Источники финансирования лизинговых компаний
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-1 (142), Сентябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Забурунов А.В. Источники финансирования лизинговых компаний // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 9. – С. 108-113.
Аннотация:
По итогам 2008 года сумма новых сделок по лизинговым операциям снизилась на 26,5% по сравнению с 2007 годом. Такая ситуация обусловлена резким сокращением возможностей финансирования лизинговых компаний, деятельность которых обусловлена высокой степенью зависимости от объемов, периодичности и доступности заемных средств. На какие источники финансирования рассчитывать лизинговым компаниям в дальнейшем? Статья посвящена поиску ответа на этот вопрос.
Ключевые слова: лизинг, коммерческий кредит, государственное финансирование, лизинговая компания, финансирование лизинга, банковский лизинговый кредит
В условиях кризиса в первую очередь пострадали компании, придерживавшиеся рискованной кредитно-денежной политики, с преобладанием заемных средств, рассчитывающие на реструктуризацию пассивов за счет привлечения новых кредитов. Именно они ощутили недостаток оборотных средств для заключения новых лизинговых сделок.
Некоторые организации не прибегали к хеджированию [1] собственных валютных рисков. А резкий рост курса доллара во втором полугодии 2008-го года и как следствие значительное сокращение доходной части активов, вызванное девальвацией рубля, поспособствовали существенной реализации риска ликвидности в деятельности лизинговых компаний.
Источники финансирования российского лизинга
К источникам финансирования российских лизинговых компаний относятся:
– собственные средства;
– средства акционеров;
– выпуск ценных бумаг;
– заемные средства российских банков и иностранных банков;
– коммерческие кредиты поставщиков;
– займы страховых компаний;
– заемные средства сторонних компаний и физических лиц, в том числе авансовые платежи клиентов.
Согласно материалам исследования компании ООО «МФК-Лизинг», проведенного в 2007 году, лизинговые компании получали значительную часть финансирования от российских банков [4].
В рамках исследования, проведенного Российской ассоциацией лизинговых компаний [2] по итогам 2008 года, была найдена структура финансирования лизинговой компании (см. рис.).
Рис. Структура финансирования лизинговой компании
Итак, большая часть финансовых ресурсов российской лизинговой компании — это кредиты российских банков (на их долю приходится порядка 55% финансирования деятельности лизинговой компании), заемные средства зарубежных банков составляют 8%. Значительную часть в структуре капитала составляют авансовые платежи (порядка 19% на конец 2008 года). Собственные средства составляют лишь 7% в структуре финансирования деятельности лизинговой компании. На прочие источники финансирования приходится 11%.
Рассмотрим некоторые источники финансирования лизинговых компаний более подробно, а также тенденции в области финансирования лизинговых сделок в России.
Банковские кредиты
Крупнейшие лизинговые компании, которые занимают большую часть рынка, аффилированы с банковскими структурами [5]. А в некоторых банках существуют негласные корпоративные запреты на финансирование сторонних лизинговых фирм.
Существует ряд ограничений, которые возникают при рассмотрении вопроса о выдаче кредитов банков лизинговым компаниям:
1) отсутствие у лизинговой компании дополнительного обеспечения, кроме предмета лизинга и прав на получение лизинговых платежей;
2) высокая доля заемных средств в структуре пассивов лизинговой компании, а также низкая оборачиваемость кредиторской и дебиторской задолженности;
3) невозможность применения обеспечения в целях положения ЦБ РФ № 254-П [2] для минимизации резерва по ссуде в связи с обременением предмета лизинга обязательствами по договорам с третьими лицами;
4) высокие операционные издержки в обслуживании компаний со стороны банка.
Помимо ограничений, у лизинговых компаний в настоящее время появились сложности с банковским финансированием, так как ставки кредитования в рублях с 14% в 2006–2007 гг. подскочили до 28% в 2009 г., при наличии преимущественно краткосрочного кредитования. Наряду с этим возросли опасения банков по части собственных рисков, а требования к заемщикам стали более жесткими, что также сократило величину кредитного предложения. А в ситуации, когда данные российской бухгалтерской отчетности не в каждом случае отражают реальное положение дел на предприятиях – потенциальных заемщиках, круг компаний, соответствующих жестким требованиям банков, заметно сократится.
Несмотря на серьезные экономические трудности, банки неизбежно должны стать преобладающим источником прямого или опосредованного финансирования лизинговых сделок и начать предоставлять банковский лизинговый кредит. Речь идет не о создании дочерних лизинговых структур, а о предоставлении отдельного банковского продукта с привлечением лизинговых компаний для осуществления отдельных операций. Возможно, именно такой продукт предстоит разработать в будущем российским банкам.
Коммерческие кредиты и целевое финансирование
Коммерческий кредит [3] – доступный источник финансирования для любой лизинговой компании, осуществляющей сделки с техникой, оборудованием, автотранспортными средствами и др. движимым имуществом.
В условиях мирового финансового кризиса снижение спроса заставляет производителей техники и оборудования прорабатывать новые каналы сбыта своей продукции и смягчать договорные условия на поставку. С другой стороны, у поставщиков имеются опыт и возможности работы на вторичном рынке, что само по себе препятствует их связям с лизинговыми компаниями.
Ряд опасений во взаимодействии с российскими лизинговыми компаниями наблюдается со стороны иностранных поставщиков техники. Накладные расходы и неопределенность по таким сделкам иногда настолько велики, что делают эти сделки неприбыльными для нерезидентов.
Преимуществом взаимодействия с лизинговыми компаниями для поставщиков является то, что платежи осуществляются гораздо быстрее, чем в случае с конечным потребителем, так как такая компания имеет собственный доступ к источникам финансирования. Лизинговые компании обычно могут внести поставщику большую предоплату, чем лизингополучатель (25–35% от общей стоимости оборудования), что существенно уменьшает риск убытков поставщиков.
В то же время, большинство поставщиков предоставляют гарантию обратного выкупа либо по истечении срока лизинга, либо на случай досрочного изъятия переданного в лизинг оборудования. Это для лизинговой компании существенно снижает коммерческий риск при осуществлении сделок с клиентами.
Ряд лизинговых компаний создан по инициативе Правительства РФ для целевого финансирования важных для страны отраслей народного хозяйства. Крупнейшие из них – ОАО «Росагролизинг» (агропромышленный комплекс) и ОАО «Ильюшин Финанс Ко.» (авиация).
Эти корпорации входят в десятку ведущих лизинговых компаний России и финансируют свою деятельность в основном за счет средств уставного капитала. Последний постоянно увеличивается государством для расширения поддержки важнейших отраслей, которые в силу объективных причин (длительные сроки окупаемости проектов, высокая конкуренция со стороны иностранных производителей) недостаточно финансируются частным бизнесом. Доля собственных средств в структуре финансирования у таких компаний значительно выше рынка – до 80%.
Тенденции
Среди альтернативных источников финансирования деятельности лизинговых компаний облигации, векселя, средства зарубежных банков, а также секьюритизация активов.
Перспективными направлениями в области привлечения финансирования лизинговых компаний становятся:
— формирование инвестиционных пулов под конкретные крупные лизинговые сделки;
— работа с поставщиками в части получения коммерческих кредитов на условиях рассрочки платежа;
— развитие отношений с западными лизинговыми компаниями по совместным сделкам.
В последние годы некоторые лизинговые компании начали использовать для финансирования своей деятельности выпуск облигаций и собственных векселей. Известно, что выпуск краткосрочных векселей позволяет выстраивать среднесрочные заимствования [1, с. 190].
До недавнего времени это направление представлялось очень перспективным, доля облигаций по отношению к общему объему финансирования лизинга достигла 6% [6]. Опыт пионеров облигационных эмиссий, обеспеченных денежным потоком по договорам лизинга, активно изучался, и в перспективе немало компаний планировало использовать данный инструмент для привлечения финансирования. При достаточно больших объемах эмиссии (примерно от 20 млн долл.) эффективная ставка оказывалась ниже на 2–4% по сравнению с банковским кредитом, и средства привлекались на более долгий срок.
Однако мировой финансовый кризис, вызванный во многом повсеместной продажей или залогом переоцененных ипотечных, кредитных и прочих (в том числе лизинговых) портфелей, для многих надолго отодвинул планы такого вида размещений. Для восстановления этого сегмента рынка потребуется от одного до трех лет. При этом параметры оценки портфелей будут пересмотрены в сторону ужесточения.
В настоящее время дешевые западные кредиты недоступны, кредиты российских банков дороги, а собственных средств остается все меньше. И из сложившейся ситуации для лизинговых компаний существует лишь два выхода – либо увеличивать авансовые платежи при осуществлении лизинговых сделок, либо искать альтернативные источники финансирования.
[1] Хеджирование (от англ. hedge — страховать) — страхование участников коммерческой сделки от потерь, связанных с возможным изменением цен за время ее реализации — прим. ред.
[2] Речь идет о Положении о формировании кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ним деятельности, утвержденном ЦБ РФ от 26.03.2004 № 254-П — прим. ред.
[3] Коммерческий кредит — особая форма кредита, предоставляемого продавцами покупателям в виде продажи товаров в рассрочку, с отсроченным платежом — прим. ред.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:24:38