Russia's accession to the World Trade Organization: offers on optimization of negative consequences
Kostyleva Svetlana O.1
1 Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Download PDF | Downloads: 30 | Citations: 3
Journal paper
Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 1 (5), January-June 2013
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=29289213
Cited: 3 by 07.12.2023
Abstract:
In article an assessment is given to consequences of Russia's accession to the World Trade Organization for separate industries of economy. Also specific measures of the policy aimed at optimization of consequences of Russia's accession to the World Trade Organization are proposed.
Keywords: liberalization, world trade organization, non-oil export
Летом 2012 года после 18 лет переговорного процесса Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО). Результаты оценки последствий вступления России в ВТО в масштабах экономики всей страны указывают на общий положительный эффект. Суммарный эффект от изменения тарифов и улучшения условий доступа российских производителей на зарубежные рынки составит в краткосрочной перспективе 0,5 % от уровня агрегированного потребления в стране.
Эффект неравномерно распределен между отраслями экономики. В масштабе всей страны наибольший рост объема производства ожидается в цветной металлургии (14,45 %, в процентах от уровня базового года), в черной металлургии (3,63 %), в химическом и нефтехимическом производстве (2,05). Наибольшее сокращение объема производства ожидается в следующих отраслях: обработка древесины, целлюлозно-бумажное производство и производство изделий из дерева (-6,74 %, в процентах от уровня базового года), легкая промышленность (-4,35 %) и машиностроение (-2,77 %).
Однако необходимо иметь в виду, что в целом позитивное или нейтральное влияние вступления в ВТО на экономику России и ее отрасли может значительно варьироваться на региональном уровне как в положительную, так и в отрицательную сторону. Ключевыми параметрами, определяющими характер такого влияния, являются структуры издержек отрасли на уровне региона, а также величина транспортных и торговых расходов. Масштаб вариации эффектов еще больше увеличивается, когда мы переходим на уровень муниципалитетов. В значительном числе моногородов России произойдет снижение спроса, подобное тому, которое наблюдалось во время кризиса 2008-2009 годов.
Для того чтобы вступление в ВТО принесло стране максимальные выгоды при минимальных потерях, действия правительства должны включать в себя как меры, нацеленные на быструю и безболезненную реструктуризацию неконкурентоспособных отраслей российской экономики, так и меры, реализация которых усилит положительное влияние членства во Всемирной торговой организации [1].
Необходимо уже сегодня принимать системные меры, направленные на снижение возможного отрицательного воздействия вступления России в ВТО. Для минимизации потерь, в первую очередь, необходимы меры, направленные на ускорение процесса перемещения рабочей силы из неконкурентоспособных предприятий и отраслей в те отрасли и регионы, которые имеют потенциал роста. Особое внимание должно быть уделено проблеме моногородов, градообразующие предприятия которых работают в отраслях, характеризующихся высокой степенью риска снижения объема производства. Важным принципом политики должна быть нейтральность осуществляемых мер в отношении поддержки определенных отраслей. Меры социальной политики с учетом принципов пространственного размещения производства должны составить основу политики, направленной на смягчение отрицательных последствий [2].
Для усиления положительного влияния вступления России в ВТО необходимо, во-первых, увеличивать потенциал российского несырьевого экспорта путем снижения барьеров, препятствующих выходу российских компаний на зарубежные рынки, и принятия мер поддержки экспорта, не запрещенных в рамках ВТО. Опыт Китая и ряда других ориентированных на экспорт стран указывает на значительный потенциал развития, заложенный в политике продвижения экспорта. Вступление России в ВТО является важным и необходимым условием для того, чтобы данный механизм развития стал доступен и для российской экономики. При этом нужно иметь в виду, что речь не идет о прямых мерах государственной финансовой поддержки экспорта – ВТО запрещает применение большинства таких мер. Однако значительные издержки экспортеров связаны с другими факторами (информационными, лицензионными, таможенными, административными, инфраструктурными и т.п.), в отношении которых ВТО не только не ограничивает меры государственной поддержки, но и даже стимулирует их.
Во-вторых, положительное воздействие вступления России в ВТО связано с ростом объема поступающих в страну прямых иностранных инвестиций. Опыт государств, вступивших в ВТО ранее, и оценки последствий присоединения России к ВТО указывают на то, что прямые иностранные инвестиции в либерализуемые сектора услуг могут обеспечить в долгосрочной перспективе рост объема производства в стране до 11 % ВВП. Для усиления этих эффектов органы власти всех уровней должны рассматривать задачу улучшения инвестиционного климата в качестве основного приоритета экономической политики [3].
Конкретные меры политики, нацеленной на оптимизацию последствий вступления России в ВТО, должны включать следующее.
¾ Реструктуризация градообразующих предприятий в моногородах, находящихся в зоне риска, с последующим выводом непрофильных активов и их приватизацией.
¾ Развитие транспортной инфраструктуры, инфраструктуры связи и почты для снижения издержек обеспечения связи городов и населенных пунктов в зоне повышенного риска с другими регионами страны и зарубежными странами.
¾ Создание стимулов для прихода крупных инвесторов в регионы и города в зоне повышенного риска. На предприятия крупного бизнеса (как в промышленном производстве, так и в банковском секторе), работающие в рамках госзаказа любого рода, должны быть возложены обязательства, которые предусматривают приобретение товаров и услуг у компаний малого и среднего бизнеса в проблемных регионах и городах.
¾ Обеспечение доступа к финансированию для представителей малого и среднего бизнеса в проблемных регионах и городах.
¾ Обучение и переобучение жителей проблемных городов и регионов. Необходимо значительное развитие человеческого капитала для того, чтобы сделать эти города и регионы более привлекательными для инвесторов.
¾ Поддержка экспорта на уровне субъектов Российской Федерации может быть реализована в рамках региональных программ развития малого и среднего предпринимательства, которые на данный момент утверждены в большинстве субъектов.
¾ Снижение административных барьеров, связанных с прохождением экспортерами таможенных процедур. Основными направлениями совершенствования таможенных процедур должны стать сокращение количества документов до минимального уровня, упрощение порядка оформления экспортных разрешительных документов, оптимизация сроков таможенного оформления и выдачи разрешений на вывоз и временный ввоз-вывоз товаров на гарантийный ремонт.
¾ Улучшение налогового администрирования и совершенствование процедуры возмещения НДС по экспортным поставкам.
¾ Улучшение бизнес-климата в стране и регионах путем снижения административных барьеров, осуществления инвестиций в инфраструктуру, борьбы с коррупцией, обеспечения условий равной конкуренции для всех хозяйственных субъектов и т. п.
Заключение
Таким образом, для того чтобы вступление в ВТО прошло с наименьшими потерями для российской экономики, необходимо, чтобы на всех уровнях власти были приняты соответствующие меры. Они должны быть нацелены на снижение издержек и преимущественное развитие конкурентоспособных отраслей и предприятий, а также на переориентацию тех из них, конкурентоспособность которых невозможна в рамках существующего мирового разделения труда.
Страница обновлена: 25.04.2025 в 18:38:49