Industrial Policy as an Integrated Complex of Development of Innovatively Active Entrepreneurship of the Production Sphere

Vladislav Frolov

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 11 / November, 2013

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=21034625
Cited: 16 by 30.01.2024

Abstract:
The author considers the main trends and problems in the sphere of the industrial policy of development of innovatively active entrepreneurship. A set of measures contributes to structural transformation and adaptation of the industrial sector is proposed. Its implementation is to result in sustainable development of the industry, favorable environment for creating innovative potential, mutually beneficial cooperation, combination of partnership and competition, life quality and population welfare enhancement.

Keywords: industrial policy, investments, enterprise management, industrial production, innovatively active entrepreneurship



Промышленную политику на современном этапе развития экономики России, на наш взгляд, следует определять как систему мероприятий, способствующую структурной трансформации и адаптации промышленного сектора к рыночным процессам при формировании инновационного пути развития. При этом технологическая политика – это политика, направленная на создание, селекцию, адаптацию и внедрение современных технологий. Инновационная же политика должна рассматриваться в качестве «центральной компоненты» социально-экономической политики страны [6].

Проблемы развития инновационных предприятий в России

Инновационная активность, в свою очередь, характеризуется степенью участия предприятия в осуществлении инновационной деятельности в целом или отдельных ее видах в течение определенного периода времени [2]. Производственные инновации основаны на внедрении новых технологий, диверсификации производственной деятельности и других процессах. Однако за последнее десятилетие производственным инновациям в России уделяется недостаточное внимание, темпов роста не наблюдается, а доля инноваций в промышленности снижается [1].

По ряду ключевых показателей, характеризующих уровень инновационного развития, Россия уступает многим странам. В среднем инновации осуществляют 10% российских промышленных предприятий (в развитых странах – 25 – 30% ) [4].

Таким образом, в результате непродуманной промышленной политики инновационная деятельность сегодня в России, по нашему мнению, сталкивается с рядом проблем:

- неэффективная структура собственности;

- слабые межотраслевые связи;

- сохранение значительных барьеров для распространения в экономике новых технологий;

- низкая восприимчивость бизнес-структур к инновациям технологического характера;

- недостаточное развитие системы государственно-частного партнерства в реализации инновационных проектов - доля организаций, получающих финансирование из бюджета на эти цели, составляет 0,8 процента (в Германии - 8,8 процента, в Бельгии - 12,7 процента) [4];

- несовершенство нормативно-правовой базы;

- высокие кредитные риски.

Поэтому кроме создания благоприятного правового и макроэкономического климата основными задачами при реализации промышленной политики, на наш взгляд, должно быть создание специальных механизмов, которые стали бы мощным сигналом инновационного развития в предпринимательской среде и непосредственно воздействовали на притоки промышленных инвестиций инновационно-активных предприятий.

Комплекс развития инновационно-активных предприятий

В настоящее время инвесторам предлагаются отдельные целевые программы по отраслям, не объединенные комплексным подходом реализации единой промышленной политики. Комплекс механизмов по привлечению инвестиций в инновационно-активные предприятия, на наш взгляд, должен быть прозрачным и понятным для инвесторов. В настоящее время эти меры должны разрабатываться в соответствии с целями регионального правительства и создаваемыми кластерами. Данные механизмы должны базироваться на объективных приоритетах – реальных выгодах для промышленных предприятий, для определенных отраслей и общего развития региона [3].

Предлагаемый комплекс развития инновационно-активных предприятий промышленности, по нашему мнению, должен включать следующие меры.

1. Финансирование приобретения технологий до 25% для приоритетных проектов.

Финансирование должно осуществляться на условиях конкурса на возвратной основе. Остальные инвестиции финансируются предприятием. Срок реализации проекта - не более 5 лет.

2. Компенсация затрат на НИОКР до 25% для приоритетных проектов.

Финансирование должно осуществляться на условиях конкурса на возвратной основе. Остальные инвестиции финансируются предприятием. Срок реализации проекта - не более 5 лет.

Данные меры будут способствовать привлечению современных технологий в промышленное производство, так как инновационные проекты имеют более высокую рентабельность.

3. Арендное субсидирование до 40% для приоритетных проектов.

Арендное субсидирование помещений и земельных участков, находящихся в государственной собственности, для создания нового производства должно иметь льготное финансирование на срок не более 2 лет.

4. Механизмы быстрой ратификации (быстрое утверждение проектов - реализация принципа «одного окна»).

При разработке предлагаемого комплекса мер необходимо учесть следующие требования:

- соответствие критериев государственной поддержки страте­гическим направлениям промышленной политики;

- усиление целевого характера государственной поддержки;

- четкость критериев и процедур предоставления предприятиям господдержки;

- обеспечение принципа «прозрачности».

Таким образом, на уровне государства необходима:

1) жесткая регламентация интересов и софинансирования отраслей, предприятий и продукции;

2) приоритетность нововведений и концентрация ресурсов на стратегически важных направлениях;

3) регулярность мониторинга и анализа реализации комплексной стратегии развития экономики страны.

Результатом должна стать перестройка структуры отраслевой промышленности, развитие государственных предприятий, усиление в регионах равномерности развития промышленности разных форм собственности, содействие интеграции национальной промышленности в международную среду.

Вывод

На уровне заинтересованных производителей необходимо последовательное превращение идеи в коммерческий продукт через этапы фундаментальных прикладных исследований, опытно-конструкторских и технологических разработок, маркетинга, производства и сбыта, организации саморегулируемых объединений, региональных и международных инновационных кластеров, технопарков, бизнес - инкубаторов.

Результатом этого должны быть созданы:

‑ условия для устойчивого развития промышленности;

‑ благоприятная среда для наращивания инновационного потенциала;

‑ взаимовыгодная кооперация;

‑ сочетание партнерства и конкуренции между субпоставщиками;

‑ ситуация, усиливающая роль ведущих научных организаций в комплексном решении проблем прикладного поискового характера;

‑ условия для целевой подготовки молодых специалистов в сферу производства;

‑ рост уровня жизни и благосостояния населения.


Страница обновлена: 14.04.2025 в 01:50:28