К экономическому содержанию холдингов
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1-1 (126), Январь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Появление холдингов – в железнодорожной и телекоммуникационной отраслях в США – датируется концом XIX века. В России олигополистические тенденции возникли еще в советские времена. Поэтому развитие холдинговых организаций как формы концентрации капитала и диверсификации производства имеет вполне историческую закономерность.
Ключевые слова: капитал, холдинг, диверсификация, концентрация капитала
Современная терминология российского бизнеса быстро обогащается иностранными обозначениями, и здесь слово «холдинг» не исключение. Оно составляет подавляющее большинство «приставок» перед названием компании, хотя зачастую применяется к организационным формам, не отвечающим параметрам холдинговых структур. Все дело в том, что российское экономическое общество пока что не сформулировало свое отношение к холдингам, во многом из-за недостатка соответствующих теоретических изысканий.
Какая структура прячется за понятием "холдинг"?
Принимая во внимание нетривиальность рассматриваемой проблематики, а также страновой и этимологический аспекты, обозначим несколько точек зрения на природу холдинговых отношений. Традиционное их понимание состоит в экономическом контроле взаимосвязанных предприятий.
Немецкий исследователь Роберт Лифманн, рассматривая концентрацию капитала в национальной экономике, подчеркивает, что холдинг есть особая форма объединения, для которой характерно наличие «административной» компании во главе [1]. Сфера ее деятельности достаточно обширна и может варьироваться от финансового контроля дочерних предприятий до сохранения контрольного пакета акций для недопущения недружественного поглощения.
С другой стороны, само понятие холдинга возникло от англ. «hold» ‑ владеть, держать. Именно поэтому англоязычная терминология предполагает под холдингом только головную компанию, владеющую контрольным пакетом акций, достаточным для влияния в совете директоров другой компании. В российском законодательстве и правоприменительной практике понятие холдинга существенным образом трансформировалось и приобрело значение группы компаний [2].
Если опираться на предложенную Дементьевым В.Е. классификацию современных экономических образований, то термину "холдинг" будет близко значение интегрированной бизнес-группы. Входящие в нее предприятия сохраняют статус отдельных хозяйствующих субъектов, но достигают более высокой согласованности действий, чем в границах типичных контрактов относительно распределения ресурсов [3]. При этом «интегрированность» бизнес-группы достигается действующим на регулярной основе координационным центром.
Архитектура холдинга представляет собой совокупность бизнес-единиц, сформированных внутрифирменными регламентами по функциональному или территориальному признаку и признаваемых как центр накопления прибыли. В их состав может входить несколько компаний, не лишающихся при этом своей юридической самостоятельности. Экономическая и финансовая самостоятельность делегируется дочерним предприятиям в том объеме, в каком она необходима для ведения оперативной деятельности. Поэтому мы имеем основания рассматривать холдинг как форму предпринимательского объединения на основе отношений экономической субординации при сохранении формальной юридической самостоятельности.
1. Технологический компонент
Экономическая природа холдинговых организаций связана с определяющей ролью трех компонентов, первым из которых является технологический. Наиболее распространенный случай, когда объединение затрагивает предприятия связанного производственного цикла. Управляющая компания приобретает ниже- или вышестоящие звенья, дабы полностью контролировать цепочку создания товара. Основные преимущества идентичны преимуществам вертикальной интеграции. Они состоят в том, что экономия издержек поиска контрагента ведет к глубокой технической кооперации, высокая частота сделок побуждает к заключению долгосрочных контрактов и осуществлению специфических инвестиций.
Наличие одного поставщика или покупателя позволяет выработать схожую технологическую основу и добиться совместимости производимой продукции. Отдельные преимущества создает интеграция, ставящая своей целью максимально приблизиться к конечному потребителю, увеличив при этом цепочку создания стоимости. Такая практика имеет место при создании собственных сбытовых компаний (так называемые «фирменные» магазины).
Психология потребителя состоит в том, что он охотнее доверяет известным маркам, ассоциированным с непосредственным заводом-изготовителем. Покупатель видит в этом «свежесть» продукта, его качество и зачастую оплачивает меньшую торговую наценку. Это выгодно и самому производителю. Он удлиняет цепочку создания стоимости, доводя товар до конечного потребителя, и получает дополнительную маржу, забирая ее у посредников.
Холдинг при такой диверсификации становится более восприимчивым к потребностям клиентов, возникает механизм обратной связи посредством создания сервисных центров и института гарантийного обслуживания. Государство получает определенную выгоду в виде дополнительных налоговых отчислений от крупных компаний, контролировать которые гораздо легче, чем многочисленных мелкие субъекты торговли.
Широкое применение данный компонент нашел в автомобилестроительных холдингах. Здесь выстраиваются длинные цепочки, начиная от производства мелких комплектующих и заканчивая гарантийным обслуживанием покупателей, которое должно соответствовать единым стандартам холдинга.
2. Работа на одной инфраструктурной базе
Вторым объединяющим компонентом выступает работа на одной инфраструктурной базе. Такая ситуация подразумевает сочетание основных и вспомогательных производств. Распространенным случаем является приобретение или выделение логистической компании, занимающейся обслуживанием основного производственного процесса. Поэтому инфраструктурный компонент особенно важен для компаний добывающих отраслей, когда сырье требуется транспортировать к месту его переработки.
Российская практика знает достаточное число примеров появления отраслевых банков, страховых компаний и даже негосударственных пенсионных фондов, предоставляющих финансовые услуги для компаний холдинга. Преимущества инфраструктурного взаимодействия состоят в специализации предприятий на определенном производстве при сохранении патронажа со стороны головной организации. «Специализированная» компания действует на рыночных основах, осваивает новые сегменты потребительского спроса, достигая рентабельности и диверсифицируя риски материнской компании, а также оказывает предприятиям холдинга услуги по сниженным тарифам.
3. Географическая близость производства
Третьим компонентом объединения становится географическая близость производства. Преимуществом выступает высокая концентрация ресурсов посредством сосредоточения нескольких предприятий со схожим видом деятельности на обособленной территории. Эффект от масштаба здесь будет основной движущей силой взаимодействия.
Дабы оценить место холдинга в системе экономических организаций, обратимся к известному примеру межфирменного взаимодействия, коими могут считаться торговые сети. Они построены по принципу максимального охвата территории идентичными магазинами, преследующими единственную цель – увеличение объема продаж.
Структура торговых сетей предельно проста – одинаковые магазины (чем более схожи магазины, тем лучше) пользуются одинаковыми сбытовыми каналами, зачастую не имеют юридической самостоятельности, а финансовая самостоятельность ограничена точкой накопления выручки. Особенностью же холдингов по сравнению с сетями является неоднородная организационная структура и сложность экономического базиса межфирменных связей.
Противопоставление торговых сетей и холдинга, а также представленные выше три компонента его экономической природы, дают нам основание утверждать, что появление холдингов есть объективная экономическая закономерность организационного развития компаний.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 08:44:21