Экономическое поведение фирмы в современных условиях
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-2 (163), Июль 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
На сегодняшний день анализ экономического поведения фирм приобретает особую роль. Ведь не представляя реально, кто и как действует в экономике, невозможно адекватно влиять на экономические процессы и проводить эффективную экономическую политику.
Ключевые слова: социальная ответственность, рациональность, экономическое поведение, максимизация прибыли, ограниченность ресурсов, фактор времени
В настоящее время в экономической науке отсутствует строгая классификация видов экономического поведения. Это объясняется следующими причинами: разнообразием макро- и микроподходов при анализе явлений и уровней экономической жизни общества, их многомерностью и структурной сложностью, наличием множества теорий в рамках тех или иных экономических концепций.
Можно выделить основные виды экономического поведения, реализуемые в разных фазах воспроизводственного цикла: производственное, обменное, распределительное и потребительское. Разумеется, данная схема весьма условна, так как названные виды поведения не проявляются в чистом виде. Как правило, те или иные субъекты, включенные в воспроизводственный цикл, полифункциональны: одновременно участвуют в производстве экономических ценностей, обмениваются ими, накапливают, потребляют и т.п.
Принципы экономического поведения
Экономическая теория обнаруживает некоторые общие базовые принципы в поведении предприятий, в системе принятия ими деловых решений независимо от их размеров, формы собственности, положения на рынке, характера производимой ими продукции или услуги.
Независимо от конкретных особенностей делового предприятия, оно сталкивается с ограниченными ресурсами и потому вынуждено отыскивать наиболее эффективные способы их использования. Другое предположение относительно деятельности предприятия касается рациональности производителя. Так же как и в теории потребительского выбора, предполагается, что фирма (предприниматель) действует рационально.
Предположение о рациональности производителя – важное допущение.
Оно означает, что производитель, преследуя свою цель – получение максимума полезного эффекта от своей деятельности – не совершает экономически невыгодных для себя действий. А поскольку полезный эффект выражается в размере прибыли, целью фирмы является максимизация прибыли.
Помимо базовых принципов в поведении, предприятия должны руководствоваться в своих действиях некими обязательными принципами, а именно принципом социальной ответственности и принципом социальной этичности.
Принцип социальной ответственности, традиционно понимаемый как необходимость оказания помощи тем, кто по объективным причинам оказался в затруднительном положении, для фирмы означает не только благотворительность, но и ответственность перед обществом за рабочие места, за сохранение отечественного производства.
Принцип социальной этичности означает как минимум ненанесение ущерба окружающей среде, а также здоровью не только потребителей продукции, услуг и работ предприятия, но и других членов общества.
Если проанализируем поведение многих предприятий с точки зрения соответствия их поведения должным принципам, то увидим, что оно этим принципам во многом не отвечает.
Налицо противоречие между реально действующими принципами поведения и должными, социально желательными и ожидаемыми принципами. Это противоречие, хотя и относится, полагаем, к неразрешимым, всё же должно стать предметом государственного рассмотрения.
Выбор фирмами типов и форм экономического поведения зависит от их финансовых возможностей, временных ресурсов, положения на соответствующем рынке товаров (услуг) и других факторов. При этом многое определяется наличием у фирмы конкретных конкурентных преимуществ, ее умением вести конкурентную борьбу, зрелостью государственного регулирования социально-экономических процессов на конкретной территории.
Факторы экономического поведения
Факторы экономического поведения делятся на внутренние и внешние.
К внутренним факторам поведения фирмы относятся:
– наличие издержек (связанное с их ростом и со стремлением фирм к их минимизации);
– обладание различными типами активов;
– отраслевая принадлежность фирмы;
– производительность труда;
– размер фирмы;
– форма собственности;
– цели и интересы фирмы (ее сотрудников);
– возникновение конфликтных ситуаций на уровне фирмы и оппортунистическое поведение ее сотрудников;
– асимметрия информации [3, с. 24].
Многообразный спектр внешних факторов (ограничений) можно классифицировать по ряду признаков [2, с. 46–47]. Так, по характеру происхождения (места формирования фактора в социально-экономической среде) определяются макроэкономические, отраслевые, микроэкономические (отражающие влияние других хозяйствующих субъектов на экономическую деятельность фирмы). По способу воздействия выделяются:
– сетевые (проявляющиеся через партнерские связи, обязательства фирмы);
– социальные (обусловленные групповым поведением, например, акционеров, банкиров, органов власти и т.д., то есть всех тех, кто заинтересован в деятельности фирмы);
– средовые (характеризующиеся социально-экономическим положением в стране, то есть внешней экономической средой функционирования экономики в целом).
Наибольший вес среди вышеперечисленных факторов имеют средовые факторы, характеризующие выделение конкурентных, монопольных или олигополистических условий хозяйствования. Среди всей совокупности внешних факторов наибольшее значение приобретают макроэкономические, связанные с воздействием государственного регулирования на экономическое поведение фирмы.
В целом макроэкономическая политика должна способствовать формированию определенных предпосылок, условий для успешного развития отечественного производства, отраслей, промышленного комплекса путем выработки и осуществления бюджетно-налоговой, кредитно-денежной, инвестиционной и инновационной, промышленной политики.
Миссия и экономические знания
Современной особенностью экономического поведения фирм является то, что актуальными стали следующие внутренние и внешние факторы.
1. Миссия (смысл жизнедеятельности) предприятия, которая определяет угол зрения фирмы на текущую ситуацию и прогноз ее развития, управляет формированием целей и стратегиями их достижения. Во многом миссия определяется внешней средой и сознанием, которое транслирует, фильтрует, преобразует внешнюю информацию и синтезирует ее с собственным опытом.
2. Экономические знания агентов фирмы, которые являются регулятором экономического поведения фирмы и ориентируют их на те или иные формы экономической активности.
Экономические знания могут включать:
– знание специфики проявления основных экономических законов в рыночной сфере, конкретных зависимостей технологического развития фирмы от факторов внешней среды и закономерностей ее внутреннего развития;
– умение самостоятельно принимать решения, распределяя все виды ресурсов, потребные для производства того или иного товара или услуги, предвидеть последствия принятых решений;
– навыки так решать профессиональные задачи, чтобы сформировалась модель предполагаемой совокупности действий, обеспечивающая оптимальные результаты.
Фактор ожидания и фактор времени
3. Фактор ожидания, сопряженный с неопределенностью и риском. Любая появившаяся фирма сталкивается с многочисленными ожиданиями со стороны самых разнообразных экономических субъектов. Она связывает свои ожидания с внешним объектом и является одновременно адресатом его ожиданий. Внутренние и внешние ожидания влияют на экономическое поведение фирмы.
В стратегическом плане возникают, таким образом, два аспекта ожиданий. Первый отражает ожидания агентов и направлен на фирму и внутрь ее, а второй нацелен на ожидания фирмы от соответствующих субъектов (поставщики, покупатели, научно-исследовательские организации и т. д.).
4. Фактор времени, взаимосвязанный с фактором ожидания. Анализу фактора времени придавал большое значение К. Эрроу [5], исследуя взаимосвязь информации и экономического поведения. Важная особенность данного фактора заключается в том, что решения, зависящие от фактора времени, обладают неопределенностью.
Неотъемлемой чертой принятия решений служит недостаточное знание об имеющихся возможностях и факторах, способных повлиять на результаты решений. Фирме необходима разного рода информация. В силу этого она и занимается сбором нужных ей сведений, затрачивая значительные средства на инновации и исследование рынка [3, с. 37–38].
Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать следующий вывод.
Успешное функционирование и развитие предприятий в современных условиях предполагает наиболее полный и всеобъемлющий учет факторов внутреннего и внешнего экономического поведения и соблюдение необходимых фирме и обществу принципов деятельности. Это в конечном итоге должно отразиться на эффективности поведения фирмы и экономике страны в целом.
Источники:
2. Клейнер Г. Механизм принятия решений и стратегическое планирование на предприятиях // Вопросы экономики. – 1998. – № 9.
3. Лемещенко П.С., Мельникова Н.А. Институциональная теория фирмы. – Минск: Издательский центр БГУ, 2005.
4. Максименко А.А. Стратегии экономического поведения российской молодежи. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2006.
5. Эрроу К. Информация и экономическое поведение // Вопросы экономики. – 1995. – № 5.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:10:35