Устойчивое социально-экономическое развитие региона на примере Омской области Российской Федерации и Северо-Казахстанской области Республики Казахстан
Мрачковский А.Е.1, Телятникова Т.В.1, Абуталипов Д.О.2
1 Омский государственный технический университет, Россия, Омск
2 Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, Казахстан, Петропавловск
Скачать PDF | Загрузок: 4 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 7 (Июль 2023)
Цитировать:
Мрачковский А.Е., Телятникова Т.В., Абуталипов Д.О. Устойчивое социально-экономическое развитие региона на примере Омской области Российской Федерации и Северо-Казахстанской области Республики Казахстан // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 7. – С. 2445-2462. – doi: 10.18334/epp.13.7.117956.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54310352
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В данной статье систематизированы существующие подходы авторов и ученых к определению понятия «устойчивое развитие». Авторами дополнено понятие «устойчивое развитие региона», позволяющее наиболее полно и обстоятельно обосновать его социально-экономическую сущность на основе имеющихся мероприятий и сформированной системы показателей стратегии социально-экономического развития регионов. Также выявлены особенности устойчивого развития рассматриваемых регионов – Омской области Российской Федерации и Северо-Казахстанской области Республики Казахстан, на основе результатов проведенных исследований, а также разработанных программ развития территорий.
Ключевые слова: устойчивое развитие, зеленая экономика, устойчивое социально-экономическое развитие региона, социально-экономическая система, цели устойчивого развития
JEL-классификация: Q01, R11, R12, R13, R58
Введение
Существенным явлением в современных условиях является актуализация глобальных проблем: социального неравенства, проблем экологического, демографического, ресурсно-сырьевого характера и т.д. Актуальное значение приобретает понятие «устойчивое развитие». Во многом оно связано с изучением динамики показателей региона, характеризующих его устойчивое развитие, что представляет значительный интерес при осуществлении научных исследований.
Целью данной статьи является выявление особенностей устойчивого развития рассматриваемых регионов в Российской Федерации и Республики Казахстан: Омской области и Северо-Казахстанской области, на основе результатов проведенных исследований, а также разработанных программ социально-экономического развития территорий. В данной статье уточнено и дополнено понятие «устойчивое социально-экономическое развитие региона», которое следует понимать как комплексное направление в развитии экономики региона, ориентированной на использование имеющегося потенциала и особенностей на основе определенных мероприятий и сформированной системы индикаторов, определяющей пропорционально-сбалансированный социально-экономический рост.
Основная часть
Понятие «устойчивое развитие» в отчете «Наше общее будущее» рассматривается как «развитие, которое отвечает потребностям ныне живущих людей, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности» [1].
П.М. Иванов под устойчивым развитием понимает регион, обладающий свойством устойчивости, способен к выживанию и развитию в своем конкретном окружении [2, стр. 30].
Формирование и создание устойчивого развития представляет собой комплексный подход, направленный на выявление влияния таких факторов как экономический, социальный, экологический, научно-технический. Б.Е. Большаков выделяет уровни социально-экономических объектов на основе системы «природа-общество-человек». Данная модель включает в себя шесть ярусов, представленные иерархически [3]:
- первый ярус – мир в целом;
- второй ярус – Россия;
- третий ярус – Федеральные округа;
- четвертый ярус – субъекты Российской Федерации;
- пятый ярус – Муниципалитет;
- шестой ярус – человек.
Модель Б.Е. Большакова дает возможность спроектировать устойчивое развитие социально-экономического объекта, на основе не только выявления и определения текущего состояния, выбора, обоснования и оценки текущего состояния, но также позволяет спрогнозировать оценку эффективности будущего состояния [3].
Развитие понятия «устойчивое развитие» во всем в мире, в том числе и в Российской Федерации и Республике Казахстан, связано с разработкой и принятием соответствующих нормативных документов. Так, в Российской Федерации на основе Указа Президента от 1 апреля 1996 года N 440 была принята «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Также было утверждено Распоряжение Правительства РФ от 14 июля 2021 г. N 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития РФ».
В Республике Казахстан была принята «Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы» и позже, когда мировое сообщество перешло к осуществлению концепции «Зеленой экономики», была разработана «Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике».
«Зеленая экономика» определяется как экономика с высоким уровнем качества жизни населения, бережным и рациональным использованием природных ресурсов в интересах нынешнего и будущих поколений и в соответствии с принятыми страной международными экологическими обязательствами, в том числе с Рио-де-Жолнерскими принципами, Повесткой дня на XXI век, Йоханнесбургским планом и Декларацией Тысячелетия. «Зеленая экономика» является одним из важных инструментов обеспечения устойчивого развития страны.
На основе Концепции в рассматриваемых государствах разрабатывались и принимались важные документы на уровне Правительства. Такие как, прогнозы и программы социально-экономического развития, нормативные правовые акты и План мероприятий по реализации Концепции, хозяйственные и иные решения, в том числе Российской Федерацией отдельно утверждалась государственная стратегия устойчивого развития.
В Концепциях определены общие видения по переходу к «устойчивому развитию» и «зеленой экономике», обоснована необходимость принятия Концепции, цели и задач, представлены основные принципы и общие подходы по переходу, региональное развитие и эффективное управление, обозначены этапы реализации Концепции.
В Концепции Российской Федерации было дополнительно включены следующие направления «Критерии принятия решений и показатели устойчивого развития» и «Интеграция в мировое сообщество путем устойчивого развития» [1].
В таблице 1 представлены подходы российских и казахстанских авторов и ученых раскрывающих сущность понятий «устойчивое развитие» и «зеленая экономика».
Таблица 1. Подходы российских и казахстанских авторов и ученых к понятиям «Устойчивое развитие» и «Зеленая экономика» (составлено авторами на основе источников)
Российская Федерация
|
Республика Казахстан
|
Чи
Чжан, Заернюк В.М.:
… - это устойчивое экономическое и социальное развитие, основанное на достижении скоординированного и устойчивого экономического и экологического развития [4]. |
Алпысбаев К.С., Гриднева Е.Е.,
Калиакпарова Г.Ш.:
… входит минимизация экологических рисков при экономическом и социальном росте благосостояния государства. [14]. |
Антипова
О.А.:
… это современный этап развития мировой экономики характеризуется увеличением темпа экономического роста, глобализации, что, с одной стороны, обеспечивает удовлетворение возрастающих потребностей все большего числа людей, но с другой – влечет за собой неопределенность и неустойчивость развития, что существенно осложняет управление национальной экономикой [5]. |
Кизимбаева А.Б., Саубетова
Б.С.:
Выявлено, что экономически устойчивые и социально развитые сельские районы станут основой стабильности, независимости и продовольственной безопасности страны [15]. |
Монгуш
С.П. / Аврамчикова Н.Т.:
… экономики страны как единой социально-экономической системы в значительной степени зависит от развития составляющих ее региональных подсистем [24]. |
Есенбекова Ж.Ж.:
….обладает потенциалом экономической модели, способной разорвать причинно-следственную связь между экономическим прогрессом и деградацией окружающей среды, однако недостаточная степень изученности получивших развитие на ее основе концепций «зеленой» экономики и биоэкономики, сочетающих в себе принципы устойчивого развития и экологическую составляющую, в значительной степени осложняет переход к ним [16]. |
Локтионов В.И.:
… можно определить как концепцию сбалансированного развития, направленную на баланс интересов настоящего и будущих поколений, баланс интересов общества и окружающей среды, баланс интересов различных представителей общества и т.д. Автор считает, что одним из ключевых факторов достижения устойчивого развития является функционирование устойчивой энергетики. Устойчивая энергетика представляет собой энергетику, удовлетворяющую текущую потребность общества в энергии, не сокращая возможности удовлетворения потребностей в энергии в будущем [6]. |
Курманова Г. К., Суханбердина
Б. Б., Уразова Б. А.:
Ресурсная база Казахстана позволяет рассчитывать на устойчивое развитие сельского хозяйства. … или долговременное сбалансированное развитие аграрной отрасли основано на комплексном и рациональном использовании природных и материальных ресурсов, новейшей техники и технологии, повышении производительности труда и качества производимой сельскохозяйственной продукции [17]. |
Мингалева Ж.А.:
…. социально-экономических систем невозможно без непрерывной технологической модернизации. Автор предполагает, что особую сложность представляет процесс организации технологической модернизации национального хозяйства в целом. Именно на национальном уровне задачи технологической модернизации приобретают особую значимость, но и особую сложность [8]. |
Солтангазинов А.Р.:
… сельских территорий рассматривается с позиции единства и сбалансированного взаимодействия экономической, социальной и экологической сфер общественного развития. По мнению исследователя, это должно обеспечить «…создание благоприятных условий для жизнедеятельности, развития сельского предпринимательства, наукоемких рабочих мест и бережного отношения к окружающей природной среде» [18]. |
Астахин А.С., Новиков А.И.,
Кузнецов А.В.:
… социально-экономической системы достигается за счет следующих критериев: безопасности, социальной справедливости и благосостояния населения, экономической жизнеспособности и др. [9]. |
Бибатырова И.А., Каликов М.А.:
В понимании авторов уровень экономического развития страны, социальное положение населения в регионе, его экологическая безопасность и другие факторы определяют возможность создания предпосылок для перехода к устойчивому развитию региона [19]. |
Рыжикова Т.Н., Боровский В.Г.:
Развитие можно признать устойчивым, если происходит приращение интенсивного типа развития экономических систем всех трех уровней [10]. |
Искаков Б.М., Пягай А.А.,
Рахимбекова А.Т.:
«Зеленый» рост является одновременно возможностью для расширения рынка трудовых ресурсов [20]. |
Васин Н.С.:
… является система, которая способна сохранять свои основные функции и их параметры под воздействием изменяющихся внешних факторов [11]. |
Г.Н. Дугалова:
«Зеленая экономика» и ее приоритеты развития в Республике Казахстан является новым направлением экономической деятельности, в основе которого лежит сохранение окружающей среды и экологии, а также ресурсов, необходимых для жизни и здоровья человека, при дальнейшем развитии экономики. Согласно автору, Казахстан имеет уникальные возможности и предпосылки для развития «зеленой экономики», выражающиеся в наличии большой площади, доступности финансовых и природных ресурсов, росте наиболее эффективных «зеленых» технологий [21]. |
Кирпичев В.В.:
… это стабильное развитие сельского социума, позволяющее наращивать потенциал территории в целях удовлетворения потребностей проживающего на ней населения [12]. |
Булхаирова Ж.С., Алиева А.О.:
Конечная цель «зеленой» экономики – создание условий жизнедеятельности, оптимизирующих взаимодействие ее финансовой, экологической и социальной составляющих, взаимосвязь с наиболее передовыми сельскохозяйственными предприятиями, разработку программ поддержки экологического менеджмента, стимулирующих формирование инновационных сетей и кластерных структур в сельском хозяйстве. Основной принцип «зеленой» экономики – расширение сектора органического сельского хозяйства, введение сертификатов на экологически чистую продукцию и увеличение ее экспорта [22]. |
Дужински Р.Р., Торопцев Е.Л.,
Мараховский А.С.:
…. принято называть растущие, расширяющиеся экономики, в которых экономический рост прочно связан не просто со сбалансированным ростом производства (вплоть до пределов, ограниченных располагаемыми факторами производства и современным технологическим укладом развитой части человечества), а со следующим за ним ростом благосостояния населения, с его стабильной «уверенностью в завтрашнем дне» во всех отношениях [13]. |
Искаков Б.М., Рахимбекова А.Т.,
Ахметжанов С.Н.:
Зеленая экономика это деятельность предприятий должна быть направлена на рациональное расходование естественных ресурсов и сохранение природного разнообразия [23]. |
Таким образом, ученые приходят к единому выводу о том, что «устойчивое развитие» представляет собой пересечение таких трех составляющих, как экономика, общество и природа.
Авторы статьи дополняют определение понятия «устойчивое социально-экономическое развитие региона», которое представляет собой комплексное направление в развитии экономики региона, ориентированной на использование имеющегося потенциала и особенностей на основе определенных мероприятий и сформированной системы индикаторов, определяющей пропорционально-сбалансированный социально-экономический рост.
В исследовании оценки «Устойчивого развития региона», используются следующие методы:
стандартные методы исследования: логический, сравнительный, компаративный, факторный анализы, абстрактно-логический (при изучении концептуальных положений экономической теории, отражающих актуальные позиции теории факторов производства), исторический (при исследовании пространственно-временного формирования ресурсов), монографический (при обследовании количественного и качественного состава факторов сельскохозяйственного производства), экономико-статистический (при анализе динамики ресурсов аграрного сектора), системный (изучение сельскохозяйственной отрасли и ее сегментов), синтеза, методы экономического познания;
при моделировании предлагается использовать методы корреляционно-регрессионного анализа, проводить построение графиков поля корреляции результативной и факторной переменных величин, рассчитывать коэффициенты детерминации, парной и множественной корреляции.
Также использовать теорему метода функций Ляпунова в плане устойчивости относительно всех и части фазовых переменных.
Термин «Устойчивое развитие» стал применяться во всех сферах деятельности. При этом одним из актуальных направлений экономики региона является устойчивое социально-экономическое развитие региона, что обуславливается положительной динамикой его развития, выражающаяся ростом валового регионального продукта (ВРП), а также увеличение объема производства промышленной продукции, строительства, уровня развития предприятий оборонно-промышленного комплекса, поскольку от прогрессивности промышленных предприятий во многом зависит не только состояние других сфер деятельности, но и экономики региона, и страны в целом.
В 2018 году Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 2019 г. № 204 были определены национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2024 года. Всего было сформулировано 9 национальных целей, включая обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан; снижение в два раза уровня бедности; улучшение жилищных условий; ускорение технологического развития Российской Федерации; обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности и другие.
Важным условиям развития региона является контроль и оценка показателей на основе сформированной эффективной системы мониторинга достижения целей устойчивого развития (ЦУР) региона.
Рэнкинг предлагает методику оценки, составленную на основе принципа устойчивого развития территории. В данной методике учитывается влияние трех основных направлений развития регионов: экологическое, экономическое, социальное. На основе данной методики можно выделить регионы лидеры, регионы, придерживающиеся сбалансированного развития, а также регионы, занимающие последние места в рейтинге или аутсайдеры. Рейтинг включает пять основных блоков или направлений, в состав которых входят: население, экономическое развитие, городская и социальная инфраструктура, экология. В каждом блоке сформированы показатели, на основе статистических данных Росстата и ЕМИСС (единая межведомственная информационно-статистическая система) [24].
По результатам Рэнкинга среди регионов России с учетом всех пяти направлений, указанных в данном рейтинге, Омская область занимает 37 место и входит в группу городов, отстающих по уровню развития от регионов, в которых они расположены. По данным рейтинга на 2020 год Омская область имеет индекс устойчивого развития 0,469.
На основании постановления Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан» от 29 ноября 2017 года № 790 была разработана программа развития территории Северо-Казахстанской области на 2016-2020 гг. Базовые индикаторы представлены на основе следующих направлений развития: экономики региона, социальной сферы, обеспечения общественной безопасности и правопорядка, развития инфраструктурного комплекса, сохранения и улучшение экологического состояния и земельных ресурсов [25]. На 2020 г. по результатам аналитических данных выполнено 25 целевых индикаторов из 57, также 6 индикаторов не исполнены, 26 – исполнены частично.
На рисунке 1 представлена численность населения на начало года в Омской области и Северо-Казахстанской области за 2017-2021 гг. По данным диаграммы численность населения в анализируемых областях существенно снижается.
Рис. 1. Численность населения, в рассматриваемых областях [24, 25]
Так на 2021 г. численность городского населения в Северо-Казахстанской области составляет 46,3%, а численность сельского населения 53,7%. Преобладание сельского населения в Северо-Казахстанской области подтверждается тем, что область является одним из ведущих регионов страны развития сельского хозяйства.
Демографическая ситуация в Омской области сопровождается снижением численности городского и сельского населения, за счет оттока населения трудоспособного и моложе трудоспособного возраста в другие регионы (Тюменская область, Новосибирская область, Москва, Санкт-Петербург). В свою очередь миграционный отток влияет на половозрастную структуру и динамику населения трудоспособного населения. По статистическим данным среднегодовые потери трудового потенциала в анализируемо регионе составили 19,9 тыс. человек в период 2010 по 2020 гг. В связи с чем необходимы меры, направленные на создание рабочих мест для лиц трудоспособного возраста и моложе трудоспособного возраста, а также программы для их закрепления на предприятиях. В Российской Федерации Омская область занимает 30 место по объему ВРП (валового регионального продукта), в Сибирском федеральном округе по данному показателю анализируемый регион прочно занимает 5 место. Омская область исторически сложившейся регион по обрабатывающей промышленности, что подтверждается данными, представленными в таблице 2.
Таблица 2. Целевые показатели Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2030 г. [26]
№ п/п
|
Наименование показателя
|
2022
|
2023
|
2024
|
2025
|
2026
|
2027
|
2028
|
2029
|
2030
|
|
1
|
Повышение качества
образования в Омской области
| ||||||||||
1
|
Уровень образования, %
|
84,73
|
85,06
|
85,59
|
86,15
|
86,71
|
87,28
|
87,84
|
88,40
|
88,96
|
|
2
|
Численность обучающихся по
программам среднего профессионального образования, чел.
|
48000
|
48200
|
48500
|
48700
|
49000
|
49200
|
49500
|
49700
|
50000
|
|
3
|
Численность обучающихся по
программам высшего образования, чел.
|
35400
|
35800
|
36300
|
37000
|
37400
|
38000
|
38500
|
39200
|
40000
|
|
4
|
Количество обучающихся
инженерных классов в общеобразовательных организациях, ед.
|
1100
|
1400
|
1600
|
1800
|
2000
|
2200
|
2400
|
2600
|
2800
|
|
2
|
Развитие потенциала базовых промышленных
отраслей
| ||||||||||
1
|
Индекс производства
обрабатывающих производств Омской области, %
|
102,5
|
103,0
|
103,0
|
103,0
|
104,0
|
104,1
|
104,0
|
105,0
|
105,0
|
|
2
|
Доля обрабатывающих производств
в валовом региональном продукте Омской области, %
|
33,8
|
34,1
|
34,4
|
34,7
|
35,0
|
35,3
|
35,5
|
35,7
|
36,0
|
|
3
|
Развитие агропромышленного
комплекса
| ||||||||||
1
|
Валовая продукция сельского
хозяйства, млрд. рублей
|
113,5
|
121,3
|
132,1
|
142,9
|
153,5
|
164,9
|
177,5
|
190,1
|
207,2
|
|
2
|
Индекс физического объема
производства валовой продукции сельского хозяйства, %
|
104,5
|
103,0
|
104,4
|
103,1
|
103,0
|
103,0
|
103,2
|
103,5
|
104,5
|
|
3
|
Объём инвестиций в АПК, млрд. рублей
|
12,8
|
24,1
|
28,1
|
12,0
|
6,8
|
7,0
|
6,9
|
6,1
|
6,3
|
|
4.
|
Кадровое обеспечение
экономики региона. Развитие рынка труда, обеспечение занятости населения
| ||||||||||
1
|
Темп роста (индекс роста) реальной
среднемесячной заработной платы, %
|
105,5
|
108,8
|
112,1
|
115,7
|
119,3
|
122,9
|
126,5
|
130,1
|
133,7
|
|
2
|
Численность занятых в сфере
малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей
и самозанятых, тыс. человек
|
265,1
|
269,5
|
274,9
|
277,1
|
279,2
|
281,4
|
283,6
|
285,7
|
287,9
|
|
3
|
Численность населения
трудоспособного возраста, тыс. человек
|
1 059,8
|
1 043,1
|
1 054,3
|
1 042,8
|
1 055,8
|
1 047,0
|
1 062,0
|
1 057,5
|
1 053,7
|
|
4
|
Численность безработных, тыс.
человек
|
67,3
|
66,5
|
65,6
|
65,3
|
64,8
|
64,4
|
64,1
|
63,4
|
63,0
|
|
5
|
Уровень безработицы (по МОТ), %
|
6,6
|
6,5
|
6,4
|
6,4
|
6,4
|
6,3
|
6,3
|
6,2
|
6,2
|
|
На 2022 г. доля обрабатывающих производств в валовом региональном продукте Омской области составляет 33,8%. По мнению экспертов к 2030 г. доля обрабатывающих производств в валовом региональном продукте Омской области увеличься на 2,2 процентных пункта [26]. Приоритетными направлениями развития промышленного сектора до 2030 г. выступают следующие отрасли: машиностроение, химическая и нефтехимическая отрасль. Одной из приоритетных задач, стоящих перед нефтехимической отраслью, является увеличение количества переделов нефтехимической продукции на территории региона, а также рост высокотехнологичного производства на базе «зеленых» технологий. Увеличение объемов производства в отрасли связано с инвестированием, консультированием и сопровождением инвестиционных проектов, созданием центра разработки, со строительством комплекса по глубокой переработки зерна с организацией выпуска экологичных кислородосодержащих компонентов для моторных топлив и т.д., что позволит повысить конкурентоспособность предприятий.
В таблице 3 представлена оценка на 2022 г. и прогноз социально-экономического развития Северо-Казахстанской области на 2023-2027 гг. Оценка и прогнозные значения представлены следующими блоками: показали ВРП на душу населения, изменения к предыдущими году и по отраслям, а также показатели социально-экономического развития региона (численность занятых, численность рабочей силы, доходность, заработная платы, количество выпускников, уровень безработицы, доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума). По данным прогноза ВРП в 2027 году составит 3 808,6, ожидаемый рост – 4,5 %. В структуре ВРП наибольший удельный вес составляет промышленность, сельское, лесное и рыбное хозяйство, торговля [27]. По мнению экспертов рост валового регионального продукта в Северо-Казахстанской области связан с увеличением темпов развития базовых отраслей экономики рассматриваемой области: сельское хозяйство, промышленность, торговля [28].
Таблица 3. Прогноз социально-экономического развития Северо-Казахстанской области на 2023-2027 г. [27, 28]
№
|
Показатели
|
2022 год
|
2023 год
|
2024 год
|
2025 год
|
2026 год
|
2027 год
|
Оценка
|
Прогноз
| ||||||
1.
|
ВРП, млрд. тенге
|
2 185,4
|
2 517,5
|
2 788,0
|
3 106,2
|
3 433,5
|
3 808,6
|
2.
|
Реальное изменение ВРП, в % к предыдущему
году
|
102,5
|
103,1
|
103,9
|
105,2
|
104,2
|
104,5
|
3.
|
ВРП на душу населения, долл.
США по расчетному курсу
|
8 702,2
|
10 129,2
|
11 339,7
|
12 778,3
|
14 294,2
|
16 041,1
|
|
ВРП по видам экономической
деятельности всего по области
| ||||||
4.
|
Сельское, лесное и рыбное
хозяйство, млн.тенге
|
628 335,9
|
673 080,3
|
728 472,3
|
801 045,0
|
869 696,9
|
943 880,3
|
5.
|
в % к
предыдущему году
|
107,6
|
102,7
|
103,5
|
104,5
|
103,4
|
103,4
|
6.
|
Промышленность, млн.тенге
|
335 413,2
|
391 803,9
|
431 999,8
|
482 065,8
|
541 914,9
|
615 425,1
|
7.
|
в % к
предыдущему году
|
100,0
|
106,2
|
106,3
|
106,5
|
106,6
|
107,6
|
8.
|
Горнодобывающая промышленность
и разработка карьеров, млн.тенге
|
13 634,6
|
13 777,7
|
14 005,3
|
14 392,6
|
14 864,1
|
15 380,3
|
9.
|
в % к
предыдущему году
|
101
|
101,3
|
101,4
|
101,5
|
101,6
|
101,7
|
10.
|
Добыча сырой нефти, в млн.
тоннах
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
11.
|
Обрабатывающая промышленность,
млн.тенге
|
278 433,5
|
328 804,3
|
364 987,1
|
411 248,5
|
466 925,7
|
535 910,0
|
12.
|
в % к
предыдущему году
|
104,0
|
107,3
|
107,3
|
107,4
|
107,5
|
108,6
|
13.
|
Строительство, млн.тенге
|
104 399,1
|
123 174,9
|
137 960,6
|
152 280,9
|
168 573,0
|
186 070,9
|
14.
|
в % к
предыдущему году
|
102,4
|
102,4
|
103,8
|
103,9
|
104,2
|
103,9
|
15.
|
Оптовая и розничная торговля,
млн.тенге
|
307 734,3
|
362 739,6
|
403 512,2
|
445 359,6
|
485 037,7
|
531 534,7
|
16.
|
в % к
предыдущему году
|
100,5
|
101
|
102,5
|
103,5
|
102
|
102,5
|
17.
|
Транспорт и складирование,
млн.тенге
|
166 441,7
|
201 048,2
|
228 010,2
|
256 519,6
|
287 590,3
|
322 846,3
|
18.
|
в % к
предыдущему году
|
102,1
|
103,5
|
104,5
|
105,5
|
105,0
|
105,0
|
19.
|
Информация и связь, млн.тенге
|
17 300,3
|
20 695,5
|
23 223,8
|
26 127,6
|
29 152,8
|
32 570,9
|
20.
|
в % к
предыдущему году
|
100,0
|
102,5
|
103,4
|
105,5
|
104,5
|
104,5
|
|
Показатели социальной сферы
| ||||||
21.
|
Рабочая сила (в возрасте 15 лет
и старше) – всего по области, тысяч человек
|
302,0
|
301,9
|
298,0
|
297,8
|
297,4
|
297,0
|
22.
|
Занятое население, тысяч
человек
|
287,3
|
287,3
|
283,6
|
283,5
|
283,2
|
283,0
|
23.
|
наемные
работники, тысяч человек
|
214,1
|
214,5
|
214,6
|
214,9
|
215,0
|
215,1
|
24.
|
самостоятельно
занятые работники, тысяч человек
|
73,2
|
72,8
|
72,3
|
71,9
|
71,6
|
71,2
|
25.
|
Безработное население (в
возрасте 15 лет и старше), тысяч человек
|
14,7
|
14,6
|
14,4
|
14,3
|
14,2
|
14,1
|
26.
|
Уровень безработицы, в %
|
4,9
|
4,8
|
4,8
|
4,8
|
4,8
|
4,7
|
27.
|
Выпуск кадров с техническим и
профессиональным образованием, тысяч человек
|
3,3
|
3,3
|
3,3
|
3,2
|
3,2
|
3,1
|
28.
|
Выпуск кадров с высшим
образованием, тысяч человек
|
1,8
|
1,7
|
1,5
|
1,4
|
1,3
|
1,3
|
29.
|
Среднемесячная заработная плата
одного работника, тенге
|
228 751
|
253 914
|
274 227
|
296 165
|
316 897
|
339 079
|
30.
|
Индекс реальной заработной
платы, в % к предыдущему году
|
108,0
|
102,3
|
103,8
|
104,9
|
103,9
|
103,9
|
31.
|
Численность пенсионеров, тысяч
человек
|
102,8
|
102,9
|
102,9
|
103,0
|
103,0
|
103,0
|
32.
|
Доля населения, имеющего доходы
ниже величины прожиточного минимума, в %
|
5,6
|
5,6
|
5,5
|
5,4
|
5,3
|
5,1
|
Подготовка востребованных специалистов является одной из основных задач Национального проекта «Качественное образование для всех «Образованная нация на 2021-2025 гг.». Также приоритетными направлениями остаются оснащение и обновление школ и переход на трехязычное образование.
Несмотря на разработку и реализацию действенных мер проблемы связанные с вопросами экологии, демографического характера, низкий уровень качества жизни населения, неразвитость инновационной деятельности, небольшая доля малого и среднего бизнеса имеют неблагоприятную тенденцию, характерную для большинства регионов как в Российской Федерации, так и в Республике Казахстан.
Заключение.
Проведенный анализ показал, что целевые показатели стратегии устойчивого развития рассматриваемых регионов (Омской области и Северо-Казахстанской области) включают все основные актуальные направления, на которых необходимо концентрироваться в современных условиях. Следует отметить, что существует необходимость увеличения численности квалифицированных специалистов не только по востребованным профессиям и специальностям на сегодняшний день, но и с учетом рассмотренных профессий в атласе профессий, при этом одновременно происходит сокращение научных организаций и научных сотрудников. Также отсутствует привлечение помощи предприятий и организаций к получению практическим знаний и навыков и быстрой адаптации будущих специалистов.
Устойчивое развитие региона в современных условиях является одной из актуальных тем, в свою очередь достижение целей устойчивого развития регионов требует совместных усилий всех участников реализуемого процесса (государство, предприниматели, финансовые организации и т.д.) и комплекса мер, нацеленных на непрерывное отслеживание и анализ статистических данных, а также выявления и управления рисками внешней и внутренней среды регионов. В связи с чем возникает необходимость в постоянном и сбалансированном социально-экономическом развитии предприятий, отраслей, регионов и страны в целом.
Источники:
1. Доклад Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию: записка Генерального секретаря // Объединенные нации : цифровая библиотека. – URL: https://digitallibrary.un.org/record/139811 (дата обращения: 15.04.2023).
2. Иванов, П. М. Устойчивое развитие региона: концепция, модель управления, стратегия : моногр. / П. М. Иванов ; ФНЦ Кабардино-Балкарский науч. центр Рос. акад. наук. – Москва : Профессор, 2016. – 254 с. – ISBN 978-5-9907298-7-2.
3. Большаков, Б. Е. Проектное управление устойчивым инновационным развитием: теория, методология, технология : учеб. пособие / Б. Е. Большаков. – Москва : РАЕН ; Дубна : Междунар. ун-т природы, о-ва и человека, 2014. – 425 с. – ISBN 978-5-94515-149-9. – URL: http://устойчивоеразвитие.рф/files/education/Bolshakov_textbook_2014.pdf (дата обращения: 15.04.2023).
4. Заернюк, В. М. Построение экологической цивилизации для устойчивого развития экономики - задача дня / В. М. Заернюк, Чжан Чи // Региональная Россия: история и современность : материалы III Всерос. (нац.) науч.-практ. конф. (Комсомольск-на-Амуре, 11 дек. 2020 г.) / Амур. гуманитарно-пед. гос. ун-т. – Комсомольск-на-Амуре : Изд-во АмГПГУ, 2020. – С. 72–81.
5. Антипова, О. А. Теоретико-методологические основы устойчивого развития экономики / О. А. Антипова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2019. – Т. 15, № 3 (372). – С. 476–489.
6. Локтионов, В. И. Устойчивая энергетика как инструмент снижения влияния реализации угроз энергетической безопасности на качество жизни населения / В. И. Локтионов. – DOI: 10.17150/2411 – 6262.2020.11(4)4 // Baikal Research Journal. – 2020. – Т. 11, № 4. – С. 4.
7. Мингалева, Ж. А. Создание новых передовых производственных технологий как основы устойчивого развития и технологической безопасности экономики России / Ж. А. Мингалева. – DOI: 10.24891/ni.14.12.2195 // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2018. – Т. 14, № 12. – С. 2195–2208.
8. Астахин, А. С. Повышение устойчивости региональных социально-экономических систем на базе регулируемых элементов чувствительности и реакции / А. С. Астахин, А. И. Новиков, А. В. Кузнецов. – DOI: 10.24891/ni.14.12.2209 // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2018. – Т. 14, № 12. – С. 2209–2230.
9. Рыжикова, Т. Н. Анализ развития инструментальной промышленности России в рамках концепции устойчивого развития / Т. Н. Рыжикова, В. Г. Боровский. – DOI: 10.24891/ea.17.2.249 // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. – Т. 17, № 2. – С. 249–264.
10. Васин, Н. С. Управление устойчивостью предприятия в условиях цифровой экономики / Н. С. Васин. – DOI: 10.24891/ea.17.6.1100 // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. – Т. 17, № 6. – С. 1100–1113.
11. Кирпичев, В. В. Газификация как фактор устойчивого развития сельских территорий / В. В. Кирпичев. – DOI: 10.24891/ea.17.6.1034 // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. – Т. 17, № 6. – С. 1034–1050.
12. Дужински, Р. Р. Равновесное и межотраслевое моделирование устойчивости экономических систем / Р. Р. Дужински, Е. Л. Торопцев, А. С. Мараховский. – DOI: 10.24891/ea.17.8.1528 // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. – Т. 17, № 8. – С. 1528–1544.
13. Alpysbayev, K. S. «Green» Economy: Realities and Prospects in Agriculture / K. S. Alpysbayev, Y. E. Gridneva, G. Sh. Kaliakparova . – DOI: 10.46666/2021-3.2708-9991.04 // Problems of AgriMarket. – 2021. – No. 3. – P. 44–50.
14. Kizimbayeva, A. B. Relevant issues of social and economic stability of rural areas of the Republic of Kazakhstan / A. B. Kizimbayeva, B. S. Saubetova. – DOI: 10.46666/2021-1-2708-9991.02 // Problems of AgriMarket. – 2021. – No. 1. – P. 22–27.
15. Yessenbekova, Zh. Биоэкономика как компонент «зеленой» экономики / Zh. Yessenbekova . – DOI: 10.26577/be.2022.v139.i1.12 // Вестник КазНУ. Серия Экономическая, 2022. – [S. l.], Vol. 139, no. 1. – P. 137–150.
16. Курманова, Г. К. Кривая Филлипса в сельском хозяйстве: взаимодействие инфляции и безработицы / Г. К. Курманова, Б. Б. Суханбердина, Б. А. Уразова. – DOI 10.46666/2022-4.2708-9991.22 // Проблемы агрорынка. – 2022. – № 4. – С. 207–214.
17. Soltangazinov, A. R. Public-private partnership in the creation of regional tourism clusters / A. R. Soltangazinov, B. M. Serikbayeva, G. K. Issenova // Problems of AgriMarket. – 2020. – No. 1. – P. 53–60.
18. Bibatyrova, I. A. Regional economic policy of Kazakhstan in the light of the concept of sustainable development / I. A. Bibatyrova, M. A. Kalikov // Turan University News. – 2019. – No. 1 (81). – P. 138–142.
19. Iskakov, B. M. Global experience of transition to a «green» economy / B. M. Iskakov, A. A. Pyagay, A. T. Rakhimbekova . – DOI 10.46666/2021-2.2708-9991.07 // Problems of AgriMarket. – 2021. – No. 2. – P. 62–69.
20. Дугалова, Г. Н. Управление отходами - одно из ключевых направлений развития «зеленой» экономики в республике Казахстан / Г. Н. Дугалова // Central Asian Economic Review. – 2019. – № 5 (128). – Р. 104–114.
21. Bulkhairova, Zh. S. «Green» Economy: Realities and Prospects in Agriculture in the Republic of Kazakhstan / Zh. S. Bulkhairova, A. O. Alieva. – DOI 10.46666/2021-1-2708-9991.04 // Problems of AgriMarket. – 2021. – No. 1. – P. 37–43.
22. Iskakov, B. M. Institutional factors of transition to «green» economy / B. M. Iskakov, A. T. Rakhimbekova, S. N. Akhmetzhanov. – DOI 10.46666/2021-4.2708-9991.06 // Problems of AgriMarket. – 2021. – No. 4. – P. 57–63.
23. Монгуш, С. П. Обоснование роли межрегионального взаимодействия в развитии социально-экономических систем региона / С. П. Монгуш, Н. Т. Аврамчикова // Менеджмент социальных и экономических систем. – 2019. – № 3 (15). – С. 17–22.
24. Рэнкинг устойчивого развития Регионов России. – URL: https://agencysgm.com/upload/iblock/05b/05b0bd931bf3a3023229ca5c429293b5.pdf (дата обращения: 15.04.2023).
25. Программа развития территории СКО на 2016-2020 годы. – URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/sko-uebp/press/article/details/5423?lang=ru (дата обращения: 15.04.2023).
26. Проект стратегии социально-экономического развития Омской области до 2030 года // Министерство экономического развития Российской Федерации : офиц. сайт. – URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/strategii_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_subektov_rf/proekty_strategiy_subektov_rf/proekt_strategii_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_omskoy_oblasti_do_2030_goda.html (дата обращения: 15.04.2023).
27. Прогноз социально-экономического развития Северо-Казахстанской области на пятилетний период. – URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/sko-uebp/press/article/details/5534?lang=ru (дата обращения: 15.04.2023).
28. О Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» : указ Президента Республики Казахстан от 30 мая 2013 года № 577 // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. – URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1300000577 (дата обращения: 15.04.2023).
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ АВТОРА
· Авторы гарантирует, что вышеуказанный материал не был ранее опубликован на русском языке, а также не находится на рассмотрении в другом журнале.
· Авторы гарантирует, что в вышеуказанном материале соблюдены все авторские права: среди авторов указаны все те и только те, кто сделал значительный вклад в исследование, для всех заимствованных фрагментов (текстовые цитаты, таблицы, рисунки и формулы) указаны источники, позволяющие идентифицировать их автора.
· Авторы осознает, что факты научной недобросовестности, выявленные как в процессе рецензирования, так и после публикации статьи (плагиат, повторная публикация, раскрытие защищенных данных), могут повлечь не только снятие статьи с публикации, но и уголовное преследование со стороны тех, чьи права будут нарушены в результате обнародования текста.
Источники:
2. Иванов П.М. Устойчивое развитие региона: концепция, модель управления, стратегия. / Монография. - Москва: Профессор, 2016. – 254 c.
3. Большаков Б.Е. Проектное управление устойчивым инновационным развитием: теория, методология, технология. - М.: РАЕН; Дубна: Междунар. ун-т природы, о-ва и человека «Дубна», 2014. – 425 c.
4. Заернюк В.М., Чжан Чи. Построение экологической цивилизации для устойчивого развития экономики - задача дня // Региональная Россия: история и современность: Материалы III Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Комсомольск-на-Амуре, 2020. – c. 72-81.
5. Антипова О.А. Теоретико-методологические основы устойчивого развития экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2019. – № 3(372). – c. 476-489. – doi: 10.24891/ni.15.3.476.
6. Локтионов В.И. Устойчивая энергетика как инструмент снижения влияния реализации угроз энергетической безопасности на качество жизни населения // Baikal Research Journal. – 2020. – № 4. – c. 4. – doi: 10.17150/2411-6262.2020.11(4).4.
7. Мингалева Ж.А. Создание новых передовых производственных технологий как основы устойчивого развития и технологической безопасности экономики России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2018. – № 12. – c. 2195-2208. – doi: 10.24891/ni.14.12.2195.
8. Астахин А.С., Новиков А.И., Кузнецов А.В. Повышение устойчивости региональных социально-экономических систем на базе регулируемых элементов чувствительности и реакции // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2018. – № 12. – c. 2209-2230. – doi: 10.24891/ni.14.12.2209.
9. Рыжикова Т.Н., Боровский В.Г. Анализ развития инструментальной промышленности России в рамках концепции устойчивого развития // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. – № 2. – c. 249-264. – doi: 10.24891/ea.17.2.249.
10. Васин Н.С. Управление устойчивостью предприятия в условиях цифровой экономики // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. – № 6. – c. 1100-1113. – doi: 10.24891/ea.17.6.1100.
11. Кирпичев В.В. Газификация как фактор устойчивого развития сельских территорий // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. – № 6. – c. 1034-1050. – doi: 10.24891/ea.17.6.1034.
12. Дужински Р.Р., Торопцев Е.Л., Мараховский А.С. Равновесное и межотраслевое моделирование устойчивости экономических систем // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. – № 8. – c. 1528-1544. – doi: 10.24891/ea.17.8.1528.
13. Alpysbayev K.S.,Gridneva Y.E., Kaliakparova G.Sh. «Green» Economy: Realities and Prospects in Agriculture // Problems of AgriMarket. – 2021. – № 3. – p. 44-50. – doi: 10.46666/2021-3.2708-9991.04.
14. Kizimbayeva A.B., Saubetova B.S. Relevant issues of social and economic stability of rural areas of the Republic of Kazakhstan // Problems of AgriMarket. – 2021. – № 1. – p. 22-27. – doi: 10.46666/2021-1-2708-9991.02.
15. Yessenbekova Zh. Биоэкономика как компонент «зеленой» экономики // Вестник КазНУ. Серия Экономическая. – 2022. – № 1. – c. 137-150. – doi: 10.26577/be.2022.v139.i1.12.
16. Курманова Г.К., Суханбердина Б.Б., Уразова Б.А. Кривая Филлипса в сельском хозяйстве: взаимодействие инфляции и безработицы // Проблемы агрорынка. – 2022. – № 4. – c. 207-214. – doi: 10.46666/2022-4.2708-9991.22.
17. Soltangazinov A.R., Serikbayeva B.M., Issenova G.K. Public-private partnership in the creation of regional tourism clusters // Problems of AgriMarket. – 2020. – № 1. – p. 53-60.
18. Bibatyrova I.A., Kalikov M.A. Regional economic policy of Kazakhstan in the light of the concept of sustainable development // Вестник университета Туран. – 2019. – № 1(81). – p. 138-142.
19. Iskakov B.M., Pyagay A.A., Rakhimbekova A.T. Global experience of transition to a «green» economy // Problems of AgriMarket. – 2021. – № 2. – p. 62-69. – doi: 10.46666/2021-2.2708-9991.07.
20. Дугалова Г.Н. Управление отходами - одно из ключевых направлений развития «зеленой» экономики в республике Казахстан // Central Asian Economic Review. – 2019. – № 5(128). – c. 104-114.
21. Bulkhairova Zh.S., Alieva A.O. «Green» Economy: Realities and Prospects in Agriculture in the Republic of Kazakhstan // Problems of AgriMarket. – 2021. – № 1. – p. 37-43. – doi: 10.46666/2021-1-2708-9991.04.
22. Iskakov B.M., Rakhimbekova A.T., Akhmetzhanov S.N. Institutional factors of transition to «green» economy // Problems of AgriMarket. – 2021. – № 4. – p. 57-63. – doi: 10.46666/2021-4.2708-9991.06.
23. Монгуш С.П., Аврамчикова Н.Т. Обоснование роли межрегионального взаимодействия в развитии социально-экономических систем региона // Менеджмент социальных и экономических систем. – 2019. – № 3(15). – c. 17-22.
24. Рэнкинг устойчивого развития Регионов России. Agencysgm.com. [Электронный ресурс]. URL: https://agencysgm.com/upload/iblock/05b/05b0bd931bf3a3023229ca5c429293b5.pdf (дата обращения: 15.04.2023).
25. Программа развития территории СКО на 2016-2020 годы. Gov.kz. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/sko-uebp/press/article/details/5423?lang=ru (дата обращения: 15.04.2023).
26. Проект стратегии социально-экономического развития Омской области до 2030 года. Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/ (дата обращения: 15.04.2023).
27. Прогноз социально-экономического развития Северо-Казахстанской области на пятилетний период. Gov.kz. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/sko-uebp/press/article/details/5534?lang=ru (дата обращения: 15.04.2023).
28. О Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» : указ Президента Республики Казахстан от 30 мая 2013 года № 577. Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. [Электронный ресурс]. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1300000577 (дата обращения: 15.04.2023).
Страница обновлена: 14.07.2024 в 21:37:48