К вопросу о совершенствовании системы управления регионом

Афанасьева А.В., Закинчак А.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-1 (148), Декабрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Формирование системы управления регионом – сложное дело, которое должно выполняться с учетом многих факторов и особенностей. Процесс управления следует выстраивать исходя из специфики состояния всех подсистем жизнедеятельности региона как объекта управления.

Ключевые слова: инфраструктура, экономическое развитие, региональная экономика, концептуальное проектирование, подсистемы региона



С переходом на многоукладную экономику возникла острая необходимость коренного пересмотра концепций формирования систем управления регионом, адекватно отражающих реальную динамику процессов, происходящих в стране. Активное участие в изменении всей системы управления хозяйством должны принимать органы государственного и муниципального управления.

С этой точки зрения знание принципов и методов проектирования систем управления является необходимым требованием к профессиональной деятельности работников муниципальной и государственной служб. Успешность функционирования региональной экономики определяется теми возможностями и умениями, которыми обладают региональные органы власти. Насколько оптимальны принимаемые ими решения, и насколько интегрированы в эти решения интересы центра, регионов и населения?

Региональные подсистемы

Совершенствование концептуальных подходов и практической методики разработки эффективной политики на региональном уровне, а также подходов к ее реализации в настоящее время, несомненно, важная и актуальная проблема. Ее решение может стать основой для развития стабильной экономики России и ее регионов.

Под региональной системой авторы понимают социально-экономическую систему, обеспечивающую взаимосвязанное и взаимообусловленное развитие и размещение объектов производственной и непроизводственной сфер в целях создания наилучших условий жизни и труда населения субъекта федерации при наименьших общественных затратах [1]. Таким образом, региональная система представляется как совокупность производственной и непроизводственной сфер, связанных через комплекс производственных и непроизводственных отраслей, определяющих условия воспроизводства: дорожное и транспортное хозяйство, связь, образование, здравоохранение, все то, что принято относить к инфраструктуре [2].

И каждая из этих подсистем может быть дезагрегирована [1] на подсистемы следующего, низшего уровня и т.д., которые выступают как постоянный наследуемый признак систем всех уровней и порядков.

Очевидно, что выделенные подсистемы в регионе связаны между собой сложной системой взаимодействий. И главной задачей регионального управления является обеспечение целенаправленного, сбалансированного расширенного воспроизводства производственных, социальных, финансовых подсистем региона, функционирующих в системе межрегиональных народнохозяйственных взаимосвязей страны.

Аспекты функционирования

При анализе производственной и непроизводственной сфер основные усилия экономистов должны быть направлены на детализацию признаков, позволяющих отделить эти сферы друг от друга. В нашем случае это не главная задача. Границы между отраслями весьма подвижны. По мере совершенствования экономических отношений эти границы будут становиться все более условными, что мы и видим в настоящее время.

Не случайно, что нет единства терминологии и точек зрения по поводу классифицирующего и систематизирующего все многообразие элементов региона как у зарубежных, так и отечественных ученых. Представление региональной системы как состоящей из двух подсистем – экономической и социальной, позволяет говорить о взаимоотношениях и взаимодействии, существующих между местными органами, хозяйствующими субъектами и потребителями. Такой подход вполне адекватно отражает особенности рыночной трансформации любой региональной системы.

При изучении управления подобной системы целесообразно представить ее в виде ряда подсистем, то есть организационно обособленных функциональных элементов, объективно необходимых для нормальной деятельности системы управления.

Жизнедеятельность подсистем объекта управления целесообразно рассматривать в следующих аспектах:

а) функционирование, рассматриваемое как «работающая система»;

б) функционирование «в режиме поддержания», когда производится профилактическое, ремонтно-восстановительное и прочее обслуживание основных фондов производственной сферы и элементов региональной инфраструктуры;

в) функционирование в режиме развития объекта управления (капитальное строительство и реконструкция предприятия, внедрение новой техники, технологии управления и пр.).

Вычленение двух режимов функционирования региональных систем (объективный момент), что найдет свое естественное отражение в системе управления социально-экономическим развитием региона, характеризуется определенной новизной постановки вопроса. В депрессивных регионах, типа Ивановской области, колоссальные ресурсы расходуются на поддержание экономической системы (затраты, связанные с устранением бесчисленных аварий, издержки восстановления изношенных систем, потери из-за выхода систем из строя и др.).

Многоуровневая система

Структура социально-экономической системы выступает как основа внутренней организации общественного производства, поэтому на разных уровнях проявляется через людей и их деятельность.

В этой связи регион как объект исследования с точки зрения управляемости должен предстать в виде многоуровневой системы, разделенной по определенным признакам на составные подсистемы. Выделение элементов, на которые подразделяется система региона, построение вертикальных и горизонтальных связей между ними дают наиболее полное представление, как о структуре объекта исследования, так и ее элементов в новых условиях.

Необходимо отметить, что в общем виде под структурой региона понимается состав, а также многообразие форм взаимосвязи отдельных отраслей и производств.

Таким образом, следует отметить, что регион, являясь социально-экономической системой, обладает следующими свойствами, присущими сложным системам:

– уникальностью;

– целенаправленностью;

– комплексностью;

– адаптивностью;

– иерархией;

– взаимодействием с внешней средой.

Кроме того, для большинства регионов страны производственно-отраслевой комплекс, как неотъемлемая часть региона, является важнейшей структурообразующей составляющей и в значительной степени обусловливает общие условия функционирования и развития региональной социально-экономической системы в целом.

Особенностью структур хозяйственных региональных комплексов является значительная дифференциация природно-климатических, социальных условий, ресурсных возможностей. Это не может не сказаться на сложности изучения и систематизации процессов, протекающих внутри региона, а также выработке универсальных подходов к управлению региональным развитием.

На наш взгляд, главным фактором, определяющим эту специфику, можно считать особое положение региональной социально-экономической системы, функционирующей и развивающейся в качестве подсистемы народно-хозяйственного комплекса страны в целом.

Таким образом, предлагаемый подход представления региона в виде подсистем функционирования, позволяет повысить управляемость процессов развития социально-экономической системы.

[1] Дезагрегировать — разделить на подгруппы, детализировать — прим. ред.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:18:06