Особенности глобального рынка информационных товаров

Тагаров Б.Ж.1
1 Байкальский государственный университет

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 19, Номер 5 (Май 2018)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассмотрены подходы к определению информации как экономической категории. Показано изменение взглядов на информацию в связи со становлением информационной экономики и приведены ее основные черты. Выделены основные виды информационного предпринимательства и основные направления ее применения в предпринимательской деятельности, а также в жизни населения. Определены специфические черты информационных товаров. Рассмотрены основные последствия специфики информации как товара для предпринимательской деятельности и экономики в целом. Проведен анализ различий рынков простых и сложных информационных товаров и влияния глобализации информационного рынка на конкурентоспособность развитых и развивающихся стран.

Ключевые слова: предпринимательство, информационная экономика, информация, рынок информации, информационный товар

JEL-классификация: D40, L15, D83

Тезисы (Highlights):

  • • Причиной недостаточного внимания к роли информации в экономике в течение длительного времени было преобладание неоклассической модели, предполагавшей полную информированность субъектов рынка, а также незначительное влияние информационного фактора на экономический рост.
  • • Развитие науки и информационных технологий сделало информацию важнейшим фактором конкурентоспособности субъектов экономики.
  • • Повышение ценности информации обусловило рост спроса на информационные товары и развитие информационного рынка.
  • • Информационный рынок можно разделить на два подвида: рынки, товаром на которых является информация, имеющая ресурсный характер; рынки, где информация приобретается для удовлетворения потребностей индивида.
  • • Специфику функционирования информационного рынка определяет следующая черта информации: процесс передачи и тиражирования информации с развитием информационно-коммуникационных технологий становится практически мгновенным.
  • • В результате информационные рынки становятся глобальными, а их конкурентная среда приближается к совершенной конкуренции. Это приводит к выравниванию цен на простые информационные товары.
  • • Производство и тиражирование информации обладает сильным эффектом экономии от масштаба. Поэтому цена и целесообразность информационного продукта будут зависеть от объема его рынка сбыта.
  • • Создание информационного продукта, особенно наукоемкого, обладает высоким уровнем неопределенности. Неопределенными являются результат производства, период времени, необходимый для производства, и объем ресурсов.
  • • Высокий уровень неопределенности, связанный с производством нового информационного товара, затрудняет доступ к инвестициям. Поэтому важным источником финансирования производства наукоемкой информации во всем мире является государство.

Источники:

Белл Д. Социальные рамки информационного общества. / Социология: хрестоматия для вузов/ Кравченко А.И. - М.: Академический Проект: Фонд "Мир", 2004. – 106-122 с.
Информационная индустрия в России. Issek.hse.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/news/209633223.html.
Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. / Пер. с англ. И.В. Соловьева и Г.Н. Поварова; Под ред. Г.Н. Поварова. - М.: Наука; Главная редакция изданий для зарубежных стра, 1983. – 354 с.
Шеннон К.Э. Работы по теории информации и кибернетике. / Математическая теория связи. - М.: ИИЛ, 1963. – 830 с.
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. - М., 2000. – 607 с.
Нижегородцев Р.М. Информационная экономика. / Кн. 2: Информационная Вселенная: Управление беспорядком. - М., 2002. – 163 с.
Тагаров Б.Ж. Информационная экономика: сущность и методические основы оценки развития. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. – 136 с.
8. Горев В.П. «Новая» экономика и старая политэкономия // Известия иркутской государственной экономической академии. – 2012. – № 2(82). – С. 5-8.
9. Платонов В.В. «Парадокс Солоу» двадцать лет спустя, или об исследовании влияния инноваций в информационных технологиях на рост производительности // Финансы и бизнес. – 2007. – № 3. – С. 28-38.
10. George A. Akerlof The Market for «Lemons»: Quality Uncertainty and the Market Mechanism // Quarterly Journal of Economics. – 1970. – № 3. – С. 488-500.
11. Rothschild M. Stiglitz J.E. Equilibrium in Competitive Insurance Markets: An Essay on the Economics of Imperfect Information // Quarterly Journal of Economics. – 1976. – № 4. – С. 629-649. – doi: 10.2307/1885326.
12. Грибанова Н.Н. Шуплецов А.Ф. Особенности планирования и прогнозирования компаний на основе информационных моделей // Baikal Research Journal. – 2017. – № 3. – С. 8. – doi: 10.17150/2411-6262.2017.8(3).8..
Блауг М. 100 великих экономистов до Кейнса. - СПб.: Экономикус, 2008. – 352 с.
Бернстайн У. Манифест инвестора: Готовимся к потрясениям, процветанию и всему остальному. - М.: Альпина Паблишер, 2013. – 229 с.
15. Becker G.S. Investment in Human Capital: A Theoretical Analysis // Journal of Political Economy. – 1962. – № 5-2. – С. 9-49. – doi: 10.1086/258724.
Оставят без куска хлеба: россиянам пересчитают прожиточный минимум. Gazeta.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/business/2018/01/10/11608472.shtml.
17. Шавкунова И.С. Культурные и личностные детерминанты стратегии принятия экономических решений // Психология в экономике и управлении. – 2017. – № 2. – С. 18-25. – doi: 10.17150/2225-7845.2017.9(2).18-25.
18. Анохов И.В. О категории интереса в экономической теории // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2010. – № 3. – С. 5-8.
Зарплаты в научно-образовательном секторе разных стран: сравнительный анализ. Trv-science.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://trv-science.ru/2009/03/03/zarplaty-v-nauchno-obrazovatelnom-sektore-raznykh-stran-sravnitelnyjj-analiz/#_ftn1.
Сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru.
Райнерт Э. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными. - М.: Высшая школа экономики, 2011. – 384 с.
22. Чжан Д. Современное состояние цифровой экономики в Китае и перспективы сотрудничества между Китаем и Россией в области цифровой экономики // Власть. – 2017. – № 9. – С. 37-46.
Индекс NASDAQ Composite. World.investfunds. [Электронный ресурс]. URL: http://world.investfunds.ru/indicator/view/264/.
Сколько тратят на НИОКР государство и бизнес. Ect-center.com. [Электронный ресурс]. URL: http://ect-center.com/blog/rashodi-niokr..
Городникова Н.В., Гохберг Л.М., Дитковский К.А. и др. Индикаторы науки: 2018. / статистический сборник. - М.: НИУ ВШЭ, 2018. – 320 с.

Страница обновлена: 09.08.2025 в 09:32:39

 

 

Features of the global information market

Tagarov B.Zh.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 19, Number 5 (May 2018)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The article discusses approaches to the definition of information as an economic category. Change of attitude towards information in connection with the emergence of the information economy has been established and its main features have been given. The main types of information entrepreneurship and the main directions of its application in business, as well as in people's lives were highlighted. Specific features of content were determined. The main consequences of the specific nature of information as a product for business and the economy as a whole have been considered. The differences in the markets of simple and complex content and the impact of globalization of the information market on the competitiveness of developed and developing countries were analyzed.

Keywords: information, business, information economy, market of information, information goods

JEL-classification: D40, L15, D83

Highlights:

  • • Причиной недостаточного внимания к роли информации в экономике в течение длительного времени было преобладание неоклассической модели, предполагавшей полную информированность субъектов рынка, а также незначительное влияние информационного фактора на экономический рост.
  • • Развитие науки и информационных технологий сделало информацию важнейшим фактором конкурентоспособности субъектов экономики.
  • • Повышение ценности информации обусловило рост спроса на информационные товары и развитие информационного рынка.
  • • Информационный рынок можно разделить на два подвида: рынки, товаром на которых является информация, имеющая ресурсный характер; рынки, где информация приобретается для удовлетворения потребностей индивида.
  • • Специфику функционирования информационного рынка определяет следующая черта информации: процесс передачи и тиражирования информации с развитием информационно-коммуникационных технологий становится практически мгновенным.
  • • В результате информационные рынки становятся глобальными, а их конкурентная среда приближается к совершенной конкуренции. Это приводит к выравниванию цен на простые информационные товары.
  • • Производство и тиражирование информации обладает сильным эффектом экономии от масштаба. Поэтому цена и целесообразность информационного продукта будут зависеть от объема его рынка сбыта.
  • • Создание информационного продукта, особенно наукоемкого, обладает высоким уровнем неопределенности. Неопределенными являются результат производства, период времени, необходимый для производства, и объем ресурсов.
  • • Высокий уровень неопределенности, связанный с производством нового информационного товара, затрудняет доступ к инвестициям. Поэтому важным источником финансирования производства наукоемкой информации во всем мире является государство.