Подходы к организации стратегического управления ресурсным потенциалом региона
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-1 (187), Июль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Стратегическое управление ресурсным потенциалом региона должно осуществляться в строгом соответствии с принципами эффективного ресурсопотребления. Предлагаемые подходы к организации стратегического управления ресурсным потенциалом региона представляют собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, образующих единый, целостный, непрерывный процесс формирования системы стратегического управления ресурсным потенциалом в соответствии со стратегическими целями
развития федерального округа в целом.
Ключевые слова: стратегическое управление ресурсным потенциалом, ресурсопотребление, регион
Для разработки стратегии и формирования системы стратегического управления ресурсным потенциалом региона используются основные положения стратегии экономического развития региона в целом.
Кроме этого, при формировании модели стратегического управления ресурсным потенциалом региона необходимо учитывать:
– централизацию управления как элемент достижения конкретной цели;
– степень достижения цели и анализировать ее по полученным результатам;
– использование ресурсного потенциала с учетом ограничений (природно-ресурсного потенциала, экономического, научного и др. потенциалов);
– иерархию управления, но число уровней должно быть сведено до минимума;
– своевременность, точность и объективность стратегического решения, ожидаемые последствия и прогнозную обстановку;
– возможность адаптации стратегических решений к сложившимся особенностям, условиям, ситуациям в регионе.
Принципы эффективного ресурсопотребления
Сложность стратегического управления ресурсным потенциалом региона, заключается в необходимости оценки, учета и прогноза законов природы и общества и их взаимосвязи. Это объясняется:
– необходимостью сохранения природно-ресурсного потенциала для перспективного его использования;
– уникальными свойствами используемых ресурсов и их изменений во времени;
– необходимостью достижения пропорций между темпами использования ресурсных потенциалов, их охраной и воспроизводством;
– ресурсопотреблением, то есть соответствием объемов работ и ресурсов необходимых для их выполнения.
Стратегическое управление ресурсным потенциалом региона, т.е. максимально соответствующее достигнутому уровню развития общества, объему знаний и навыков о природной среде и возможностях человека, должно осуществляться в строгом соответствии с принципами эффективного ресурсопотребления:
1. Природно-ресурсный потенциал в отличие от некоторых других (например., производственного) не создан человеческим трудом, и не может в полной мере считаться чьей-либо собственностью, это достояние, богатство всего человечества;
2. Обязательная ответственность за выполнение законодательной основы ресурсопотребления на всех уровнях управления.
3. Мониторинг количественных и качественных характеристик и показателей использования ресурсного потенциала;
4. Ресурсные потенциалы часто не совпадают с исторически сложившимися административно-хозяйственными обособленными территориями и не совпадают с их границами;
5. Стратегическое управление ресурсным потенциалом региона должно быть непрерывным во времени и пространстве с учетом взаимосвязи, компонентов совокупного ресурсного потенциала, отдельных ресурсных потенциалов, отдельных свойств и качеств самих ресурсов;
6. Стратегическое управление использованием ресурсного потенциала – обязательный элемент в общественном развитии.
Комплексный характер ресурсного потенциала региона
Исследования показали, что комплексному характеру ресурсного потенциала региона должны соответствовать адекватные ему формы организации его использования и управления этим использованием.
Следовательно, под стратегическим управлением ресурсным потенциалом региона следует понимать комплексное воздействие на систему взаимосвязей между совокупностью ресурсных потенциалов региона. Это позволяет упорядочить и удовлетворить потребности в ресурсах, при одновременном сохранении и возможном приумножении совокупного ресурсного потенциала региона. Выполнение функций по обеспечению экономического развития ресурсного потенциала в настоящее время все больше смещается от государственного до уровня местного самоуправления. В таких условиях организация системы стратегического управления ресурсным потенциалом в рамках стратегии экономического развития региона становится объективной необходимостью.
Предлагаемые подходы к организации стратегического управления ресурсным потенциалом региона, представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, образующих единый, целостный, непрерывный процесс формирования системы стратегического управления ресурсным потенциалом в соответствии со стратегическими целями развития федерального округа в целом.
Особенностью предложенных подходов является оценка и мониторинг состояния ресурсного потенциала региона во взаимосвязи с другими потенциалами. Как в целом, так и по каждому составляющему потенциалу проводится расчет наличия и состояния всех видов ресурсов, расположенных на территории определенного региона. Для этого используются следующие процедуры:
1) Мониторинг состояния ресурсов;
2) экономическая оценка определенных ценностей того или иного ресурса;
3) расчет эффективности использования ресурсного потенциала;
4) Оценка и анализ имеющихся потенциальных ресурсов в связи с инновационным развитием регионов.
На основании произведенных расчетов, осуществляется оценка и анализ имеющихся ресурсных потенциалов.
На основе полученных результатов проводится расчет эффективности стратегического управления ресурсным потенциалом региона.
Вывод
Осуществление расчетов показателей характеризующих эффективность использования ресурсов территории, их анализ и динамика позволяют осуществить мониторинг эффективности управления ресурсным потенциалом региона и оценить рациональность сформированных подходов. В процессе осуществления подходов к организации управления ресурсным потенциалом региона предполагается внесение необходимых корректировок, связанных с внедрением инновационных технологий в развитие экономики региона и в целом федерального округа.
Источники:
2. Закон Нижегородской области от 21.12.2010 № 209-З «Об областном бюджете на 2011 год».
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:57:50