Использование экономико-статистических методов в исследовании рыночной инфраструктуры города

Суслова Ю.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (121), Октябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Суслова Ю.Ю. Использование экономико-статистических методов в исследовании рыночной инфраструктуры города // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 10. – С. 45-48.

Аннотация:
Определяющим фактором в развитии рыночной инфраструктуры выступает экономико-статистическая оценка показателей. Она осуществляется на базе социально-экономических критериев мониторинга с использованием различных статистических методов ее определения.

Ключевые слова: город, рыночная инфраструктура, городская инфраструктура



Определяющим фактором в развитии рыночной инфраструктуры выступает экономико-статистическая оценка показателей. Она осуществляется на базе социально-экономических критериев мониторинга с использованием различных статистических методов ее определения.

Для эффективного планирования и менеджмента необходима полная, точная и оперативная информация об объекте управления. Такой информацией в значительной степени призван обеспечить мониторинг социально-экономического развития территории. Как механизм выявления и учета потребностей, он является ядром системы социально-экономического муниципального планирования.

Мониторинг

Мониторинг определяет не только перспективные цели, но и всю технологию разработки плана, его комплексность, обоснованность, реальность и эффективность. Особенно важно проведение предплановых исследований в административных районах столиц, крупных городах, как территорий с высокой плотностью населения и повышенными требованиями к факторам социальной инфраструктуры.

Наличие информации о распределении долей рынка между предприятиями позволяет проанализировать конкурентную среду, что является одной из основных целей исследования инфраструктуры. Сформировавшаяся с 2000 года тенденция роста уровня насыщения розничной торговли товарами носила устойчивый характер.

Если ранее малейшее повышение покупательского спроса сопровождалось нарушением сбалансированности потребительского рынка, то в настоящее время этого практически не происходит. Для рыночной инфраструктуры характерно усиление необходимости государственного регулирования, повышение достоверности и объективности результатов исследования рынка при обобщении и анализе степени развития конкуренции, состоянии исследуемого объекта.

Индекс Герфиндаля-Хиршмена и процент концентрации рынка

При оценке состояния рыночной инфраструктуры необходимо использовать такие статистические методы, как расчет коэффициентов концентрации рынка, индекс Герфиндаля-Хиршмена, характеризующие преобладание на рынке одной или нескольких фирм.

Коэффициент концентрации рынка представляет собой процентное отношение всех объемов продаж предприятиями, имеющими большие доли в сегменте, к общему объему продаж.

Индекс Герфиндаля-Хиршмена определяется как сумма квадратов рыночных долей крупных фирм на рынке и трактуется как наиболее адекватная характеристика интенсивности конкуренции. Он используется совместно с коэффициентом концентрации рынка. Если последний более 70%, а индекс Герфиндаля-Хиршмена более 2000, то присутствует высокая степень концентрации рынка и конкурентная среда развита слабее.

Необходимо отметить, что в целом потребительский рынок товаров отечественного производства является умеренно концентрированным. Т.е. на нем находится достаточное число предприятий-продавцов, что отражается на высокой конкурентной среде между ними.

Комплексная оценка рынка и степени его привлекательности

Анализируя рыночную инфраструктуру по укрупненным товарным группам, отметим, что наибольшая концентрация рынка наблюдается по товарам зарубежного производства – 66,2% по сравнению с рынком отечественных товаров – 56,5%. Конкурентная среда более жесткая на рынке товаров зарубежного производства – 4911,2 по сравнению с рынком товаров отечественного производства – 4320,1, о чем свидетельствует индекс Герфиндаля-Хиршмена (таблица 1). Таким образом, концентрация рыночных долей остается умеренной, т.е. рынок не насыщен товарами в полном объеме, и имеется возможность увеличения его емкости.

Таблица 1

Расчет коэффициентов концентрации и индекса Герфиндаля-Хиршмена на потребительском рынке отдельных товаров и товарных групп города

Показатели
Доли трех крупных продавцов, %
Коэффициент концентрации рынка, %
Квадраты долей рынка продавцов
Индекс Герфиндаля-Хиршмена
Уровень концентрации рынка и интенсивности конкуренции
Потребительский рынок отдельных товаров и товарных групп в целом
57,3
29,9
9,73
59,1
3283,3
894,0
94,7
4272,0
Умеренный
Потребительский рынок отечественных товаров и товарных групп
54,4
36,5
5,33
56,5
2959,4
1332,3
28,4
4320,1
Умеренный
Потребительский рынок зарубежных товаров и товарных групп
65,5
11,1
22,31
66,2
4290,3
123,2
497,7
4911,2
Умеренный

Использование метода анализа товарного рынка через дисперсию рыночных долей приводит к тому, что для всего рынка она составляет 2,31, по товарам отечественного производства – 3,2, зарубежного – 0,56. Это характеризует возможную рыночную власть предприятий через неравенство их размеров.

Следовательно, чем больше величина дисперсии, тем более неравномерным и более концентрированным является рынок, тем на нем слабее конкуренция и сильнее власть крупных фирм, особенно тех, которые осуществляют реализацию товаров отечественного производства, что и было отмечено во всех ранее произведенных расчетах.

Таким образом, применение ряда экономико-статистических методов при оценке рыночной инфраструктуры позволяет комплексно оценить развитие самого рынка и степень его привлекательности для настоящих и будущих потенциальных инвесторов.


Источники:

1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Анализ структур товарных рынков: экономическая теория и практика России. – М.: Экон. ф-т МГУ: ТЕИС, 1998. – 133 с.

2. Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков.- М.: Экон. ф-т МГУ: ТЕИС, 2000. – 253 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:05:06