Повышение инновационного потенциала малого предпринимательства как инструмент экономической безопасности России

Борисов С.А.1, Соменкова Н.С.1
1 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Россия, Нижний Новгород

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)

Цитировать:
Борисов С.А., Соменкова Н.С. Повышение инновационного потенциала малого предпринимательства как инструмент экономической безопасности России // Экономическая безопасность. – 2022. – Том 5. – № 4. – С. 1665-1678. – doi: 10.18334/ecsec.5.4.114990.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49860726
Цитирований: 7 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Инновационное развитие малого предпринимательства выступает в качестве одного из ключевых факторов ускорения рыночных преобразований и способствует социально-экономическому развитию современного общества. Увеличение количества малых предприятий вызывает рост экономических показателей и качества жизни населения, обеспечивает быструю генерацию новых рабочих мест, уменьшая социальную напряженность. Это способствует обеспечению экономической безопасности страны. Сегодня возникают серьезные проблемы, стоящие перед малым бизнесом, ввиду последствий пандемии COVID-19 и ряда санкций других стран в отношении РФ. Авторами статьи проводится экономико-статистический анализ деятельности малых предприятий, рассматриваются основные проблемы их функционирования в современных условиях. Рассматривается перечень мероприятий, направленных на повышение инновационного потенциала малых предприятий и преодоления ими кризисных явлений в экономике.

Ключевые слова: инновационное развитие, малые предприятия, санкции, экономическая безопасность

JEL-классификация: M21, L26, O31



Введение. Инновационное развитие малого предпринимательства выступает в качестве одного из ключевых факторов ускорения рыночных преобразований и способствует социально-экономическому развитию современного общества. Увеличение оборота малых предприятий способствует росту экономических показателей и повышению качества жизни населения. Являясь драйвером инноваций, малый бизнес обеспечивает быструю генерацию новых рабочих мест и уменьшает социальную напряженность. Поэтому во многих развитых странах, включая Россию, инновационное развитие малого предпринимательства является стратегическим фактором обеспечения экономической безопасности.

Проблемы функционирования малого предпринимательства в России широко рассматриваются в научных публикациях. Проблема инновационного развития малых предприятий исследована в научных работах: Е.В. Булановой, Н.С. Соменковой, Н.А. Ягуновой [2] (Bulanova, Somenkova, Yagunova, 2019), Е.А. Гончаровой [4] (Goncharova, 2020), А.А. Шпилевой [18] (Shpilyova, 2021).

Влияние пандемии COVID-19 на развитие малого бизнеса рассматривается в работах: Е.А. Борковой, М.В. Доронина, А.С. Мазина [1] (Borkova, Doronin, Mazin, 2021), Н.Д. Воронова [3] (Voronov, 2021), Е.В. Дробот, И.Н. Макарова, С.М. Манасяна, В.С. Назаренко [5] (Drobot, Makarov, Manasyan, Nazarenko, 2020). Работы А.В. Козырева [9] (Kozyrev, 2021), А.А. Смирновой [15] (Smirnova, 2021), А.В. Ханиной, А.В. Зимовца [17] (Khanina, Zimovets, 2022) посвящены изучению мер государственной поддержки малого предпринимательства в условиях пандемии, «оценке их эффективности» [8] (Karavaeva, Bykovskaya, Bukhvald, Kazantsev, Kolomiets, Lev, Kolpakova, 2021).

Интерес представляет также научная работа С.Г. Захаровой и С.А. Борисова [6] (Zakharova, Borisov, 2018), в которой рассматриваются возможности участия малого бизнеса в контрактной системе, а также предлагаются способы повышения спроса на услуги малых предприятий в условиях санкций.

При этом недостаточно изученными остаются вопросы повышения инновационного потенциала малого предпринимательства в условиях экономических санкций в отношении России.

В связи с этим возрастает актуальность и практическое значение исследования возможностей повышения инновационного потенциала малого предпринимательства в системе вызовов и угроз экономической безопасности РФ.

Целью исследования является анализ возможностей инновационного развития малого предпринимательства в системе вызовов и угроз экономической безопасности РФ.

Научная новизна исследования заключается в том, что проанализированы возможности инновационного развития малых предприятий в условиях экономических санкций в отношении России, систематизированы меры государственной поддержки малого предпринимательства и определено их влияние на развитие малого бизнеса.

Гипотеза исследования предполагает наличие зависимости обеспечения экономической безопасности России от инновационного развития малого предпринимательства.

В качестве методической базы исследования использовались: логико-структурный, системный и сравнительный анализ. Материалами для исследования послужили статистические данные с сайта Федеральной службы государственной статистики.

Возможности инновационного развития субъектов малого предпринимательства в России. В результате воздействия последствий ограничений, введенных из-за распространения COVID-19 и экономических санкций в отношении РФ, оборот малых предприятий в 2020 г. по сравнению с 2019 г. уменьшился на 10,8% и составил 25619,84 млрд руб. (рис. 1). Однако уже в 2021 году ряд сфер малого предпринимательства смогли преодолеть кризис и увеличить свой оборот. Так, в первом полугодии 2021 года оборот малых предприятий увеличился на 18% по сравнению с 2020 годом [16].

Рисунок 1. Оборот малых предприятий (без микропредприятий)

в РФ в 2017–2021 гг., млрд руб.

Источник: составлено авторами.

В 2021 году по обороту малого бизнеса лидировала розничная и оптовая торговля (вместе с авторемонтом), доля которой составила около 51% совокупной выручки. По 10% выручки приходится на обрабатывающую промышленность и строительство, по 5,5% – транспортировку/хранение и операции с недвижимостью [16].

Наибольший прирост оборота среди субъектов малого предпринимательства был достигнут в туристическом бизнесе (+125,7%), рекламном бизнесе (+54,1%), а также в сфере искусства и развлечения (+49,1%). Самую низкую динамику оборота показала оптовая торговля (+5,1%).

В 2021 году, по сравнению с предыдущим годом, количество малых предприятий уменьшилось на 2% и составило 2,29 млн предприятий. При этом на 7,2% увеличилось число индивидуальных предпринимателей (ИП) [16].

Половина малых предприятий (МП) сосредоточена в двух федеральных округах (Центральном и Приволжском). Самый низкий показатель отмечен в Северо-Кавказском федеральном округе (рис. 2).

Рисунок 2. Распределение малых предприятий по федеральным округам в 2021 году

Источник: составлено авторами.

В современных условиях конкурентоспособность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от возможности внедрения инноваций.

В РФ за период с 2009 по 2019 г. удельный вес малых предприятий, осуществляющих технологические инновации, увеличился и составил 5,9% (рис. 3). Ведущую позицию по внедрению технологических инноваций МП занимает Приволжский федеральный округ (6,4%). Доля Северо-Кавказского и Дальневосточного федеральных округов по данному показателю наименьшая.

Рисунок 3. Доля малых предприятий, осуществлявших технологические инновации в РФ, %

Источник: составлено авторами.

Наиболее высокая доля МП, осуществляющих технологические инновации, наблюдается на предприятиях по производству лекарственных средств (21,7%), компьютеров, электронных и оптических изделий (18%), энергетического оборудования (11,4%).

На рисунке 4 представлена динамика изменения доли МП, осуществлявших технологические инновации в период с 2007 по 2019 год.

Рисунок 4. Динамика изменения доли малых предприятий, осуществлявших инновации

в период с 2007 по 2019 год

Источник: составлено авторами.

Рисунок 4 демонстрирует динамику изменения удельного веса МП, осуществляющих технологические инновации за период 2007–2019 гг., по Приволжскому федеральному округу в целом и по Нижегородской области. На основании продемонстрированной на рисунке 4 динамики можно сделать вывод, что за последние годы доля таких предприятий увеличилась как в Нижегородской области, так и в Приволжском федеральном округе в целом. При этом Нижегородская область является одним из локомотивов развития Приволжского федерального округа, так как доля МП, осуществляющих технологические инновации, в Нижегородской области выше, чем в среднем по Приволжскому федеральному округу. Для более наглядного отражения динамики изменения данного показателя в Нижегородской области был построен степенной тренд, который также может быть полезен при прогнозировании данного показателя на последующие временные периоды.

За анализируемый период затраты МП на инновационную деятельность в РФ увеличились в 4 раза и составили 27340,2 млн руб. (рис. 5). Причем увеличение затрат на инновационную деятельность субъектов малого бизнеса наблюдается во всех федеральных округах, кроме Сибирского. Приволжский федеральный округ занимает второе место по данному показателю, уступая только Центральному федеральному округу.

Рисунок 5. Затраты на инновационную деятельность малых предприятий в РФ, млн руб.

Источник: составлено авторами.

Увеличение затрат на инновационную деятельность свидетельствует о понимании руководителями компаний, что повышение конкурентоспособности бизнеса невозможно без внедрения инноваций. За последние три года малый бизнес значительно увеличил инвестиции в цифровые технологии. В 2020 году высокого уровня цифровизации среди ИП достигли 10%, среди МП – 15% [14].

Ограничения во время пандемии COVID-19 ускорили процессы, связанные с внедрением цифровых технологий малыми предприятиями. Использование цифровых технологий позволяет повысить эффективность бизнеса за счет минимизации затрат (инструменты таргетированной рекламы в социальных сетях, финансовые инструменты онлайн-платежей, 1С).

Субъекты малого бизнеса активно внедряют такие цифровые технологии, как широкополосный интернет, электронный обмен данными, серверы, электронный документооборот, веб-сайты, ERP (система планирования ресурсов фирмы), CRM (система управления отношениями с клиентами), SCM-системы (система управления процессами поставок), чат-боты для продвижения услуг (например, турфирмы), облачные решения (электронная почта, файловое хранилище Яндекс. Диск, «Офис» в облаке, IT-аутсорсинг, аренда облачных приложений).

Кроме того, малые промышленные фирмы используют: промышленный Интернет вещей (IIoT), робототехнику, сенсорные технологии, аддитивное производство (3D-печать), искусственный интеллект.

Облачные решения гарантируют предпринимателям безопасность данных, а также с минимальными затратами форсируют обновление информационных платформ [12] (Novoseltseva, Rasskazova, 2020).

Малые компании применяют lean-технологии управления (системы TPM, 5S, «6 сигм»), которые позволяют без значительных вложений сократить издержки, увеличить производительность и прибыль.

Проведенное исследование позволило выявить факторы, ограничивающие возможности инновационного развития малого бизнеса в России:

- высокие ставки по кредитам;

- недостаток финансовых средств для открытия бизнеса, внедрения передовых производственных технологий, модернизации оборудования;

- высокие «инновационные риски» [7] (Karavaeva, Kazantsev, Kolomiets, Frenkel, Bykovskaya, Ivanov, Lev, Kolpakova, 2020);

- сопротивление руководителей изменениям.

Решить данные проблемы без государственной поддержки невозможно.

Механизм государственной поддержки малого предпринимательства в России. В конце 2020 года Российский союз промышленников и предпринимателей провел опрос компаний в целях оценки мер финансовой поддержки в условиях пандемии. Доля МП среди участников опроса составила 31,3% [13].

Опрос показал, что 40% субъектов малого бизнеса воспользовались мерами финансовой поддержки. Наиболее востребованными были меры поддержки, направленные на уменьшение/компенсацию затрат (25% респондентов), на сохранение рабочих мест (25%), а также на повышение доступности кредитов (15,7%).

Почти 30% МП при получении мер поддержки столкнулись с проблемой выполнения условий программы (например, сохранение 100% численности сотрудников на долгосрочный период), 25% опрошенных были недовольны дополнительными требованиями со стороны банков (запрос излишних документов) и сложной процедурой отчетности, 10% участников опроса отметили организационные трудности (отказ в удаленном открытии счета). Треть из числа малых компаний, получивших поддержку, не сталкивались с серьезными проблемами.

Около 30% опрошенных считают оказываемые меры финансовой поддержки эффективными. Отрицательную оценку дали 17,1% респондентов. Большинство представителей малого бизнеса (41,2%) отметили, что этих мер недостаточно, но органы власти делают все возможное.

Оценка малым бизнесом мер государственной поддержки и выявленные проблемы развития малых предприятий свидетельствуют о недостаточности применяемых мер в условиях пандемии и необходимости их дальнейшего совершенствования.

Для стабилизации ситуации в период экономических санкций и сглаживания последствий пандемии Правительством РФ в марте 2022 года был разработан дополнительный комплекс мер антикризисной поддержки малого предпринимательства.

Наиболее эффективными предприниматели считают налоговые [11] (Lev, Bolonin, Leshchenko, 2022) и банковские меры поддержки. Рассмотрим их более подробно.

К налоговым льготам относятся:

- предоставление налоговых каникул до 1 января 2025 г. для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (ИП), применяющих патентную систему налогообложения (ПСН) или упрощенную систему налогообложения (УСН); применяется для ИП, осуществляющих деятельность в установленных сферах (бытовые услуги, гостиничные услуги, производственная, научная, социальная сферы);

- установление нулевой ставки НДС с 01.07.2022 для бизнеса, работающего в сфере гостиничных услуг и услуг по предоставлению в аренду или пользование объектов туриндустрии;

- возмещение НДС за 2022–2023 годы в заявительном (ускоренном) порядке;

- приостановление выездных налоговых проверок для IT-компаний до 3 марта 2025 г.;

- освобождение от уплаты налога на прибыль ИТ-компаний за периоды 2022–2024 гг., ранее плативших этот налог по ставке 3%;

- применение с 1 июля 2022 г. автоматического налогового режима (АУСН) в отношении организаций и ИП с годовым доходом до 60 млн руб. и численностью до 5 человек.

Среди банковских мер поддержки отметим отсрочку до 6 месяцев по кредитам, выданным до 1 марта 2022 года для малых предприятий из числа отраслей, пострадавших от пандемии COVID-19; компенсацию затрат в случае использования системы быстрых платежей; кредиты для IT-компаний по ставке, не превышающей 3% и льготную ипотеку для сотрудников этих компаний.

Введен «зонтичный» механизм поручительства, позволяющий без предоставления банку залога получить кредиты малым предприятиям и ИП, которые удовлетворяют требованиям законодательства и находятся в реестре МСП. Данные кредиты предоставляются на развитие бизнеса, пополнение оборотных средств или рефинансирование старого кредита. В этом случае гарантом возврата кредита становится Корпорация МСП.

Отдельно следует отметить программы льготного кредитования субъектов малого предпринимательства. Так, по антикризисной программе МП предоставляется кредит/рефинансирование по ставке до 8,5%. Программа оборотного кредитования предусматривает получение МП льготного кредита (или рефинансирование ранее полученного) по ставке не более 15%. При этом сумма кредита по данной программе не может превышать 300 тыс. руб.

МП также могут воспользоваться для открытия нового бизнеса или расширения производства инвестиционным льготным кредитом на срок до 3 лет по ставке не выше 15%. Сумма кредита не может быть больше 1 млн руб. [10].

Кроме того, малые предприятия до 30 сентября 2022 года могут воспользоваться отсрочками по кредитам.

Проведенное исследование показало, что около 40% предпринимателей считают применяемые меры недостаточными для решения их проблем в современных условиях, поэтому необходимо дальнейшее совершенствование государственной поддержки.

Заключение

Таким образом, инновационное развитие малого бизнеса является стратегическим фактором обеспечения экономической безопасности страны. Современные тенденции развития бизнеса требуют все более активного внедрения цифровых технологий в деятельность субъектов малого предпринимательства, поскольку цифровизация определяет качество и скорость производственных процессов, а также повышает эффективность решения бизнес-задач.

Правительство РФ осуществляет значительную поддержку малого предпринимательства в современных условиях, применяя разнообразные меры поддержки. Наиболее востребованными у предпринимателей мерами поддержки являются меры, направленные на повышение доступности кредитов, уменьшение расходов и сохранение рабочих мест.

Однако при получении мер поддержки малые предприятия сталкиваются с рядом проблем, основными из которых являются: установление банками дополнительных требований, невозможность выполнения условий программы, сложная процедура отчетности. Поэтому необходимо повышать эффективность оказания мер государственной поддержки.


Источники:

1. Боркова Е.А., Доронин М.В., Мазин А.С. Экономические последствия коронавирусной инфекции для малого бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 5. – c. 1181-1194. – doi: 10.18334/epp.11.5.112085.
2. Буланова Е.В., Соменкова Н.С., Ягунова Н.А. Формирование стратегии развития малого инновационного предприятия промышленного комплекса // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 2. – c. 449-466. – doi: 10.18334/vinec.9.2.40783.
3. Воронов Н.Д. Конкурентоспособность малого и среднего предпринимательства: сущность, пути повышения, взаимосвязь с теневой экономикой // Теневая экономика. – 2021. – № 4. – c. 307-326. – doi: 10.18334/tek.5.4.113941.
4. Гончарова Е.А. Тенденции развития высокотехнологичного малого бизнеса в системе социально-экономической безопасности в регионах России // Экономическая безопасность. – 2020. – № 2. – c. 219-232. – doi: 10.18334/ecsec.3.2.110273.
5. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Манасян С.М., Назаренко В.С. Малый и средний бизнес в России: как жить во время и после кризиса? // Креативная экономика. – 2020. – № 10. – c. 2413-2430. – doi: 10.18334/ce.14.10.110897.
6. Захарова С.Г., Борисов С.А. Спрос на услуги малых предприятий в рамках муниципальных контрактов в условиях санкций // Экономические исследования и разработки. – 2018. – № 3. – c. 42-48.
7. Караваева И.В., Казанцев С.В., Коломиец А.Г., Френкель А.А., Быковская Ю.В., Иванов Е.А., Лев М.Ю., Колпакова И.А. Основные тенденции развития экономики России на очередной трехлетний период: анализ, риски, прогноз // Экономическая безопасность. – 2020. – № 4. – c. 415-442. – doi: 10.18334/ecsec.3.4.111031.
8. Караваева И.В., Быковская Ю.В., Бухвальд Е.М., Казанцев С.В., Коломиец А.Г., Лев М.Ю., Колпакова И.А. Экспертная оценка проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2021. – № 11(119). – c. 138-163. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2021.11.01.019.
9. Козырев А.В. Концепция адаптивной системы развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 12. – c. 2755-2774. – doi: 10.18334/epp.11.12.114049.
10. Коронавирус: меры поддержки граждан и бизнеса. Сайт Банка России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/covid (дата обращения: 12.04.2022).
11. Лев М.Ю., Болонин А.И., Лещенко Ю.Г. Налоговое администрирование как механизм укрепления экономической безопасности налоговой системы государства // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 525-546. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114626.
12. Новосельцева Г.Б., Рассказова Н.В. Перспективы малого бизнеса в цифровой экономике // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 1. – c. 521-532. – doi: 10.18334/vinec.10.1.100580.
13. Оценка бизнесом финансовых мер поддержки в условиях распространения Covid-19. Rspp.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rspp.ru/activity/analytics/-otsenka-biznesom-finansovykh-mer-podderzhki-v-usloviyakh-rasprostraneniya-covid-19 (дата обращения: 18.04.2022).
14. Пандемия и переход компаний на «удаленку». Индекс цифровизации малого и среднего бизнеса. НАФИ. Аналитический центр. [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/analytics/pandemiya-i-perekhod-kompaniy-na-udalenku-indeks-tsifrovizatsii-malogo-i-srednego-biznesa (дата обращения: 12.04.2022).
15. Смирнова А.А. О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в период пандемии COVID-19 в России // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 2. – c. 285-298. – doi: 10.18334/epp.11.2.111588.
16. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 20.04.2022).
17. Ханина А.В., Зимовец А.В. Последствия пандемии COVID-19 для субъектов малого и среднего предпринимательства: прогнозный сценарий эффективности мер поддержки // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 2. – c. 511-526. – doi: 10.18334/epp.12.2.114192.
18. Шпилёва А.А. Процессы цифровизации в компаниях малого и среднего бизнеса в условиях пандемии // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 2. – c. 299-312. – doi: 10.18334/epp.11.2.111637.

Страница обновлена: 14.08.2024 в 18:05:37