Устойчивое социально-экономическое развитие региона на примере Омской области Российской Федерации и Северо-Казахстанской области Республики Казахстан

Мрачковский А.Е.1, Телятникова Т.В.1, Абуталипов Д.О.2
1 Омский государственный технический университет, Россия, Омск
2 Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, Казахстан, Петропавловск

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 7 (Июль 2023)

Цитировать:
Мрачковский А.Е., Телятникова Т.В., Абуталипов Д.О. Устойчивое социально-экономическое развитие региона на примере Омской области Российской Федерации и Северо-Казахстанской области Республики Казахстан // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 7. – С. 2445-2462. – doi: 10.18334/epp.13.7.117956.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54310352
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В данной статье систематизированы существующие подходы авторов и ученых к определению понятия «устойчивое развитие». Авторами дополнено понятие «устойчивое развитие региона», позволяющее наиболее полно и обстоятельно обосновать его социально-экономическую сущность на основе имеющихся мероприятий и сформированной системы показателей стратегии социально-экономического развития регионов. Также выявлены особенности устойчивого развития рассматриваемых регионов – Омской области Российской Федерации и Северо-Казахстанской области Республики Казахстан, на основе результатов проведенных исследований, а также разработанных программ развития территорий.

Ключевые слова: устойчивое развитие, зеленая экономика, устойчивое социально-экономическое развитие региона, социально-экономическая система, цели устойчивого развития

JEL-классификация: Q01, R11, R12, R13, R58



Введение

Существенным явлением в современных условиях является актуализация глобальных проблем: социального неравенства, проблем экологического, демографического, ресурсно-сырьевого характера и т.д. Актуальное значение приобретает понятие «устойчивое развитие». Во многом оно связано с изучением динамики показателей региона, характеризующих его устойчивое развитие, что представляет значительный интерес при осуществлении научных исследований.

Целью данной статьи является выявление особенностей устойчивого развития рассматриваемых регионов в Российской Федерации и Республики Казахстан: Омской области и Северо-Казахстанской области, на основе результатов проведенных исследований, а также разработанных программ социально-экономического развития территорий. В данной статье уточнено и дополнено понятие «устойчивое социально-экономическое развитие региона», которое следует понимать как комплексное направление в развитии экономики региона, ориентированной на использование имеющегося потенциала и особенностей на основе определенных мероприятий и сформированной системы индикаторов, определяющей пропорционально-сбалансированный социально-экономический рост.

Основная часть

Понятие «устойчивое развитие» в отчете «Наше общее будущее» рассматривается как «развитие, которое отвечает потребностям ныне живущих людей, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности» [1].

П.М. Иванов под устойчивым развитием понимает регион, обладающий свойством устойчивости, способен к выживанию и развитию в своем конкретном окружении [2, стр. 30].

Формирование и создание устойчивого развития представляет собой комплексный подход, направленный на выявление влияния таких факторов как экономический, социальный, экологический, научно-технический. Б.Е. Большаков выделяет уровни социально-экономических объектов на основе системы «природа-общество-человек». Данная модель включает в себя шесть ярусов, представленные иерархически [3]:

- первый ярус – мир в целом;

- второй ярус – Россия;

- третий ярус – Федеральные округа;

- четвертый ярус – субъекты Российской Федерации;

- пятый ярус – Муниципалитет;

- шестой ярус – человек.

Модель Б.Е. Большакова дает возможность спроектировать устойчивое развитие социально-экономического объекта, на основе не только выявления и определения текущего состояния, выбора, обоснования и оценки текущего состояния, но также позволяет спрогнозировать оценку эффективности будущего состояния [3].

Развитие понятия «устойчивое развитие» во всем в мире, в том числе и в Российской Федерации и Республике Казахстан, связано с разработкой и принятием соответствующих нормативных документов. Так, в Российской Федерации на основе Указа Президента от 1 апреля 1996 года N 440 была принята «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Также было утверждено Распоряжение Правительства РФ от 14 июля 2021 г. N 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития РФ».

В Республике Казахстан была принята «Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы» и позже, когда мировое сообщество перешло к осуществлению концепции «Зеленой экономики», была разработана «Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике».

«Зеленая экономика» определяется как экономика с высоким уровнем качества жизни населения, бережным и рациональным использованием природных ресурсов в интересах нынешнего и будущих поколений и в соответствии с принятыми страной международными экологическими обязательствами, в том числе с Рио-де-Жолнерскими принципами, Повесткой дня на XXI век, Йоханнесбургским планом и Декларацией Тысячелетия. «Зеленая экономика» является одним из важных инструментов обеспечения устойчивого развития страны.

На основе Концепции в рассматриваемых государствах разрабатывались и принимались важные документы на уровне Правительства. Такие как, прогнозы и программы социально-экономического развития, нормативные правовые акты и План мероприятий по реализации Концепции, хозяйственные и иные решения, в том числе Российской Федерацией отдельно утверждалась государственная стратегия устойчивого развития.

В Концепциях определены общие видения по переходу к «устойчивому развитию» и «зеленой экономике», обоснована необходимость принятия Концепции, цели и задач, представлены основные принципы и общие подходы по переходу, региональное развитие и эффективное управление, обозначены этапы реализации Концепции.

В Концепции Российской Федерации было дополнительно включены следующие направления «Критерии принятия решений и показатели устойчивого развития» и «Интеграция в мировое сообщество путем устойчивого развития» [1].

В таблице 1 представлены подходы российских и казахстанских авторов и ученых раскрывающих сущность понятий «устойчивое развитие» и «зеленая экономика».

Таблица 1. Подходы российских и казахстанских авторов и ученых к понятиям «Устойчивое развитие» и «Зеленая экономика» (составлено авторами на основе источников)

Российская Федерация
Республика Казахстан
Чи Чжан, Заернюк В.М.:
… - это устойчивое экономическое и социальное развитие, основанное на достижении скоординированного и устойчивого экономического и экологического развития [4].
Алпысбаев К.С., Гриднева Е.Е., Калиакпарова Г.Ш.:
входит минимизация экологических рисков при экономическом и социальном росте благосостояния государства. [14].
Антипова О.А.:
это современный этап развития мировой экономики характеризуется увеличением темпа экономического роста, глобализации, что, с одной стороны, обеспечивает удовлетворение возрастающих потребностей все большего числа людей, но с другой – влечет за собой неопределенность и неустойчивость развития, что существенно осложняет управление национальной экономикой [5].
Кизимбаева А.Б., Саубетова Б.С.:
Выявлено, что экономически устойчивые и социально развитые сельские районы станут основой стабильности, независимости и продовольственной безопасности страны [15].
Монгуш С.П. / Аврамчикова Н.Т.:
… экономики страны как единой социально-экономической системы в значительной степени зависит от развития составляющих ее региональных подсистем [24].
Есенбекова Ж.Ж.:
….обладает потенциалом экономической модели, способной разорвать причинно-следственную связь между экономическим прогрессом и деградацией окружающей среды, однако недостаточная степень изученности получивших развитие на ее основе концепций «зеленой» экономики и биоэкономики, сочетающих в себе принципы устойчивого развития и экологическую составляющую, в значительной степени осложняет переход к ним [16].
Локтионов В.И.:
… можно определить как концепцию сбалансированного развития, направленную на баланс интересов настоящего и будущих поколений, баланс интересов общества и окружающей среды, баланс интересов различных представителей общества и т.д.
Автор считает, что одним из ключевых факторов достижения устойчивого развития является функционирование устойчивой энергетики. Устойчивая энергетика представляет собой энергетику, удовлетворяющую текущую потребность общества в энергии, не сокращая возможности удовлетворения потребностей в энергии в будущем [6].
Курманова Г. К., Суханбердина Б. Б., Уразова Б. А.:
Ресурсная база Казахстана позволяет рассчитывать на устойчивое развитие сельского хозяйства.
… или долговременное сбалансированное развитие аграрной отрасли основано на комплексном и рациональном использовании природных и материальных ресурсов, новейшей техники и технологии, повышении производительности труда и качества производимой сельскохозяйственной продукции [17].
Мингалева Ж.А.:
…. социально-экономических систем невозможно без непрерывной технологической модернизации.
Автор предполагает, что особую сложность представляет процесс организации технологической модернизации национального хозяйства в целом. Именно на национальном уровне задачи технологической модернизации приобретают особую значимость, но и особую сложность [8].
Солтангазинов А.Р.:
… сельских территорий рассматривается с позиции единства и сбалансированного взаимодействия экономической, социальной и экологической сфер общественного развития. По мнению исследователя, это должно обеспечить «…создание благоприятных условий для жизнедеятельности, развития сельского предпринимательства, наукоемких рабочих мест и бережного отношения к окружающей природной среде» [18].
Астахин А.С., Новиков А.И., Кузнецов А.В.:
… социально-экономической системы достигается за счет следующих критериев: безопасности, социальной справедливости и благосостояния населения, экономической жизнеспособности и др. [9].
Бибатырова И.А., Каликов М.А.:
В понимании авторов уровень экономического развития страны, социальное положение населения в регионе, его экологическая безопасность и другие факторы определяют возможность создания предпосылок для перехода к устойчивому развитию региона [19].
Рыжикова Т.Н., Боровский В.Г.:
Развитие можно признать устойчивым, если происходит приращение интенсивного типа развития экономических систем всех трех уровней [10].
Искаков Б.М., Пягай А.А., Рахимбекова А.Т.:
«Зеленый» рост является одновременно возможностью для расширения рынка трудовых ресурсов [20].
Васин Н.С.:
… является система, которая способна сохранять свои основные функции и их параметры под воздействием изменяющихся внешних факторов [11].
Г.Н. Дугалова:
«Зеленая экономика» и ее приоритеты развития в Республике Казахстан является новым направлением экономической деятельности, в основе которого лежит сохранение окружающей среды и экологии, а также ресурсов, необходимых для жизни и здоровья человека, при дальнейшем развитии экономики. Согласно автору, Казахстан имеет уникальные возможности и предпосылки для развития «зеленой экономики», выражающиеся в наличии большой площади, доступности финансовых и природных ресурсов, росте наиболее эффективных «зеленых» технологий [21].
Кирпичев В.В.:
… это стабильное развитие сельского социума, позволяющее наращивать потенциал территории в целях удовлетворения потребностей проживающего на ней населения [12].
Булхаирова Ж.С., Алиева А.О.:
Конечная цель «зеленой» экономики – создание условий жизнедеятельности, оптимизирующих взаимодействие ее финансовой, экологической и социальной составляющих, взаимосвязь с наиболее передовыми сельскохозяйственными предприятиями, разработку программ поддержки экологического менеджмента, стимулирующих формирование инновационных сетей и кластерных структур в сельском хозяйстве. Основной принцип «зеленой» экономики – расширение сектора органического сельского хозяйства, введение сертификатов на экологически чистую продукцию и увеличение ее экспорта [22].
Дужински Р.Р., Торопцев Е.Л., Мараховский А.С.:
…. принято называть растущие, расширяющиеся экономики, в которых экономический рост прочно связан не просто со сбалансированным ростом производства (вплоть до пределов, ограниченных располагаемыми факторами производства и современным технологическим укладом развитой части человечества), а со следующим за ним ростом благосостояния населения, с его стабильной «уверенностью в завтрашнем дне» во всех отношениях [13].
Искаков Б.М., Рахимбекова А.Т., Ахметжанов С.Н.:
Зеленая экономика это деятельность предприятий должна быть направлена на рациональное расходование естественных ресурсов и сохранение природного разнообразия [23].

Таким образом, ученые приходят к единому выводу о том, что «устойчивое развитие» представляет собой пересечение таких трех составляющих, как экономика, общество и природа.

Авторы статьи дополняют определение понятия «устойчивое социально-экономическое развитие региона», которое представляет собой комплексное направление в развитии экономики региона, ориентированной на использование имеющегося потенциала и особенностей на основе определенных мероприятий и сформированной системы индикаторов, определяющей пропорционально-сбалансированный социально-экономический рост.

В исследовании оценки «Устойчивого развития региона», используются следующие методы:

стандартные методы исследования: логический, сравнительный, компаративный, факторный анализы, абстрактно-логический (при изучении концептуальных положений экономической теории, отражающих актуальные позиции теории факторов производства), исторический (при исследовании пространственно-временного формирования ресурсов), монографический (при обследовании количественного и качественного состава факторов сельскохозяйственного производства), экономико-статистический (при анализе динамики ресурсов аграрного сектора), системный (изучение сельскохозяйственной отрасли и ее сегментов), синтеза, методы экономического познания;

при моделировании предлагается использовать методы корреляционно-регрессионного анализа, проводить построение графиков поля корреляции результативной и факторной переменных величин, рассчитывать коэффициенты детерминации, парной и множественной корреляции.

Также использовать теорему метода функций Ляпунова в плане устойчивости относительно всех и части фазовых переменных.

Термин «Устойчивое развитие» стал применяться во всех сферах деятельности. При этом одним из актуальных направлений экономики региона является устойчивое социально-экономическое развитие региона, что обуславливается положительной динамикой его развития, выражающаяся ростом валового регионального продукта (ВРП), а также увеличение объема производства промышленной продукции, строительства, уровня развития предприятий оборонно-промышленного комплекса, поскольку от прогрессивности промышленных предприятий во многом зависит не только состояние других сфер деятельности, но и экономики региона, и страны в целом.

В 2018 году Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 2019 г. № 204 были определены национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2024 года. Всего было сформулировано 9 национальных целей, включая обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан; снижение в два раза уровня бедности; улучшение жилищных условий; ускорение технологического развития Российской Федерации; обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности и другие.

Важным условиям развития региона является контроль и оценка показателей на основе сформированной эффективной системы мониторинга достижения целей устойчивого развития (ЦУР) региона.

Рэнкинг предлагает методику оценки, составленную на основе принципа устойчивого развития территории. В данной методике учитывается влияние трех основных направлений развития регионов: экологическое, экономическое, социальное. На основе данной методики можно выделить регионы лидеры, регионы, придерживающиеся сбалансированного развития, а также регионы, занимающие последние места в рейтинге или аутсайдеры. Рейтинг включает пять основных блоков или направлений, в состав которых входят: население, экономическое развитие, городская и социальная инфраструктура, экология. В каждом блоке сформированы показатели, на основе статистических данных Росстата и ЕМИСС (единая межведомственная информационно-статистическая система) [24].

По результатам Рэнкинга среди регионов России с учетом всех пяти направлений, указанных в данном рейтинге, Омская область занимает 37 место и входит в группу городов, отстающих по уровню развития от регионов, в которых они расположены. По данным рейтинга на 2020 год Омская область имеет индекс устойчивого развития 0,469.

На основании постановления Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан» от 29 ноября 2017 года № 790 была разработана программа развития территории Северо-Казахстанской области на 2016-2020 гг. Базовые индикаторы представлены на основе следующих направлений развития: экономики региона, социальной сферы, обеспечения общественной безопасности и правопорядка, развития инфраструктурного комплекса, сохранения и улучшение экологического состояния и земельных ресурсов [25]. На 2020 г. по результатам аналитических данных выполнено 25 целевых индикаторов из 57, также 6 индикаторов не исполнены, 26 – исполнены частично.

На рисунке 1 представлена численность населения на начало года в Омской области и Северо-Казахстанской области за 2017-2021 гг. По данным диаграммы численность населения в анализируемых областях существенно снижается.

Рис. 1. Численность населения, в рассматриваемых областях [24, 25]

Так на 2021 г. численность городского населения в Северо-Казахстанской области составляет 46,3%, а численность сельского населения 53,7%. Преобладание сельского населения в Северо-Казахстанской области подтверждается тем, что область является одним из ведущих регионов страны развития сельского хозяйства.

Демографическая ситуация в Омской области сопровождается снижением численности городского и сельского населения, за счет оттока населения трудоспособного и моложе трудоспособного возраста в другие регионы (Тюменская область, Новосибирская область, Москва, Санкт-Петербург). В свою очередь миграционный отток влияет на половозрастную структуру и динамику населения трудоспособного населения. По статистическим данным среднегодовые потери трудового потенциала в анализируемо регионе составили 19,9 тыс. человек в период 2010 по 2020 гг. В связи с чем необходимы меры, направленные на создание рабочих мест для лиц трудоспособного возраста и моложе трудоспособного возраста, а также программы для их закрепления на предприятиях. В Российской Федерации Омская область занимает 30 место по объему ВРП (валового регионального продукта), в Сибирском федеральном округе по данному показателю анализируемый регион прочно занимает 5 место. Омская область исторически сложившейся регион по обрабатывающей промышленности, что подтверждается данными, представленными в таблице 2.

Таблица 2. Целевые показатели Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2030 г. [26]

№ п/п
Наименование показателя
2022
2023
2024
2025
2026
2027
2028
2029
2030

1
Повышение качества образования в Омской области
1
Уровень образования, %
84,73
85,06
85,59
86,15
86,71
87,28
87,84
88,40
88,96

2
Численность обучающихся по программам среднего профессионального образования, чел.
48000
48200
48500
48700
49000
49200
49500
49700
50000

3
Численность обучающихся по программам высшего образования, чел.
35400
35800
36300
37000
37400
38000
38500
39200
40000

4
Количество обучающихся инженерных классов в общеобразовательных организациях, ед.
1100
1400
1600
1800
2000
2200
2400
2600
2800

2
Развитие потенциала базовых промышленных отраслей
1
Индекс производства обрабатывающих производств Омской области, %
102,5
103,0
103,0
103,0
104,0
104,1
104,0
105,0
105,0

2
Доля обрабатывающих производств в валовом региональном продукте Омской области, %
33,8
34,1
34,4
34,7
35,0
35,3
35,5
35,7
36,0

3
Развитие агропромышленного комплекса
1
Валовая продукция сельского хозяйства, млрд. рублей
113,5
121,3
132,1
142,9
153,5
164,9
177,5
190,1
207,2

2
Индекс физического объема производства валовой продукции сельского хозяйства, %
104,5
103,0
104,4
103,1
103,0
103,0
103,2
103,5
104,5

3
Объём инвестиций в АПК, млрд. рублей
12,8
24,1
28,1
12,0
6,8
7,0
6,9
6,1
6,3

4.
Кадровое обеспечение экономики региона. Развитие рынка труда, обеспечение занятости населения
1
Темп роста (индекс роста) реальной среднемесячной заработной платы, %
105,5
108,8
112,1
115,7
119,3
122,9
126,5
130,1
133,7

2
Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, тыс. человек
265,1
269,5
274,9
277,1
279,2
281,4
283,6
285,7
287,9

3
Численность населения трудоспособного возраста, тыс. человек
1 059,8
1 043,1
1 054,3
1 042,8
1 055,8
1 047,0
1 062,0
1 057,5
1 053,7

4
Численность безработных, тыс. человек
67,3
66,5
65,6
65,3
64,8
64,4
64,1
63,4
63,0

5
Уровень безработицы (по МОТ), %
6,6
6,5
6,4
6,4
6,4
6,3
6,3
6,2
6,2

На 2022 г. доля обрабатывающих производств в валовом региональном продукте Омской области составляет 33,8%. По мнению экспертов к 2030 г. доля обрабатывающих производств в валовом региональном продукте Омской области увеличься на 2,2 процентных пункта [26]. Приоритетными направлениями развития промышленного сектора до 2030 г. выступают следующие отрасли: машиностроение, химическая и нефтехимическая отрасль. Одной из приоритетных задач, стоящих перед нефтехимической отраслью, является увеличение количества переделов нефтехимической продукции на территории региона, а также рост высокотехнологичного производства на базе «зеленых» технологий. Увеличение объемов производства в отрасли связано с инвестированием, консультированием и сопровождением инвестиционных проектов, созданием центра разработки, со строительством комплекса по глубокой переработки зерна с организацией выпуска экологичных кислородосодержащих компонентов для моторных топлив и т.д., что позволит повысить конкурентоспособность предприятий.

В таблице 3 представлена оценка на 2022 г. и прогноз социально-экономического развития Северо-Казахстанской области на 2023-2027 гг. Оценка и прогнозные значения представлены следующими блоками: показали ВРП на душу населения, изменения к предыдущими году и по отраслям, а также показатели социально-экономического развития региона (численность занятых, численность рабочей силы, доходность, заработная платы, количество выпускников, уровень безработицы, доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума). По данным прогноза ВРП в 2027 году составит 3 808,6, ожидаемый рост – 4,5 %. В структуре ВРП наибольший удельный вес составляет промышленность, сельское, лесное и рыбное хозяйство, торговля [27]. По мнению экспертов рост валового регионального продукта в Северо-Казахстанской области связан с увеличением темпов развития базовых отраслей экономики рассматриваемой области: сельское хозяйство, промышленность, торговля [28].

Таблица 3. Прогноз социально-экономического развития Северо-Казахстанской области на 2023-2027 г. [27, 28]


Показатели
2022 год
2023 год
2024 год
2025 год
2026 год
2027 год
Оценка
Прогноз
1.
ВРП, млрд. тенге
2 185,4
2 517,5
2 788,0
3 106,2
3 433,5
3 808,6
2.
Реальное изменение ВРП, в % к предыдущему году
102,5
103,1
103,9
105,2
104,2
104,5
3.
ВРП на душу населения, долл. США по расчетному курсу
8 702,2
10 129,2
11 339,7
12 778,3
14 294,2
16 041,1

ВРП по видам экономической деятельности всего по области
4.
Сельское, лесное и рыбное хозяйство, млн.тенге
628 335,9
673 080,3
728 472,3
801 045,0
869 696,9
943 880,3
5.
в % к предыдущему году
107,6
102,7
103,5
104,5
103,4
103,4
6.
Промышленность, млн.тенге
335 413,2
391 803,9
431 999,8
482 065,8
541 914,9
615 425,1
7.
в % к предыдущему году
100,0
106,2
106,3
106,5
106,6
107,6
8.
Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров, млн.тенге
13 634,6
13 777,7
14 005,3
14 392,6
14 864,1
15 380,3
9.
в % к предыдущему году
101
101,3
101,4
101,5
101,6
101,7
10.
Добыча сырой нефти, в млн. тоннах
-
-
-
-
-
-
11.
Обрабатывающая промышленность, млн.тенге
278 433,5
328 804,3
364 987,1
411 248,5
466 925,7
535 910,0
12.
в % к предыдущему году
104,0
107,3
107,3
107,4
107,5
108,6
13.
Строительство, млн.тенге
104 399,1
123 174,9
137 960,6
152 280,9
168 573,0
186 070,9
14.
в % к предыдущему году
102,4
102,4
103,8
103,9
104,2
103,9
15.
Оптовая и розничная торговля, млн.тенге
307 734,3
362 739,6
403 512,2
445 359,6
485 037,7
531 534,7
16.
в % к предыдущему году
100,5
101
102,5
103,5
102
102,5
17.
Транспорт и складирование, млн.тенге
166 441,7
201 048,2
228 010,2
256 519,6
287 590,3
322 846,3
18.
в % к предыдущему году
102,1
103,5
104,5
105,5
105,0
105,0
19.
Информация и связь, млн.тенге
17 300,3
20 695,5
23 223,8
26 127,6
29 152,8
32 570,9
20.
в % к предыдущему году
100,0
102,5
103,4
105,5
104,5
104,5

Показатели социальной сферы
21.
Рабочая сила (в возрасте 15 лет и старше) – всего по области, тысяч человек
302,0
301,9
298,0
297,8
297,4
297,0
22.
Занятое население, тысяч человек
287,3
287,3
283,6
283,5
283,2
283,0
23.
наемные работники, тысяч человек
214,1
214,5
214,6
214,9
215,0
215,1
24.
самостоятельно занятые работники, тысяч человек
73,2
72,8
72,3
71,9
71,6
71,2
25.
Безработное население (в возрасте 15 лет и старше), тысяч человек
14,7
14,6
14,4
14,3
14,2
14,1
26.
Уровень безработицы, в %
4,9
4,8
4,8
4,8
4,8
4,7
27.
Выпуск кадров с техническим и профессиональным образованием, тысяч человек
3,3
3,3
3,3
3,2
3,2
3,1
28.
Выпуск кадров с высшим образованием, тысяч человек
1,8
1,7
1,5
1,4
1,3
1,3
29.
Среднемесячная заработная плата одного работника, тенге
228 751
253 914
274 227
296 165
316 897
339 079
30.
Индекс реальной заработной платы, в % к предыдущему году
108,0
102,3
103,8
104,9
103,9
103,9
31.
Численность пенсионеров, тысяч человек
102,8
102,9
102,9
103,0
103,0
103,0
32.
Доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, в %
5,6
5,6
5,5
5,4
5,3
5,1
В сельском хозяйстве в результате увеличения урожайности за счет реализации мероприятий и применения современных технологий к 2027 году предполагается что производство зерновых составит 4,4 млн. тонн. В промышленности основной упор делается на повышение конкурентоспособности предприятий обрабатывающей промышленности. В краткосрочной перспективе разработаны и реализуются проекты, нацеленные на создание рабочих мест на предприятиях области, внедрение цифровых технологий и инноваций, что позволит увеличить уровень производительности труда. В этих проектах участвуют следующие предприятия: ТОО «Максимальный размах CORPORATION», ТОО «Радуга», ТОО «Кирпич СК», ТОО «РимКазАгро» и т.д.

Подготовка востребованных специалистов является одной из основных задач Национального проекта «Качественное образование для всех «Образованная нация на 2021-2025 гг.». Также приоритетными направлениями остаются оснащение и обновление школ и переход на трехязычное образование.

Несмотря на разработку и реализацию действенных мер проблемы связанные с вопросами экологии, демографического характера, низкий уровень качества жизни населения, неразвитость инновационной деятельности, небольшая доля малого и среднего бизнеса имеют неблагоприятную тенденцию, характерную для большинства регионов как в Российской Федерации, так и в Республике Казахстан.

Заключение.

Проведенный анализ показал, что целевые показатели стратегии устойчивого развития рассматриваемых регионов (Омской области и Северо-Казахстанской области) включают все основные актуальные направления, на которых необходимо концентрироваться в современных условиях. Следует отметить, что существует необходимость увеличения численности квалифицированных специалистов не только по востребованным профессиям и специальностям на сегодняшний день, но и с учетом рассмотренных профессий в атласе профессий, при этом одновременно происходит сокращение научных организаций и научных сотрудников. Также отсутствует привлечение помощи предприятий и организаций к получению практическим знаний и навыков и быстрой адаптации будущих специалистов.

Устойчивое развитие региона в современных условиях является одной из актуальных тем, в свою очередь достижение целей устойчивого развития регионов требует совместных усилий всех участников реализуемого процесса (государство, предприниматели, финансовые организации и т.д.) и комплекса мер, нацеленных на непрерывное отслеживание и анализ статистических данных, а также выявления и управления рисками внешней и внутренней среды регионов. В связи с чем возникает необходимость в постоянном и сбалансированном социально-экономическом развитии предприятий, отраслей, регионов и страны в целом.

Источники:

1. Доклад Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию: записка Генерального секретаря // Объединенные нации : цифровая библиотека. – URL: https://digitallibrary.un.org/record/139811 (дата обращения: 15.04.2023).

2. Иванов, П. М. Устойчивое развитие региона: концепция, модель управления, стратегия : моногр. / П. М. Иванов ; ФНЦ Кабардино-Балкарский науч. центр Рос. акад. наук. – Москва : Профессор, 2016. – 254 с. – ISBN 978-5-9907298-7-2.

3. Большаков, Б. Е. Проектное управление устойчивым инновационным развитием: теория, методология, технология : учеб. пособие / Б. Е. Большаков. – Москва : РАЕН ; Дубна : Междунар. ун-т природы, о-ва и человека, 2014. – 425 с. – ISBN 978-5-94515-149-9. – URL: http://устойчивоеразвитие.рф/files/education/Bolshakov_textbook_2014.pdf (дата обращения: 15.04.2023).

4. Заернюк, В. М. Построение экологической цивилизации для устойчивого развития экономики - задача дня / В. М. Заернюк, Чжан Чи // Региональная Россия: история и современность : материалы III Всерос. (нац.) науч.-практ. конф. (Комсомольск-на-Амуре, 11 дек. 2020 г.) / Амур. гуманитарно-пед. гос. ун-т. – Комсомольск-на-Амуре : Изд-во АмГПГУ, 2020. – С. 72–81.

5. Антипова, О. А. Теоретико-методологические основы устойчивого развития экономики / О. А. Антипова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2019. – Т. 15, № 3 (372). – С. 476–489.

6. Локтионов, В. И. Устойчивая энергетика как инструмент снижения влияния реализации угроз энергетической безопасности на качество жизни населения / В. И. Локтионов. – DOI: 10.17150/2411 – 6262.2020.11(4)4 // Baikal Research Journal. – 2020. – Т. 11, № 4. – С. 4.

7. Мингалева, Ж. А. Создание новых передовых производственных технологий как основы устойчивого развития и технологической безопасности экономики России / Ж. А. Мингалева. – DOI: 10.24891/ni.14.12.2195 // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2018. – Т. 14, № 12. – С. 2195–2208.

8. Астахин, А. С. Повышение устойчивости региональных социально-экономических систем на базе регулируемых элементов чувствительности и реакции / А. С. Астахин, А. И. Новиков, А. В. Кузнецов. – DOI: 10.24891/ni.14.12.2209 // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2018. – Т. 14, № 12. – С. 2209–2230.

9. Рыжикова, Т. Н. Анализ развития инструментальной промышленности России в рамках концепции устойчивого развития / Т. Н. Рыжикова, В. Г. Боровский. – DOI: 10.24891/ea.17.2.249 // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. – Т. 17, № 2. – С. 249–264.

10. Васин, Н. С. Управление устойчивостью предприятия в условиях цифровой экономики / Н. С. Васин. – DOI: 10.24891/ea.17.6.1100 // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. – Т. 17, № 6. – С. 1100–1113.

11. Кирпичев, В. В. Газификация как фактор устойчивого развития сельских территорий / В. В. Кирпичев. – DOI: 10.24891/ea.17.6.1034 // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. – Т. 17, № 6. – С. 1034–1050.

12. Дужински, Р. Р. Равновесное и межотраслевое моделирование устойчивости экономических систем / Р. Р. Дужински, Е. Л. Торопцев, А. С. Мараховский. – DOI: 10.24891/ea.17.8.1528 // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. – Т. 17, № 8. – С. 1528–1544.

13. Alpysbayev, K. S. «Green» Economy: Realities and Prospects in Agriculture / K. S. Alpysbayev, Y. E. Gridneva, G. Sh. Kaliakparova . – DOI: 10.46666/2021-3.2708-9991.04 // Problems of AgriMarket. – 2021. – No. 3. – P. 44–50.

14. Kizimbayeva, A. B. Relevant issues of social and economic stability of rural areas of the Republic of Kazakhstan / A. B. Kizimbayeva, B. S. Saubetova. – DOI: 10.46666/2021-1-2708-9991.02 // Problems of AgriMarket. – 2021. – No. 1. – P. 22–27.

15. Yessenbekova, Zh. Биоэкономика как компонент «зеленой» экономики / Zh. Yessenbekova . – DOI: 10.26577/be.2022.v139.i1.12 // Вестник КазНУ. Серия Экономическая, 2022. – [S. l.], Vol. 139, no. 1. – P. 137–150.

16. Курманова, Г. К. Кривая Филлипса в сельском хозяйстве: взаимодействие инфляции и безработицы / Г. К. Курманова, Б. Б. Суханбердина, Б. А. Уразова. – DOI 10.46666/2022-4.2708-9991.22 // Проблемы агрорынка. – 2022. – № 4. – С. 207–214.

17. Soltangazinov, A. R. Public-private partnership in the creation of regional tourism clusters / A. R. Soltangazinov, B. M. Serikbayeva, G. K. Issenova // Problems of AgriMarket. – 2020. – No. 1. – P. 53–60.

18. Bibatyrova, I. A. Regional economic policy of Kazakhstan in the light of the concept of sustainable development / I. A. Bibatyrova, M. A. Kalikov // Turan University News. – 2019. – No. 1 (81). – P. 138–142.

19. Iskakov, B. M. Global experience of transition to a «green» economy / B. M. Iskakov, A. A. Pyagay, A. T. Rakhimbekova . – DOI 10.46666/2021-2.2708-9991.07 // Problems of AgriMarket. – 2021. – No. 2. – P. 62–69.

20. Дугалова, Г. Н. Управление отходами - одно из ключевых направлений развития «зеленой» экономики в республике Казахстан / Г. Н. Дугалова // Central Asian Economic Review. – 2019. – № 5 (128). – Р. 104–114.

21. Bulkhairova, Zh. S. «Green» Economy: Realities and Prospects in Agriculture in the Republic of Kazakhstan / Zh. S. Bulkhairova, A. O. Alieva. – DOI 10.46666/2021-1-2708-9991.04 // Problems of AgriMarket. – 2021. – No. 1. – P. 37–43.

22. Iskakov, B. M. Institutional factors of transition to «green» economy / B. M. Iskakov, A. T. Rakhimbekova, S. N. Akhmetzhanov. – DOI 10.46666/2021-4.2708-9991.06 // Problems of AgriMarket. – 2021. – No. 4. – P. 57–63.

23. Монгуш, С. П. Обоснование роли межрегионального взаимодействия в развитии социально-экономических систем региона / С. П. Монгуш, Н. Т. Аврамчикова // Менеджмент социальных и экономических систем. – 2019. – № 3 (15). – С. 17–22.

24. Рэнкинг устойчивого развития Регионов России. – URL: https://agencysgm.com/upload/iblock/05b/05b0bd931bf3a3023229ca5c429293b5.pdf (дата обращения: 15.04.2023).

25. Программа развития территории СКО на 2016-2020 годы. – URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/sko-uebp/press/article/details/5423?lang=ru (дата обращения: 15.04.2023).

26. Проект стратегии социально-экономического развития Омской области до 2030 года // Министерство экономического развития Российской Федерации : офиц. сайт. – URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/strategii_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_subektov_rf/proekty_strategiy_subektov_rf/proekt_strategii_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_omskoy_oblasti_do_2030_goda.html (дата обращения: 15.04.2023).

27. Прогноз социально-экономического развития Северо-Казахстанской области на пятилетний период. – URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/sko-uebp/press/article/details/5534?lang=ru (дата обращения: 15.04.2023).

28. О Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» : указ Президента Республики Казахстан от 30 мая 2013 года № 577 // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. – URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1300000577 (дата обращения: 15.04.2023).

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ АВТОРА

· Авторы гарантирует, что вышеуказанный материал не был ранее опубликован на русском языке, а также не находится на рассмотрении в другом журнале.

· Авторы гарантирует, что в вышеуказанном материале соблюдены все авторские права: среди авторов указаны все те и только те, кто сделал значительный вклад в исследование, для всех заимствованных фрагментов (текстовые цитаты, таблицы, рисунки и формулы) указаны источники, позволяющие идентифицировать их автора.

· Авторы осознает, что факты научной недобросовестности, выявленные как в процессе рецензирования, так и после публикации статьи (плагиат, повторная публикация, раскрытие защищенных данных), могут повлечь не только снятие статьи с публикации, но и уголовное преследование со стороны тех, чьи права будут нарушены в результате обнародования текста.


Источники:

1. Доклад Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию: записка Генерального секретаря. Объединенные нации: цифровая библиотека. [Электронный ресурс]. URL: https://digitallibrary.un.org/record/139811 (дата обращения: 15.04.2023).
2. Иванов П.М. Устойчивое развитие региона: концепция, модель управления, стратегия. / Монография. - Москва: Профессор, 2016. – 254 c.
3. Большаков Б.Е. Проектное управление устойчивым инновационным развитием: теория, методология, технология. - М.: РАЕН; Дубна: Междунар. ун-т природы, о-ва и человека «Дубна», 2014. – 425 c.
4. Заернюк В.М., Чжан Чи. Построение экологической цивилизации для устойчивого развития экономики - задача дня // Региональная Россия: история и современность: Материалы III Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Комсомольск-на-Амуре, 2020. – c. 72-81.
5. Антипова О.А. Теоретико-методологические основы устойчивого развития экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2019. – № 3(372). – c. 476-489. – doi: 10.24891/ni.15.3.476.
6. Локтионов В.И. Устойчивая энергетика как инструмент снижения влияния реализации угроз энергетической безопасности на качество жизни населения // Baikal Research Journal. – 2020. – № 4. – c. 4. – doi: 10.17150/2411-6262.2020.11(4).4.
7. Мингалева Ж.А. Создание новых передовых производственных технологий как основы устойчивого развития и технологической безопасности экономики России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2018. – № 12. – c. 2195-2208. – doi: 10.24891/ni.14.12.2195.
8. Астахин А.С., Новиков А.И., Кузнецов А.В. Повышение устойчивости региональных социально-экономических систем на базе регулируемых элементов чувствительности и реакции // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2018. – № 12. – c. 2209-2230. – doi: 10.24891/ni.14.12.2209.
9. Рыжикова Т.Н., Боровский В.Г. Анализ развития инструментальной промышленности России в рамках концепции устойчивого развития // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. – № 2. – c. 249-264. – doi: 10.24891/ea.17.2.249.
10. Васин Н.С. Управление устойчивостью предприятия в условиях цифровой экономики // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. – № 6. – c. 1100-1113. – doi: 10.24891/ea.17.6.1100.
11. Кирпичев В.В. Газификация как фактор устойчивого развития сельских территорий // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. – № 6. – c. 1034-1050. – doi: 10.24891/ea.17.6.1034.
12. Дужински Р.Р., Торопцев Е.Л., Мараховский А.С. Равновесное и межотраслевое моделирование устойчивости экономических систем // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. – № 8. – c. 1528-1544. – doi: 10.24891/ea.17.8.1528.
13. Alpysbayev K.S.,Gridneva Y.E., Kaliakparova G.Sh. «Green» Economy: Realities and Prospects in Agriculture // Problems of AgriMarket. – 2021. – № 3. – p. 44-50. – doi: 10.46666/2021-3.2708-9991.04.
14. Kizimbayeva A.B., Saubetova B.S. Relevant issues of social and economic stability of rural areas of the Republic of Kazakhstan // Problems of AgriMarket. – 2021. – № 1. – p. 22-27. – doi: 10.46666/2021-1-2708-9991.02.
15. Yessenbekova Zh. Биоэкономика как компонент «зеленой» экономики // Вестник КазНУ. Серия Экономическая. – 2022. – № 1. – c. 137-150. – doi: 10.26577/be.2022.v139.i1.12.
16. Курманова Г.К., Суханбердина Б.Б., Уразова Б.А. Кривая Филлипса в сельском хозяйстве: взаимодействие инфляции и безработицы // Проблемы агрорынка. – 2022. – № 4. – c. 207-214. – doi: 10.46666/2022-4.2708-9991.22.
17. Soltangazinov A.R., Serikbayeva B.M., Issenova G.K. Public-private partnership in the creation of regional tourism clusters // Problems of AgriMarket. – 2020. – № 1. – p. 53-60.
18. Bibatyrova I.A., Kalikov M.A. Regional economic policy of Kazakhstan in the light of the concept of sustainable development // Вестник университета Туран. – 2019. – № 1(81). – p. 138-142.
19. Iskakov B.M., Pyagay A.A., Rakhimbekova A.T. Global experience of transition to a «green» economy // Problems of AgriMarket. – 2021. – № 2. – p. 62-69. – doi: 10.46666/2021-2.2708-9991.07.
20. Дугалова Г.Н. Управление отходами - одно из ключевых направлений развития «зеленой» экономики в республике Казахстан // Central Asian Economic Review. – 2019. – № 5(128). – c. 104-114.
21. Bulkhairova Zh.S., Alieva A.O. «Green» Economy: Realities and Prospects in Agriculture in the Republic of Kazakhstan // Problems of AgriMarket. – 2021. – № 1. – p. 37-43. – doi: 10.46666/2021-1-2708-9991.04.
22. Iskakov B.M., Rakhimbekova A.T., Akhmetzhanov S.N. Institutional factors of transition to «green» economy // Problems of AgriMarket. – 2021. – № 4. – p. 57-63. – doi: 10.46666/2021-4.2708-9991.06.
23. Монгуш С.П., Аврамчикова Н.Т. Обоснование роли межрегионального взаимодействия в развитии социально-экономических систем региона // Менеджмент социальных и экономических систем. – 2019. – № 3(15). – c. 17-22.
24. Рэнкинг устойчивого развития Регионов России. Agencysgm.com. [Электронный ресурс]. URL: https://agencysgm.com/upload/iblock/05b/05b0bd931bf3a3023229ca5c429293b5.pdf (дата обращения: 15.04.2023).
25. Программа развития территории СКО на 2016-2020 годы. Gov.kz. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/sko-uebp/press/article/details/5423?lang=ru (дата обращения: 15.04.2023).
26. Проект стратегии социально-экономического развития Омской области до 2030 года. Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/ (дата обращения: 15.04.2023).
27. Прогноз социально-экономического развития Северо-Казахстанской области на пятилетний период. Gov.kz. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/sko-uebp/press/article/details/5534?lang=ru (дата обращения: 15.04.2023).
28. О Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» : указ Президента Республики Казахстан от 30 мая 2013 года № 577. Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. [Электронный ресурс]. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1300000577 (дата обращения: 15.04.2023).

Страница обновлена: 14.07.2024 в 21:37:48