Информация как редкое благо в сетевой экономике
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 3 (51), Март 2011
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15600403
Аннотация:
Отражено понимание информации как редкого блага в условиях сетевой экономики. Дается авторское понимание сущности информации и уточняются виды информационных благ. Традиционное понятие «информационного блага», включающее в себя нематериальные активы и затраты на создание и обработку информации, следует расширить в контексте сетевой экономики отнесением к информационным благам информации о производителе, товаре, технологии и информации о местонахождении и количестве информации.
Ключевые слова: затраты, информация, трансакционные издержки, активы, сетевая экономика
Информатизация экономики и различные средства электронной коммуникации обусловливают развитие формы хозяйственных взаимоотношений, базирующейся на информационных технологиях. Возникает, так называемая, сетевая экономика, связанная, прежде всего, с рынком программной продукции и информационных услуг, которые являются естественной средой для транспортировки информации [2]. Исследование информации как экономического ресурса, выявление ее роли и возможностей использования в экономике является одной из наиболее актуальных, сложных проблем, стоящих перед экономической теорией. Продолжающийся процесс информатизации, накопление опыта производства информационной продукции, расширение границ применения информации в экономике диктуют необходимость постоянного обновления теоретических и практических основ функционирования информации.
Данное исследование призвано более подробно раскрыть сущность информации как экономического блага в свете становления экономики сетевого типа.
«Редкое благо» как понятие
Предмет экономической науки, в том числе и в ее сетевом варианте – это «закономерности размещения (выбора направлений использования) редких благ для удовлетворения конкурирующих целей» [6]. Существуют, конечно, и многочисленные иные, быть может, более точные определения предмета экономической теории, однако в целом их суть более или менее корректно выражена в приведенном выше высказывании. Согласно данному определению, вне зависимости от того, к какому направлению принадлежит та или иная экономическая теория, она призвана изучать закономерности, проявления, способы получения, размещения, обработки, использования и т.д. редких благ.
В теории Economics (под которой имеется в виду классическая экономическая теория, а также неоклассическое ее обобщение) под редкостью понимается такая характеристика экономических благ, означающая, что запасы этих благ меньше потребности в них [6]. Аналогичные определения присутствуют и у ряда других авторов. И в качестве редких благ могут фигурировать вещественные и информационные объекты, частные и коллективные действия.
Впрочем, данное определение редкого блага требует уточнения, так как не ко всем видам благ применим термин «запас» (электоэнергия, большинство видов услуг), а некоторые блага можно запасать почти-что в неограниченных количествах. Поэтому в условиях зарождающейся сетевой экономики под редким благом предлагается понимать любое благо, имеющее рыночную стоимость [7].
Причины наличия стоимости могут быть различны. Например, вследствие ограниченности большинства материальных ресурсов и существующей в силу этого необходимости производить оплату за них редкими благами являются металлы, нефть, древесина. Вследствие необходимости производства электроэнергии и, соответственно, необходимости нести при этом соответствующие затраты последняя также является редким благом.
И трудовые ресурсы любых специальностей – редкое благо, несмотря на наличие безработицы, то есть несмотря на, казалось бы, избыток предложения рабочей силы в рыночной экономике. Это является следствием того, что, как гласит принцип рыночной экономики, «любая работа должна быть оплачена».
Информация как редкое благо
Остановимся более подробно именно на информационных благах. Информация может запасаться.
Причем запасы конкретной информации являются практически безграничными, так как ею могут воспользоваться сколь угодно много пользователей.
Информация может быть чрезвычайно быстро скопирована и размножена на столько копий, сколько потребуется. Поэтому, используя классическое определение, можно сделать ошибочный вывод о том, что не информация редким благом не является.
Но информация имеет стоимость, так как существуют минимальные затраты по ее получению, соответственно, рыночная стоимость такой информации является отличной от нуля. И чем информации больше, тем большими являются соответствующие затраты. Что касается бесплатной информации (например, адекватная реклама), то ее рыночная стоимость равна нулю только для потребителя, но для рекламодателя она имеет стоимость (рекламное время, рекламная площадь). Поэтому уточненное определение редкого блага позволяет отнести к последнему и информацию, тогда как под классическое определение она не подпадает (подобно тому, как под положения классической теории Economics не подпадает сетевая экономика).
Правда, в рамках классической экономики могут присутствовать информационные редкие блага.
Однако ряд авторов склонны относить к информационным благам лишь нематериальные активы [1], которые можно разделить на две группы:
1) инновации, компьютерные программы;
2) патенты, лицензии, товарные знаки.
Но в состав информационных благ входят также услуги по поиску, проектированию, обработке информации. Тем самым понятие информационных благ определено шире, чем понятие нематериальных активов. То есть в традиционной экономике состав информации, которая может являться редким благом, представлен нематериальными активами и затратами на создание и обработку информации. В сетевой же экономике набор видов информации, которая может иметь ненулевую рыночную стоимость (т.е. которая может являться редким благом), гораздо более широк. Обзор мнений исследователей в области сетевой экономики позволяет перечислить следующие ее основные виды, которые могут являться редкими благами [1]:
1) лицензии, патенты, инновации, компьютерные программы, информация, полученная в ходе оказания услуг по консультированию и т.п.;
2) информация о продавце (или производителе), товаре, технологии;
3) информация о местонахождении и количестве информации.
Очевидно, что последние два перечисленных пункта также не подпадают под классическое определение редких благ. Ибо при слабом развитии сетевой экономики данные виды информации не являются необходимыми. Подтверждение тому можно найти, например, анализируя экономические отношения в рамках административно-командной системы. В самом деле, когда в экономике слабы горизонтальные связи, экономическим субъектам не нужна информация о производителе, товаре, технологии и т.п. Все, что им нужно – это информация о директивах, спускаемая с вышестоящего уровня. Так как в подобных условиях рынок экономического субъекта, его партнеры, технологии и т.п. определяются не им лично, а вышестоящим органом.
Только в условиях рыночной экономики, с развитием горизонтальных связей, у экономических субъектов появилась возможность самостоятельно искать и анализировать подобную информацию.
Точнее, они вынуждены это делать, если намерены осуществлять свою экономическую деятельность эффективно. Но так как для получения такой информации и обработки необходимо потратить определенные финансовые средства, последняя стала являться редким благом.
Учет требует изменений
В соответствии с положениями бухгалтерского учета в РФ нематериальные активы относятся к имуществу экономического субъекта, тогда как информация и услуги по ее проектированию, обработке относятся к затратам на производственную и/или торговую деятельность. Соответственно, различны и соответствующие бухгалтерские счета [4].
Здесь также видится противоречие, поскольку по существу однородные по своему экономическому смыслу показатели (информационные блага) в рамках бухгалтерского учета учитываются по-разному. Стоит отметить, что нематериальные активы, равно как и иное имущество, могут амортизироваться. При этом у их владельца – экономического субъекта – возникает и соответствующая статья затрат. И в этом смысле нематериальные активы приравниваются к затратам на услуги по проектированию и обработке информации, то есть по существу к затратам на работу с информацией или, что проще, к затратам на информацию. Однако это – лишь простое суммирование стоимости соответствующих затрат; экономический же их смысл, по крайней мере, в терминах российского бухгалтерского учета, является различным.
По мнению автора, указанное несоответствие экономического смысла различных видов информационных благ в бухгалтерском учете вызвано тем, что последний построен на базе классической экономики. И в этой связи видится, что по мере развития сетевой экономики будет корректироваться и бухгалтерский учет; вероятно, появится и сетевая его модификация как обобщение классического учета на случай сетевой экономики.
Вместе с тем автор считает, что в учете должны, выделяться затраты на информацию в качестве отдельной строки. В настоящее время они если и выделяются, то в составе прочих затрат. Если такое положение дел было допустимым в рамках классической экономики, в сетевой же экономике это недопустимо.
Предлагается выделить затраты на информацию в виде отдельной компоненты состава затрат, подобно затратам на производственную деятельность, амортизацию, на оплату труда и т.д. Точнее, пора ввести в учет такую статью, как «транзакционные издержки» или «сетевые затраты», где в качестве одного из элементов будут фигурировать затраты на информацию.
Выводы
Итак, информатизация экономики приводит к возникновению иных форм экономических отношений. Зарождается экономика сетевого типа, которая является расширением традиционной экономики. Это в свою очередь приводит к необходимости пересмотра, а точнее к расширению определения базовых экономических понятий и категорий.
Традиционное понятие «информационного блага», включающее в себя нематериальные активы и затраты на создание и обработку информации, следует расширить в контексте сетевой экономики отнесением к информационным благам информации о производителе, товаре, технологии и инфор562мации о местонахождении и количестве информации. Также целесообразно внести в бухгалтерский учет отдельную статью транзакционных или сетевых издержек, где будут фигурировать информационные затраты.
Источники:
2. Дятлов С.А. Принципы информационного общества [Текст] // Информационное общество, 2000, №2.
3. Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация [Текст]. – М.: Academia–Наука, 1999.
4. Мошкин И.В. Институционализация субъектов электронного бизнеса в посткризисной экономике России [Текст] // Россия в глобализирующейся мировой экономике: Мат. международной научно-практич. конф. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 2006.
5. Стрелец И.А. Сетевая экономика и информационные технологии [Текст]. – М.: Экзамен, 2003.
6. Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова [Текст]. – М.: ПРОСПЕКТ, 1999.
7. Стрельцов М.А. О сущности и предмете сетевой экономики [Текст]. – М.: ИТКОР, 2009.
Страница обновлена: 23.09.2024 в 00:07:01