Особенности формирования организационно-экономического механизма обеспечения продовольственной безопасности

Иванова А.А.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 1 (Январь-март 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=82276825

Аннотация:
Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящий момент не существует разработанного организационно-экономического механизма обеспечения продовольственной безопасности, адаптированного к условиям глобальных вызовов. Для устранения данного пробела в статье дана авторская формулировка определения организационно-экономического механизма обеспечения продовольственной безопасности. А также выявлены особенности элементов формирования механизма, новизна которых состоит в: 1) уточнении цели его функционирования; 2) формулировке перечня задач; 3) обосновании перечня принципов; 4) уточнении классификации факторов, обеспечивающих укрепление продовольственной безопасности; 5) определении состава субъектов и объектов; 6) систематизации методов и инструментов механизма. Научная значимость разработки заключается в том, что путём применения системного подхода выявлены наиболее актуальные особенности элементов организационно-экономического механизма, способствующие регламентации и комплексному упорядочению процессов обеспечения продовольственной безопасности в условиях глобальных вызовов. Статья представляет интерес для студентов и преподавателей экономических вузов и факультетов, научных работников, государственных служащих, а также других лиц, интересующихся проблемами формирования организационно-экономического механизма обеспечения продовольственной безопасности

Ключевые слова: продовольственная безопасность, организационно-экономический механизм, элементы, региональные особенности

JEL-классификация: Q13, Q17, Q18



Введение

Проблемы продовольственной безопасности (далее – ПБ) приобретают особую актуальность в периоды системных кризисов, в ситуации обострения угроз внутреннего и внешнего характера. Современные условия имеют указанные признаки, что свидетельствует о чрезвычайной значимости обращения к проблеме обеспечения продовольственной безопасности (далее – ОПБ). Положение осложняется тем, что за короткий срок произошли глобальные изменения институционального плана, установившие новые правила поведения, предполагающие обеспечение максимальной автономности национальных производственных и технологических процессов и возводящий импортозамещение в ранг приоритетной и доминирующей национальной повестки. Для эффективного решения сельским хозяйством своих задач, необходима трансформация организационно-экономического механизма ОПБ, способствующего инновационному прорыву в условиях глобальных вызовов.

Цель статьи – выявить особенности формирования организационно-экономического механизма ОПБ.

Анализ литературы по исследуемой тематике позволил выявить значительное количество разработок, носящих как теоретический, так и прикладной характер. Тем не менее, вопросам формирования организационно-экономического механизма ОПБ не уделяется достаточного внимания. Рассмотренные публикации представляется возможным разделить, исходя из их направленности, следующим образом:

- вопросам механизма ОПБ посвящены работы: Баранник В.А. [9], Бекбергеневой Д.Е. [9], Грицуновой С.В. [14], Дугиной Е.Л. [15], Макаровой О.В. [22];

- проблемами реализации механизма на региональном уровне занимаются: Билецкий А.А. [10], Жахов Н.В. [16], Кузьмина М.В. [20] и др.;

- отдельные элементы организационно-экономического ОПБ представлены в работах: Грешонкова А.М. [13], Мельникова Б.А. [21] (цель); Барановой И. [34], Борисовой Л. [34], Моор Т.А. [22], Макаровой О.В. [22], Тепляшина И.В. [27] (задачи); Гусакова Г.В. [23], Карамышева А.С. [18], Коток Н.Ю. [19], Пилипук А.В. [23], (принципы); Абдрахманова О. [6], Бокова А.А. [12], Грешонкова А.М. [13], Зулпукаровой Т. [6], Мельникова Б.А. [21], Потаповой А.П. [24], Святохо Н.В. [25], Тихомировой В.А. [28] (факторы) и др.

На основании анализа данных источников было сформулировано авторское определение организационно-экономического механизма ОПБ, а также выявлены особенности элементов его формирования, новизна которых состоит в:

1) уточнении цели функционирования механизма ОПБ региона;

2) формулировке перечня задач на региональном уровне;

3) обосновании перечня принципов механизма;

4) уточнении классификации факторов, обеспечивающих укрепление ПБ;

5) определении состава субъектов и объектов;

6) систематизации методов и инструментов механизма.

Научной гипотезой исследования является предположение о том, что решение проблемы ОПБ возможно только путем адаптации организационно-экономического механизма к условиям глобальных вызовов; для чего необходимо выявить и актуализировать его основные элементы на основании применения системного подхода.

Методологическую основу исследования составляют системный подход, а также такие методы, как: монографический, анализа и синтеза, метод сравнения, контент-анализ.

Основная часть:

Теория механизмов предполагает наличие системы элементов, в которой движение одной или нескольких ведущих составляющих вызывает или преобразовывает движение всей системы. В рамках экономических наук теория механизмов стала развиваться только c середины XX века, причём отечественные и западные экономисты вследствие различий общественных систем решали вопрос переноса теории механизмов в экономику по-разному. В отечественную экономическую науку в 60-е гг. Л.И. Абалкин ввел термин «хозяйственный механизм» [5], понимая его, с одной стороны, как способ организации общественного производства со свойственными ему формами и методами, экономическими стимулами и правовыми нормами, а с другой стороны – как метод хозяйствования, который в этом качестве представляет сознательное применение производственных отношений в хозяйственной практике [7].

На Западе концепцию экономического механизма предложил Л. Гурвиц [33], исследовавший децентрализованные рыночные механизмы путём формального анализа взаимоотношений субъектов при наличии асимметричной информации. Его работы заложили основу интеграции экономической теории и институционализма. Экономический механизм, по Гурвицу, задает множество выборов экономических субъектов и связанных с каждым из этих выборов результатов. Позднее Р. Майерсон (оптимальные аукционы) и Э. Маскин (механизмы выявления информации) развили идеи Гурвица, переведя их в практическую плоскость [17].

Организационно-экономический механизм – более узкое, чем хозяйственный механизм, понятие, которое раскрывает систему управления с позиций её функционирования, а также с точки зрения организации процессов управления и способов воздействия на объект [26].

В академической литературе не сформирован единый подход к определению организационно-экономического механизма. Ряд авторов делает акцент на самом процессе, другие – на методах и средствах воздействия на него, третьи – на возникающих при этом отношениях, четвертые – на ресурсах, пятые объединяют всё это в систему [18].

Мы разделяем его точку зрения относительно того, что «наиболее верным можно считать комплексный подход к формулированию определения названного механизма, согласно которому организационно-экономический механизм в общем виде можно представить как сложную систему организационных структур, институтов, инструментов, форм и методов взаимодействия, внутри которой происходит увязка интересов субъектов, реализуются экономические законы и осуществляется процесс воспроизводства» [18].

В историческом развитии человечества ПБ представляет собой системную социоприродную характеристику, производную категорию меры разумности человека в его взаимодействии с био- и агросферами. Исходя из этого, проблема ПБ является ключевой не только с позиции экономического развития общества, но и в контексте поиска оптимальных путей социально–экологического равновесия общества и природы. Таким образом, для устойчивого развития общества необходимо выполнять условие единства трех основных составляющих: экономической, социальной и экологической («человек–производство–природа») [11].

Для их наиболее эффективного взаимодействия необходимо разработать организационно-экономический механизм ОПБ. При этом необходимо отметить, что в академической литературе не сформирован единый подход ни к самой категории, ни к механизму ОПБ. Вопросам ПБ посвящены работы таких авторов, как Бекбергенева Д.Е. [9], Билецкий А.А. [10], Грицунова С.В. [14], Дугина Е.Л. [15], Моор Т.А. [22], и др.

Так, Грицунова С.В. уделяет в своих исследованиях внимание уточнению дефиниции «продовольственная безопасность» и поиску отличительных особенностей от зарубежных концепций ПБ [14]. Бекбергенева Д.Е. в отличие от Грицуновой С.В. делает акцент не только на категории ПБ, но и на поиске механизмов преодоления угроз ПБ, особо уделяя внимание механизмам преодоления угроз, вызванных санкционным давлением и COVID-19 [9].

Макарова О.В. исследует ПБ, не только с позиции экономической безопасности, но и в более глобальном аспекте – системе национальной безопасности, при этом структурируя этапы становления концепции ПБ. Автор также в своих исследованиях проводит оценку эффективности использования группы показателей, разработанных для анализа степени достижения АПК индикаторов ПБ [22].

Вопросам реализации механизмов ОПБ на региональном уровне посвящены работы Билецкого А.А. [10], Кузьминой М.В. [20], Жахова Н.В. [16]. Исследование различных точек зрения относительно механизма ОПБ позволило сделать вывод, об отсутствии единого подхода в данной сфере.

Также в научной литературе отсутствует единый подход к механизму ОПБ. Данная проблема отражена в работах таких исследователей, как Бекбергенева Д.Е. [9], Билецкий А.А. [10], Грицунова С.В. [14], Дугина Е.Л. [15], Кузьмина М.В. [20], Макарова О.В. [22] и другие.

В связи с этим необходимо подробно рассмотреть особенности основных элементов организационно-экономического механизма ОПБ:

- цели, задачи и принципы функционирования механизма;

- условия и факторы его функционирования;

- состав субъектов и объектов механизма;

- методы и способы взаимодействия, инструменты воздействия;

- результаты реализации механизма и систему их мониторинга.

С учётом вышеизложенного, нами предлагается определение организационно-экономического механизма ОПБ как совокупности субъектов экономики и системы способов и форм согласованных взаимодействий между ними, складывающихся под воздействием законов рынка и нормативно-правового регулирования со стороны государства, конечной целью реализации которого является гарантия физической и экономической доступности населению основных продуктов питания в достаточном для нормальной жизнедеятельности количестве и качестве, обеспечиваемая преимущественно за счёт собственного производства.

Далее будут последовательно рассмотрены основные элементы организационно-экономического механизма ОПБ.

Первый элемент – цель функционирования механизма.

В «Доктрине продовольственной безопасности РФ» от 1997г. была сформулирована краткая цель, заключающаяся в гарантии удовлетворения потребности населения в продовольствии в основном за счет отечественных продуктов питания [1].

В Доктринах от 2010г. [2] и 2020г. [3] присутствует стратегическая цель ПБ, причём если в первой акцент сделан на обеспечении населения разнообразными видами сельхозпродукции и продовольствия за счёт стабильного внутреннего производства и наличия необходимых резервов и запасов, то во второй – лишь о доступной сельскохозяйственной продукцией, сырье и продовольствии в объемах, обеспечивающих рациональные нормы потребления. То есть требования к ассортименту снижаются, а речи о необходимых объёмах производства отечественных продуктах питания, вообще, не ведётся. В этой связи необходимо отметить широкий перечень целей ОПБ, представленный в работе Грешонкова А.М. [13].

На основании различных точек зрения относительно формулировки цели(ей) ОПБ (таблица 1), выведем авторскую трактовку применительно к региону. Во-первых, регион является основным объектом нашего исследования, во-вторых, подобных определений ранее выведено не было.

Таблица 1 – Цели обеспечения продовольственной безопасности

Автор, источник
Цель(и)
1
2
«Доктрина продовольственной безопасности РФ», утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 [1]
Цель ПБ – гарантировать удовлетворение потребности населения в продовольствии в основном за счет отечественных продуктов питания на уровне, достаточном для его нормальной жизнедеятельности.
«Доктрина продовольственной безопасности РФ», утверждена Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120 [2]
Стратегическая цель ПБ – обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.
«Доктрина продовольственной безопасности РФ», утверждена Указом Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20 [3]
Стратегическая цель ПБ – обеспечение населения страны безопасной, качественной и доступной сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием в объемах, обеспечивающих рациональные нормы потребления пищевой продукции.
Грешонков А.М. [13]
ОПБ, направленное на достижение гарантий достаточности продовольствия для всего населения в целом, должно сводиться к реализации следующих, связанных между собой целей:
- повышение и расширение эффективности политики ценовой поддержки производства сельского хозяйства;
- поддержка экспорта агрокомплекса страны;
- достижение сохранности ресурсов для производства сельского хозяйства;
- стимулирование сельскохозяйственного кредита;
- поддержка исследовательской деятельности агрокомплекса;
- продовольственная поддержка лиц, имеющих невысокие доходы;
- достижение необходимого уровня снабжения продовольствием и источниками натуральных волокон по низким ценам.
Мельников Б.А. [21]
Цель ПБ – обеспечение населения страны доступными, безопасными, качественными продуктами питания отечественного производства в пределах медицински обоснованных норм
Источник: Составлено автором

Цель ПБ региона – обеспечение населения качественной, безопасной, разнообразной сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием отечественного производства (употребляя в максимальном объеме доступные продукты питания, произведённые в местах его проживания) в пределах научно обоснованных медицинских норм.

Второй элемент организационно-экономического механизма ОПБ – задачи его функционирования.

Рассмотрим имеющиеся в различных литературных источниках задачи ОПБ (рисунок 1). Так, в Доктрине 2010г. [2] имеется четыре задачи, в Доктрине 2020г. [3] - двенадцать, в Законе «Об обеспечении продовольственной безопасности в Нижегородской области» [4] - четыре (и они очень схожи с задачами Доктрины 2010г.). В статьях Тепляшина И.В. [27] и Моор Т.А. также выделено по четыре задачи, взаимосвязанных с Доктриной 2010г., несмотря на то, что статья Моор Т.А. [22] опубликована в 2021г. и должна бы опираться на расширенный перечень задач Доктрины 2020г. А Баранова И. и Борисова Л. полагают, что для достижения цели ОПБ достаточно решения лишь одной задачи – «создать запасы продовольствия, а также резервы на случай негативных последствий и воздействие как за пределами страны, так и внутри нее» [34].

Мы же полагаем, что для достижения сформулированной нами цели ОПБ региона, необходимо решение следующих задач:

- повышение доверия населения к реализуемой федеральной и региональной продовольственной политике;

Рисунок 1. Задачи обеспечения продовольственной безопасности

Источник: Составлено автором

- предотвращение угроз ПБ и устойчивое развитие отечественного производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия;

- обеспечение физической и экономической доступности качественного и экологически безопасного продовольствия для всех слоёв населения, в том числе проживающих в отдалённых районах;

- развитие научных исследований для разработки новых сортов сельскохозяйственных культур и пород животных и птицы, пригодных для выращивания в различных природно-климатических условиях;

- прочие (рост эффективности ценовой политики поддержки сельхозпроизводства; формирование стратегических запасов продовольствия и т.д.)

Третий элемент организационно-экономического механизма ОПБ – принципы его функционирования (таблица 2).

Таблица 2 – Принципы обеспечения продовольственной безопасности

Год
Название,
автор, источник
Принципы
1
2
3
2008
Манифест об
изменении
климата и
будущего ПБ
(г. Копенгаген)
[30]
1) влияние глобализированного промышленного сельского хозяйства на изменение климата и его подверженность к изменениям;
2) возможность уменьшения последствий изменений климата и адаптации к нему за счет экологического и органического сельского хозяйства;
3) полезность для сохранения окружающей среды и здоровья населения, перехода к локальным и устойчивым системам производства и снабжения продовольствием;
4) снижение уязвимости и увеличение сопротивляемость за счет биоразнообразия;
5) неверность решений об использовании генетически модифицированном семени и пород животных;
6) неверности решений и создание угроз ПБ путем создания промышленного биотоплива;
7) рассмотрение проблемы водных ресурсов в качестве центральной проблемы для устойчивого сельского хозяйства;
8) необходимость передачи знаний для адаптации к изменениям климата;
9) требование экономического перехода в будущем к устойчивому и справедливому распределению продовольствия
2009
Всемирный
саммит по ПБ
(г. Рим), принята Декларация, включающая Аквильскую инициативу
по ПБ [31]
1) инвестирование в осуществление национальных планов по ПБ;
2) стратегическая координация действий на глобальном, региональном и страновом уровнях;
3) всеобъемлющий подход к ОПБ, то есть сочетание срочных мер помощи с долгосрочными усилиями по развитию сельхозпроизводства;
4) повышение роли и эффективности многосторонних институтов;
5) обеспечение устойчивого многолетнего инвестирования в сельское хозяйство и ПБ
2016
Карамышев А.С.
[18]
1) общие (комплексность, адаптивность, имплементация, научая обоснованность и др.);
2) частные (соблюдение которых в значительной степени зависит от государства, например, увязка национальных приоритетов в продовольственной сфере с ратифицированными международными соглашениями; государственная поддержка товаропроизводителей сырьевых ресурсов и продовольствия; контроль качества реализуемого продовольствия, гарантирующий его безопасность; доступность продовольствия всем слоям населения)
2019
Мельников Б.А. [21]
1) аграрный протекционизм;
2) приоритетность инновационной модернизации селекционно-генетической и технико-технологической базы отечественного АПК;
3) обеспечение доступности для всех слоёв населения качественного продовольствия в нужном количестве и ассортименте, которые необходимы для здоровой жизни
2022
Коток Н.Ю. [19]
1) характерные сфере потребления (доступность; сочетание нормативного и индивидуального потребления продуктов питания);
2) сфере производства и национальной конкурентоспособности (обеспечение равной конкурентной среды на продовольственном рынке для производителей всех форм собственности; государственная поддержка производителей; повышение конкурентоспособности отечественного продовольствия; формирование и обновление государственного материального резерва продовольствия; государственно-общественное управление ПБ; ведение единой аграрной политики в рамках межгосударственных экономических союзов
Источник: Составлено автором

К сожалению, ни в Доктрине обеспечения продовольственной безопасности РФ от 2010г. [2], ни в обновленном документе от 2020г. [3] принципы ОПБ не прописаны.

В связи с этим, а также на основании таблицы 3, наиболее актуальными на наш взгляд, принципами можно назвать:

1) общие:

- комплексность - поддержание долгосрочной сбалансированности ключевых блоков системы ОПБ (на основе проведения оперативного и стратегического мониторинга её критериев) с помощью встроенных в рынок транспарентных регуляторов;

- адаптивность - устойчивость при трансформации экзогенной среды и конъюнктуры;

- имплементация, то есть осуществление согласованной аграрной политики в продовольственной сфере в рамках межгосударственных экономических союзов в соответствии с ратифицированными международными соглашениями (например, обеспечение коллективной ПБ государств – членов ЕАЭС);

- научая обоснованность, например, приоритетность инновационной модернизации селекционно-генетической и технико-технологической базы отечественного АПК [21];

– сквозной характер взаимодействия уровней ОПБ, предусматривающий: ориентацию всех участников продовольственной цепочки на достижение целевых ориентиров и критериев качества и количества продукции, а также наличие контрольных индикаторов для всех уровней и типов субъектов продовольственной цепочки [23];

2) частные:

а) характерные сфере потребления:

- физическая доступность - приобретение необходимого объёма и ассортимента продовольствия в любой географической местности;

- экономическая доступность - возможность приобретения качественных продуктов питания всеми слоями населения в соответствии с нормами потребления;

- доступность сырья для пищевой, перерабатывающей промышленности в целях обеспечения необходимых темпов роста сельхозпроизводства и пополнения государственных резервных фондов;

б) сфере производства и национальной конкурентоспособности:

- обеспечение равной конкурентной среды на продовольственном рынке для производителей всех форм собственности [19];

- рост конкурентоспособности отечественных продуктов питания и эффективности реализации производственно-экономического потенциала в данной сфере;

- аграрный протекционизм производителей продовольствия и сырья для пищевой и перерабатывающей промышленности;

- контроль качества реализуемого продовольствия, гарантирующий его безопасность [18].

Четвёртый элемент организационно-экономического механизма ОПБ – факторы, влияющие на его функционирования

ОПБ государства является главной составляющей его национальной безопасности и устойчивого социально-экономического развития. Как социально-экономическую категорию, «продовольственную безопасность рассматривают в системе социальных, экономических, организационных, экологических и других факторов, которые ускоряют или замедляют развитие АПК и покупательной способности населения» [6].

Мельников Б.А. предлагает делить факторы, обеспечивающие укрепление национальной ПБ на две группы: внутренние (технико-технологические, биологические, финансово-экономические, организационно-правовые, социальные) и внешние (макроэкономические, конъюнктурные, военно-политические, техногенные). А экологические и природно-климатические факторы относятся, по его мнению, одновременно и к внешним, и к внутренним [21].

Грешонков А.М. придерживается точки зрения Мельникова Б.А., разделяя их на внутренние и внешние, но не учитывая воздействие экологических и природно-климатических факторов на укрепление ПБ. Кроме того, при выделении в качестве внутренних приоритетных технико-технологических и биологических факторов, мнение Грешонкова А.М. аналогично Мельникову Б.А.; содержание данных групп факторов у обоих авторов идентично [13].

Тихомирова В.А. выделяет факторы (в области экономики, социальной жизни и здравоохранения), влияющие на доступность продовольствия [28]. Их анализ позволил ей сделать вывод, что ПБ РФ имеет устойчивую тенденцию к укреплению.

Боков А.А. считает, что на ОПБ региона, достижение определенного его уровня влияют следующие группы факторов: экономические, научно-технические, социальные и природно-климатические [12].

Абдрахманов О., Зулпукарова Т. полагают, что «всё многообразие факторов, оказывающих влияние на ПБ, целесообразно рассматривать в комплексе: факторы мирового сообщества, в целом государства и его регионов, АПК (сельского хозяйства, пищевой промышленности и др.), домохозяйств населения». Также они считают, что «необходимо рассматривать факторы ОПБ с классификацией их на внутренние и внешние, влияющие на развитие АПК как основного звена, вырабатывающего конечные продукты питания, и на возможность потребления населением данных продуктов питания» [6].

Святохо Н.В. выделяет субъективные и объективные факторы ПБ. «К субъективным факторам он относит факторы, которые уже сложились в конкретном регионе и не зависят от человеческого фактора. Кроме того, факторы, влияющие на ПБ, можно разделить на внутриэкономические (стабилизационные и деструктивные) и внешнеэкономические» [25].

По мнению Потапова А.П.: «Факторы ПБ можно разделить на постоянные (социум, экономические условия, уровень развития агропромышленного комплекса региона; показатели внешнеэкономической деятельности региона и т.д.) и временные (ситуация на государственных рынках продовольствия; нестабильность производства продукции растениеводства и животноводства), так как доступ населения к продуктам питания нужно обеспечивать не только в определенный момент времени, но и в перспективе» [24].

Мы разделяем мнение Мельникова Б.А. и предлагаем классифицировать факторы, обеспечивающие укрепление ПБ на две группы: внутренние и внешние, но их наполнение внутри групп следует актуализировать в связи с изменившимися условиями функционирования АПК в условиях санкций и дополнить информационными факторами.

На наш взгляд, она должна включать следующие факторы, обеспечивающие укрепление ПБ: внутренние (технико-технологические, биологические, финансово-экономические, организационно-правовые, социальные, информационные) и внешние (макроэкономические, конъюнктурные, военно-политические, техногенные), экологические и природно-климатические факторы относятся одновременно и к внешним, и к внутренним [32].

Необходимо отметить, что природно-климатические условия регионов России сильно дифференцированы и по сравнению с другими факторами менее всего поддаются целенаправленному воздействию. Это обусловливает значительную зависимость уровня ПБ региона от природных факторов и состояния окружающей среды и необходимость их учета при формировании и реализации региональной продовольственной стратегии.

Пятый элемент организационно-экономического механизма ОПБ – состав субъектов и объектов.

С учётом современного подхода к ОПБ, она включает в себя ряд уровней:

1) глобальный (объект – все государства и территории мира);

2) международно-региональный (объект – интеграционные объединения ЕС, БРИКС, СНГ, ЕАЭС и др.);

3) национальный (объект – государство (страна));

4) территориальный внутри страны (объект – совокупность регионов (населенных пунктов) на определенной территории государства – федеральный округ, районы Крайнего Севера, Дальний Восток, новые территории - ЛНР, ДНР, Херсонская и Запорожская области и др.);

5) региональный внутри страны (объект – отдельный регион страны – субъект РФ);

6) отдельные социальные группы (объект – дети, люди с ограниченными возможностями, пенсионеры и др.);

7) домохозяйства (объект – семья (домохозяйство);

8) персональный (объект – человек).

Стоит отметить, что возможны противоречия при изучении ПБ на разных уровнях. Так при ОПБ в стране в целом, может оказаться, что в отдельных населенных пунктах или территориях данной страны, продовольственная проблема не решена в силу разных причин, в том числе в силу неблагоприятных климатических условий, или некоторые группы могут страдать от нехватки продовольствия. Цикличность или сезонность наличия продовольствия остаётся проблемой для некоторых сельских поселений, при решении этой проблемы в городах. Поэтому важно проводить мониторинг ПБ в рамках каждого уровня по отдельности.

Шестой элемент организационно-экономического механизма ОПБ – методы и инструменты воздействия.

Государство при помощи имеющихся в его распоряжении методов и инструментов воздействия на экономику создает условия, необходимые для достижения целей страны в сфере ПБ. В наиболее общем виде они могут быть представлены в виде рисунка 2. Различия в природно-климатических условиях, уровне социально-экономического развития регионов требуют дифференцированного подхода и делают невозможным формирование универсального механизма ОПБ [18].

Седьмой элемент организационно-экономического механизма ОПБ – это результаты реализации механизма и система их мониторинга.

Чаще всего в качестве индикаторов ОПБ в стране выделяют:

- долю импортных поставок в продовольственном снабжении страны;

- степень удовлетворения физиологических потребностей человека в компонентах и энергетическом содержании пищевого рациона;

- коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) [21].

Эти показатели могут быть дополнены данными по конкретным регионам, в соответствии с имеющимися в свободном доступе статистическими материалами. Например, в рамках нашего исследования, далее будет проводиться анализ по регионам Дальневосточного федерального округа.

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что помимо основных, рассмотренных нами элементов организационно-экономического механизма ОПБ, он включает в себя, по мнению Аничкиной О.А. [8], три подсистемы:

Рисунок 2. Методы и инструменты организационно-экономического механизма обеспечения продовольственной безопасности

Источник: Составлено автором

1) производство продуктов питания, где АПК и сельское хозяйство является ключевой отраслью, требуя разработки и реализации экономический методов регулирования;

2) обеспечение безопасности продуктов в процессе их производства, хранения и транспортировки, формируя технологический аспект ПБ;

3) инструменты и методы обеспечения доступности продуктов для населения, формируя инфраструктурный аспект ПБ.

Однако, в связи с тем, что основополагающим нормативно-правовым актом является Доктрина продовольственной безопасности, наиболее верно, на наш взгляд, выделять подсистемы механизма ОПБ в соответствии с ней, а именно: обеспечение эффективности аграрной политики, экономической и физической доступности продовольствия, устойчивости сельских территорий; развитие инфраструктурной составляющей АПК; создание системы мониторинга и прогнозирования; выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз ПБ.

Заключение

Таким образом, на основании анализа значительного количества разработок по исследуемой тематике, носящих как теоретический, так и прикладной характер, было сформулировано авторское определение организационно-экономического механизма ОПБ. А также выявлены особенности элементов формирования организационно-экономического механизма ОПБ, новизна которых состоит в:

1) уточнении цели функционирования механизма ОПБ региона;

2) формулировке перечня задач механизма на региональном уровне (повышение доверия населения к реализуемой федеральной и региональной продовольственной политике; предотвращение угроз ПБ и устойчивое развитие отечественного производства сельхозсырья и продовольствия; обеспечение физической и экономической доступности качественного и экологически безопасного продовольствия для всех слоёв населения, в том числе проживающих в отдалённых районах; развитие научных исследований для разработки новых сортов сельскохозяйственных культур и пород животных и птицы, пригодных для выращивания в различных природно-климатических условиях;

3) обосновании перечня принципов механизма ОПБ: общие (комплексность; адаптивность; имплементация; научая обоснованность; сквозной характер взаимодействия уровней ОПБ); частные: а) характерные сфере потребления (физическая и экономическая доступность; доступность сырья для пищевой, перерабатывающей промышленности и пополнения государственных резервных фондов); б) сфере производства и национальной конкурентоспособности;

4) уточнении классификации факторов, обеспечивающих укрепление ПБ: внутренние (технико-технологические, биологические, финансово-экономические, организационно-правовые, социальные, информационные) и внешние (макроэкономические, конъюнктурные, военно-политические, техногенные), экологические и природно-климатические факторы относятся одновременно и к внешним, и к внутренним;

5) определении состава субъектов и объектов механизма, который с учётом современного подхода к ОПБ, включает в себя следующие уровни: глобальный; международно-региональный; национальный; территориальный внутри страны; региональный внутри страны; отдельные социальные группы; домохозяйства; персональный;

6) систематизации методов и инструментов организационно-экономического механизма ОПБ: нормативно-правовые; организационно-административные; финансово-экономические (прямые и косвенные); информационно-консультационные).

Научная значимость разработки заключается в том, что путём применения системного подхода выявлены наиболее актуальные особенности элементов организационно-экономического механизма, способствующие регламентации и комплексному упорядочению процессов ОПБ в условиях глобальных вызовов. Практическая значимость состоит в задействовании выявленных особенностей при разработке алгоритма формирования организационно-экономического механизма ОПБ на уровне региона.


Источники:

1. Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/3974153/ (дата обращения: 15.09.2023).
2. Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12072719/ (дата обращения: 15.09.2023).
3. Указ Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73338425/ (дата обращения: 15.09.2023).
4. Закон «Об обеспечении продовольственной безопасности в Нижегородской области» № 111-З от 09.08.2011 г., с изменениями от 06.05.2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/944954179 (дата обращения: 30.03.2024).
5. Абалкин Л.И. Хозяйственный механизм развитого социалистического общества. - М.: Мысль, 1973. – 263 c.
6. Абдрахманов О., Зулпукарова Т. Факторы, влияющие на обеспечение продовольственной безопасности страны // Economy and Business: Theory and Practice. – 2023. – № 2. – c. 16-19.
7. Аверина И.С. Эволюция и классификация феномена хозяйственный механизм // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 3, Экономика. – 2012. – № 2. – c. 12-16.
8. Аничкина О.А., Бекетов А.В., Коротких Т.Н. Механизмы функционирования системы обеспечения продовольственной безопасности России (экономический аспект) // Экономические науки. – 2023. – № 9. – c. 11-20. – doi: 10.14451/1.226.11.
9. Бекбергенева Д.Е., Баранник В.А. Продовольственная безопасность Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – № 4-1. – c. 38-43. – doi: 10.24412/2411-0450-2022-4-1-38-43.
10. Билецкий А.А., Палагина О.А. Механизмы управления продовольственной безопасностью // Ученые заметки ТОГУ. – 2019. – № 4. – c. 186-190.
11. Богданова М.В., Беликова М.П. Продовольственная безопасность: информационно-правовые аспекты. / монография / Российский государственный университет правосудия. - М.: «КДУ», «Добросвет», 2020. – 361 c.
12. Боков А.А. Организационно-экономические условия обеспечения продовольственной безопасности региона (на материалах Кабардино-Балкарской Республики). / дис. канд. экон. наук. - Нальчик, 2015. – 163 c.
13. Грешонков А.М. Инновационная стратегия обеспечения продовольственной безопасности РФ в условиях импортозамещения. / дис. д-ра экон. наук. - Воронеж, 2022. – 327 c.
14. Грицунова С.В., Седых Ю.А. Продовольственная безопасность: эволюция понятия // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2019. – № 2. – c. 166-170.
15. Дугина Е.Л., Доржиева Е. В., Полозова Т. В. Совершенствование механизма управления продовольственной безопасностью // Социально-экономическое развитие россии и монголии: проблемы и перспективы: Материалы VI Международной научно-практической конференции, (Улан-Удэ, 21-22 мая 2019 г.). – Улан-Удэ : Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления. Улан-Удэ, 2019. – c. 128-134.
16. Жахов Н.В. Механизм обеспечения продовольственной безопасности населения региона // Дельта науки. – 2018. – № 1. – c. 119-122.
17. Измалков С.Б., Сонин К.И., Юдкевич М.М. Теория экономических механизмов (Нобелевская премия по экономике 2007 г.) // Вопросы экономики. – 2008. – № 1. – c. 4-26.
18. Карамышев А.С. Организационно-экономический механизм обеспечения продовольственной безопасности региона по продукции животноводства // Вестник АПК Верхневолжья. – 2016. – № 2. – c. 85-92.
19. Коток Н.Ю. Совершенствование системы обеспечения продовольственной безопасности России. / дис. канд. экон. наук. - Краснодар, 2022. – 160 c.
20. Кузьмина М.В. Механизм обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации (на примере Оренбургской области) // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. – 2022. – № 2. – c. 114-118.
21. Мельников Б.А. Приоритетные направления обеспечения продовольственной безопасности России. / автореф. дисс. на соискан. учён. степ. канд. экон. наук. - Краснодар, 2018. – 25 c.
22. Моор Т.А., Макарова О.В. Продовольственная безопасность, как важнейшая составляющая национальной безопасности страны // Заметки ученого. – 2021. – № 7–1. – c. 347-356.
23. Пилипук А.В., Гусаков Г.В., Расторгуев П.В., Кондратенко С.А., Карпович Н.В., Почтовая И.Г., Лобанова Л.А. Принципиальные направления совершенствования механизма обеспечения продовольственной безопасности Республики Беларусь // Вестник Национальной академии наук Беларуси. Серия аграрных наук. – 2021. – № 2. – c. 135-150.
24. Потапов А.П. Ресурсное обеспечение продовольственной независимости России в условиях экономических санкций // Научное обозрение: теория и практика. – 2016. – № 2. – c. 29-39.
25. Святохо Н.В. Анализ факторов, влияющих на продовольственную безопасность региона // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2016. – № 3. – c. 141-149.
26. Симкин Д.Г. Некоторые особенности развития организационно-экономического механизма управления регионом // Вестник ОГУ. – 2009. – № 8. – c. 88-92.
27. Тепляшин И.В. Участие институтов гражданского общества в реализации государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации // Проблемы конституционно-правового регулирования статуса арктических территорий Российской Федерации: мат-лы круглого стола междунар. науч.-практ. конф. «Енисейские политико-правовые чтения» (Красноярск, 21-22 сентября 2017 г.) / под ред. А.А. Кондрашева, О.В. Роньжиной, А.Б. Зенкиной; Краснояр. гос. аграр. ун-т. Красноярск, 2017. – c. 46-48.
28. Тихомирова В.А. Обеспечение продовольственной безопасности: международный и российский опыт. / автореф. дисс. на соискан. учён. степ. канд. экон. наук. - Москва, 2019. – 23 c.
29. Тихомирова В.А. Продовольственная безопасность: сущность понятия // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. – 2015. – № 6. – c. 123-128.
30. A manifesto on climate change and the future of food security. Prepared by the International Commission on the Future of Food and Agriculture // Materials of the XV Conference of the Parties to the UN Framework Convention on Climate Change, Copenhagen (Denmark), 2008
31. Declaration of the world summit on food security. Rome: FAO, 2009. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fao.org/3/k6050e/k6050e.pdf (дата обращения: 25.01.2025).
32. Ivanova A.A. Factors providing strengthening food security in Far Eastern Federal District // «New Science Award – 2024»: сборник статей Междунар. науч.-исслед. конкурса (г. Петрозаводск, 6 марта 2024г.– Петрозаводск: МЦНП «НОВАЯ НАУКА»). Петрозаводск, 2024. – p. 18-29.
33. Hurwicz L., Radner R., McGuire C. B. On informationally decentralized systems. / Decision and Organization. - Amsterdam: North-Holland, 1972.
34. Irina Baranova and Lyudmila Borisova. Food security of Russia in modern condition // E3S Web of Conferences 402, 09015 (2023) TransSiberia 2023. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202340209015 URL: https://doi.org/.

Страница обновлена: 02.09.2025 в 16:39:16

 

 

Characteristics of organizational and economic food security mechanisms

Ivanova A.A.

Journal paper

Food Policy and Security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 12, Number 1 (January-March 2025)

Citation:

Abstract:
Currently, there is no developed organizational and economic mechanism for ensuring food security adapted to the conditions of global challenges. In order to fill this gap, the author formulates the definition of the organizational and economic mechanism for ensuring food security. The article reveals the features of the elements of the mechanism, the novelty of which consists in clarification of its purpose, formulation of a list of tasks, substantiation of a list of principles, classification of factors ensuring the strengthening of food security, determination of the composition of subjects and entities, and systematization of methods and tools of the mechanism. Trough the application of a systematic approach, the most relevant features of the elements of the organizational and economic mechanism have been identified. This contributes to the regulation and integrated streamlining of food security processes in the context of global challenges. The article is of interest to students and academic staff of economic universities and faculties, researchers, public officials, as well as other persons interested in the problems of forming an organizational and economic mechanism for ensuring food security.

Keywords: food security, organizational and economic mechanism, element, regional feature

JEL-classification: Q13, Q17, Q18