Электронная коммерция как новая форма организации экономической деятельности

Сидорова О.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (57), Сентябрь 2011

Цитировать:
Сидорова О.В. Электронная коммерция как новая форма организации экономической деятельности // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 9. – С. 63-68.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16540173
Цитирований: 14 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Новейшие Интернет-технологии, глобальная информационная сеть открывают сегодня не только технические, но и новые экономические возможности. Современные достижения в развитии коммуникационных технологий привели к созданию глобальной электронной среды для экономической деятельности, что, в свою очередь, открыло новые возможности роста электронной коммерции как новой формы организации торгово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Ключевые слова: электронная коммерция, экономические системы, интернет-технологии, сетевая экономика, системы электронных платежей, магазины электронной торговли



В настоящее время быстрое развитие сетевых форм организации экономики приводит к эволюции существующих экономических систем, дополнительным возможностям получения прибыли и требует соответствующих механизмов их использования.

Электронная коммерция в теории и на практике

Сетевые формы организации экономических систем, основанные на современных информационно-коммуникационных технологиях, постепенно вытесняют классические формы хозяйственных взаимоотношений в обществе. Сегодня электронные формы организации экономики свойственны практически всем уровням хозяйственных систем, и с каждым днем их влияние усиливается.

Но сложившаяся к настоящему времени система сетевых отношений различных субъектов хозяйствования пока еще недостаточно ориентирована на ожидания общества и государства.

Целевые установки данных систем в значительной степени направлены на получение максимально возможной прибыли участников хозяйственных отношений, а не на долгосрочное инвестирование в развитие реального сектора экономики. Во многом это объясняется тем, что процесс развития электронной коммерции в современных хозяйственных системах не только недостаточно изучен, но до сих пор не имеет единого толкования среди специалистов соответствующих областей знаний.

Электронная коммерция является одной из основных областей хозяйственной активности в условиях сетевой экономики. Как правило, данный термин применяется при характеристике коммерческой деятельности в глобальной информационной сети Интернет. Этот вид деятельности создает возможность проведения закупок, осуществления продаж, выполнения сервисного обслуживания, ведения маркетинговых мероприятий посредством использования компьютерных сетей.

В широком смысле слова понятие «электронная коммерция» включает ряд основных инструментов, относящихся к этому виду экономической деятельности: системы электронных денежных платежей и переводов, электронный обмен данными, телефон, факс и, конечно же, глобальную сеть Интернет.

Необходимо отметить, что большинство специалистов под термином «электронная коммерция» подразумевают только возможности электронного обмена данными, Интернета и прочих сетевых технологий. Однако телефон, факс и телевидение уже давно и успешно используются в большинстве развитых государств для осуществления коммерческих транзакций. Но именно появление Интернета открывает совершенно новые возможности бизнеса – с его помощью все составляющие экономических операций могут быть проведены на интерактивной основе при относительно низких и продолжающих уменьшаться издержках, что сегодня делает Интернет наиболее универ сальным инструментом электронной торговли. Всемирная сеть Интернет способствует также устранению многих барьеров при осуществлении коммерческих операций и дает возможность вести торговлю на международных рынках.

Что касается сетевой экономики, то данный термин определяется в основном в качестве «среды, в которой любой индивид или компания, находящиеся в любой точке экономической системы, имеют возможность взаимодействовать с минимальными издержками с иными компаниями или индивидами по поводу совместной деятельности, для коммерции, обмена идеями и ноу-хау или просто для удовольствия» [1]. В технологическом отношении сетевая экономика представляет собой среду, где физические и юридические лица могут контактировать между собой по поводу совместной деятельности [2].

Электронная торговля в России: проблемы и перспективы

В последние годы в мире наблюдается стремительное развитие электронных форм коммерческой деятельности, реализуемой с помощью сети Интернет. Согласно данным агентства Reuters со ссылкой на доклад Международного союза электросвязи (ITU), являющегося специализированным учреждением ООН, в конце 2010 года число пользователей Интернета в мире превысило 2 миллиарда человек.

В нашей стране коммерческая деятельность при помощи Интернет-технологий пока находится на начальной стадии развития, хотя наблюдается существенный рост числа пользователей Сети (в настоящее время около 60 миллионов человек). Такие данные приводит мониторинговая компания Pingdom со ссылкой на Internet World Stats [3].

Объектами реализации электронной коммерческой деятельности в Российской Федерации сегодня являются в основном книги, аудио- и видеоносители и ряд услуг. Выбор названной группы товаров обусловлен относительной легкостью их транспортировки к месту назначения (доставки), что имеет существенное значение в условиях недостаточно развитой транспортной инфраструктуры.

Отечественные магазины электронной торговли в процессе своего становления сталкиваются с рядом проблем, наиболее существенными из которых являются следующие:

• недостаточное число пользователей электронных кредитных карт;

• недостаточная развитость системы онлайновых платежей, необходимость личного контакта при оплате покупки «человек–человек» в преобладающем числе торговых сделок;

• недостаток государственной поддержки в формировании и развитии современной инфраструктуры систем электронных коммерческих отношений;

• недостаточный уровень безопасности процесса обмена данными между участниками электронной торговли;

• нерешенность вопросов защиты прав интеллектуальной собственности;

• отсутствие гарантий соблюдения безопасности при осуществлении коммерческих операций в открытых сетях;

• отсутствие системы профессиональной подготовки специалистов по работе в сфере электронной коммерции);

• недостаточная разработанность нормативно-правовой базы, регулирования взаимоотношений потенциальных участников электронной коммерции;

• отсутствие специализированных методик определения экономической эффективности создания и развития электронных магазинов и торговых площадок;

• ограниченные возможности создания новых рабочих мест в силу недостаточно быстрых темпов развития систем электронной торговли;

• отсутствие государственной пропаганды экономической целесообразности широкого применения систем электронной коммерции.

Ряд вышеперечисленных проблем может быть решен на государственном уровне.

Конкуренция с классической (оффлайновой) сферой торговли, а также между самими электронными магазинами вынуждает их владельцев использовать новые способы организации электронных отношений. Вопросы последующего развития и эффективного функционирования торгового Интернет-сегмента заключаются в необходимости:

• обеспечения значительного роста объема принимаемой и передаваемой информации, вызванного существенным увеличением количества Интернет-пользователей;

• установления тарифов подключения и использования сети Интернет, приемлемых для большей части пользователей;

• обеспечения достаточного уровня безопасности на каждом этапе обслуживания Интернет-пользователей;

• разработки надежных и безопасных серверов, доступных по тарифам для массового потребителя.

Выводы

Сегодня электронные коммерческие сделки в России пока не стали одним из распространенных способов купли-продажи и заключения соответствующих деловых контрактов, осуществляемых с использованием Интернета. В современных условиях наша страна отстает от развитых государств в области создания и использования элементов инфраструктуры системы электронной коммерции (по некоторым данным, отставание России от США в данной сфере составляет 7 лет) [4].

Процессы проведения как международных, так и национальных торгово-посреднических сделок стали менее затратными по времени и значительно упростились по сравнению с классическими видами торговых отношений.

Важное конкурентное преимущество электронной торговли состоит в существенном снижении издержек обращения.

Дальнейший рост числа государств-участников Всемирной торговой организации и принятие в рамках ВТО соглашения по основным средствам связи формируют благоприятные перспективы создания и развития международного (глобального) рынка электронной коммерческой активности. Российская Федерация, в свою очередь, должна будет учитывать принятые международные стандарты, рекомендации и требования в данной сфере.


Источники:

1. Титов Л.Ю. Классификация экономических сетей в инновационной экономике [Текст] / Л.Ю. Титов, И.В. Скоблякова // Вестник ИНЖЭКОНа, 2008 – № 7.
2. Словарь Сетевая экономика. [Электронный ресурс] // http://www.finam.ru/dictionary/wordf0059D00014/default.asp?n=1
3. Интернет в России. Методика и основные результаты исследования [Текст] // Аналитический бюллетень, 2011 – Выпуск 32.
4. Кантарович А.А., Царев В.В. Электронная коммерция [Текст]. – СПб.: Питер, 2002.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 14:30:35