Переход на накопительные принципы пенсионного обеспечения: проблемы и решения
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5 (29), Май 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В последние десятилетия во многих странах мира идут преобразования пенсионных систем. Доминирующей тенденцией стал переход к накопительным принципам пенсионного обеспечения. Масштабы, динамика, степень преобразований существенно различаются по странам и зависят от множества причин.
Ключевые слова: пенсионная реформа, пенсионное обеспечение
В последние десятилетия во многих странах мира идут преобразования пенсионных систем. Доминирующей тенденцией стал переход к накопительным принципам пенсионного обеспечения. Масштабы, динамика, степень преобразований существенно различаются по странам и зависят от множества причин.
В ряде стран было осуществлено кардинальное реформирование существовавших пенсионных систем. В Чили, например, накопительная система полностью заменила распределительную. Фундаментальные преобразования в направлении перехода на накопительные принципы претерпели пенсионные системы других стран Латинской Америки, в частности Уругвай, Боливия, Перу, Аргентина, Колумбия, Мексика. Но в этих стран реформирование отличалось менее радикальным характером и значительно большими уступками лицам предпенсионного возраста.
В странах-членах ОЭСР, где в ближайшие годы ожидается резкий рост пенсионной нагрузки (соотношение пенсионеров и занятого населения) проблема реформирования пенсионных систем также находится в фокусе внимания правящих кругов. К 2040 г., согласно прогнозу, это соотношение составит более 40% - вдвое больше, чем в начале 90-х годов 20-ого столетия. В большинстве стран переход на накопительные принципы пока находится на стадии обсуждения условий осуществления такой реформы и ее возможных последствий.
Но в Швеции, например, реализация концепции многоуровневой пенсионной системы, предполагающей накопительный элемент, была начата в 1995г. Накопительная система начала функционировать в 1999г. Активы этой системы распределяются между несколькими пенсионными фондами. При этом каждый участник имеет право размещать свои взносы в различные фонды. Первые выплаты должны быть произведены в 2003 году, когда на пенсию будут выходить работники 1938 года рождения. Введение накопительного элемента носит постепенный характер и охватывает полностью лиц 1954 года рождения и моложе.
Накопительные пенсионные системы создаются в Австралии и Новой Зеландии. Проблема реформирования пенсионных систем крайне остро стоит в странах Восточной Европы. В одних странах – Польша, Чехия, Хорватия, Словения, Венгрия – она находится на стадии практического осуществления, в других – на стадии разработки. Одновременно с созданием накопительной системы на государственном уровне в восточноевропейских государствах идет формирование добровольных накопительных планов пенсионного обеспечения.
Из республик бывшего СССР наиболее активно пенсионная реформа осуществляется в Латвии, Эстонии и Казахстане. На территории СНГ Казахстан стал первой страной, начавшей (с 1998г.) переход к накопительным принципам пенсионного обеспечения. По состоянию на 2001 год, по данным Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, свыше 61% занятого населения являлись участниками накопительной пенсионной системы. Одной из важнейших проблем остается слабый охват накопительными схемами пенсионного обеспечения сельского и самозанятого населения.
Реформа пенсионного обеспечения российских граждан, начатая в прошлом году, - одна из наиболее острых и приоритетных социальных задач. По результатам исследований Института социологии РАН, распределительная система функционирует эффективно, если соотношение числа занятых и пенсионеров находится на уровне 10:1. В условиях, когда на 38,6 млн. российских пенсионеров осталось 63 млн. работающих и, согласно прогнозам, в перспективе это соотношение имеет тенденцию к ухудшению, введение накопительного элемента в систему пенсионного обеспечения призвано снизить зависимость будущих пенсионеров от ныне работающих граждан.
Кроме того, введение накопительных счетов должно стимулировать работников и работодателей к тому, чтобы указывать реальную заработную плату, от размеров которой будет напрямую зависеть начальная сумма их инвестиций и будущая пенсия. Но для того чтобы накопительная система эффективно функционировала и обеспечила более высокий жизненный уровень будущих пенсионеров, а также стала стабильным и весьма масштабным источником инвестиционных ресурсов для российской экономики, России предстоит решить целый комплекс сложнейших задач.
Прежде всего это задачи обеспечения гарантий сохранности пенсионных средств. Другая проблема – то, что в настоящее время в России емкость рынка еще крайне низкая, рыночные структуры слабо развиты, а набор финансовых инструментов весьма ограничен. И все это, безусловно, затрудняет реализацию пенсионной реформы. Наиболее предпочтительно, конечно, чтобы пенсионные деньги россиян работали на отечественном рынке.
С 1 января 2002 г. пенсионная реформа в России вошла в практический этап реализации. В течение текущего года средства, направляемые на формирование накопительной части трудовой пенсии, должны превысить 35 млрд. рублей. До 1 января 2004 г. накопленные деньги будут вкладываться под гарантию правительства в ценные бумаги Центробанка и «Внешэкономбанка» и только после 1 января 2004 г. должна будет работать система частных управляющих компаний накопительной части трудовых пенсий россиян.
Преимущества накопительной системы могут быть достигнуты, прежде всего, за счет грамотного размещения и эффективного управления пенсионными активами на рынке в условиях четко установленных правовых рамок.
В США, например, в накопительных пенсионных системах, функционирующих на уровне штатов и местных органов власти, все большая часть поступлений формируется за счет инвестиционного дохода, а не за счет новых взносов работодателей и участников системы. Во второй половине 90-х годов в накопительных системах, ориентированных на инвестиционные проекты инвестиционных доход составлял – свыше 70%, а в рамках Общей федеральной программы распределительного типа инвестиционный доход (от вложений в государственные ценные бумаги) составлял около 9,5% общих поступлений.
Текущие взносы работников, правительств штатов и местных органов власти составляют сейчас менее 30% общих поступлений по накопительным программам пенсионного обеспечения. Фактически выплаты пенсий все в большей степени производятся за счет инвестиционного дохода, что уменьшает экономическую зависимость пенсионеров от ныне работающих граждан (в рамках Общей федеральной программы распределительного типа в конце 90-х годов взносы превышали 90%; инвестиционный доход составлял 9,5% общей суммы поступлений). Это преимущество накопительной схемы приобретает все более важное значение по мере старения населения.
При всех позитивных моментах накопительных схем (как социальных, так и инвестиционных), необходимо иметь в виду, что для их успешного функционирования крайне важно наличие развитой финансовой инфраструктуры. Роль государственных органов при этом не ограничивается правительственными взносами, но охватывает контролирующую и регулирующую функции.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:42:09