Использование экономико-статистических методов в исследовании рыночной инфраструктуры города
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10-2 (121), Октябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Суслова Ю.Ю. Использование экономико-статистических методов в исследовании рыночной инфраструктуры города // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 10. – С. 45-48.
Аннотация:
Определяющим фактором в развитии рыночной инфраструктуры выступает экономико-статистическая оценка показателей. Она осуществляется на базе социально-экономических критериев мониторинга с использованием различных статистических методов ее определения.
Ключевые слова: город, рыночная инфраструктура, городская инфраструктура
Определяющим фактором в развитии рыночной инфраструктуры выступает экономико-статистическая оценка показателей. Она осуществляется на базе социально-экономических критериев мониторинга с использованием различных статистических методов ее определения.
Для эффективного планирования и менеджмента необходима полная, точная и оперативная информация об объекте управления. Такой информацией в значительной степени призван обеспечить мониторинг социально-экономического развития территории. Как механизм выявления и учета потребностей, он является ядром системы социально-экономического муниципального планирования.
Мониторинг
Мониторинг определяет не только перспективные цели, но и всю технологию разработки плана, его комплексность, обоснованность, реальность и эффективность. Особенно важно проведение предплановых исследований в административных районах столиц, крупных городах, как территорий с высокой плотностью населения и повышенными требованиями к факторам социальной инфраструктуры.
Наличие информации о распределении долей рынка между предприятиями позволяет проанализировать конкурентную среду, что является одной из основных целей исследования инфраструктуры. Сформировавшаяся с 2000 года тенденция роста уровня насыщения розничной торговли товарами носила устойчивый характер.
Если ранее малейшее повышение покупательского спроса сопровождалось нарушением сбалансированности потребительского рынка, то в настоящее время этого практически не происходит. Для рыночной инфраструктуры характерно усиление необходимости государственного регулирования, повышение достоверности и объективности результатов исследования рынка при обобщении и анализе степени развития конкуренции, состоянии исследуемого объекта.
Индекс Герфиндаля-Хиршмена и процент концентрации рынка
При оценке состояния рыночной инфраструктуры необходимо использовать такие статистические методы, как расчет коэффициентов концентрации рынка, индекс Герфиндаля-Хиршмена, характеризующие преобладание на рынке одной или нескольких фирм.
Коэффициент концентрации рынка представляет собой процентное отношение всех объемов продаж предприятиями, имеющими большие доли в сегменте, к общему объему продаж.
Индекс Герфиндаля-Хиршмена определяется как сумма квадратов рыночных долей крупных фирм на рынке и трактуется как наиболее адекватная характеристика интенсивности конкуренции. Он используется совместно с коэффициентом концентрации рынка. Если последний более 70%, а индекс Герфиндаля-Хиршмена более 2000, то присутствует высокая степень концентрации рынка и конкурентная среда развита слабее.
Необходимо отметить, что в целом потребительский рынок товаров отечественного производства является умеренно концентрированным. Т.е. на нем находится достаточное число предприятий-продавцов, что отражается на высокой конкурентной среде между ними.
Комплексная оценка рынка и степени его привлекательности
Анализируя рыночную инфраструктуру по укрупненным товарным группам, отметим, что наибольшая концентрация рынка наблюдается по товарам зарубежного производства – 66,2% по сравнению с рынком отечественных товаров – 56,5%. Конкурентная среда более жесткая на рынке товаров зарубежного производства – 4911,2 по сравнению с рынком товаров отечественного производства – 4320,1, о чем свидетельствует индекс Герфиндаля-Хиршмена (таблица 1). Таким образом, концентрация рыночных долей остается умеренной, т.е. рынок не насыщен товарами в полном объеме, и имеется возможность увеличения его емкости.
Таблица 1
Расчет коэффициентов концентрации и индекса Герфиндаля-Хиршмена на потребительском рынке отдельных товаров и товарных групп города
Показатели
|
Доли трех крупных продавцов, %
|
Коэффициент концентрации рынка, %
|
Квадраты долей рынка продавцов
|
Индекс Герфиндаля-Хиршмена
|
Уровень концентрации рынка и интенсивности конкуренции
|
Потребительский рынок отдельных товаров и товарных групп в целом
|
57,3
29,9 9,73 |
59,1
|
3283,3
894,0 94,7 |
4272,0
|
Умеренный
|
Потребительский рынок отечественных товаров и товарных групп
|
54,4
36,5 5,33 |
56,5
|
2959,4
1332,3 28,4 |
4320,1
|
Умеренный
|
Потребительский рынок зарубежных товаров и товарных групп
|
65,5
11,1 22,31 |
66,2
|
4290,3
123,2 497,7 |
4911,2
|
Умеренный
|
Использование метода анализа товарного рынка через дисперсию рыночных долей приводит к тому, что для всего рынка она составляет 2,31, по товарам отечественного производства – 3,2, зарубежного – 0,56. Это характеризует возможную рыночную власть предприятий через неравенство их размеров.
Следовательно, чем больше величина дисперсии, тем более неравномерным и более концентрированным является рынок, тем на нем слабее конкуренция и сильнее власть крупных фирм, особенно тех, которые осуществляют реализацию товаров отечественного производства, что и было отмечено во всех ранее произведенных расчетах.
Таким образом, применение ряда экономико-статистических методов при оценке рыночной инфраструктуры позволяет комплексно оценить развитие самого рынка и степень его привлекательности для настоящих и будущих потенциальных инвесторов.
Источники:
2. Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков.- М.: Экон. ф-т МГУ: ТЕИС, 2000. – 253 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:05:06