Формирование образовательного кластера в условиях развития государственно-частного и социального партнерства

Наумова О.Н.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 11 (95), Ноябрь 2014

Цитировать:
Наумова О.Н. Формирование образовательного кластера в условиях развития государственно-частного и социального партнерства // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 11. – С. 33-45.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=22616215
Цитирований: 9 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Представлены подходы и функциональная структура формирования образовательного кластера, определены его участники и функции их совместной деятельности, а также принципы формирования содержания образовательных программ высшей школы в условиях потребности территориального кластера сферы услуг.

Ключевые слова: высшее образование, человеческий капитал, инфраструктура, социальная политика, сфера услуг, экономика знаний, образовательный кластер, участники образовательного кластера, виды образовательного кластера, факторы развития образовательного кластера



Образовательные организации являются неотъемлемой частью любого кластера, тем импульсом, который при соответствующей специализации образовательных услуг (их профильной направленности) способствует формированию кадрового потенциала территории.

Современные коммуникационные технологии позволяют развивать и реализовывать систему профессионального образования в виде образовательного кластера для развития локальных, региональных, межрегиональных национальных и международных территориальных кластеров. В этом случае образовательный кластер может рассматриваться как зона для формирования кадрового обеспечения программ развития территориальных кластеров с соответствующими региональными площадками для обеспечения эффективной занятости населения.

Качество дает практика

Среди основных направлений содействия развитию территориальных кластеров [3], реализуемых органами государственной власти и местного самоуправления, выделено обеспечение благоприятных условий, среди которых приоритетными являются повышение эффективности системы профессионального образования и содействие развитию сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями. Среди основных задач кластерной политики в образовании определены мониторинг и прогнозирование потребности участников кластера в профессиональных образовательных услугах; участие в разработке государственного задания на подготовку специалистов; совместная разработка и реализация образовательных программ основного и дополнительного профессионального образования; профессионально-общественная аккредитация в целях оценки содержания образовательных программ в интересах развития кластера; организация стажировок и производственной практики на предприятиях территориального кластера.

Следовательно, современные тенденции развития образовательных услуг профессионального образования характеризуют их практико-ориентированную направленность на удовлетворение конкретных потребностей организаций-работодателей и позволяют говорить либо о формировании образовательных кластеров, либо о включении образовательных организаций в другие кластеры в соответствии с профилями реализуемых образовательных программ. Усиление требований к развитию данной тенденции закреплено в статье 27 Федерального закона от 29.12.2012 № 272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2], где рассматриваются подходы к формированию структуры образовательной организации, в которую могут входить кафедры и иные структурные подразделения, созданные на базе иных организаций, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся по профилю реализуемой образовательной программы.

В статье 72 того же закона определены формы интеграции образовательной и научной деятельности в высшем образовании с целью повышения качества научных исследований, подготовки обучающихся, привлечения их к научно-исследовательской деятельности. Формированию образовательных кластеров способствует и сетевая форма реализации образовательных программ, прописанная в статье 15 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которая призвана обеспечить обучающемуся возможность получения образования при использовании ресурсов нескольких организаций, в том числе осуществляющих образовательную деятельность. И в этой связи деление образовательных программ высшей школы на «академический» и «прикладной» бакалавриат с преимуществом последних усиливает требования к практико-ориентированному обучению именно через развитие кластерной политики в образовании.

Реализация направлений кластеризации образования требует формирования подходов к организационной структуре образовательного кластера на условиях различных партнерских отношений:

- в случае формирования взаимовыгодных условий извлечения прибыли при среднесрочном и долгосрочном взаимодействии государственных организаций и хозяйствующих субъектов в решении общественно значимых задач, форм имущественно-финансовых отношений, привлечения в экономику частных инвестиций по результатам конкурсных процедур имеет место быть форма государственно-частного партнерства;

- в случае формирования системы взаимоотношений по вопросам согласования и регулирования трудовых и связанных с ними отношений на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальном и локальном уровнях в форме коллективных переговоров, взаимных консультаций, участия в управлении и решении проблем имеет место быть форма социального партнерства.

При формировании модели образовательного кластера заслуживает определенного внимания опыт создания в 2009 г. Национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервиса, в который вошли 13 вузов России и ряд профильных предприятий на принципах сетевого взаимодействия. В 2014 г. в Самарской области создан производственно-образовательный консорциум «Кадры XXI века», в который вошли Союз работодателей, Министерство экономического развития, инвестиций и торговли, Министерство образования и науки, Министерство труда, занятости и миграционной политики, торгово-промышленной палаты, Федерация профсоюзов, государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс» Самарской области, а также ряд образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования.

Изучение опыта создания и развития ряда образовательных кластеров позволило дать характеристику образовательного кластера как объединения на базе образовательной организации государственных и общественных организаций, профессиональных ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов, обеспечивающее синергетический эффект от совместной деятельности в разработке и сетевой форме реализации образовательных программ, проведении научных исследований и привлечении к ним обучающихся при использовании ресурсов участников кластера.

Создание образовательных кластеров является объективной закономерностью с точки зрения теории общественного интеллекта, описанной А.И. Субетто [5], в которой система образования не замыкается только на образовательные организации, а трансформируется в общество с целью изучения и привнесения информационной среды общества в развитие образовательной среды. В связи с этим становится возможным выделить основные факторы, оказывающие влияние на развитие образовательных кластеров:

- общие системные факторы, такие как политические, правовые, экономические, социальные, общекультурные, демографические, природно-географические, научно-технические и другие, или факторы внешней среды, которые не контролируются участниками образовательного кластера и находятся в зоне постоянного изучения и адаптации к ним;

- факторы, не контролируемые образовательной организацией, являющейся ядром образовательного кластера, к которым следует отнести поведение партнеров, конкурентов, потребителей и их ожидания, требования профессиональных стандартов и другое;

- факторы, контролируемые образовательной организацией, являющейся ядром образовательного кластера, к которым следует отнести выбор образовательных услуг по направлениям (специальностям) профессионального образования, их профильной направленности, миссии, целей и задач на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу, выбор участников образовательного кластера и стратегии сотрудничества в разработке и реализации образовательных программ, проведении научных исследований, определении условий, обеспечивающих качество реализации образовательных услуг и другое.

Среди типов образовательного кластера можно выделить следующие:

- инфраструктурный, когда создается новая организационная схема функциональной взаимосвязи организаций под какой-либо эксперимент, проект, требующий интеграции образовательной, научно-исследовательской, производственной и управленческой деятельности, целями которой являются кадровое обеспечение проекта, повышение качества образовательных услуг, использование новых знаний и достижений науки и техники в образовательной деятельности;

- ультраструктурный, когда выстраивается организационная схема функциональной взаимосвязи организаций, задействованных в образовательной деятельности по профилю реализуемых образовательных программ в вертикальной иерархии. Примером тому может служить создаваемая образовательной организацией структура филиалов и представительств, в том числе за рубежом, каждый из которых может быть представлен в виде подсистемы кластера с функциональными взаимосвязями со своими партнерами – другими образовательными, научными, производственными, управленческими организациями;

- пересеченный, когда образовательная организация является участником нескольких территориальных кластеров одновременно;

- входимый, когда один образовательный кластер может быть частью другого – более крупного кластера. Примером тому могут служить учебно-методические объединения организаций высшего образования, сформированные по перечню реализуемых образовательных программ;

- смешанный, когда из нескольких образовательных кластеров формируется более крупный. Например: формирование учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию.

Что потребно, то и предлагаем…

В качестве базового варианта нами сформирована модель функциональной структуры образовательного кластера (см. рис. 1). В каждом субъекте Российской Федерации представлены различные органы государственной и исполнительной власти, общественные организации и профессиональные ассоциации, специализированные территориальные кластеры, что, несомненно, повлечет индивидуальное наполнение содержания базовой модели.

Основными результатами взаимодействия государственных, общественных, научных и бизнес-структур с образовательными организациями являются определение потребности общества в профессиональных образовательных услугах, разработка профессиональных стандартов должностей и профессий, которые должны стать основой для формирования образовательных программ и базой для повышения качества образовательных услуг, а также задействование участников кластера в профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, общественной аккредитации образовательных организаций или независимой оценке качества профессионального образования.

Основной ценностью образовательного кластера является развитие и реализация профильных практико-ориентированных образовательных программ, востребованных экономикой в определенной сфере (отрасли), что способствует формированию стратегически эффективного типа занятости населения. Именно кластеризация образования позволяет избежать дисбаланса между спросом и предложением образовательных услуг и рассматривать развитие реальной экономики территории через обеспеченность востребованными кадрами.

При этом, определяя сопоставимый горизонт прогнозирования потребности в образовательных услугах и их реализации, очевидно, что в развитии образовательных кластеров заключается один из основных механизмов решения проблемы кадрового обеспечения экономического развития территории, создания новых рабочих мест в существующих и проектируемых территориальных кластерах.

Рассматривая проблемы развития территориального кластера сферы услуг и соответствующей ему системы профессионального образования, мы приходим к выводу о том, что уровень развития системы профессионального образования оказывает влияние не только на структуру и динамику занятости населения в сфере услуг, но и значительно способствует развитию самой сферы услуг через повышение уровня профессиональной подготовки отдельного индивида (работника предприятия) и населения в целом.

Рис. 1. Модель формирования функциональной структуры образовательного кластера (авторская разработка)

В этих условиях для образовательного кластера становится актуальным процесс определения реальных и перспективных потребностей сферы услуг в образовательных услугах высшей школы, совершенствования содержания и перечня направлений (специальностей) и профессий, оценки качества образовательных услуг. При этом значительно изменяется роль образовательной организации высшей школы, которая заключается в организации совместной разработки, кастомизации и реализации профильных основных и дополнительных профессиональных образовательных программ участников образовательного кластера. Тогда стратегическое направление в развитии образовательных услуг организации высшего образования заключается в оптимизации всех процессов по разработке и реализации образовательных услуг, что позволит:

- во-первых, через организацию взаимодействия участников образовательного кластера оптимизировать содержание и сроки реализации образовательных услуг, реализуя принцип параллельного, последовательного и включенного уровневого профессионального образования по направлениям (специальностям), соответствующим перспективам развития сферы услуг.

Параллельное с высшим образованием обучение по программам среднего профессионального образования (по программам подготовки квалифицированных рабочих, по программам подготовки специалистов среднего звена – на 1–2 курсах обучения), программам профессионального обучения и программам дополнительного профессионального образования (на любом курсе), а также через включение содержания указанных программ в содержание образовательной программы высшего образования позволит сформировать образовательную услугу, максимально кастомизированную к потребности работодателя, что позволит обучающемуся и выпускнику в кратчайшие сроки адаптироваться к требованиям реальной экономики и иметь возможность ротации занятости от квалификации рабочего до должности специалиста среднего, затем высшего уровней (см. рис. 2);

- во-вторых, выпускнику организации высшего образования, получившему профессиональное образование, учитывающее в содержании образовательной услуги специфику работы в сфере услуг, нести в общество стандарт культуры потребления и обслуживания, тем самым, способствуя в целом повышению качества жизни и уровня общественного интеллекта;

- в-третьих, получить социальный эффект, который выражается в снижении уровня безработицы через потенциальную возможность в кратчайшие сроки заполнения вакансий рабочих профессий в экономике сферы услуг за счет формирования у выпускника профессиональных компетенций в процессе параллельного освоения образовательных программ высшего и среднего профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями работодателей;

Примечание:

– параллельное обучение;

– последовательное обучение;

– включенное обучение

Рис. 2. Система формирования образовательных программ профессионального образования

- в-четвертых, получить экономический эффект, который проявляется в оптимизации денежных средств, затрачиваемых на реализацию образовательных услуг, т.к. денежные средства, вложенные в подготовку обучающегося для сферы услуг, даже в условиях его безработицы, не могут быть признаны абсолютно неэффективно затраченными по причинам того, что, с одной стороны, полученное образование позволит выпускнику удовлетворить ряд своих личных потребностей через систему качественного самообслуживания; с другой стороны, данный выпускник как член общества несет в себе новую культуру общения, потребления и качества жизни; с третьей стороны, т.к. основной удельный вес организаций в сфере услуг приходится на частную форму собственности, то специалист с профильным профессиональным образованием в сфере услуг имеет потенциальную возможность организации предпринимательской деятельности в данной сфере.

Бытие определяет содержание

При рассмотрении направлений развития образовательных услуг высшей школы, соответствующих потребности сферы услуг, в условиях формирования образовательных кластеров с включением в них государственных, общественных и иных организаций становится необходимым определение основных общекультурных и профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник, призванный работать в сфере услуг, и примерный перечень дисциплин содержательного ядра вариативной части образовательных программ, формирующих эти компетенции (см. табл. 1).

Таблица 1

Матрица компетенций и соответствующих дисциплин содержательного ядра вариативной части образовательных программ высшей школы в сфере услуг

Компетенция
Дисциплина образовательной программы
Общекультурные компетенции
Способность к анализу социально значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни; способность понимать социальную значимость своей будущей профессии
Сервисология
Способность к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, социальных стандартов; способность демонстрировать уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений
Конфликтология. Культурология
Способность к межкультурным коммуникациям
Основы межкультурной коммуникации
Готовность к компромиссу с потребителем по возможному варианту и требуемому качеству обслуживания
Профессиональная этика и этикет
Профессиональные компетенции
Способность к диверсификации сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями
Сервисная деятельность
Умение выделять и учитывать основные психологические особенности потребителя в процессе сервисной деятельности
Психодиагностика
Готовность к работе в контактной зоне с потребителем, консультированию, согласованию вида, формы и объема процесса сервиса
Психотехнологии работы с клиентами.
Психология делового общения
Умение организовать процесс обслуживания потребителя
Организация обслуживания потребителя.
Человек и его потребности
Готовность к разработке и реализации технологии процесса сервиса, формированию клиентурных отношений
Технологические процессы в сервисе.
Проектирование процесса оказания услуг
Готовность к осуществлению сквозного контроля качества процесса сервиса, параметров технологических процессов, используемых материальных ресурсов
Метрология, стандартизация и сертификация
Готовность к планированию производственно-хозяйственной деятельности предприятий сервиса в зависимости от конъюнктуры рынка услуг и спроса потребителей
Экономика предприятий сервиса.
Основы предпринимательской деятельности

Выводы

Формирование образовательных услуг высшей школы в сфере услуг включает в себя следующие этапы:

1) формирование системы образовательных программ высшего образования с позиций соответствия современным тенденциям развития сферы услуг и определения основных общекультурных и профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник, призванный работать в сфере услуг;

2) развитие параллельного, последовательного и включенного обучения по образовательным программам различных уровней профессионального образования с целью их кастомизации и оптимизации по содержанию и срокам реализации;

3) создание условий для развития новых образовательных услуг в территориальном кластере;

4) формирование мониторинга потребности территориальной экономики в образовательных услугах высшей школы и их результативности с позиций удовлетворения потребности, информационного, научно-педагогического, методического и другого обеспечения.


Источники:

1. Наумова О.Н. Методология, структура и содержание компетентностно-ориентированной основной образовательной программы высшего профессионального образования // Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании: теория, технологии, проблемы применения: Сборник тезисов докладов на межвузовском научно-методическом семинаре. – Тольятти: Издательство ПВГУС, 2010.
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 272-ФЗ от 29.12.2012 // Российская газета, 2012, 31 декабря. – № 5976.
3. Письмо Минэкономразвития России № 20615-АК/Д19 от 26.12.2008 «О методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113283/ (дата обращения: 14.07.2014).
4. Развитие образования на период 2013–2020 годы: Постановление Правительства Российской Федерации № 295 от 15.04.2014 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://(ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения 18.08.2014).
5. Субетто А.И. Сочинения. Ноосферизм. Том пятый. Книга 1. Ноосферное или Неклассическое обществоведение: поиск оснований / Под ред. Л.А. Зеленова. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:17:59