Предпринимательство и инновации: основные понятия и классификация
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1 (1), Январь 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Чулок А.И. Предпринимательство и инновации: основные понятия и классификация // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 1. – С. 46-52.
Аннотация:
Инновационный менеджмент - относительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России, представляет собой одно из направлений стратегического менеджмента.
Ключевые слова: инновационный менеджмент, инновационное предпринимательство
Инновационный менеджмент - относительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России, представляет собой одно из направлений стратегического менеджмента.
В условиях централизованно управляемой экономики чаще всего использовались такие понятия, как управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство, что характерно для командно-административной системы управления. В рыночных условиях инновации, определяющие прогресс науки, техники и, в конечном итоге, развитие экономики, теснейшим образом связаны с предпринимательской деятельностью. Именно в этом и заключаются принципиальные отличия в определении отдельных понятий в области инновационного менеджмента.
Термин «инновация» стал использоваться в переходной экономике России как русский вариант слова «innovation» , что в дословном переводе означает «новшество», «нововведение», «новаторство» [1].
В экономической литературе связь нововведений с предпринимательской деятельностью прослеживается уже с начала прошлого века. Около 1800г. французский экономист Ж. Б. Сэй отмечал, что «предприниматель перемещает экономические ресурсы из области с более низкой в область с более высокой производительностью и большей результативностью» [2]. Дальнейшее развитие в понимании роли нововведений в предпринимательской деятельности произошло благодаря трудам австрийского ученого Й. Шумпетера, который еще в 1911г. писал: «Под предприятием мы понимаем осуществление новых комбинаций, а также то, в чем эти комбинации воплощаются... Предпринимателями же мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент» [3].
Понятие «инновация» было введено И. Шумпетером позже, в 30-е годы, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. Содержание инновации как осуществления новых комбинаций, влияющих на динамику экономического развития, И. Шумпетер определял в виде следующих типичных случаев:
1. Изготовление продукции, еще не известной потребителям или создание нового качества той или иной продукции.
2. Использование нового метода (способа) производства, т.е. новых технологических процессов еще не известных в данной отрасли, в основе которых не обязательно лежит изобретение или открытие, и которые могут заключаться также и в усовершенствовании коммерческого использования (технологии осуществления купли-продажи) данного товара.
3. Получение или использование нового источника сырья, полупродуктов независимо от того, существовало ли это сырье ранее, но не использовалось по каким-либо причинам, или его необходимо создать вновь.
4. Проведение системных преобразований структуры производства или реорганизации органов его управления ,например, путем создания холдинговой компании с целью обеспечения монопольного положения на рынке.
5. Продвижение товаров на новые рынки сбыта, на которых эти товары или отрасль промышленности еще не были представлены.
Идеи И. Шумпетера о роли предпринимательства в осуществлении инноваций получили развитие и в трудах многих современных зарубежных и отечественных исследователей. Так, в определении предпринимательства, данного американским специалистом по менеджменту П. Друкером, отмечается: «Нововведение- это особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменение как шанс для разного рода бизнеса или услуг» [2].
Автор широко известной книги «Управление научно-техническими нововведениями» Брайан Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание [4]. По мнению венгерского экономиста Б. Санто, инновация- это такой общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей или изобретений приводит к созданию лучших по свойствам изделий и технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, то ее появление на рынке сможет принести добавочный доход. [5].
Определение роли научно-технических нововведений в циклическом, т.е. волнообразном характере изменения макроэкономических показателей в сфере рыночной предпринимательской деятельности было сформулировано известным российским ученым Н.Д. Кондратьевым, разработавшим в 20-х годах нашего столетия первую систематическую концепцию долговременных колебаний в экономике, получивших название длинных волн Кондратьева. [6].
Используя динамику макроэкономических показателей (уровня цен, процента на капитал, заработной платы, объема внешней торговли), по четырем ведущим капиталистическим странам: Англии, Франции, Германии и США за период с 1780г. по 1920г., Н.Д. Кондратьев пришел к выводу о наличии 3-х больших циклов (волн) в мировой рыночной конъюнктуре с периодом 48-55 лет, представленных на рис. 1.
Макроэкономические показатели
Рис.1 Влияние нововведений на динамику изменения экономических показателей.
Повышательная волна первого цикла Н.Д. Кондратьевым связывалась с инновациями в текстильной промышленности и производстве чугуна.
Повышательная волна второго цикла была обусловлена инновациями в железнодорожном и морском транспорте.
Повышательная волна третьего цикла была вызвана открытиями в области электричества, радио и электроники.
В последующих трудах современных российских ученых в области социальных проблем инноватики, стратегии инновационного и научно-технического развития, а также инновационного менеджмента А.И. Пригожина, В. М. Аньшина, С. Ю. Глазьева, А. А. Дагаева, С. Д. Ильенковой, Р. А. Фатхутдинова и др. даются определения новых направлений развития классификации инноваций [7-13]. Так, в работе [7] дается расширенное определение нововведениям как «целенаправленное изменение, которое вносит в сферу внедрения (организацию, население, общество и т.д.) новые относительно стабильные элементы экономического, организационного, управляющего, правового и педагогического характера». В работе [13] отмечается, что инновации могут относиться как к технике и технологии, так и к формам организации производства и управления и включают следующие виды: технико-технологические, организационные, управленческие, экономические, социальные, юридические и экологические.
В связи с формированием в мировой экономике рынка нововведений для координации работ по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях, а также с целью выработки международных стандартов, определяющих инновации, была создана Группа национальных экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая разработала Руководство Фраскати («Стандартная практика для обследования исследований и экспериментальных разработок»), принятое в г. Фраскати (Италия) в 1963г. [11,12].
Методика сбора данных о технологических инновациях базируется на «Руководстве Осло», принятом в 1992г. [14]. Таким образом, в соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам [1, 11, 12, 14]. C учетом данного определения строится и классификация инноваций, представленная основными группами, показанными на рис. 2.
По предметным областям научно-технического и социального прогресса инновации классифицируются по рубрикаторам как Национальной классификации изобретений (НКИ), так и Международной классификации изобретений (МКИ), в последующем преобразованной в соответствии с решениями Страсбургской конвенции в Международную патентную классификацию (МПК), включающую восемь разделов, 118 классов и 617 подклассов [12]. Распределение классифицируемых областей осуществляется следующим образом: А- удовлетворение жизненных потребностей человека; В- различные технологические процессы; С- химия и металлургия; D- текстиль и бумага; Е- строительство и горное дело; F- механика, освещение, отопление, двигатели и насосы, взрывные работы; G- физика; Н- электричество
По методам анализа и источникам получения информации для разработки новой продукции различают следующие виды инноваций:
· зародыши новых изделий в науке, технике и экономике, выявленные методами терминологического и лексического анализа на основе информации в научных статьях, отчетах, трудах конференций, семинаров, совещаний на ранних этапах зарождения нового и смены старого терминологически- лексического аппарата;
· новые конкурентные изделия, готовящиеся к производству конкурирующими фирмами, выявленные методом структурно-морфологического анализа на основе информации об изменениях внутреннего состава предметной области, фиксации появления принципиально новых разработок, идей, технических решений. Для оценки наиболее перспективного направления развития инновации строится матрица морфологического анализа, для каждого элемента которой формируется перечень возможных (прогнозируемых) способов осуществления.
· товары-аналоги, выявленные методами патентов-аналогов и экспертных оценок публикационной активности на основе логического анализа группой экспертов точек роста количества патентов-аналогов и активности публикаций в данной предметной области с использованием классификационной шкалы, например, психофизической шкалы полезности Харрингтона, позволяющей дать количественную оценку эффективности инноваций [15].
По причинам возникновения инновации разделяют на стратегические и реактивные [9, 16]. Стратегические инновации- это инновации, применение которых направлено на получение конкурентных преимуществ в процессе реализации перспективных стратегических задач инновационного менеджмента. Реактивные инновации- это инновации, вводимые вынуждено, как реакция на действия конкурента с целью обеспечения выживания фирмы в конкурентной борьбе за рынке сбыта.
По целям разработки и сферам распространения инновации делятся на:
· продуктовые- это те, которые включают создание и применение новых продуктов, материалов, полуфабрикатов или комплектующих изделий;
· процессные или технологические- это те, которые включают создание и использование новых процессов, технологий или методов организации и управления производством, предприятием, фирмой и информационными потоками в экономической и социальной сферах;
· рыночные- это инновации, открывающие новые рынки сбыта, новые услуги и виды финансовой и торгово-посреднической деятельности;
· научно-педагогические- это инновации, направленные на совершенствование исследовательского и образовательного процессов;
· правовые- это те, которые позволяют создать новые или усовершенствовать существующие законы и нормативные акты;
Например, классификация с учетом сфер деятельности предприятия разработана в научно-исследовательском институте системных исследований (РНИИСИ) [12]. По этому признаку выделяются инновации:
· технологические;
· производственные;
· экономические;
· торговые;
· социальные;
· в области управления.
По глубине вносимых изменений или по инновационному потенциалу выделяют инновации:
· радикальные (базовые);
· улучшающие;
· комбинированные;
· модифицирующие (частные).
В работе [17] глубина вносимых изменений ранжируется по 8-ми иерархическим уровням, включающим:
· инновации нулевого уровня - регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций;
· инновации 1-го уровня - изменение количественных свойств системы;
· инновации 2-го уровня - перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования;
· инновации 3-го уровня - адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу;
· инновации 4-го уровня - новый вариант, простое качественное улучшение полезных свойств без изменений первоначальных свойств системы;
· инновации 5-го уровня - новое поколение, меняются все или большинство свойств системы, однако базовая структурная концепция остается;
· инновации 6-го уровня - новый вид, качественное изменение первоначальных свойств и концепции без включения новых функций;
· инновации 7-го уровня - изменение функций всей системы или ее большей части;
По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия.
По месту в системе, представленной в виде иерархической организационной, технологической или финансовой структуры предприятия, фирмы, банка и т.д. (рис.2 ):
Рис. 2. Классификация инноваций по месту в системе организации:
Х- вектор инноваций на входе; Y- вектор инноваций на выходе;
S- вектор структурных инноваций системы.
· Вектор входных инноваций Х включает изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин или оборудования, входной информации и т.д.
· Вектор инноваций на выходе У включает изменения в конечной продукции, услугах, технологии, информации на выходе и .т.д.
· Вектор структурных инноваций системы определяется изменениями в управленческой, организационной, производственной, технологической финансовой и т. п. структуре организаций.
По уровню разработки и масштабам распространения различают инновации: фирменные, корпоративные, отраслевые, региональные, республиканские, общегосударственные.
По преемственности могут быть выделены следующие инновации: замещающие (псевдоинновации), возвратные (ретровведения), отменяющие (видоизменения), открывающие (базисные), отраслеформирующие (способствующие формированию и возникновению новых отраслей).
По особенностям инновационного процесса:
· новшества, создаваемые и используемые внутри одной и той же организации и не принимающие непосредственно товарной формы;
· нововведение- это новшество, принятое к распространению между различными организациями как предмет купли-продажи;
· диффузная инновация- эта высшая форма распространения по коммуникационным каналам рыночной системы уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения в течение длительного периода времени, т.е. расширение охвата рынков.
Классификация инноваций по рассмотренным выше критериям позволяет:
· дать всестороннюю оценку различным видам инноваций и осуществить «привязку» к конкретному типу предпринимательской деятельности, а также определить уровень влияния инновационного процесса на продвижение того или иного товара;
· осуществить выбор инновационной стратегии в зависимости от преобладания в деятельности предпринимателя определенных типов инноваций;
· сформировать структуру и способы управления фирмой в зависимости от типа инноваций, т.е. конкретизировать место и роль инновационного менеджмента.
Источники:
2. Drucker P. F. Innovation and entreprenership: Practice and principles. L.: Pan Books, 1986, p. 55.
3. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982, с. 169.
4. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями: Пер. с англ.- М.: Экономика, 1989, с.271.
5. Санто Б. Инновация как средство экономического развития: Пер. с венг. - М.: Прогресс, 1990, с. 296
6. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической динамики. - М.: Наука, 1991
7. Пригожин А.И. Нововведение: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики).- М.: Политиздат, 1989, с.36
8. Аньшин В.М. Инновационная стратегия в условиях рынка. Аналитический обзор. М.: ВНТИцентр, 1993г.
9. Аньшин В.М. Инновационная стратегия фирмы. Учебное пособие М. РЭА им. Плеханова, 1995г., с. 46
10. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: 1993
11. Дагаев А.А. Фактор НТП в современной рыночной экономике: Учебное пособие.- М.: Наука, 1994, с.207
12. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/ Под ред. д.э.н., проф. С.Д. Ильенковой.- М.: ЮНИТИ, 1997, 327с.
13. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент, М.: 1998 .
14. La technologie et l’economie: les relation determinantes. P.: OECD,1992, р. 26
15. Чулок А.И. Инновационное технологии в менеджменте. Тезисы научно-методической конференции: «Новое в преподавании экономических дисциплин». М.: Изд-во УРАО, 1998, с.27-28
16. Grossi G. Promoting Innovation in a big business . Long range planning. Vol. 23, N1, 1990.
17. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятия. М.: Экономика, 1989, с. 169
18. Медынский В. Г., Шаршукова Л. Г. Инновационное предпринимательство. М., 1997, 268 с.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:07:02