Проблемы занятости и безработицы в Приднестровской Молдавской Республике
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 2 (2), Декабрь 2011
Цитировать:
Терзи Н.В. Проблемы занятости и безработицы в Приднестровской Молдавской Республике // Экономические отношения. – 2011. – Том 1. – № 2. – С. 22-27.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=30549291
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассмотрены проблемы занятости и безработицы в Приднестровской Молдавской Республике. Выявлены особенности рынка труда, проанализированы показатели трудовой активности и эффективности применения труда, определены мероприятия по решению проблем в сфере занятости.
Ключевые слова: рынок труда, безработица, Приднестровская Молдавская Республика, сфера занятости, Молдавия
В Приднестровской Молдавской Республике (далее — Республика) обострена ситуация в сфере занятости и социальной защиты населения. В 2005‒2010 гг. для регионального рынка труда были характерны следующие особенности:
Таблица 1
Естественное движение населения
Показатели
|
2010
|
В % к 2009
|
Родившиеся
|
5189
|
100
|
Умершие
|
7709
|
103,4
|
Естественная убыль (прирост)
|
-2500
|
58,1
|
Миграционная убыль населения в 2010 г. по сравнению с 2009 г. снизилась на 24,1% и составила 2062 человека. За 2010 г. в Республику прибыло 6544 человека, что составляет 103% к 2009 г. Выбыло за 2010 г. 8606 человек или 94,7% к 2009 г.
Таблица 2
Миграционное движение населения
Период
|
Число прибывших
|
Число выбывших
|
Миграционный прирост (убыль)
|
2009 г.
|
6366
|
9083
|
-2717
|
2010 г.
|
6544
|
8606
|
-2062
|
Низкая рождаемость и минусовые показатели миграции отрицательно сказываются на возрастной структуре населения, население «стареет», снижается его численность моложе трудоспособного возраста, увеличивается доля пенсионеров и людей предпенсионного возраста [1].
В связи с негативными демографическими процессами и нестабильной экономической ситуацией ежегодно наблюдается уменьшение численности трудовых ресурсов и численности экономически активного населения.
Численность трудовых ресурсов, характеризующая масштабы рынка труда Республики, по данным Государственной статистической службы на конец 2010 г. достигла 321,1 тыс. человек, снизившись за последние 5 лет на 19,3 тыс. человек. Численность экономически активного населения составила 147,1 тыс. человек и уменьшилась за 5 лет на 24,8 тыс. человек.
Абсолютная численность населения, занятого в экономике — 138,5 человек. Это на 30,1 тыс. человек меньше, чем в 2005 г. Уровень занятости населения по отношению к общей численности населения (по данным за 2010 г. общая численность населения — 518,0 тыс. человек) равен 26,7%. Уровень занятости трудоспособного населения равен 46,0%. Остальные 54,0% трудоспособного населения не заняты трудовой деятельностью. Из числа занятых в экономике 46,2% работников трудятся в государственном секторе, а 53,8% — в частном. Это соотношение увеличилось в пользу частного сектора буквально за 2005 г. Пять лет назад работающие в негосударственном секторе составляли всего 22,2% [4].
В структуре занятого населения наблюдается стабилизация занятости в сельском хозяйстве, снижение численности занятых в промышленности, тенденция повышения числа занятых в сфере услуг.
В состав экономически активного населения входят и граждане, занятые поиском работы, — обратившиеся за помощью в службу занятости и официально зарегистрированные. За последние годы наблюдается тенденция их увеличения. В 2010 г. в службу занятости Республики по вопросам занятости и трудового законодательства обратились 36477 граждан. За год официально признано безработными 7683 человека.
На 1 января 2011 г. численность официально зарегистрированных в службе занятости составила 8562 человека, уровень регистрируемой безработицы составил 5,8%.
Большинство граждан, которые обращаются в службу занятости, — это уволившиеся с последнего места работы по собственному желанию. Неудовлетворенность уровнем оплаты труда и сроками ее выплаты, условиями труда и неравномерностью работы предприятий вынуждает многих работников увольняться с предприятия по собственному желанию.
В последние годы продолжает снижаться спрос на рабочую силу. Потребность предприятий и организаций Республики в работниках составила на 1 января 2011 г. 2614 человек. На одно вакантное рабочее место приходится 2,9 человек безработных [4].
Одной из наиболее острых проблем занятости в Республике является структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Суть проблемы состоит в том, что профессионально-квалификационный уровень нуждающихся в работе граждан не соответствует требованиям работодателей, а вакантные рабочие места — требованиям ищущих работу. Также сказываются последствия мирового финансового кризиса, проявившегося в Республике в приостановке деятельности некоторых предприятий вследствие разрыва налаженных связей по поставке сырья и реализации готовой продукции и ряда других причин.
В сложившейся ситуации на рынке труда возрастают требования к качеству рабочей силы. Наибольшим спросом у работодателей пользуются сегодня высококвалифицированные рабочие: швеи, слесари разной квалификации, водители, имеющие несколько категорий, газо-электросварщики, электрики, строители, трактористы, а также рабочие, владеющие несколькими смежными профессиями — плотники-столяры, слесари-сантехники, слесари-ремонтники, штукатуры-маляры. Время заполнения этих рабочих мест довольно длительно и зависит от условий труда и величины заработной платы, из них лишь 30% заполняются в течении 3‒6 месяцев. Среди безработных граждан с низкой квалификацией наибольший спрос отмечен на рабочие места, которые не требуют какой-либо квалификации, — охранник, уборщица, грузчик. Такие вакантные единицы обычно заполняются в течение месяца. Отказ в приеме на работу получает молодежь, окончившая образовательные учреждения, краткосрочные курсы из-за низкой профессиональной квалификации, отсутствия практического опыта работы, а также женщины, имеющие малолетних детей, граждане предпенсионного возраста. В Республике создана Государ-ственная служба занятости, которая обеспечивает социальную защиту высвобождаемых и временно не занятых граждан, их профессиональную переподготовку, переквалификацию и адаптацию к новым сферам приложения труда.
Различают несколько видов безработицы:
Служба занятости занимается регулированием уровня безработицы. Все граждане Республики обладают правом на получение пособия по безработице. За 2010 г. на выплату пособия по безработице израсходовано 32787,6 тыс. руб., на выплату досрочных пенсий 2917,7 тыс. руб., на выплату материальной помощи — 8,3 тыс. руб. На реализацию активных программ занятости в 2005 г. было израсходовано 1425,7 тыс. руб. В целях содействия эффективному трудоустройству молодежи разработан целый ряд программ: «Молодежная практика», «Стажер», «Общественные работы», «Трудоустройство несовершеннолетних граждан» и др. Например, в период прохождения «Молодежной практики» за молодыми людьми закрепляется опытный мастер наставник, который проводит теоретическое и практическое обучение. Зачастую, по окончании «Молодежной практики» работодатель выражает желание продолжить с молодым человеком трудовые отношения и оставляет его на предприятии.
Бесспорно, что в обозримой перспективе ситуация на рынке труда в значительной степени будет зависеть от эффективности деятельности центров занятости населения. Можно выделить несколько перспективных направлений деятельности службы в сфере социально-трудовых отношений [3]:
Выводы
Сам рынок не обладает свойством социальной защиты населения. В условиях рыночной экономики это тяжелое бремя вынуждено взять на себя государство. Усилия государства должны быть направлены на минимизацию безработицы, обеспечение занятости и возможности дать людям надежный заработок. Затем следует политика выравнивания доходов среди занятого населения и перераспределения их через государственный бюджет так, чтобы уменьшить разрыв между высшими и нижними уровнями доходов. Важнейшим направлением регулирования рынка труда является социальное партнерство как способ достижения «социальной гармонии» между наемным трудом, представленным профсоюзами, правительством и союзами предпринимателей. Это направление является очень прогрессивным, так как все стороны рыночных отношений вместе сознательно корректируют механизм рыночного саморегулирования путем заключения генеральных, местных, отраслевых тарифных соглашений. Для того чтобы социальное партнерство в Республике было эффективным, необходимо увеличивать количество коллективных договоров и дать возможность профсоюзам предприятий вводить в них более льготные условия с учетом своих возможностей (надбавки к заработной плате, пенсиям, оплата транспортных расходов своих работников, улучшение их жилищных условий). В тексте договора не должно быть фраз: «в зависимости от возможностей предприятия», «если позволят обстоятельства» и т.п., потому что они являются хорошей лазейкой для уклонения администрации от исполнения своих обязательств по оплате труда и индексации этой оплаты. От решения проблем в сфере занятости зависит состояние экономики Республики на переходном этапе.
Источники:
2. Владимирова Л.П. Экономика труда : учебное пособие. ‒ 2-е изд., перераб. и доп. ‒ М.: Изда-тельский дом «Дашков и Ко», 2004.
3. Онилова Н.Е. Государственная служба занятости: история становления, основные направления деятельности и перспективы развития // Экономика Приднестровья. ‒ № 11-12. ‒ 2005.
4. Статистический ежегодник Приднестровской Молдавской Республики — 2011: Статистический сборник (за 2006-2010 гг.) / Гос. служба статистики Министерства экономики ПМР. ‒ Тирасполь, 2011.
Страница обновлена: 19.07.2024 в 05:06:17