количество разработок, носящих как теоретический, так и прикладной характер. Тем не менее, вопросам формирования организационно-экономического механизма ОПБ не уделяется достаточного внимания. Рассмотренные публикации представляется возможным разделить, исходя из их направленности, следующим образом:
- вопросам механизма ОПБ посвящены работы: Баранник В.А. [9], Бекбергеневой Д.Е. [9], Грицуновой С.В. [14], Дугиной Е.Л. [15], Макаровой О.В. [22];
- проблемами реализации механизма на региональном уровне занимаются: Билецкий А.А. [10], Жахов Н.В. [16], Кузьмина М.В. [20] и др.;
- отдельные элементы организационно-экономического ОПБ представлены в работах: Грешонкова А.М. [13], Мельникова Б.А. [21] (цель); Барановой И. [34], Борисовой Л. [34], Моор Т.А. [22], Макаровой О.В. [22], Тепляшина И.В. [27] (задачи); Гусакова Г.В. [23], Карамышева А.С. [18], Коток Н.Ю. [19], Пилипук А.В. [23], (принципы); Абдрахманова О. [6], Бокова А.А. [12], Грешонкова А.М. [13], Зулпукаровой Т. [6], Мельникова Б.А. [21], Потаповой А.П. [24], Святохо Н.В. [25], Тихомировой В.А. [28] (факторы) и др.
На основании анализа данных источников было сформулировано авторское определение организационно-экономического механизма ОПБ, а также выявлены особенности элементов его формирования, новизна которых состоит в:
1) уточнении цели функционирования механизма ОПБ региона;
2) формулировке перечня задач на региональном уровне;
3) обосновании перечня принципов механизма;
4) уточнении классификации факторов, обеспечивающих укрепление ПБ;
5) определении состава субъектов и объектов;
6) систематизации методов и инструментов механизма.
Научной гипотезой исследования является предположение о том, что решение проблемы ОПБ возможно только путем адаптации организационно-экономического механизма к условиям глобальных вызовов; для чего необходимо выявить и актуализировать его основные элементы на основании применения системного подхода.
Методологическую основу исследования составляют системный подход, а также такие методы, как: монографический, анализа и синтеза, метод сравнения, контент-анализ.
Основная часть:
Теория механизмов предполагает наличие системы элементов, в которой движение одной или нескольких ведущих составляющих вызывает или преобразовывает движение всей системы. В рамках экономических наук теория механизмов стала развиваться только c середины XX века, причём отечественные и западные экономисты вследствие различий общественных систем решали вопрос переноса теории механизмов в экономику по-разному. В отечественную экономическую науку в 60-е гг. Л.И. Абалкин ввел термин «хозяйственный механизм» [5], понимая его, с одной стороны, как способ организации общественного производства со свойственными ему формами и методами, экономическими стимулами и правовыми нормами, а с другой стороны – как метод хозяйствования, который в этом качестве представляет сознательное применение производственных отношений в хозяйственной практике [7].
На Западе концепцию экономического механизма предложил Л. Гурвиц [33], исследовавший децентрализованные рыночные механизмы путём формального анализа взаимоотношений субъектов при наличии асимметричной информации. Его работы заложили основу интеграции экономической теории и институционализма. Экономический механизм, по Гурвицу, задает множество выборов экономических субъектов и связанных с каждым из этих выборов результатов. Позднее Р. Майерсон (оптимальные аукционы) и Э. Маскин (механизмы выявления информации) развили идеи Гурвица, переведя их в практическую плоскость [17].
Организационно-экономический механизм – более узкое, чем хозяйственный механизм, понятие, которое раскрывает систему управления с позиций её функционирования, а также с точки зрения организации процессов управления и способов воздействия на объект [26].
В академической литературе не сформирован единый подход к определению организационно-экономического механизма. Ряд авторов делает акцент на самом процессе, другие – на методах и средствах воздействия на него, третьи – на возникающих при этом отношениях, четвертые – на ресурсах, пятые объединяют всё это в систему [18].
Мы разделяем его точку зрения относительно того, что «наиболее верным можно считать комплексный подход к формулированию определения названного механизма, согласно которому организационно-экономический механизм в общем виде можно представить как сложную систему организационных структур, институтов, инструментов, форм и методов взаимодействия, внутри которой происходит увязка интересов субъектов, реализуются экономические законы и осуществляется процесс воспроизводства» [18].
В историческом развитии человечества ПБ представляет собой системную социоприродную характеристику, производную категорию меры разумности человека в его взаимодействии с био- и агросферами. Исходя из этого, проблема ПБ является ключевой не только с позиции экономического развития общества, но и в контексте поиска оптимальных путей социально–экологического равновесия общества и природы. Таким образом, для устойчивого развития общества необходимо выполнять условие единства трех основных составляющих: экономической, социальной и экологической («человек–производство–природа») [11].
Для их наиболее эффективного взаимодействия необходимо разработать организационно-экономический механизм ОПБ. При этом необходимо отметить, что в академической литературе не сформирован единый подход ни к самой категории, ни к механизму ОПБ. Вопросам ПБ посвящены работы таких авторов, как Бекбергенева Д.Е. [9], Билецкий А.А. [10], Грицунова С.В. [14], Дугина Е.Л. [15], Моор Т.А. [22], и др.
Так, Грицунова С.В. уделяет в своих исследованиях внимание уточнению дефиниции «продовольственная безопасность» и поиску отличительных особенностей от зарубежных концепций ПБ [14]. Бекбергенева Д.Е. в отличие от Грицуновой С.В. делает акцент не только на категории ПБ, но и на поиске механизмов преодоления угроз ПБ, особо уделяя внимание механизмам преодоления угроз, вызванных санкционным давлением и COVID-19 [9].
Макарова О.В. исследует ПБ, не только с позиции экономической безопасности, но и в более глобальном аспекте – системе национальной безопасности, при этом структурируя этапы становления концепции ПБ. Автор также в своих исследованиях проводит оценку эффективности использования группы показателей, разработанных для анализа степени достижения АПК индикаторов ПБ [22].
Вопросам реализации механизмов ОПБ на региональном уровне посвящены работы Билецкого А.А. [10], Кузьминой М.В. [20], Жахова Н.В. [16]. Исследование различных точек зрения относительно механизма ОПБ позволило сделать вывод, об отсутствии единого подхода в данной сфере.
Также в научной литературе отсутствует единый подход к механизму ОПБ. Данная проблема отражена в работах таких исследователей, как Бекбергенева Д.Е. [9], Билецкий А.А. [10], Грицунова С.В. [14], Дугина Е.Л. [15], Кузьмина М.В. [20], Макарова О.В. [22] и другие.
В связи с этим необходимо подробно рассмотреть особенности основных элементов организационно-экономического механизма ОПБ:
- цели, задачи и принципы функционирования механизма;
- условия и факторы его функционирования;
- состав субъектов и объектов механизма;
- методы и способы взаимодействия, инструменты воздействия;
- результаты реализации механизма и систему их мониторинга.
С учётом вышеизложенного, нами предлагается определение организационно-экономического механизма ОПБ как совокупности субъектов экономики и системы способов и форм согласованных взаимодействий между ними, складывающихся под воздействием законов рынка и нормативно-правового регулирования со стороны государства, конечной целью реализации которого является гарантия физической и экономической доступности населению основных продуктов питания в достаточном для нормальной жизнедеятельности количестве и качестве, обеспечиваемая преимущественно за счёт собственного производства.
Далее будут последовательно рассмотрены основные элементы организационно-экономического механизма ОПБ.
Первый элемент – цель функционирования механизма.
В «Доктрине продовольственной безопасности РФ» от 1997г. была сформулирована краткая цель, заключающаяся в гарантии удовлетворения потребности населения в продовольствии в основном за счет отечественных продуктов питания [1].
В Доктринах от 2010г. [2] и 2020г. [3] присутствует стратегическая цель ПБ, причём если в первой акцент сделан на обеспечении населения разнообразными видами сельхозпродукции и продовольствия за счёт стабильного внутреннего производства и наличия необходимых резервов и запасов, то во второй – лишь о доступной сельскохозяйственной продукцией, сырье и продовольствии в объемах, обеспечивающих рациональные нормы потребления. То есть требования к ассортименту снижаются, а речи о необходимых объёмах производства отечественных продуктах питания, вообще, не ведётся. В этой связи необходимо отметить широкий перечень целей ОПБ, представленный в работе Грешонкова А.М. [13].
На основании различных точек зрения относительно формулировки цели(ей) ОПБ (таблица 1), выведем авторскую трактовку применительно к региону. Во-первых, регион является основным объектом нашего исследования, во-вторых, подобных определений ранее выведено не было.
Таблица 1 – Цели обеспечения продовольственной безопасности
Автор, источник
|
Цель(и)
|
1
|
2
|
«Доктрина
продовольственной безопасности РФ», утверждена Указом Президента РФ от 17
декабря 1997 г. № 1300 [1]
|
Цель
ПБ – гарантировать удовлетворение потребности населения в продовольствии в
основном за счет отечественных продуктов питания на уровне, достаточном для
его нормальной жизнедеятельности.
|
«Доктрина
продовольственной безопасности РФ», утверждена Указом Президента РФ от 30
января 2010 г. № 120 [2]
|
Стратегическая
цель ПБ – обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной
продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольствием.
Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а
также наличие необходимых резервов и запасов.
|
«Доктрина
продовольственной безопасности РФ», утверждена Указом Президента РФ от 21
января 2020 г. № 20 [3]
|
Стратегическая
цель ПБ – обеспечение населения страны безопасной, качественной и доступной
сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием в объемах,
обеспечивающих рациональные нормы потребления пищевой продукции.
|
Грешонков А.М. [13]
|
ОПБ, направленное
на достижение гарантий достаточности продовольствия для всего населения в
целом, должно сводиться к реализации следующих, связанных между собой целей:
- повышение и расширение эффективности политики ценовой поддержки производства сельского хозяйства; - поддержка экспорта агрокомплекса страны; - достижение сохранности ресурсов для производства сельского хозяйства; - стимулирование сельскохозяйственного кредита; - поддержка исследовательской деятельности агрокомплекса; - продовольственная поддержка лиц, имеющих невысокие доходы; - достижение необходимого уровня снабжения продовольствием и источниками натуральных волокон по низким ценам. |
Мельников Б.А.
[21]
|
Цель ПБ –
обеспечение населения страны доступными, безопасными, качественными
продуктами питания отечественного производства в пределах медицински
обоснованных норм
|
Цель ПБ региона – обеспечение населения качественной, безопасной, разнообразной сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием отечественного производства (употребляя в максимальном объеме доступные продукты питания, произведённые в местах его проживания) в пределах научно обоснованных медицинских норм.
Второй элемент организационно-экономического механизма ОПБ – задачи его функционирования.
Рассмотрим имеющиеся в различных литературных источниках задачи ОПБ (рисунок 1). Так, в Доктрине 2010г. [2] имеется четыре задачи, в Доктрине 2020г. [3] - двенадцать, в Законе «Об обеспечении продовольственной безопасности в Нижегородской области» [4] - четыре (и они очень схожи с задачами Доктрины 2010г.). В статьях Тепляшина И.В. [27] и Моор Т.А. также выделено по четыре задачи, взаимосвязанных с Доктриной 2010г., несмотря на то, что статья Моор Т.А. [22] опубликована в 2021г. и должна бы опираться на расширенный перечень задач Доктрины 2020г. А Баранова И. и Борисова Л. полагают, что для достижения цели ОПБ достаточно решения лишь одной задачи – «создать запасы продовольствия, а также резервы на случай негативных последствий и воздействие как за пределами страны, так и внутри нее» [34].
Мы же полагаем, что для достижения сформулированной нами цели ОПБ региона, необходимо решение следующих задач:
- повышение доверия населения к реализуемой федеральной и региональной продовольственной политике;
Рисунок 1. Задачи обеспечения продовольственной безопасности
Источник: Составлено автором
- предотвращение угроз ПБ и устойчивое развитие отечественного производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия;
- обеспечение физической и экономической доступности качественного и экологически безопасного продовольствия для всех слоёв населения, в том числе проживающих в отдалённых районах;
- развитие научных исследований для разработки новых сортов сельскохозяйственных культур и пород животных и птицы, пригодных для выращивания в различных природно-климатических условиях;
- прочие (рост эффективности ценовой политики поддержки сельхозпроизводства; формирование стратегических запасов продовольствия и т.д.)
Третий элемент организационно-экономического механизма ОПБ – принципы его функционирования (таблица 2).
Таблица 2 – Принципы обеспечения продовольственной безопасности
Год
|
Название,
автор, источник |
Принципы
|
1
|
2
|
3
|
2008
|
Манифест об
изменении климата и будущего ПБ (г. Копенгаген) [30] |
1) влияние
глобализированного промышленного сельского хозяйства на изменение климата и
его подверженность к изменениям;
2) возможность уменьшения последствий изменений климата и адаптации к нему за счет экологического и органического сельского хозяйства; 3) полезность для сохранения окружающей среды и здоровья населения, перехода к локальным и устойчивым системам производства и снабжения продовольствием; 4) снижение уязвимости и увеличение сопротивляемость за счет биоразнообразия; 5) неверность решений об использовании генетически модифицированном семени и пород животных; 6) неверности решений и создание угроз ПБ путем создания промышленного биотоплива; 7) рассмотрение проблемы водных ресурсов в качестве центральной проблемы для устойчивого сельского хозяйства; 8) необходимость передачи знаний для адаптации к изменениям климата; 9) требование экономического перехода в будущем к устойчивому и справедливому распределению продовольствия |
2009
|
Всемирный
саммит по ПБ (г. Рим), принята Декларация, включающая Аквильскую инициативу по ПБ [31] |
1) инвестирование
в осуществление национальных планов по ПБ;
2) стратегическая координация действий на глобальном, региональном и страновом уровнях; 3) всеобъемлющий подход к ОПБ, то есть сочетание срочных мер помощи с долгосрочными усилиями по развитию сельхозпроизводства; 4) повышение роли и эффективности многосторонних институтов; 5) обеспечение устойчивого многолетнего инвестирования в сельское хозяйство и ПБ |
2016
|
Карамышев А.С.
[18] |
1)
общие (комплексность,
адаптивность, имплементация, научая обоснованность и др.);
2) частные (соблюдение которых в значительной степени зависит от государства, например, увязка национальных приоритетов в продовольственной сфере с ратифицированными международными соглашениями; государственная поддержка товаропроизводителей сырьевых ресурсов и продовольствия; контроль качества реализуемого продовольствия, гарантирующий его безопасность; доступность продовольствия всем слоям населения) |
2019
|
Мельников Б.А. [21]
|
1) аграрный протекционизм;
2) приоритетность инновационной модернизации селекционно-генетической и технико-технологической базы отечественного АПК; 3) обеспечение доступности для всех слоёв населения качественного продовольствия в нужном количестве и ассортименте, которые необходимы для здоровой жизни |
2022
|
Коток Н.Ю. [19]
|
1) характерные сфере потребления (доступность;
сочетание нормативного и индивидуального потребления продуктов питания);
2) сфере производства и национальной конкурентоспособности (обеспечение равной конкурентной среды на продовольственном рынке для производителей всех форм собственности; государственная поддержка производителей; повышение конкурентоспособности отечественного продовольствия; формирование и обновление государственного материального резерва продовольствия; государственно-общественное управление ПБ; ведение единой аграрной политики в рамках межгосударственных экономических союзов |
К сожалению, ни в Доктрине обеспечения продовольственной безопасности РФ от 2010г. [2], ни в обновленном документе от 2020г. [3] принципы ОПБ не прописаны.
В связи с этим, а также на основании таблицы 3, наиболее актуальными на наш взгляд, принципами можно назвать:
1) общие:
- комплексность - поддержание долгосрочной сбалансированности ключевых блоков системы ОПБ (на основе проведения оперативного и стратегического мониторинга её критериев) с помощью встроенных в рынок транспарентных регуляторов;
- адаптивность - устойчивость при трансформации экзогенной среды и конъюнктуры;
- имплементация, то есть осуществление согласованной аграрной политики в продовольственной сфере в рамках межгосударственных экономических союзов в соответствии с ратифицированными международными соглашениями (например, обеспечение коллективной ПБ государств – членов ЕАЭС);
- научая обоснованность, например, приоритетность инновационной модернизации селекционно-генетической и технико-технологической базы отечественного АПК [21];
– сквозной характер взаимодействия уровней ОПБ, предусматривающий: ориентацию всех участников продовольственной цепочки на достижение целевых ориентиров и критериев качества и количества продукции, а также наличие контрольных индикаторов для всех уровней и типов субъектов продовольственной цепочки [23];
2) частные:
а) характерные сфере потребления:
- физическая доступность - приобретение необходимого объёма и ассортимента продовольствия в любой географической местности;
- экономическая доступность - возможность приобретения качественных продуктов питания всеми слоями населения в соответствии с нормами потребления;
- доступность сырья для пищевой, перерабатывающей промышленности в целях обеспечения необходимых темпов роста сельхозпроизводства и пополнения государственных резервных фондов;
б) сфере производства и национальной конкурентоспособности:
- обеспечение равной конкурентной среды на продовольственном рынке для производителей всех форм собственности [19];
- рост конкурентоспособности отечественных продуктов питания и эффективности реализации производственно-экономического потенциала в данной сфере;
- аграрный протекционизм производителей продовольствия и сырья для пищевой и перерабатывающей промышленности;
- контроль качества реализуемого продовольствия, гарантирующий его безопасность [18].
Четвёртый элемент организационно-экономического механизма ОПБ – факторы, влияющие на его функционирования
ОПБ государства является главной составляющей его национальной безопасности и устойчивого социально-экономического развития. Как социально-экономическую категорию, «продовольственную безопасность рассматривают в системе социальных, экономических, организационных, экологических и других факторов, которые ускоряют или замедляют развитие АПК и покупательной способности населения» [6].
Мельников Б.А. предлагает делить факторы, обеспечивающие укрепление национальной ПБ на две группы: внутренние (технико-технологические, биологические, финансово-экономические, организационно-правовые, социальные) и внешние (макроэкономические, конъюнктурные, военно-политические, техногенные). А экологические и природно-климатические факторы относятся, по его мнению, одновременно и к внешним, и к внутренним [21].
Грешонков А.М. придерживается точки зрения Мельникова Б.А., разделяя их на внутренние и внешние, но не учитывая воздействие экологических и природно-климатических факторов на укрепление ПБ. Кроме того, при выделении в качестве внутренних приоритетных технико-технологических и биологических факторов, мнение Грешонкова А.М. аналогично Мельникову Б.А.; содержание данных групп факторов у обоих авторов идентично [13].
Тихомирова В.А. выделяет факторы (в области экономики, социальной жизни и здравоохранения), влияющие на доступность продовольствия [28]. Их анализ позволил ей сделать вывод, что ПБ РФ имеет устойчивую тенденцию к укреплению.
Боков А.А. считает, что на ОПБ региона, достижение определенного его уровня влияют следующие группы факторов: экономические, научно-технические, социальные и природно-климатические [12].
Абдрахманов О., Зулпукарова Т. полагают, что «всё многообразие факторов, оказывающих влияние на ПБ, целесообразно рассматривать в комплексе: факторы мирового сообщества, в целом государства и его регионов, АПК (сельского хозяйства, пищевой промышленности и др.), домохозяйств населения». Также они считают, что «необходимо рассматривать факторы ОПБ с классификацией их на внутренние и внешние, влияющие на развитие АПК как основного звена, вырабатывающего конечные продукты питания, и на возможность потребления населением данных продуктов питания» [6].
Святохо Н.В. выделяет субъективные и объективные факторы ПБ. «К субъективным факторам он относит факторы, которые уже сложились в конкретном регионе и не зависят от человеческого фактора. Кроме того, факторы, влияющие на ПБ, можно разделить на внутриэкономические (стабилизационные и деструктивные) и внешнеэкономические» [25].
По мнению Потапова А.П.: «Факторы ПБ можно разделить на постоянные (социум, экономические условия, уровень развития агропромышленного комплекса региона; показатели внешнеэкономической деятельности региона и т.д.) и временные (ситуация на государственных рынках продовольствия; нестабильность производства продукции растениеводства и животноводства), так как доступ населения к продуктам питания нужно обеспечивать не только в определенный момент времени, но и в перспективе» [24].
Мы разделяем мнение Мельникова Б.А. и предлагаем классифицировать факторы, обеспечивающие укрепление ПБ на две группы: внутренние и внешние, но их наполнение внутри групп следует актуализировать в связи с изменившимися условиями функционирования АПК в условиях санкций и дополнить информационными факторами.
На наш взгляд, она должна включать следующие факторы, обеспечивающие укрепление ПБ: внутренние (технико-технологические, биологические, финансово-экономические, организационно-правовые, социальные, информационные) и внешние (макроэкономические, конъюнктурные, военно-политические, техногенные), экологические и природно-климатические факторы относятся одновременно и к внешним, и к внутренним [32].
Необходимо отметить, что природно-климатические условия регионов России сильно дифференцированы и по сравнению с другими факторами менее всего поддаются целенаправленному воздействию. Это обусловливает значительную зависимость уровня ПБ региона от природных факторов и состояния окружающей среды и необходимость их учета при формировании и реализации региональной продовольственной стратегии.
Пятый элемент организационно-экономического механизма ОПБ – состав субъектов и объектов.
С учётом современного подхода к ОПБ, она включает в себя ряд уровней:
1) глобальный (объект – все государства и территории мира);
2) международно-региональный (объект – интеграционные объединения ЕС, БРИКС, СНГ, ЕАЭС и др.);
3) национальный (объект – государство (страна));
4) территориальный внутри страны (объект – совокупность регионов (населенных пунктов) на определенной территории государства – федеральный округ, районы Крайнего Севера, Дальний Восток, новые территории - ЛНР, ДНР, Херсонская и Запорожская области и др.);
5) региональный внутри страны (объект – отдельный регион страны – субъект РФ);
6) отдельные социальные группы (объект – дети, люди с ограниченными возможностями, пенсионеры и др.);
7) домохозяйства (объект – семья (домохозяйство);
8) персональный (объект – человек).
Стоит отметить, что возможны противоречия при изучении ПБ на разных уровнях. Так при ОПБ в стране в целом, может оказаться, что в отдельных населенных пунктах или территориях данной страны, продовольственная проблема не решена в силу разных причин, в том числе в силу неблагоприятных климатических условий, или некоторые группы могут страдать от нехватки продовольствия. Цикличность или сезонность наличия продовольствия остаётся проблемой для некоторых сельских поселений, при решении этой проблемы в городах. Поэтому важно проводить мониторинг ПБ в рамках каждого уровня по отдельности.
Шестой элемент организационно-экономического механизма ОПБ – методы и инструменты воздействия.
Государство при помощи имеющихся в его распоряжении методов и инструментов воздействия на экономику создает условия, необходимые для достижения целей страны в сфере ПБ. В наиболее общем виде они могут быть представлены в виде рисунка 2. Различия в природно-климатических условиях, уровне социально-экономического развития регионов требуют дифференцированного подхода и делают невозможным формирование универсального механизма ОПБ [18].
Седьмой элемент организационно-экономического механизма ОПБ – это результаты реализации механизма и система их мониторинга.
Чаще всего в качестве индикаторов ОПБ в стране выделяют:
- долю импортных поставок в продовольственном снабжении страны;
- степень удовлетворения физиологических потребностей человека в компонентах и энергетическом содержании пищевого рациона;
- коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) [21].
Эти показатели могут быть дополнены данными по конкретным регионам, в соответствии с имеющимися в свободном доступе статистическими материалами. Например, в рамках нашего исследования, далее будет проводиться анализ по регионам Дальневосточного федерального округа.
Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что помимо основных, рассмотренных нами элементов организационно-экономического механизма ОПБ, он включает в себя, по мнению Аничкиной О.А. [8], три подсистемы:
Рисунок
2. Методы и инструменты
организационно-экономического механизма обеспечения продовольственной
безопасности
Источник: Составлено автором
1) производство продуктов питания, где АПК и сельское хозяйство является ключевой отраслью, требуя разработки и реализации экономический методов регулирования;
2) обеспечение безопасности продуктов в процессе их производства, хранения и транспортировки, формируя технологический аспект ПБ;
3) инструменты и методы обеспечения доступности продуктов для населения, формируя инфраструктурный аспект ПБ.
Однако, в связи с тем, что основополагающим нормативно-правовым актом является Доктрина продовольственной безопасности, наиболее верно, на наш взгляд, выделять подсистемы механизма ОПБ в соответствии с ней, а именно: обеспечение эффективности аграрной политики, экономической и физической доступности продовольствия, устойчивости сельских территорий; развитие инфраструктурной составляющей АПК; создание системы мониторинга и прогнозирования; выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз ПБ.
Заключение
Таким образом, на основании анализа значительного количества разработок по исследуемой тематике, носящих как теоретический, так и прикладной характер, было сформулировано авторское определение организационно-экономического механизма ОПБ. А также выявлены особенности элементов формирования организационно-экономического механизма ОПБ, новизна которых состоит в:
1) уточнении цели функционирования механизма ОПБ региона;
2) формулировке перечня задач механизма на региональном уровне (повышение доверия населения к реализуемой федеральной и региональной продовольственной политике; предотвращение угроз ПБ и устойчивое развитие отечественного производства сельхозсырья и продовольствия; обеспечение физической и экономической доступности качественного и экологически безопасного продовольствия для всех слоёв населения, в том числе проживающих в отдалённых районах; развитие научных исследований для разработки новых сортов сельскохозяйственных культур и пород животных и птицы, пригодных для выращивания в различных природно-климатических условиях;
3) обосновании перечня принципов механизма ОПБ: общие (комплексность; адаптивность; имплементация; научая обоснованность; сквозной характер взаимодействия уровней ОПБ); частные: а) характерные сфере потребления (физическая и экономическая доступность; доступность сырья для пищевой, перерабатывающей промышленности и пополнения государственных резервных фондов); б) сфере производства и национальной конкурентоспособности;
4) уточнении классификации факторов, обеспечивающих укрепление ПБ: внутренние (технико-технологические, биологические, финансово-экономические, организационно-правовые, социальные, информационные) и внешние (макроэкономические, конъюнктурные, военно-политические, техногенные), экологические и природно-климатические факторы относятся одновременно и к внешним, и к внутренним;
5) определении состава субъектов и объектов механизма, который с учётом современного подхода к ОПБ, включает в себя следующие уровни: глобальный; международно-региональный; национальный; территориальный внутри страны; региональный внутри страны; отдельные социальные группы; домохозяйства; персональный;
6) систематизации методов и инструментов организационно-экономического механизма ОПБ: нормативно-правовые; организационно-административные; финансово-экономические (прямые и косвенные); информационно-консультационные).
Научная значимость разработки заключается в том, что путём применения системного подхода выявлены наиболее актуальные особенности элементов организационно-экономического механизма, способствующие регламентации и комплексному упорядочению процессов ОПБ в условиях глобальных вызовов. Практическая значимость состоит в задействовании выявленных особенностей при разработке алгоритма формирования организационно-экономического механизма ОПБ на уровне региона.
Источники:
2. Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12072719/ (дата обращения: 15.09.2023).
3. Указ Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73338425/ (дата обращения: 15.09.2023).
4. Закон «Об обеспечении продовольственной безопасности в Нижегородской области» № 111-З от 09.08.2011 г., с изменениями от 06.05.2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/944954179 (дата обращения: 30.03.2024).
5. Абалкин Л.И. Хозяйственный механизм развитого социалистического общества. - М.: Мысль, 1973. – 263 c.
6. Абдрахманов О., Зулпукарова Т. Факторы, влияющие на обеспечение продовольственной безопасности страны // Economy and Business: Theory and Practice. – 2023. – № 2. – c. 16-19.
7. Аверина И.С. Эволюция и классификация феномена хозяйственный механизм // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 3, Экономика. – 2012. – № 2. – c. 12-16.
8. Аничкина О.А., Бекетов А.В., Коротких Т.Н. Механизмы функционирования системы обеспечения продовольственной безопасности России (экономический аспект) // Экономические науки. – 2023. – № 9. – c. 11-20. – doi: 10.14451/1.226.11.
9. Бекбергенева Д.Е., Баранник В.А. Продовольственная безопасность Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – № 4-1. – c. 38-43. – doi: 10.24412/2411-0450-2022-4-1-38-43.
10. Билецкий А.А., Палагина О.А. Механизмы управления продовольственной безопасностью // Ученые заметки ТОГУ. – 2019. – № 4. – c. 186-190.
11. Богданова М.В., Беликова М.П. Продовольственная безопасность: информационно-правовые аспекты. / монография / Российский государственный университет правосудия. - М.: «КДУ», «Добросвет», 2020. – 361 c.
12. Боков А.А. Организационно-экономические условия обеспечения продовольственной безопасности региона (на материалах Кабардино-Балкарской Республики). / дис. канд. экон. наук. - Нальчик, 2015. – 163 c.
13. Грешонков А.М. Инновационная стратегия обеспечения продовольственной безопасности РФ в условиях импортозамещения. / дис. д-ра экон. наук. - Воронеж, 2022. – 327 c.
14. Грицунова С.В., Седых Ю.А. Продовольственная безопасность: эволюция понятия // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2019. – № 2. – c. 166-170.
15. Дугина Е.Л., Доржиева Е. В., Полозова Т. В. Совершенствование механизма управления продовольственной безопасностью // Социально-экономическое развитие россии и монголии: проблемы и перспективы: Материалы VI Международной научно-практической конференции, (Улан-Удэ, 21-22 мая 2019 г.). – Улан-Удэ : Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления. Улан-Удэ, 2019. – c. 128-134.
16. Жахов Н.В. Механизм обеспечения продовольственной безопасности населения региона // Дельта науки. – 2018. – № 1. – c. 119-122.
17. Измалков С.Б., Сонин К.И., Юдкевич М.М. Теория экономических механизмов (Нобелевская премия по экономике 2007 г.) // Вопросы экономики. – 2008. – № 1. – c. 4-26.
18. Карамышев А.С. Организационно-экономический механизм обеспечения продовольственной безопасности региона по продукции животноводства // Вестник АПК Верхневолжья. – 2016. – № 2. – c. 85-92.
19. Коток Н.Ю. Совершенствование системы обеспечения продовольственной безопасности России. / дис. канд. экон. наук. - Краснодар, 2022. – 160 c.
20. Кузьмина М.В. Механизм обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации (на примере Оренбургской области) // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. – 2022. – № 2. – c. 114-118.
21. Мельников Б.А. Приоритетные направления обеспечения продовольственной безопасности России. / автореф. дисс. на соискан. учён. степ. канд. экон. наук. - Краснодар, 2018. – 25 c.
22. Моор Т.А., Макарова О.В. Продовольственная безопасность, как важнейшая составляющая национальной безопасности страны // Заметки ученого. – 2021. – № 7–1. – c. 347-356.
23. Пилипук А.В., Гусаков Г.В., Расторгуев П.В., Кондратенко С.А., Карпович Н.В., Почтовая И.Г., Лобанова Л.А. Принципиальные направления совершенствования механизма обеспечения продовольственной безопасности Республики Беларусь // Вестник Национальной академии наук Беларуси. Серия аграрных наук. – 2021. – № 2. – c. 135-150.
24. Потапов А.П. Ресурсное обеспечение продовольственной независимости России в условиях экономических санкций // Научное обозрение: теория и практика. – 2016. – № 2. – c. 29-39.
25. Святохо Н.В. Анализ факторов, влияющих на продовольственную безопасность региона // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2016. – № 3. – c. 141-149.
26. Симкин Д.Г. Некоторые особенности развития организационно-экономического механизма управления регионом // Вестник ОГУ. – 2009. – № 8. – c. 88-92.
27. Тепляшин И.В. Участие институтов гражданского общества в реализации государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации // Проблемы конституционно-правового регулирования статуса арктических территорий Российской Федерации: мат-лы круглого стола междунар. науч.-практ. конф. «Енисейские политико-правовые чтения» (Красноярск, 21-22 сентября 2017 г.) / под ред. А.А. Кондрашева, О.В. Роньжиной, А.Б. Зенкиной; Краснояр. гос. аграр. ун-т. Красноярск, 2017. – c. 46-48.
28. Тихомирова В.А. Обеспечение продовольственной безопасности: международный и российский опыт. / автореф. дисс. на соискан. учён. степ. канд. экон. наук. - Москва, 2019. – 23 c.
29. Тихомирова В.А. Продовольственная безопасность: сущность понятия // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. – 2015. – № 6. – c. 123-128.
30. A manifesto on climate change and the future of food security. Prepared by the International Commission on the Future of Food and Agriculture // Materials of the XV Conference of the Parties to the UN Framework Convention on Climate Change, Copenhagen (Denmark), 2008
31. Declaration of the world summit on food security. Rome: FAO, 2009. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fao.org/3/k6050e/k6050e.pdf (дата обращения: 25.01.2025).
32. Ivanova A.A. Factors providing strengthening food security in Far Eastern Federal District // «New Science Award – 2024»: сборник статей Междунар. науч.-исслед. конкурса (г. Петрозаводск, 6 марта 2024г.– Петрозаводск: МЦНП «НОВАЯ НАУКА»). Петрозаводск, 2024. – p. 18-29.
33. Hurwicz L., Radner R., McGuire C. B. On informationally decentralized systems. / Decision and Organization. - Amsterdam: North-Holland, 1972.
34. Irina Baranova and Lyudmila Borisova. Food security of Russia in modern condition // E3S Web of Conferences 402, 09015 (2023) TransSiberia 2023. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202340209015 URL: https://doi.org/.
Страница обновлена: 13.03.2025 в 23:59:30