Корпоративное гражданство как инструмент модернизации национальной экономики
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 6
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 5 (65), Май 2012
Цитировать:
Мингалева Ж.А., Смилевская И.П. Корпоративное гражданство как инструмент модернизации национальной экономики // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 5. – С. 65-69.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17693800
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Модернизация экономики предполагает изменение взаимоотношений между обществом, государством и бизнесом. Особую роль приобретают принципы социальной ответственности бизнеса и корпоративного гражданства. Однако внедрять и развивать их в настоящее время в России достаточно проблематично, поскольку в стране нет четкого понимания сущности модели «корпоративного гражданства».
Ключевые слова: корпорация, корпоративное гражданство, ответственная организация, бизнес и государство
Вопрос о том, насколько социально ответственная модель поведения компании работает на экономические результаты, имеет логическое продолжение на более высоком уровне, а именно насколько сама деятельность корпоративного сектора отвечает долгосрочным интересам общественного развития, в том числе задачам модернизации национальной экономики и общества в целом. Сегодня крупные транснациональные компании, а вслед за ними и все корпоративное сообщество заботятся о формировании позитивного имиджа своего бизнеса, а в выступлениях различных политических и общественных деятелей все чаще звучат призывы к широкому применению в бизнесе принципов корпоративного гражданства. Остановимся на этом термине более подробно.
Навстречу людям
Корпорация – это юридическое лицо, организационно-правовая форма предпринимательской деятельности; разрешенная законом структура, призванная мобилизовать экономические инвестиции для эффективного производства товаров и оказания услуг. В то же время, корпорация – это совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образовавших самостоятельный субъект права.
Гражданство – это устойчивая правовая связь лица с конкретным государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей [6].
Соединение указанных двух понятий и дает термин «корпоративное гражданство». При этом существует множество подходов к понятию «корпоративного гражданства» [2-5].
В рамках первого под корпоративным гражданством понимают:
- стратегию бизнеса по взаимодействию с обществом в целях обеспечения эффективного и устойчивого развития, повышения собственной репутации как ответственного «корпоративного гражданина»;
- взаимную ответственность бизнеса и власти перед обществом на основе учета интересов предпринимателей не только в экономической, но и в социальной сфере.
В рамках второго подхода, «корпоративное гражданство» рассматривают как концепцию, описывающую стратегию бизнеса по взаимодействию с обществом в целях обеспечения эффективного и устойчивого развития.
Понятие корпоративного гражданства применяется как метафора социально ответственного и этически мотивированного поведения корпорации в направлениях, лежащих за пределами достижения экономических результатов [4]. Модель корпоративного гражданства ориентирует компанию на трезвую и ответственную оценку влияния собственной деятельности на социальные отношения и институты, на окружающую среду, обеспечивающую качество жизни. Кроме компаний, ключевую роль в выстраивании системы корпоративного гражданства играют государственные институты, а также сетевые некоммерческие организации. Сегодня характер мотивации компании является фундаментом модели корпоративного гражданства. Как «ответственная организация» она формулирует философию корпоративного гражданства и реализует ее в деятельности, которая приносит прибыль. «Ответственное лидерство», на которое претендуют приверженцы модели корпоративного гражданства, имеет и «духовные основания».
Основополагающий принцип корпоративного гражданства – взаимодействие корпорации со всеми основными сторонами (бизнес, общественные организации), причем взаимодействие не одно-, а многостороннее (рис.).
Рис. Схема различных типов взаимодействия бизнеса, общества и государства
В рамках модели корпоративного гражданства фирма выступает в отношениях с государством преимущественно как политический игрок (субъект), с местным сообществом – как хозяйствующий субъект и участник социальных отношений, с потребителями – как производитель товаров и услуг и т.д. Совокупность этих отношений определяет применение корпорацией целевых установок корпоративного гражданства, так как «гражданин» – это субъект, который заботится не только о каком-либо одном аспекте функционирования социума, а обо всей их совокупности, определяющей состояние общественного развития в целом.
Вмешательство и его пределы
Для успешной реализации принципов корпоративного гражданства со стороны структур гражданского общества должен формулироваться системный запрос на взаимодействие с бизнесом. Однако, до сих пор, в российском обществе инициаторами такого взаимодействия выступают отдельные компании, но не общество и государство.
При этом если корпорация как политический субъект взаимодействует с государством не на равных, то такое взаимодействие не делает корпорацию «корпоративным гражданином». В то же время, как показывает исторический опыт, во все времена со стороны государства наблюдалось и наблюдается сильное желание контролировать бизнес и корпорации при помощи специальных законов и государственных структур. Основой для определения границ такого контроля, допустимых с этической точки зрения построения отношений между бизнесом и государством, являются цели государства и бизнеса и условия, необходимые обоим для модернизации их деятельности. При этом количество факторов, которые нужно учитывать при анализе вопроса о взаимосвязи между бизнесом и государством, постоянно возрастает.
В настоящее время выделяется шесть типов отношений между государством и бизнесом. Все шесть моделей иллюстрируют возможные и реальные отношения, но в каждой из них государству отведена определенная роль в развитии экономики и общества. Раздельное рассмотрение каждой из указанных моделей вносит некоторую ясность в отношения между бизнесом и государством и в решение вопроса о формировании корпоративного гражданства.
Первый тип – это модель капитализма laissez-faire, капитализма, свободного от государственного вмешательства. Функция государства заключается в том, чтобы сохранять мир (а значит, и защищать бизнес от внешних и внутренних угроз) и разрешать споры между участниками экономических сделок. Только эти функции образуют морально оправданные виды деятельности государства. Такая модель отношений подразумевает, по словам А. Смита, что, некая «невидимая рука» делает индивидуальные сделки, заключаемые с целью получения личной выгоды, более полезными для общества в целом, чем любая попытка непосредственно приносить пользу обществу. Однако ее недостатком с точки зрения подхода корпоративного гражданства является то, что она не принимает в достаточной степени в расчет благо общества в целом.
Вторая модель (марксистский подход) трактует государство в качестве защитника капиталистов за счет других членов общества. Функция государства заключается в защите корыстных интересов собственников средств производства вопреки интересам рабочего класса. Целью правительства является способствование интересам бизнеса – часто крупного бизнеса – за счет интересов остальной части общества. Марксистские критики утверждают, что при капитализме в этом и состоит отношение «государство – бизнес». Принципы корпоративного гражданства в этой модели не заложены вообще.
Третья модель – государственный протекционизм. Согласно данной модели, настоящая функция государства состоит в том, чтобы помогать бизнесу, защищая его от иностранной конкуренции путем введения квот, импортных пошлин или других аналогичных мер, что при определенных условиях может привести к корпоративному гражданству.
Четвертый тип модели (институциональный подход) возлагает на государство ряд разных обязанностей по отношению к бизнесу, причем все эти задачи ориентированы на защиту общих интересов граждан. Одна из них заключается в том, чтобы обеспечивать честность конкуренции и соблюдение всеми предприятиями одних и тех же правил деятельности, установленных законом. По этому варианту государство занимается определением правил функционирования частнокапиталистической системы, выступает в роли третейского судьи по отношению к участникам системы. Кроме того, государство берет на себя обязанность заботиться о нуждающихся, о тех, кто не в состоянии участвовать в экономической деятельности. Этот подход потенциально содержит принципы корпоративного гражданства и возможность его реализации.
В пятом типе государство и бизнес сотрудничают во имя блага как бизнеса, так и общества в целом. Правительство выступает здесь не только в роли внешнего арбитра, но также и в роли помощника, действующего внутри системы. Модель допускает острую конкуренцию внутри всех отраслей, позволяет добиваться высокой эффективности и технического прогресса. Также допускается банкротство предприятий в результате конкуренции. При этом государство оказывает поддержку преуспевающим крупным предприятиям, в чьем успехе оно усматривает тесную связь с благосостоянием общества в целом. Такое сотрудничество бизнеса и государства, когда оно действительно приносит пользу всем членам общества, вполне совместимо с легитимными целями как правительства, так и бизнеса и соответствует принципам корпоративного гражданства.
Шестой тип взаимодействия государства и бизнеса тесно примыкает к социализму. Он допускает, чтобы государство принимало на себя руководство теми отраслями, которыми частное предпринимательство не в состоянии успешно управлять, или теми отраслями, где конкуренция оказывается неэффективной, где первостепенную роль играет массовое производство или где неизбежно координирование деятельности некоторых отраслей хозяйства. При таком подходе принципы корпоративного гражданства подменяются и подтасовываются.
Выводы
Анализ теоретических подходов и практики применения принципов корпоративного гражданства показал, что понятие корпоративного гражданства и механизмы его реализации достаточно разнообразны. Однако далеко не каждая средняя и крупная бизнес-корпорация задумывается о сотрудничестве с властью, особенно в России и ее регионах. Основной целью бизнеса сегодня в нашей стране остается получение прибыли. И лишь немногие предприятия развивают деятельность в рамках политики корпоративного гражданства и благотворительности. Реализуются проекты по обучению и дальнейшему трудоустройству молодых специалистов.
Источники:
2. Перегудов С.П. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика, российские перспективы [Текст]. – М.: 2004.
3. Перегудов С.П., Семененко И.С. Корпоративное гражданство как новая форма отношений бизнеса, общества и власти [Текст]. – М.: 2006.
4. Семененко И.С. Корпоративное гражданство и перспективы глобальной управляемости [Электронный ресурс] // http://magazines.russ.ru/nz/2006/48/se4.html.
5. Туркин С. Зачем бизнесу социальная ответственность [Электронный ресурс] // http://www.lawlinks.ru/view_data.php?id=80541.
6. Федеральный закон от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 28.06.2009).
Страница обновлена: 30.07.2024 в 12:43:09