Принцип вариантности прогнозов социально-экономического развития регионов

Мартынов А.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-1 (148), Декабрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Существующее законодательство в области прогнозирования социально-экономического развития страны и отдельных регионов закрепляет принцип вариативности прогнозов. При этом в нормативно-правовой базе нет единства в определении вариантов прогнозов. Довольно часто встречается классификация вариантов, построенная на различных предпосылках. В этой связи представляется целесообразным рассмотрение возможности законодательного изменения содержательной части принципа вариантности.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, прогнозирование, экономика региона, органы исполнительной власти, принцип вариантности, негативное влияние, умеренный прогноз, оптимистичный прогноз



В настоящее время деятельность в области прогнозирования социально-экономического развития на федеральном уровне регулируется Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 20.07.95 № 115-ФЗ [1], а также постановлением Правительства РФ от 22.07.2009 № 596 [2]. Каждый субъект Российской Федерации имеет соответствующее региональное законодательство.

Практическая схема разработки прогнозов социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу в современных условиях выглядит следующим образом:

1) Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития России) предоставляет всем субъектам прогноз основных параметров развития страны на среднесрочную перспективу;

2) каждый субъект, на основе полученной информации, разрабатывает прогноз социально-экономического развития региона и предоставляет результаты своей работы в Минэкономразвития России;

3) на базе полученных прогнозов отдельных регионов разрабатывается прогноз социально-экономического развития всей страны.

Данный алгоритм закреплен на федеральном уровне в постановлении Правительства РФ от 22.07.2009 № 596 [1].

Несоответствие региональных нормативных документов федеральным

На сегодняшний день как федеральный закон, так и законы субъектов федерации, регулирующие прогнозирование социально-экономического развития, закрепляют принцип вариантности прогнозов. При этом практически все нормативно-правовые документы содержат различные определения разрабатываемых вариантов прогнозов.

В методических рекомендациях Минэкономразвития России используется следующая терминология: «вариант 1 – базовый – вариант инерционного развития с сохранением в прогнозном периоде тенденций и внешних и внутренних условий развития экономики; вариант 2 – основной – вариант применения в прогнозном периоде системы управляющих воздействий на региональном уровне» [4, с. 7].

В постановлении Правительства РФ от 22.07.2009 № 596 содержатся несколько иные определения вариантов прогнозов. Так, базовый вариант прогноза характеризует основные тенденции и параметры развития экономики в условиях прогнозируемого изменения внешних и внутренних факторов при сохранении основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов. Целевой вариант прогноза характеризует параметры социально-экономического развития Российской Федерации, достижение которых обеспечивает реализацию целей социально-экономического развития и приоритетов социально-экономической политики Правительства РФ [2].

Таким образом, даже на федеральном уровне наблюдается некоторая несогласованность определений, а как следствие неоднозначность вариантов прогнозов социально-экономического развития.

Взаимоисключающие варианты прогнозов

На сегодняшний день в вопросе спецификации вариантов прогнозов наблюдается несоответствие не только в нормативно-правовых документах на федеральном уровне, но и несоответствие федерального и регионального законодательства. Например, в постановлении Правительства Ярославской области от 21.01.2009 № 23-п заложена иная терминология вариантов прогнозов.

Первый вариант прогноза является умеренным и исходит из относительно устойчивой, но менее благоприятной комбинации внешних и внутренних условий функционирования экономики и социальной сферы [3]. Второй вариант прогноза является базовым (благоприятным) и исходит из возможности сохранения благоприятных внешних и внутренних условий развития экономики и социальной сферы и ориентирован на достижение основных социально-экономических показателей (индикаторов) при активном воздействии на изменение сложившейся ситуации [3].

В данном случае наблюдается не просто несоответствие региональных и федеральных определений, но и существенное различие в содержательном плане вариантов прогнозов социально-экономического развития. Аналогичная ситуация наблюдается и в ряде других субъектов федерации.

Классификации вариантов прогнозов, заложенные в нормативно-правовых документах на федеральном уровне, построены на различных предпосылках и категориях. Из определений, приведенных в методических рекомендациях Минэкономразвития России, следует, что первый вариант подразумевает отсутствие целенаправленного воздействия со стороны органов государственной власти на развитие субъекта. Второй вариант исходит из предпосылки активного воздействия на региональную экономику. Возможно ли это? Первый вариант порождает вопрос о функциях органов государственной власти в регионах, а также о целесообразности и необходимости их деятельности.

Матрица возможных вариантов прогноза

Очевидно, что все варианты прогнозов должны учитывать управляющие воздействия со стороны органов исполнительной и законодательной власти. Вариантность прогнозов социально-экономического развития регионов должна определяться, в первую очередь, вариантностью прогнозов внешних и внутренних факторов.

По существу варианты прогнозов должны задавать своеобразный потенциальный коридор развития социально-экономической сферы в будущем. Различная комбинация прогнозных значений внешних и внутренних факторов позволит определить матрицу возможных вариантов прогнозов социально-экономического развития страны и регионов.

Прогнозные значения того или иного фактора по степени влияния на экономику страны и региона можно классифицировать следующим образом: негативное (–1), вероятное (0), благоприятное (1). Под негативным значением понимается менее благоприятное значение, в сравнении с вероятным; под благоприятным – более благоприятное, в сравнении с вероятным.

Различная комбинация прогнозных значений внешних и внутренних факторов позволяет задать матрицу возможных вариантов прогнозов социально-экономического развития. Таким образом, можно говорить о возможности рассмотрения девяти вариантов прогнозов, в зависимости от различной комбинации значений внутренних и внешних факторов. Однако прогноз социально-экономического развития по девяти вариантам маловероятен в связи с высокой трудоемкостью и длительностью. Оперативность разработки прогнозов играет весьма существенную роль.

Негативный, реалистичный и оптимистичный прогнозы

Если исходить из предпосылки о том, что варианты прогнозов должны задавать некоторый потенциальный коридор развития социально-экономической сферы, то в матрице можно рассматривать не все варианты, а лишь те, которые расположены на главной диагонали.

Первый вариант прогноза – самый пессимистичный, указывает нижнюю границу потенциального коридора. Данный вариант моделирует развитие социально-экономической сферы в условиях негативных значений как внешних, так и внутренних факторов. Второй вариант – наиболее реалистичный, который строится из предположений о наиболее вероятном значении внешних и внутренних факторов в будущем. Третий вариант – самый оптимистичный, подразумевает оптимальные значения как внешних, так и внутренних факторов.

Более того, подобная система вариантов прогнозов социально-экономического развития может выступать в качестве одного из инструментов оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти в регионах. Отклонение развития социально-экономической сферы от наиболее вероятного прогноза в негативную сторону может служить индикатором, свидетельствующим о необходимости дополнительного анализа.

В случае если отклонение будет обусловлено внутренними факторами, тогда речь может идти о неудовлетворительной оценке деятельности органов исполнительной власти региона. При этом не исключен вариант объективных причин отклонения развития социально-экономической сферы от наиболее вероятного варианта прогноза.

Необходимость присутствия принципа вариантности в системе прогнозов социально-экономического развития страны и регионов очевидна. Однако требует пересмотра содержательная часть данного принципа. Представляется целесообразным законодательное закрепление трех основных вариантов прогнозов социально-экономического развития: негативного, умеренного, оптимистичного. Предложенная схема реализации принципа вариантности в дальнейшем может служить одним из инструментов оценки качества деятельности органов исполнительной власти субъектов федерации.

[1] От редакции. Заметим, что порядок разработки прогнозов социально-экономического развития страны, определенный в постановлении Правительства РФ от 22.07.2009 № 596, отражен автором не вполне точно. Прогноз на финансовый год разрабатывается Минэкономразвития России совместно с Минфином России и др. заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с учетом мнения ЦБ РФ. На первом этапе определяются сценарные условия функционирования и основные параметры развития экономики страны. На втором этапе с учетом материалов, подготовленных федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации, создается прогноз, который передается на рассмотрение Правительства РФ. На третьем этапе Минэкономразвития России разрабатывает уточненный прогноз социально-экономического развития страны.


Страница обновлена: 21.09.2024 в 08:59:10