Совершенствование макроэкономических условий коммерциализации инноваций в экономике России

Алексашина Т.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (46), Октябрь 2010

Цитировать:
Алексашина Т.В. Совершенствование макроэкономических условий коммерциализации инноваций в экономике России // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 10. – С. 30-34.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15246995
Цитирований: 12 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Наиболее сложными и актуальными в экономике, ориентированной на инновационное развитие, являются проблемы коммерциализации инноваций, обусловленные сложившимся деловым климатом в стране. Анализ макроэкономических условий коммерциализации инноваций в экономике России позволяет дать ряд рекомендаций с целью их совершенствования. В частности, процесс рыночной реализации инноваций приводит к формированию рынка интеллектуального капитала.

Ключевые слова: инновации, интеллектуальный капитал, интеллектуальный продукт, коммерциализация, макроэкономические условия, коммерциализация инноваций



Эффективное использование имеющихся и накапливаемых интеллектуальных ресурсов, переход к экономике знаний находит отражение в научных исследованиях и имеет большое практическое значение для всех экономических субъектов. Наиболее распространенным направлением изучения проблем развития инновационной экономики является исследование процесса коммерциализации инноваций, выделенного Президентом России Д.А. Медведевым в качестве одной из актуальных задач.

В чем беда… инновационных отношений?

В настоящее время российская экономика характеризуется низкими инновационными качествами. Инновационные знания сохранились и создаются, но их воплощению в инновации препятствует ограниченный спрос со стороны реального сектора экономики. Такое положение объясняется, прежде всего, сложившимися макроэкономическими условиями и деловым климатом в стране. Текущее макроэкономическое состояние страны, по мнению доктора экономических наук Р. Кучукова, характеризуется по существу исчерпанием возможностей интенсивного пути развития в рамках сложившейся структуры экономики, нарастающей капиталоемкостью добычи минерального сырья, низкими параметрами окупаемости инвестиционных проектов в высокотехнологичном секторе, отсутствием условий и обеспеченной потребности внедрения новых технологий.

Среди объективных факторов, воздействующих на инновационные отношения, ученый выделяет:

  • инновационную политику государства как важнейшую составляющую государственной экономической политики;
  • денежно-кредитную политику организаций, выступающих в роли инвесторов;
  • стратегии конкурирующих фирм, в том числе научных организаций, которые могут повлиять на инновационную активность;
  • потребности потребителей, от которых во многом зависит наличие спроса на появляющиеся новшества.
  • Так, фискальная и монетарная политика, проводимые правительством РФ, нацелены на подавление инфляции, а не на стимулирование деловой и инновационной активности бизнеса. Даже огромные доходы государства от продажи энергоресурсов стерилизуются, а не инвестируются в развитие, в том числе в прорывные технологии и перспективные виды экономической деятельности.

    Следовательно, одним из факторов улучшения макроэкономических условий в сфере коммерциализации инноваций является увеличение расходов инвестиционного характера, совершенствование структуры и качества федеральных целевых программ, а также разработка и реализация ведомственных целевых программ. Необходимо прислушаться к словам вице-президента ОАО «ЭМАльянс» Ивана Шевченко, так как речь должна идти не о каких-либо прямых вливаниях в отрасль. Важно, чтобы при прочих важных условиях на внутренних рынках преимущество было у российских производителей. Формально эта норма отражена в документах, однако правоприменительной практики она не имеет.

    Кроме того, создание и эффективная реализация интеллектуального капитала, являющегося основой опережающих инноваций, осложняется тем, что в российском обществе пока еще сохраняются такие тенденции, как:

  • неразвитость экономических и правовых механизмов введения результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот;
  • встречная информационная асимметрия, которая проявляется в том, что государство недостаточно ориентируется в специфике и перспективах развития инновационных секторов отраслей российской экономики, а бизнес и общество, в свою очередь, плохо информированы о последовательности основных шагов в реализации государственной инновационной политики;
  • информационная закрытость субъектов российской экономики.
  • К этому списку необходимо добавить патернализм, иждивенческие отношения в стране, низкую степень социальной ответственности бизнеса и уверенность в том, что все проблемы должно решать государство.

    Среди характерных для России институциональных и культурных трудностей на пути перехода к инновационной стадии развития Е.Г. Ясин и М. Снеговая выделяют:

  • традицию или идею авторитаризма, бюрократию, составляющую главную опору власти авторитарного лидера;
  • коррупцию;
  • правовой нигилизм и неуважение в закону, прежде всего со стороны власти;
  • клиентелизм – распространенность неформальных олигархических бюрократических кланов, основанных на патрон-клиентских отношениях.
  • Перечисленные явления – основные препятствия для развития эффективной рыночной экономики в России, особенно инновационной.

    Отсутствие эффективных механизмов коммерциализации инноваций объясняется также некомпетентностью большинства предпринимателей и менеджеров в вопросах инноватики, дополняемой отсутствием широкой подготовки специалистов в области инновационного менеджмента. Одним из серьёзных барьеров для развития и коммерциализации инноваций является недостаток в подготовке кадров как с количественной, так и с качественной точки зрения.

    Разобщенность…

    Проблема ведомственной разобщенности, возникающей в процессе выработки и реализации согласованной государственной политики в сфере вовлечения в хозяйственный оборот промышленных технологий, созданных на государственные средства, представляется настолько существенной, что может быть выделена в качестве барьера на пути формирования в Российской Федерации рынка интеллектуального капитала. Сегодня свою заинтересованность в решении данного вопроса проявляют: Минобрнауки, Минюст, Минэкономразвития, Минфин, Федеральная налоговая служба,

    Минобороны, Росатом, агентства оборонных отраслей промышленности, Роспатент, Росстат. Каждое из этих ведомств отстаивает свои интересы, прежде всего в том, что касается распоряжения от имени государства правами интеллектуальной собственности. Это отражается на формировании правил игры на рынке интеллектуального капитала и условиях коммерциализации инноваций в национальной экономике.

    Вообще выше перечислен лишь небольшой ряд проблем коммерциализации инноваций, имеющих место в экономике России.

    Управление знаниями

    Для того чтобы интеллектуальный капитал заработал, как справедливо утверждают М.А. Бендиков и Е.В. Джамай, необходимо не только движение знаний, но и управление ими. Следовательно, нужна соответствующая организация, структура, которая бы включала исследовательские лаборатории, базы знаний и базы данных, маркетинг и товаропроводящие сети, центры доведения исследований и разработок до конкретных «ноухау» широкого применения. В качестве такой структуры должен выступить рынок интеллектуального капитала, постепенно занимающий важное место в процессе воспроизводства знаний, вовлекая в оборот науку, образование и интеллектуальные услуги.

    Учитывая, что российские предприятия испытывают значительные затруднения при реализации инновационной продукции за рубеж, выражающиеся в сложности приобретения патентов и лицензий, подготовка и сопровождение вхождения предприятий в мировую инновационную систему в рамках задач рынок интеллектуального капитала будет рассматриваться как направление совершенствования макроэкономических условий коммерциализации инноваций. При этом в качестве одного из направлений совершенствования макро-экономических условий коммерциализации инноваций в России следует выделить модернизацию традиционных секторов экономики. Как правильно утверждает А. Амосов, невозможно создать один комплекс высокотехнологичных отраслей и расширять позиции на мировых рынках наукоемкой продукции в условиях, когда наука, образование, машиностроение, энергетика, химическая промышленность,другие отрасли будут продолжать деградировать.

    Организационно-экономические формы и их содержание

    Особое значение для коммерциализации инноваций имеет формирование новых организационно-экономических форм хозяйствующих субъектов, обеспечивающих весь инновационный воспроизводственный цикл – от зарождения идеи до ее практического воплощения и вывода новых продуктов или услуг на рынки и их использования. Это стратегические альянсы, виртуальные организации, сетевые структуры. По мнению Н.Н. Карповой, «стратегические альянсы могут представлять собой эффективный способ противостоять росту издержек и рисков технологических инноваций, открывая партнерам доступ к знаниям и ресурсам при совместном развитии и активном технологическом обмене».

    Таким образом, совершенствование макроэкономических условий коммерциализации инноваций связано с решением вопросов формирования и поддержания благоприятного инвестиционного климата и регулирования факторов инновационной среды, важнейшими чертами которой являются экономическая свобода, отсутствие бюрократических преград, преодоление гнета коррупции, поддержка среднего и малого бизнеса, конкурентоспособности предприятий, доступность венчурного капитала.

    Проведенный анализ макроэкономических условий коммерциализации инноваций в экономике России позволяет дать следующие рекомендации с целью их совершенствования:

    1) формирование такой структуры, как рынок интеллектуального капитала, способной предотвратить ведомственную разобщенность, информационную ассиметрию и обеспечить капитализацию и коммерческую реализацию знаний и объектов интеллектуальной собственности и вход в мировую инновационную систему;

    2) развитие институциональной инфраструктуры через совершенствование нормативно-правового регулирования и инновационного законодательства (четкость механизмов заключения контрактов, действенная защита интеллектуальной собственности) на федеральном и региональном уровнях и создание благоприятных условий для привлечения средств бизнеса;

    3) модернизация традиционных секторов экономики, являющихся основой инновационного развития страны;

    4) улучшение системы подготовки и переподготовки специалистов в области инновационного менеджмента с выделением максимально возможного числа бюджетных мест по инновационным специальностям;

    5) усиление межфирменной кооперации посредством стратегических альянсов и сетевых структур.

    Выводы

    Формирование эффективных систем коммерциализации инноваций есть важный и необходимый на сегодняшний день шаг, который предоставит возможность решить значительное число внутренних проблем, связанных с формированием инновационной экономики и конкурентных преимуществ России на внешних рынках.


    Источники:

    1. 7 нот менеджмента. Лучшая практика инноваций. – М.: Эксперт РА, 2009.
    2. Амосов А. Вопросы перехода к инновационному типу воспроизводства // Экономист, 2008. – № 5.
    3. Бендиков М., Джамай Е. Интеллектуальный капитал развивающейся фирмы: проблемы идентификации и измерения // Менеджмент в России и за рубежом, 2001. – № 4.
    4. Дынкин А., Иванова Н. Инновационная динамика: глобальные тенденции и Россия // Проблемы теории и практики управления, 2008. – № 5.
    5. Карпова Н. Международные стратегические альянсы и интеллектуальная собственность // Внешнеэкономический бюллетень, 2002 – № 6.
    6. Кучуков Р. Роль государства в формировании инновационной экономики // Экономист. – 2009, № 6.
    7. Лебедева Н., Ясин Е. Культура и инновации // Форсайт, 2009. – № 2.
    8. Ясин Е., Снеговая М. Институциональные проблемы России в мировом контексте // Вопросы экономики, 2010. – № 1.

    Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:38:55