Эффективность корпоративной экономики

Смирнов А.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (118), Сентябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Президент РФ Д.А. Медведев на Красноярском экономическом форуме поставил задачу в ближайшее время сконцентрировать внимание на формировании основ национальной инновационной политики. Важным разделом этой проблемы является совершенствование государственного управления с включением в нее крупного корпоративного предпринимательства, которое в экономике России производит более 60% ВВП.

Ключевые слова: корпоративное управление, крупный бизнес



Президент РФ Д.А. Медведев на Красноярском экономическом форуме поставил задачу в ближайшее время сконцентрировать внимание на формировании основ национальной инновационной политики. Важным разделом этой проблемы является совершенствование государственного управления с включением в нее крупного корпоративного предпринимательства, которое в экономике России производит более 60% ВВП.

Крупный бизнес имеет экономические преимущества, заключающиеся в следующем:

‑ Россия получила в наследство высококонцентрированную экономику, которая сохранилась в условиях современной рыночной трансформации, имеет олигополистическую структуру и разрушаться не будет;

‑ олигополистическая экономика доказала свою эффективность не только в России, но и во всем мире. Олигополии являются основным источником насыщения товарных рынков, формирования государственного бюджета, решения социально-экономических проблем общества, могут быть экономическим и организационным механизмом стратегии развития страны;

‑ государственные механизмы управления в корпоративной экономике позволяют согласовать экономические и социальные интересы олигополистического бизнеса и социума.

При формировании стратегии развития России до 2020 года возможности крупного бизнеса необходимо использовать при разработке перспектив социально-экономического развития России не опосредованно, а на основе конкретных прогнозов по отраслям и сферам деятельности. В этой связи следует создать механизмы государственного регулирования корпораций, необходимые для согласования часто не совпадающих интересов корпораций и общества, их сближения.

Для эффективного использования создаваемых корпорациями дополнительных условий и возможностей экономического роста необходимо их рассматривать как управляемую национальную функционально-экономическую систему, обеспечивающую:

‑ включение показателей стратегического развития крупных корпораций в экономическую политику по структуре экономики;

‑ создание механизмов взаимодействия государства и корпораций, повышающих эффективность социально-экономического развития России и сохраняющих самостоятельность бизнеса;

‑ разработку экономических механизмов стимулирования инновационно-воспроизводственной деятельности.

Новыми функциями корпораций в этой системе будут:

‑ разработка долгосрочной стратегии развития, включающей подтвержденные маркетинговыми исследованиями потребности и объемы реализации по основным товарным рынкам, прибыли и рентабельности с передачей информации в Министерство экономического развития;

‑ расчеты потребностей в инвестициях и новых технологиях для обеспечения воспроизводственных процессов, а также их источников для учета при формировании государственной инновационной политики в приоритетных направлениях на рыночных и регулируемых условиях;

‑ разработка предложений по изменению налоговой и государственной финансово-кредитной политики, усилению ее направленности на повышение эффективности предпринимательства.

Выполнение этих функций создает возможность учета результатов развития корпораций при разработке экономической политики и организуется Российским союзом промышленников и предпринимателей, который в этом случае участвует в разработке стратегии развития государства и разделит с правительством ответственность за ее реализацию.

В системе государственно-корпоративного взаимодействия на правительство как ответственное за разработку и реализацию стратегии развития России возлагается выполнение следующих функций:

‑ разработка будущей товарно-отраслевой структуры экономики по системообразующим направлениям и отраслям, оптимально отражающей удовлетворение развивающихся потребностей общества;

‑ расчеты и механизмы повышения степени участия корпоративного бизнеса в социальной политике государства;

‑ разработка управляемого факторного прогноза развития экономики, обеспечивающего экономическое обоснование его параметров на основе системы мер по максимизации влияния каждого фактора на национальное хозяйство и получение от их совместного использования синергетического эффекта;

‑ разработка и поддержка товарной специализации экономики России, обеспечивающей высокоэффективный товарообмен и импортозамещение;

‑ совершенствование налоговой системы, ее перевод от фискального к стимулирующему содержанию, обеспечивающему условия экономического роста и не совпадающему только с формированием бюджета;

‑ создание механизмов функционирования государственно-коммерческой инновационной и инвестиционной систем, обеспечивающей создание конкурентоспособных товаров, технологий и экономики;

‑ разработка механизмов повышения уровня социального развития общества и ответственности за него бизнеса, предполагающих рациональное распределение доходов корпораций с учетом потребностей социума;

‑ активизация фактора территориального развития производств, с использованием региональных механизмов снижения их дотационности, стимулирования обеспечения субъектов РФ товарами, услугами, рабочими местами.

Выполнение отмеченных функций должно способствовать развитию корпоративного бизнеса в интересах государства, повысить достоверность макроэкономических расчетов и долгосрочных программ, создать условия достижения общероссийских стратегических экономических показателей.

При переходе к государственно-корпоративной функциональной системе управления основные предложения по улучшению системы экономического стимулирования развития экономики можно свести к следующим:

‑ для повышения качества стратегического управления из факторного управляемого прогноза в долгосрочную программу должны включаться не опосредованные макрорасчетные данные, а конкретные экономические параметры развития крупного бизнеса по сферам деятельности;

‑ снижение уровня налогообложения бизнеса должно сопровождаться анализом их экономических результатов и определенными условиями, например, соответствующим ростом инвестиций и социальных расходов, оплаты труда и др., ограничивающих возможность простого присвоения дополнительной прибыли.

При этом потребуется освободить от налогов затраты корпораций на инновации и инвестиции. Прежде всего это должно коснуться прироста прибыли, полученной в результате увеличения объемов реализации в натуральном выражении и повышения производительности труда (при условии их инвестиционного использования);

‑ следует переломить тенденцию увеличения износа производственных основных фондов. Для этого необходимо законодательно установить и контролировать его критериальные значения, например, на уровне 50%, что совместно с налоговым стимулированием позволит повысить внимание корпораций к производственным инвестициям. Необходимо создать систему снижения нормативов амортизации на устаревшие основные фонды и ограничить вывоз капитала для производственных инвестиций за рубежом;

‑ нужно будет отказаться от использования государством инфляционного эффекта, что приводит к повышению ставки рефинансирования и коммерческих кредитов до уровня, делающего невозможным их использование для инвестиционного развития производства;

‑ представляется необходимым разработать механизмы персональной ответственности органов государственного управления на федеральном и региональном уровнях и чиновников за выполнение намеченных текущих и стратегических показателей социально-экономического развития;

‑ следует стимулировать процессы концентрации производства в наиболее конкурентоспособных или являющихся приоритетными отраслях, в первую, очередь, в обрабатывающей промышленности.

Наши расчеты показывают, что создание в промышленности государственных и аналогичных им коммерческих корпораций может повысить эффективность производства в 1,5-1,8 раза. Переход к разработке факторного прогноза за счет создания конкретных механизмов управления и повышения его качества позволит повысить темпы роста ВВП в 1,5-2 раза.


Источники:

1. Смирнов А.С. Развитие корпоративной экономики. – М.: РАГС, 2006.

2. Смирнов А.С. Управление корпоративной экономикой в России. – М.: Наука, 2008.

3. Кукура С.П. Теория корпоративного управления. – М.: Экономика, 2004.

4. Якутин Ю.В. Интегрированные корпоративные структуры: развитие и эффективность. – М.: Изд. дом «Экономическая газета», 1999.

5. Финкельштейн С. Ошибки топ-менеджеров ведущих корпораций. – М.: Альпина бизнес букс, 2006.

Страница обновлена: 21.09.2024 в 11:14:39