Реинжениринг бизнес-процессов медицинской организации
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4-2 (133), Апрель 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье излагаются вопросы теории и практики реинжиниринга бизнес-процессов компании (на примере медицинской организации), что является инновацией применительно к сфере здравоохранения. Освещается практический опыт компании по успешному применению процессного подхода в управлении, разработке моделей и регламентов бизнес-процессов. Рассматриваются условия совершенствования системы управления компании на основе проектирования бизнес-процессов, что представляется наиболее актуальным
в кризисных ситуациях.
Ключевые слова: бизнес-процесс, реинжиниринг бизнес-процессов, система управления, проектирование бизнес-процессов, ранжирование бизнес-процессов
В последние годы правительство Российской Федерации активно ищет новые механизмы, которые могли бы обеспечить создание, внедрение и дальнейшее распространение инновационных технологий в самых разных сферах народного хозяйства. Необходимо отметить, что крайне важным шагом в этом направлении явилась разработка Минэкономразвития России Концепции долгосрочного социально-экономического развития на 2008–2020 годы. Она определяет главные направления создания национальной инновационной политики.
В этой связи особенно актуальным становится вопрос разработки и внедрения в практическое здравоохранение новых инновационных технологий. Именно в этой отрасли потребность в нововведениях особенно велика как в области управления медицинской деятельностью, так и в производственной сфере (диагностическая и лечебная работа). Это связано с тем, что повышение доступности и качества медицинской помощи невозможно обеспечить без использования новых высокотехнологичных методов.
Именно поэтому в настоящее время необходимо совершенствовать систему управления организациями, которые сегодня должны просто «выжить» в условиях экономического кризиса.
Процессно-ориентированные схемы функционирования предприятия
Сегодня наблюдается повышенный интерес к оптимизации и проектированию деятельности компаний на основе протекающих в них бизнес-процессов. Это особенно важно для организаций малого и среднего бизнеса, типичным представителем которых является ООО «Медицина для Вас», на примере которой и будет рассмотрена практическая эффективность данного метода. Компания занимается продажей медицинского лабораторного оборудования, оказывает медицинские услуги.
Современная организация должна быть ориентированна на постоянное изменение и быструю адаптацию к стремительно меняющимся условиям внешней и внутренней среды. Для достижения подобного эффекта необходимо отходить от строго иерархической организации работы и принципов функциональной организации. В большей степени реалиям сегодняшнего дня соответствуют процессно-ориентированные схемы функционирования предприятия.
Описание организации на основе процессов дает возможность точно представить цели, статические и динамические характеристики и конечный результат каждого вида деятельности предприятия. В этом заключается основное отличие от описания компании на основе функциональной структуры.
Реинжиниринг бизнес-процессов
При использовании процессного подхода организация рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых бизнес-процессов. Бизнес-процессы, в отличие от организационной структуры, меняются достаточно редко. Процессный подход выявляет необходимость перехода на так называемое «тонкое» производство, или «тонкую» ресурсосберегающую структуру (Lean production).
Основные черты этой реорганизации:
– внедрение системы делегирования полномочий и ответственности исполнителями;
– уменьшение времени, количества уровней принятия решения;
– принцип целевого управления и его сочетание с групповой организацией труда;
– обеспечения гарантии высокого качества продукции и услуг [1].
Анализ и моделирование деятельности компании на основе протекающих в ней бизнес-процессов позволяет оперативно изменять и дорабатывать технологии, модернизировать информационную систему. Нами была разработана система мероприятий по проектированию и дальнейшей оптимизации бизнес-процессов организации. Для достижения поставленной цели было сделано следующее:
1) проведен детальный анализ современных теоретических положений оптимизации бизнеса на основе структурного и процессного подходов;
2) проведен детальный анализ деятельности компании для выбора и обоснования наиболее целесообразных методологий оптимизации;
3) сформирован набор руководящих документов для оптимизированной схемы бизнеса компании на основе ее бизнес-процессов.
В качестве основной методологии мы выбрали реинжиниринг бизнес-процессов.
Учитывая успешный опыт работы нашей организации, мы полагаем, что целесообразно применять процессный подход при решении вопросов совершенствования функционирования предприятия. Для этого нами были разработаны методики, которые позволили внедрить эти знания на практике. Далее, как правило, встает вопрос – с чего начинать описание бизнес-процессов.
Описание и ранжирование бизнес-процессов
На сегодняшний день существует два подхода.
При первом варианте обычно начинают с пилотной зоны, то есть выбирается 3-4 бизнес-процесса, либо наиболее значимые для организации, либо которые получили минимальную оценку по шкале развития, и являются слабым звеном компании.
При втором варианте деятельность предприятия представляется системно, составляется модель, которая дает описание всех основных работ и представление о том, как эти работы увязаны между собой.
Учитывая то, что наша организация является типичным представителем малого бизнеса и не обладает достаточными финансовыми, материальными, информационными и человеческими ресурсами, чтобы решать глобальный проект, нами был выбран первый вариант.
После этого мы провели описание существующих бизнес-процессов компании.
К числу основных бизнес-процессов относятся:
– осуществление поставок товара на склад;
– проектирование производства;
– маркетинг;
– производство продукции, услуг;
– снабжение;
– логистика поставки;
– реализация продукции.
К обеспечивающим бизнес-процессам относятся: финансовое, информационное, юридическое и хозяйственное обеспечение, транспортировка, бухгалтерский учет и отчетность, обеспечение качества, делопроизводство и другие.
После того как были описаны ключевые бизнес-процессы компании, становится целесообразным составление таблицы, где проводится ранжирование их по степени важности (оценка дается по 10-балльной шкале). Затем каждый бизнес-процесс оценивается по 5-балльной системе по степени проблемности.
Наиболее значимые для нашей компании бизнес-процессы – это «Стратегическое управление», «Поиск клиентов и заключение договоров», «Мониторинг и обслуживание», «Производство медицинской услуги». «Слабым» звеном компании являются стратегическое управление, поставка товара на склад, информационные технологии, проектирование продуктов и услуг.
Внедрение новых моделей бизнес-процессов
Далее мы смогли приступить к разработке практических рекомендаций и мероприятий, направленных на оптимизацию существующих бизнес-процессов.
Нами совместно с ведущими специалистами области были разработаны и успешно внедряются в медицинском центре модели бизнес процессов (различные алгоритмы, пошаговые действия). Они применяются для лечения и диагностики основных нозологических форм заболеваний, таких как сердечно-сосудистая патология, лечение сахарного диабета, ожирения и т.д.
Цель реинжиниринга бизнес-процессов – выживание в экстремальной ситуации. Именно в таком положении и находится большинство наших организаций, особенно в сфере здравоохранения. Мы полагаем, что этот инновационный для данной отрасли народного хозяйства метод может дать:
– существенное сокращение издержек;
– базу для расширения бизнеса;
– переход на качественно новый технологический уровень;
– готовность к внедрению автоматизированных систем управления;
– внедрение системы менеджмента качества на предприятии, разработанной в соответствии со стандартом по ISO/ серии 9000;
– более совершенную систему управления компанией;
– значительное снижение степени риска;
– существенное снижение зависимости от персонала;
– возможность роста (масштабируемость) организации;
– высокую конкурентоспособность [3].
Известно, что любая самая идеальная теоретическая разработка требует длительной и тщательной доработки под конкретных исполнителей. В ходе практического внедрения нам предстояло переломить инерцию мышления и поведения рядовых исполнителей, ввести новые способы контроля и отчетности для руководителей. Преодолеть скептицизм тех, кто еще не осознал необходимости реорганизации, но мы с этим успешно справились.
Таким образом, можно заключить, что внедрение реинжиниринга бизнес-процессов на предприятии могло бы стать реальным механизмом в проведении и реализации инновационной политики в здравоохранении Российской Федерации.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:15:11