Методы и источники финансирования инвестиционных программ развития регионов

Абзалбек Г.А.

Статья в журнале

Экономика Центральной Азии
Том 5, Номер 1 (Январь-март 2021)

Цитировать:
Абзалбек Г.А. Методы и источники финансирования инвестиционных программ развития регионов // Экономика Центральной Азии. – 2021. – Том 5. – № 1. – doi: 10.18334/asia.5.1.41497.



Инвестиционная деятельность должна четко и системно реализовываться в регионе, а именно в виде инвестиционной программы.

Согласно современным результатам изучения эта область экономики стран исследована недостаточно глубоко. Поэтому для того, чтобы подойти и исследовать с научной стороны этот аспект, а именно подобрать нужный метод, необходимо сделать оценку инвестиционной программы в регионе.

Авторы Бухвальд Е.М. и Павлов И.Т. в своих трудах рассматривают понятие «инвестиционная программа» как синтетический свод технико-экономической информации, где дается четкое пояснение, которое обосновывается как новое строительство, обновление, перевооружение по техническим требованиям, перевооружение, развитие и расширение действующих производств.

По мнению автора Водянова А.А., инвестиционная программа является комплексным планом, который содержит элементы проектирования, строения, приобретения технологий и оборудования, а также очень большое внимание уделяет человеческому капиталу, который необходимо своевременно развивать. Инновационная программа с помощью процессов модернизации и нового действующего производства начинает приносить экономическую и финансовую прибыль.

Инвестиционная программа региона – это локализованный на определенной территории инвестиционный проект, осуществляемый в рамках программ целевого подхода развития территории, включенный в программу социально­-экономического развития региона и отвечающий по своим параметрам целевым установкам федеральной и региональной политики [1].

На практике часто возникает вопрос касательно финансирования инвестиционных программ, так как это напрямую связано с расходованием бюджетных средств. В этой связи, чтобы не было простоя, ожидания или напрасных надежд, предлагаются следующие направления по улучшению методов государственного регулирования экономики:

- привлечение собственных средств для определения возможностей финансирования инвестиционных программ в регионе;

- определение сумм средств, которые могут быть привлечены в проекты;

- изыскание соответствующих инвестиций;

- финансирование программ в полном объеме и своевременно;

- целевое использование привлеченных средств.

Сущность вопроса сводится к наиболее острым проблемам, которые состоят в наличии у регионов собственных ресурсов финансирования программных мероприятий.

Стоит задуматься об общей дефицитности большинства территориальных бюджетов. Причиной является иждивенческий подход органов власти некоторых регионов к получению бюджетных ассигнований из бюджета. С одной стороны, привлечение дополнительных сумм финансирования вне зависимости от источника – это всегда положительный фактор.

С другой стороны, зачастую имеет место не прирост финансирования, а лишь перераспределение полномочий по расходам между бюджетами.

В этом случае привлечение средств Фонда финансовой поддержки регионов, других бюджетных фондов, а также средств внебюджетных ресурсов в регионах нивелируется снижением финансирования из ресурсов своего бюджета программной части их бюджетов.

В разных источниках литературы под финансированием понимается «обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на модернизацию отраслей...».

Анализируя мнения различных авторов, которые исследуют тему инвестиций, под инвестированием предлагают понятие создания резерва капитала за счет вложения и пополнения средств.

Любое инвестирование, реальное или финансовое, предполагает инвестирование средств в различные инвестиционные программы с целью получения дохода в будущем, процента или других форм прибыли.

Финансирование – это планомерный процесс вклада денежных средств, которые необходимо вложить для выполнения целевой инвестиционной программы финансовыми ресурсами различных проектов. Финансирование всегда осуществляется на принципах плановости, целевой направленности денежных средств, безвозвратности ассигнований (если выделяемые средства направляются из бюджетов разных уровней). Принцип плановости означает, что использование ресурсов предприятия необходимо запланировать, т.е. составляется финансовый план организации, отражающий текущие расходы предприятия, расходы, как следствие для расширения бизнеса и т.д.

Принцип целевой направленности предполагает использование капитала на предусмотренные финансовым планом конкретные цели и объекты, т.е. обеспечивается соотношение между активами и пассивами предприятия. В зависимости от типа инвестора, финансирование предоставляется не только частными компаниями, но и государством, в результате чего принцип невозмещаемости является возмещаемым (государственные инвестиции) [2].

Кстати, процесс финансирования финансирует часть капитальных вложений. Инвестиции – это капитализация приобретения капитала в будущем.

В этой интерпретации финансирование является начальным процессом, а инвестиции предлагаются в качестве способа финансирования. Отличительной особенностью инвестиционного подхода является: – изменение приоритетов финансовой деятельности компаний: одна из

ведущих позиций в управлении инвестициями на предприятии – теория компромисса широко используется в финансовой практике инвестиций.

Наличие источников инвестиций является одной из основных проблем инвестиционной деятельности.

Система финансирования инвестиционного процесса состоит из органической единицы источников, методов и форм финансирования инвестиций. В данном случае основными источниками финансирования инвестиций являются:

- чистая прибыль предприятия;

- амортизационные отчисления;

- резервы и другие ресурсы предприятия;

- деньги, накопленные кредитной и банковской системой;

- долги и займы международных организаций и иностранных инвесторов;

- средства от выпуска ценных бумаг;

- подсистема целевого финансирования (для получения средств от вышестоящей организации на конкретные цели);

- средства из бюджетов разных уровней и т.д. [3, с. 20] (Blank, 2008).

Финансирование является источником инвестиционного

финансирования и инвестиционной органической единицы. Следующие источники: бюджет, неудобства, прослеживаемость и смешанность. В реальной жизни существуют разные субъекты рынка – биржа, коммерческие банкиры, боксы – бюджетные платежи, кассовые аппараты.

Основными источниками финансирования инвестиционной деятельности с различными источниками финансирования являются самофинансирование, акционерное финансирование, бюджетное финансирование, кредитное финансирование, лизинговое финансирование и смешанное финансирование.

Методом финансирования является механизм привлечения инвестиционных ресурсов для финансирования инвестиционного процесса.

Соотношение сочетания государственных и частных инвестиций отражает направление развития общества, вмешательства государства в экономику, определяет перспективы экономического развития [4, с. 82] (Blank, 2006).

В настоящее время реальные и финансовые вложения являются основным видом инвестиционных потоков в любой рыночной экономике. Основой инвестиционной деятельности предприятия являются реальные инвестиции, и для многих организаций это единственная сфера инвестиционной деятельности. В связи с тем, что развиваются новые инвестиционные рынки, компания повышает рыночную стоимость.

В связи с тем, что инвестор вкладывает средства в финансирование инвестиционной деятельности в регионе, принято выделять три основных типа финансирования инвестиций:

а) самофинансирование – полностью финансируется за счет собственных финансовых ресурсов;

б) кредит – в процессе реализации краткосрочных инвестиционных проектов с высокой эффективностью;

в) смешанный (общий) – набор финансируемых источников [5, с. 57].

Инвестиционные программы могут финансироваться из обоих

источников и из нескольких источников. В целом все источники финансирования делятся на централизованные (бюджетные) и децентрализованные (внебюджетные). Если принять во внимание Россию, то централизованные источники обычно включают средства из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Если вы посмотрите на уровень Казахстана, централизованные источники обычно включают средства из государственного и местных бюджетов Республики Казахстан. Все остальное децентрализовано. Внебюджетные фонды включают собственные средства предприятий и организаций, привлеченные средства, средства внебюджетных фондов, индивидуальных застройщиков, иностранные инвестиции.

Поиск источников финансирования для существующих предприятий в рыночной экономике является постоянной задачей. Источники инвестиций в предприятие делятся на собственные и заемные средства [6, с. 94] (Smagulova, 2017).

Самофинансирование означает, что все оставшиеся денежные средства остаются в распоряжении предприятия (организации) после вычета налогов и других обязательных платежей в бюджет из прибыли. Расширение производства за счет самофинансирования из собственных источников, а также решение социальных проблем предприятия. Если у компании есть собственные средства, ожидается, что доля собственных источников, таких как прибыль и амортизация, будет увеличена для финансирования инвестиционных программ.

Собственное финансирование инвестиционных проектов отражает хорошее финансовое положение предприятия и создает определенные выгоды от его конкурентов [7, с. 92] (Makmar, 2018).

Собственным и привлеченным источником инвестиций является собственный капитал предприятия. Суммы просроченных платежей обычно

не подлежат возврату. Инвесторы участвуют в доходах от инвестиций в акционерный капитал. Заемные источники составляют заемный капитал предприятия.

Основными преимуществами использования собственных источников являются: с точки зрения рентабельности, они не тратят время и деньги на мобилизацию, нет риска возврата, источник повышает инвестиционную привлекательность предприятия; амортизация: любое финансовое состояние предприятия, возможность амортизации различными способами.

Недостатки рентабельности включают амортизацию, обменный курс, налогообложение и так далее. Они связаны с ограниченными ресурсами: амортизация амортизационного фонда на стороне инфляции, возможность злоупотребления из‑за отсутствия эффективных механизмов контроля.

Инвестиционный налоговый кредит может быть источником финансирования.

Важность инструмента налогового кредитования для государства может быть подтверждена соглашением с государством о предоставлении налогоплательщиком государственных средств для развития определенных бизнес-объектов и обеспечения их отсрочки. В случае невыполнения задания потребуются все налоги и штрафы, как указано в налоговом законодательстве [8, с. 3].

В соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации предприятия могут использовать инвестиционный налоговый кредит, который представляет собой срок уплаты налога на инвестиционную деятельность. Это погашение кредита и условия оплаты. Срок его от одного до пяти лет. Проценты за пользование инвестиционным налоговым кредитом устанавливаются в размере не менее 50 % и 75 % ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Инвестиционный налоговый кредит будет введен в качестве новой меры по улучшению налогового законодательства Казахстана. В настоящее время пересматривается. Эта мера направлена на привлечение новых инвестиций за счет снижения нагрузки на инвесторов на начальном этапе бизнеса, а также стимулирования развития новых отраслей.

Поскольку инвестиционный налоговый кредит выдается на дату заключения инвестиционного контракта, любой налогоплательщик, заключивший такой контракт, включая иностранного предпринимателя, зарегистрированного в Казахстане, может использовать этот инструмент.

Что касается эффективности этого инструмента, то следует отметить, что инвестиционное кредитование является одним из видов государственной поддержки, который используется для рациональной поддержки компании. В странах с рыночной экономикой доля собственных источников высока, если считается, что самофинансирование составляет 60 % или более от общего объема инвестиционного финансирования.

Предприятие, получающее инвестиционный налоговый кредит, будет сокращать свои налоговые платежи по договору инвестиционного налогового кредита за каждый платежный период в отчетном периоде до получения

обязательства по кредиту. При этом сумма вычетов за каждый отчетный период не должна превышать 50 % от рассчитанных налоговых платежей без учета условий договора инвестиционного займа.

Источники финансирования реальных инвестиций, такие как лизинг и факторинг, не получили широкого распространения, но также могут быть разработаны, когда финансовые рынки развивают и стабилизируют экономику и политику страны [9, с. 148] (Repchenko, Fokina, 2017).

Оптимальным решением проблемы финансирования инвестиционных программ из бюджета станет образование источников накопления инвестиционных ресурсов для дальнейшего развития за счет осуществления программных мероприятий. Накапливая инвестиционные ресурсы в процессе реализации быстро окупаемых программных мероприятий, необходимо направлять их на объекты более долговременного, стратегического характера, позволяющие добиться существенного перелома ситуации в регионе. Поэтому целесообразно формировать инвестиционную программу, затрагивающую те звенья хозяйственного механизма, которые имеют наивысший мультипликативный эффект. В связи с тем, что в настоящее время саморазвитие регионов возможно только при условии ориентации на интенсивные методы, отбор проектов, подлежащих включению в программы регионального развития, допустимо проводить с учетом анализа конкурентоспособности региона и возможности создания и привлечения инвестиций.


Страница обновлена: 21.01.2021 в 09:59:54