Модели экономической стратегии инновационного поведения фирм
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1 (13), Январь 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
(Продолжение. Начало в № 12/2000)
В статье “Киты” инновационной стратегии”, или инновационные аспекты развития российского рынка автомобильных масел, опубликованной в прошлом номере журнала, было показано, что сегодня на отечественном рынке автомобильных масел сложилась олигополистическая структура рынка, т.е. такая рыночная ситуация, когда имеется ограниченное число крупных фирм-участников, занимающихся данным видом бизнеса.
Ключевые слова: рынок автомобильных масел, инновационное поведение
Продолжение. Начало в № 12/2000.
В статье “Киты” инновационной стратегии”, или инновационные аспекты развития российского рынка автомобильных масел, опубликованной в прошлом номере журнала, было показано, что сегодня на отечественном рынке автомобильных масел сложилась олигополистическая структура рынка, т.е. такая рыночная ситуация, когда имеется ограниченное число крупных фирм-участников, занимающихся данным видом бизнеса.
Было показано, что использование индекса Херфиндаля-Хиршмана (HHI), который с 1982 года служит основным ориентиром при осуществлении антимонопольной политики США, позволяет определить не только численность продавцов, но неравенство их положения на рынке. Продолжим наш разговор и приведем несложные вычисления с использованием известных моделей, показывающие насколько неравенство издержек фирм-конкурентов приводит к различному уровню занятия ими рыночной доли в данном сегменте рынка.
Часть 2.
Для анализа рынка с олигополистической конкуренцией существует экономико-математический инструментарий, одной из составляющих которого является построение моделей стратегического поведения фирм. Выбор данного вида моделей разнообразен и варьируется от самых простых, базирующихся на многочисленных упрощающих построение предпосылках, до сложных, требующих использования мощного математического аппарата и позволяющих более точно прогнозировать поведение конкурента. Рассмотрим модели Курно и Штакельберга [2, 4], основывающиеся на ряде таких предпосылок, в зависимости от реалистичности которых, данные модели более или менее корректно описывают реальную ситуацию.
Модель Курно.
Построим модель дуополии Курно, исходя из данных, представленных в табл. 1 (см. № 12/2000). Введем следующую систему предпосылок:
а) существуют только две фирмы на рынке;
б) вход на рынок для других фирм эффективно закрыт;
в) целью деятельности фирм является максимизация прибыли;
г) однородность товара;
д) не существует сговора;
е) фирмы могут предсказать объем выпуска конкурента.
Предположим, что в отрасли существуют только два завода, причем спрос на продукцию ими полностью удовлетворяется. В качестве примера возьмем выпуск (Q) и издержки (AC) за 1999г. следующих заводов (табл. 4).
Таблица 4
Исходные данные для расчета модели Курно
Завод
|
Q ‑Производство (тонн)
|
AC (тыс. руб./тонн.)
|
АО “Ангарская НК”
|
2000
|
7810,45
|
АО "Новокуйбышевский НПЗ"
|
6900
|
5260,21
|
Пусть функция общих издержек имеет линейный вид:
TC1=c1q1 и TC2=c2q2 ,
причем с1=AC1, а c2=AC2.
Тогда выручка предприятий будет выражаться следующей формулой:
TR1=Pq1, TR2=Pq2,
где P(q)- обратная функция спроса и P(q)= a ‑ bQ, очевидно, что Q=q1+q2.
Тогда:
П1= TR1-TC1= Pq1-c1q1 =(a-b(q1+q2)q1- c1q1;
П2= TR2-TC2= Pq2-c2q2 =(a-b(q1+q2)q2- c2q2;
Найдем прибылемаксимизирующие количества, приравняв первые частные производные к нулю:
dП1\dq1= a-c1- 2bq1-bq2=0 (1)
dП2\dq2= a-c2- 2bq2-bq1=0 (2)
Заметим, что в первом уравнении независимой переменной является q1, в то время, как q2 рассматривается в качестве константы (уже заданной величины), поэтому, используя ,например, метод подстановки при решении этой системы, из (1) выражаем q1 как q1(a, c1, q2); подставляем в (2) и получаем q2 как q2(a, c1, c2). Аналогичные рассуждения справедливы и для второго уравнения.
Итак, получим:
q1*= (a - 2c1+ c2)/3b (3)
q2*= (a - 2c2+ c1)/3b (4)
Теперь вернемся к исходным данным (табл. 1). Очевидно, что количество масел, производящееся заводами, есть q1* и q2*, а АС, указанные в табл. 4, ‑ с1 ис2. Подставив эти данные, получим систему из двух линейных уравнений с двумя неизвестными:
6900= (a - 2*5260+7810,45)/3b (5)
2000= (а - 2*7810,45+5260)/3b (6)
Из этих двух уравнений находим значение параметров а и b:
а= 13483,9; b=0,5205.
Из уравнений (1) и (2) получим кривые реагирования R1(q2) и R2(q1). Получим: R1 = q1= (a-c1)/2b- q2/2, R2 = q2= (a-c2)/2b- q1/2. Подставив полученные значения a и b, имеем: R1=q1= 7900 ‑ q2/2, R2 = q2 = 5450 ‑ q1/2. На основе приведенных данных построены кривые реакции дуополистов:
Рис.1. Кривые реакции дуополистов.
Из данных, представленных на рис. 1, следует, что совокупный выпуск в отрасли при данных начальных условиях получается равным 8900 тонн в год, при этом выпущенный товар будет продаваться по цене 8851,45 тыс. руб. Прибыли компаний можно легко подсчитать, подставив в формулу прибыли (П1 и П2) значения количества, цену и издержки. Если вернуться к уравнениям (3) и (4), можно заметить, что издержки конкурентов входят в него с положительным знаком, а собственные издержки предприятия - с отрицательным. Таким образом, математически подтвержден вывод о том, что большие издержки конкурентов способствуют увеличению выпуска (в данном случае, рыночной доли) для данной отрасли.
Модель Штакельберга.
В предыдущей модели предполагалось, что оба дуополиста исходят из предположения, что соперник не изменит выпуска в ответ на его собственное решение. Эта предпосылка сильно упрощает модель.
В модели Штакельберга учитывается, что один из дуополистов (лидер) признает право другого на ответный ход, а последователь придерживается предположений Курно: он следует своей кривой реагирования и принимает решения о прибылемаксимизирующем выпуске, полагая выпуск соперника заданным. Предпосылки предыдущей модели о линейности спроса, недифференцированности товара и др. остаются.
В соответствии с теорией экономического анализа [1-4], фирма-лидер должна действовать следующим образом:
Для максимизации прибыли, приравниваем первую производную по выпуску последователя к 0 (необходимое, но не достаточное условие): dПf\dqf= 0. После чего находим выпуск последователя как функцию от выпуска лидера и инкорпорируем его в собственную функцию прибыли.
Применим эту модель к имеющимся данным.
Предположим, что лидер ‑ НК “ЛУКойл”, последователь ‑ АО “Ангарская НК”. Сведения о количестве и издержках вынесем отдельно в табл. 5.
Таблица 5
Исходные данные для расчета модели Штакельберга
Завод
|
Q ‑ Производство (тыс. тонн)
|
AC (тыс. руб./тонн.)
|
АО "ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез
|
230,9
|
5143
|
АО “Ангарская НК”
|
2
|
7810,45
|
Дифференцируем эту функцию по qf и получаем:
dПf\dqf= a ‑ bq1 ‑ 2bqf –7810 = 0 (3)
Из этого уравнения выводим функцию количества последователя:
qf(ql)= (a ‑ bql ‑ 7810)/2b (4)
П1= (a ‑ b(ql + (a ‑ bq1 ‑ 7810)/2b)q1 ‑ 5143q1. (6)
dП1\dq1= a/2 ‑ bq1+3 905-5 143=0 (7)
Таким образом,
q*l= (a/2 ‑ 1238)/b (8)
q*f=(a – 7810 ‑ (a/2 ‑ 1238))/2b (9)
4b= a/2-6572
Из данной системы уравнений получены коэффициенты для функции спроса:
a= 6572,3;
b= 0,042.
Подчеркнем еще раз, что в приведенных моделях заданным фактором являлась функция издержек предприятия. Снизить издержки, а значит изменить функцию, позволяет разработка и продвижение на рынок новых продуктов в рамках реализации эффективной инновационной стратегии.
Методическая оценка эффективной инновационной стратегии для нефтяной отрасли была разработана ОАО “ЛУКойл” [5], рассмотренное в данной статье в качестве лидера на российском рынке автомобильных масел.
Таким образом, основными принципами оценки эффективности инновационных мероприятий будут:
На стадии НИОКР базой для сравнения служит лучшая по своим параметрам техника (технологический процесс), спроектированная или осваиваемая в РФ или за рубежом. На стадии промышленного производства и использования новой техники (технологии) при оценке планируемого или фактического эффекта в качестве базы сравнения принимается замещаемая техника (технология). При этом, если новшество применяется несколькими подразделениями компании, целесообразно проводить расчеты с использованием в каждом случае индивидуальной базы сравнения. Эффективность инновационного мероприятия определяется на основе его сравнения по затратам и результатам, то есть по "приростным" величинам оценочных показателей.
Реализация приведенных в методике НИЦ ОАО “ЛУКойл” принципов позволяет снизить издержки производства, а также создать дополнительные барьеры, препятствующие входу в отрасль новых фирм и укрепляющие положение существующих в соответствии с выводами и расчетами, полученными в настоящей работе.
Приведенные выше модели описывают лишь один из возможных способов формирования экономической стратегии дуополистов. Тем не менее, существуют и другие способы ценообразования, базирующиеся на менее жестких предпосылках.
Источники:
2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Том 2. Экономическая школа 1997г.
3. Розанова Н.М. Взаимодействие фирм на товарных рынках в переходной экономике России. М. ТЕСИС, 1998г.
4. Шерер Ф.М. и Д. Росс. Структура отраслевых рынков. М., 1997г.
5. Уланов В., Ковалева А., Маршаева А. Некоторые методические аспекты оценки эффективности инновационных мероприятий в нефтяной компании. Нефть России №3, 1999г.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:09:22