Ethic Code as a Factor in Reducing Business Risk
Download PDF | Downloads: 16
Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 12-2 / December, 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
Modern business can not function efficiently only on the basis of economic laws and legal forms. Necessarily, moral and ethical stabilizers should be present. The article proves the idea that ethical norms do not merely add to business certain traditions and principles that lie outside the economic and legal rules, but they
are an integral part of the market relations functioning. At the same time they reduce the degree of the overall risk.
Keywords: social responsibility, morality, entrepreneurial risk, ethic code, muslim entrepreneurship, protestant ethics
В основе бизнес-деятельности лежат экономические и юридические законы. Каждый начинающий бизнесмен с первых шагов собственного дела четко понимает, что такие законы есть и нарушать их, рискуя своим благополучием, опасно.
Такое положение дел особенно касается отношения деловых людей к налоговым органам, к финансовым, банковским институтам, а также к структурам, контролирующим бизнес.
Аналогично обстоят дела и с экономическими законами. Иногда, даже не зная доподлинно их суть, бизнесмен все же понимает, что нарушение действующей практики экономических отношений внутри фирмы или между ней и государством – это большой риск, за которым стоит серьезная ответственность. Однако мало кто из предпринимателей озабочен нарушением им этических принципов, норм и правил поведения в ходе бизнес-деятельности, которые находятся как бы между экономикой и правом, влияя на них и тесно переплетаясь с ними.
Возможна ли этика в бизнесе?
Несоблюдение закона грозит наказанием, а соблюдение этических норм является добровольным и основывается на системе ценностей отдельных индивидуумов и групп людей, объединенных по различным принципам.
Вместе с тем бизнес не может эффективно функционировать лишь на основе экономических законов и правовых форм. Обязательным при этом должно быть присутствие нравственных, этических стабилизаторов. Они не просто дополняют бизнес определенными традициями и принципами, лежащими за пределами экономических и юридических законов, а являются неотъемлемой частью механизма функционирования рыночных отношений и положительно влияют на снижение степени риска.
Существует ошибочное мнение, что этика бизнеса невозможна по той причине, что в условиях конкуренции этический образ действий отдельного бизнесмена приведет к его разорению и изгнанию с рынка. Но если бизнесмен будет соблюдать этические нормы в одиночку, то другие менее нравственные и более активные конкуренты вскоре его обойдут и разорят. Сторонники этого мнения считают, что этика в бизнесе возможна лишь в том случае, если все продавцы, а также другие экономические субъекты на рынке будут действовать этично.
Вытеснение этичного бизнесмена возможно лишь в том случае, когда все предприятия производят на точке самоокупаемости и с минимальными издержками и в то же время ни у кого из них нет прибыли. Поскольку конкуренция ведется в основном ради рентных доходов и прибылей, значит, каждый продавец на рынке стремится быть в более бла гоприятной ситуации, чем его конкурент.
Однако в каждой ситуации бизнесмен может параллельно позволить себе соблюдение этических норм, даже когда это связано с издержками, которые могут покрываться из рентных доходов производителя и из прибыли. Таким образом, соблюдение этических норм не ведет к разорению бизнесменов, а издержки этического поведения не исключают этическо-нравственное поведение на рынке.
Как известно, нравственность является формой активного воздействия не только на право, экономику, но и на риск. Нравственность означает строгое соблюдение установленных в обществе порядков, определяющих, что можно делать, а что нельзя, основывающихся на исторических, духовных и культурных ценностях, и национальном менталитете каждого народа.
Золотое правило нравственности требует от человека в его отношениях с людьми руководствоваться такими нормами, которыми он хотел бы, чтобы другие люди применяли по отношению к нему.
Другими словами, человек должен мысленно поставить себя на место другого и испытать на себе действие данной нормы. Характеризуя этику бизнеса и нравственности Э.А.Уткин пишет: «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли» [5, c. 144].
Процветание бизнеса должно быть увязано с высокой нравственностью деловых людей. Поэтому, когда происходит падение нравственности ниже допустимой нормы в обществе, увеличивается и степень предпринимательского риска, в силу неэтичных, аморальных поступков людей, занимающихся бизнесом. Снижается эффективность функционирования всего рыночного механизма производства и распределения товаров, а также страдает моральная ответственность субъектов бизнеса.
Предпринимательство и религия
Чтобы разобраться в возможных направлениях возрождения и формирования этических норм защиты от риска, затронем отношения собственности, которые во многом предопределяют риск.
Именно частная собственность дает наибольшую свободу бизнесу действовать на собственный риск и свою ответственность. Отношения собственности играют важнейшую роль в принятии рискованных решений. Поэтому они не случайно пронизывают все сферы человеческих отношений, влияя на формирование этических норм и системы ценностей.
Формирование ценностей затрагивает религиозное влияние на общество. Зародышем духа ка питалистического предпринимательства явился протестантизм, а точнее кальвинистский догмат об избранности к спасению. Макс Вебер сумел разглядеть, как ветхозаветный догмат преломляется в сознании людей и заставляет действовать их в земной жизни определенным образом: считать доходы и сопоставлять их с расходами, стремиться к получению как можно большей прибыли т.д. [2, с. 149]. При этом он подчеркивал, что чувство богоизбранности предпринимателя способствовало формированию определенной мании величия, которая характерна для современности и абсолютно противоречит исламу и, прежде всего, чувству смирения и кротости.
Однако, протестантская концепция аскетизма в изложении М. Вебера не может являться приемлемой для всех конфессий, особенно мусульманской. Практика показывает, что в исламских странах предпринимательские стимулы выражены значительно меньше. Ислам предполагает равенство на финише, то есть находится в полном противоречии с духом рыночных отношений.
Мусульманское предпринимательство не стремится к наживе и вдохновляется верой. «В протестантской форме аскетизм в исламе можно сказать, в принципе не приемлем. Человек рожден для ощущения полноты жизни, при знании своей зависимости и временности земного существования, предопределенного Всевышним» [1, c. 57].
Особенности исламского предпринимательства
Коран и Шариат в краткой форме охватывают почти все аспекты, рассматриваемые в деловой этике. Ислам различает и классифицирует допустимые и недопустимые способы обогащения. Честный способ считается разрешенным и называется «халал».
Нечестный способ определяется как «харам» и распространяется на такие способы извлечения дохода, при которых другим людям наносится прямой ущерб или используются запрещен ные методы (воровство, подкуп и т.д).
Согласно мусульманской вере, спекуляция считается фактором, сдерживающим экономическую активность, а также деятельностью, не связанной непосредственно с изготовлением, перевозкой, хранением товара или оказанием услуг. Посредничество между покупателем товара и продавцом в исламе не считается положительным, так как в этом случае происходит снижение первоначальной стоимости и в последующем сильное повышение цены на товар.
Следует подчеркнуть, что ни одна религия в целом не отвергает того, что предприниматели, деловые люди должны быть инициативными, ловкими, умеющими оценивать и прогнозировать ситуацию, составлять эффективный бизнес-план, а также придерживаться этических норм в деловых взаимоотношениях. Эти качества сегодня свойственны и немецкому, и японскому, и американскому предпринимателю.
Однако предпринимателя с исламским убеждением отличает от других одна особенность: они абсолютно далеки от риска. Здесь предпочитается возможность получения равной и взаимной прибыли, так как при риске существует неопределенность для сторон получения конечного результата. Исходя из этого исследователи исламской экономики считают, что попытки рисковать при занятии бизнес-деятельностью в исламе не одобряются, а доход, приобретенный рискованным путем, считается греховным [ 4, с. 182].
Этичным быть выгодно
Практика показывает, что большинство современных компаний ради прибыли не всегда в своем поведении придерживаются этических норм и тем самым рискуют своей репутацией. Между тем существуют неопревержимые причины, по которым компаниям выгодно поступать этично.
Во-первых, это может привести к ее вытеснению с рынка. Дело в том, что хорошую репутацию трудно приобрести, на это порой уходят долгие годы, а утратить ее можно быстро. Репутация играет важную роль и для потенциальных инвесторов. Для отечественных деловых людей, желающих работать с партнерами на долговременной основе, это важно вдвойне.
Во-вторых, высококвалифицированные сотрудники не хотят работать в компаниях с плохой репутацией.
В-третьих, соблюдение этических норм в бизнесе позволяет наращивать прибыль.
Таким образом, мы затронули лищь некоторые нравственные аспекты бизнеса. Между тем отсутствие нравственного подхода, этических норм является главным содержательным фактом появления риска с его отрицательными последствиями.
Страница обновлена: 22.05.2025 в 14:28:59