Карта рисков российского медиабизнеса

Волков И.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-1 (162), Июль 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассмотрены актуальные вопросы современного риск-менеджмента. Акцент сделан на построении карты рисков, что осуществляется в три элемента: построение дерева рисков, ранжирование рисков, создание матрицы рисков. В качестве примера для анализа взята отрасль российского медиабизнеса.

Ключевые слова: риски, риск-менеджмент, матрица рисков, карта рисков, ранжирование рисков, медиабизнес



Автор данной публикации занимается подготовкой диссертации на тему «Управление рисками при инвестировании в компании медиабизнеса». В ходе проведения этого исследования была проведена аналитическая работа по выявлению рисков российской медиа-отрасли. На основании информации, полученной в процессе анализа упомянутых выше рисков, предлагается выполнить действие, являющееся неотъемлемой частью системного риск-менеджмента – построить карту рисков.

Построение дерева рисков

Карта рисков является упорядоченным перечнем рисков бизнеса, сгруппированным по отдельным категориям рисков. В данном случае карта рисков будет построена не для отдельной компании, а для отрасли бизнеса в целом.

Карта рисков создается в три этапа:

1) построение дерева рисков;

2) ранжирование рисков;

3) создание матрицы рисков.

Все перечисленное, по сути, три составляющие элементы карты рисков.

Построение дерева рисков – весьма кропотливый и длительный процесс. Тем не менее, он необходим, поскольку помогает получить целостное представление о рисках, рассматриваемого объекта, будь то компания или отрасль и, исходя из этого, выделить приоритеты и построить всю систему управления рисками. На рис. 1 (см. на с. 122–123) изображено дерево рисков российской медиа-отрасли.

Ранжирование рисков – сортировка рисков по степени важности, исходя из определенных критериев и выбранной модели интегральной оценки.

Целью ранжирования рисков является определение критических точек в компании или отрасли и выделение приоритетов в управлении рисками на ближайшую перспективу. Ранжирование рисков не преследует цель определения точного размера риска, поскольку это можно сделать только в рамках отдельного проекта по работе с каждым конкретным риском.

В современной теории и практике управления рисками не существует единого подхода к методике ранжирования рисков. На взгляд автора, основным критерием при выборе какой-либо методики является простота и надежность ее использования.

Любая методика ранжирования рисков содержит как минимум два элемента:

– вероятность наступления рискового события;

– величина риска.

Многие компании осуществляют ранжирование исходя из этих двух критериев. Стоит отметить, что существует иная практика. Например, в качестве дополнительных показателей включают: длительность устранения последствий рискового события, его воздействие на репутацию компании, а также ряд других показателей (Такая методология используется в ОАО «ГМК Норильский Никель»).

Ранжирование рисков и создание матрицы рисков

Для ранжирования рисков по вероятности их наступления необходимо ввести классификационную шкалу (см. табл. 1 на с. 121).

Таблица 1

Характеристики классификационной шкалы вероятности рисков

Так как перед автором стоит задача ранжирования рисков по степени ущерба для игроков отрасли, в которую входят компании, масштаб бизнеса которых существенно отличается, предпочтительнее использовать качественные показатели.

Выделим следующие группы рисков:

– критические риски;

– высокие риски;

– значительные риски;

– малые риски.

В табл. 2 (см. выше) указан диапазон условных баллов для каждой рисковой группы.

Таблица 2

Диапазон баллов для измерения степени ущерба

Одним из способов качественной оценки рисков является метод экспертных оценок.

Для целей данного исследования сформирована группа экспертов из 10 человек. Все респонденты имеют опыт работы в сфере медиа-бизнеса не менее четырех лет. Позиции, занимаемые экспертами, находятся в диапазоне от ведущего специалиста до финансового директора холдинга.

Следует отметить, что среди респондентов присутствуют представители нескольких департаментов: бухгалтерия; отдел корпоративной отчетности (МСФО); финансовая дирекция и юридический отдел.

Оценка рисков медиа-отрасли проведена при помощи рассылки опросных листов респондентам по электронной почте и последующей обработки полученных результатов. Общение с экспертами происходило на индивидуальной основе.

Итоговый балл определен на основе расчета средневзвешенного значения экспертных оценок.

Средние оценки представлены в табл. 3 (см. на с. 124-125).

На основании данных, полученных в результате проведенного опроса и систематизированных в табл. 3, построена матрица рисков. Подписи данных на рис. 2 (см. на с. 126) соответствуют порядковому номеру риска в табл. 3.

Таблица 3

Ранжирование рисков российского медиа-бизнеса

Следует отметить, что 6 из 10 рисков, набравших наибольший рейтинг, относятся к группе рисков российского бизнеса, 3 риска входят в группу глобальных рисков и только один относится к отраслевым рискам.

Риски законодательного регулирования

По мнению автора статьи, группу рисков, с наибольшей вероятностью наступления и степенью потенциального ущерба, следует дополнить несколькими рисками.

1. Риск изменения системы отношений в сфере продажи рекламы. В качестве примера можно привести рынок телевизионной рекламы.

Компания «Видео Интернешнл» контролирует более 60% [6] общего рынка продаж ТВ-рекламы.

Законодательные ограничения могут установить предельную рыночную долю одной компании на уровне 35% с 1 января 2011. Этот факт (кроме положительных последствий) может привести к дестабилизации на рынке, вызванной резким изменением существующих каналов продажи рекламы (От редакции. По нашему мнению, такое ограничение, возможно и вызовет некоторую временную дестабилизацию на рынке рекламы, но по сути своей целесообразно, так как направлено на ликвидацию монополизма на данном рынке).

2. Законодательные ограничения на прямое или косвенное участие иностранных инвесторов в уставном капитале российских телевизионных компаний. Данный риск существенно усложняет участие иностранных инвесторов в капитале российских ТВ-компаний. Подобное изменение в законодательстве существенно повлияет на возможность привлечение средств подобных инвесторов и снизит потенциал развития таких компаний (От редакции. По нашему мнению, такое ограничение возможно и будет иметь временное негативное влияние на телевизионный бизнес, но должно позитивно отразиться на российской экономике в целом: ведь телевизионная реклама должна в первую очередь работать на интересы отечественного бизнеса).

В результате построения карты рисков российского медиабизнеса, получена комплексная картина рисковой среды данной отрасли. Результаты исследования предназначены для решения широкого спектра задач, основными из которых являются: помощь риск-менеджерам отечественных компаний в построении корпоративных систем управления рисками; принятие потенциальными инвесторами обоснованных решений о вложении капитала.


Источники:

1. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика: ключевые понятия // Вестник Московского университета, серия «Журналистика». – 2002. – № 1.
2. www.glossary.ru – словарь по экономике и финансам.
3. www.ruj.ru – союз журналистов России.
4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш, Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь / 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007.
5. Корпоративная система управления рисками ОАО «ГМК Норильский Никель», 2008.
6. Ю. Ковальчук покупает «Видео Интернешнл» // www.rbc.ru – 9 апреля 2010.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:28:11