Еще раз о российском федерализме

Артамонов А.Д.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-1 (112), Июнь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Процесс реформирования властной вертикали, кроме административной и правовой, предусматривает и экономическую составляющую. Это вызывает потребность пересмотра макрорайонирования страны с учетом хозяйственной специализации и кооперации сразу нескольких граничащих между собой субъектов Федерации. И тогда, если опыт работы новых институциональных интеграционных структур в этих новых формах и границах будет успешным, при наличии четких доказательств целесообразности реформы административно-территориального деления России можно говорить о возможном реформировании федеративной и административно-территориальной структуры государства. При этом становится ясно, что заинтересованность в этом должна быть проявлена как «сверху», так и «снизу».

Ключевые слова: государственное управление, национальная экономика, органы власти



Процесс реформирования властной вертикали, кроме административной и правовой, предусматривает и экономическую составляющую. Это вызывает потребность пересмотра макрорайонирования страны с учетом хозяйственной специализации и кооперации сразу нескольких граничащих между собой субъектов Федерации. И тогда, если опыт работы новых институциональных интеграционных структур в этих новых формах и границах будет успешным, при наличии четких доказательств целесообразности реформы административно-территориального деления России можно говорить о возможном реформировании федеративной и административно-территориальной структуры государства. При этом становится ясно, что заинтересованность в этом должна быть проявлена как «сверху», так и «снизу».

Необходимо изучить возможность и целесообразность стыковки двух процессов: усиления вертикали государственной власти с передачей части функций государственного управления и контроля на межрегиональный уровень и усиления горизонтальных связей субъектов РФ, опосредованных деятельностью межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия.

Во всяком федеративном государстве интересы центра и территорий различаются, но истинные федерации являются таковыми именно потому, что всегда находится приемлемый компромисс, баланс интересов. Такой компромисс обеспечивается решением задач, связанных с:

  • формированием законодательной и институциональной основы;
  • разработкой эффективной стратегии территориального развития каждого российского региона;
  • определением роли того или иного региона в межрегиональной и международной экономической системах и разработкой действенных схем интеграции и сотрудничества;
  • укреплением территориальной целостности и стабильности государства;
  • развитием межрегиональной инфраструктуры;
  • государственным регулированием цен на продукцию естественных монополий;
  • разработкой и реализацией Федеральных программ регионального развития;
  • экологически обоснованным размещением производительных сил.
  • При этом необходимо выделить следующие основные принципы российского федерализма:

    I. Единство экономического пространства Российской Федерации. Это основной принцип федеративных экономических отношений и необходимое условие создания в период до 2010 года благоприятного экономического климата и долгосрочного устойчивого экономического роста [1]. Определение и законодательное закрепление основных принципов федеративных экономических отношений позволит создать правовую основу их развития, будет способствовать эффективному использованию преимуществ федеративного устройства России для достижения стратегических целей социально-экономического развития страны и ее регионов.

    II. Субсидиарность и соответствие ресурсов полномочиям. В соответствии с данным принципом должны сохраняться только те полномочия федерального центра, выполнение которых более эффективно осуществляется на высшем уровне. При этом фундаментальным остается положение о том, что полномочия осуществляются на том уровне, который ближе всего находится к субъектам хозяйственной деятельности.

    Предстоит разработать программу реализации бюджетного обеспечения принципа субсидиарности, то есть реального подкрепления статьями бюджетных расходов соответствующих прав и полномочий субъектов федерации и муниципальных образований. Необходимо обеспечить четкое разграничение полномочий и ответственности за финансирование расходов по уровням бюджетной системы. Для этого необходимо провести объективную оценку потребностей каждого уровня в финансовых ресурсах в соответствии с расходными полномочиями. Это позволит разграничить расходные полномочия и меру экономической ответственности каждого уровня. За уровнями бюджетной системы должны быть законодательно закреплены доходные источники, соответствующие возложенным на них функциям и достаточные для их финансирования.

    В долгосрочном периоде следует рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего сохранения института совместного ведения и возможности передачи ведения соответственно на уровень Российской Федерации либо ее субъекта. До этого следует разработать нормативные акты по процедуре рассмотрения вопросов совместного ведения. В ближайшее время необходимо провести экономическую оценку практики заключения индивидуальных договоров Российской Федерации с отдельными ее субъектами.

    III. Федеративная лояльность и сочетание интересов федерального центра и регионов. Принцип федеративной лояльности следует из природы федеративного государства и предполагает разумное сочетание интересов центра и регионов. Принцип имеет двустороннюю направленность, определяя как обязанности центра по отношению к регионам, так и лояльное отношение субъектов федерации к центру. Он предусматривает, что:

  • Федерация и ее субъекты принимают законы по предметам их исключительного ведения, однако субъекты федерации должны при этом принимать во внимание принципы федеральной экономической политики и соблюдать федеральное законодательство.
  • Вне пределов исключительного собственного ведения федерация может делегировать часть своих полномочий всем субъектам федерации, одному или нескольким субъектам, если это отвечает интересам экономического развития данных субъектов.
  • Федерация имеет право устанавливать рамочные правила в данной области, оставляя за субъектами возможность принимать собственные законы в рамках федерального законодательства.
  • В период становления в России бюджетного федерализма наблюдались многочисленные нарушения принципа федеративной лояльности со стороны отдельных субъектов федерации как в правовой, так и в экономической сфере.
  • IV. Свободное перемещение товаров, услуг и капитала. Соблюдение этого принципа является необходимым условием обеспечения единства экономического пространства. Региональный протекционизм, направленный на ограничение свободы перемещения товаров, услуг и капитала, разрушает экономические основы эффективной конкурентной среды, приводит к потере конкурентных преимуществ от специализации регионов, торможению развития финансовой и информационной инфраструктуры рынков, снижает инвестиционную привлекательность регионов.

    V. Равные условия в конкурентной среде и получении государственной помощи. Все хозяйствующие субъекты, действующие на внутреннем рынке Российской Федерации, должны пользоваться равными правами в своих отношениях с государственными органами власти РФ, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

    Предстоит упорядочить условия и механизмы предоставления государственной помощи отдельным хозяйствующим субъектам, имея в виду разработку как законодательной базы, так и механизма ее реализации.

    В ближайшее время следует принять концепцию и федеральный закон о государственной помощи хозяйствующим субъектам. Нужно сконцентрировать усилия на решении принципиального вопроса о соотношении средств поддержки, идущих на прямую поддержку производства (предприятий), и на создание равных условий конкуренции для всех хозяйствующих субъектов, включая инфраструктуру рынка - транспорт, коммуникации, рыночную информационную сеть, дистрибьюторские системы.

    VI. Транспарентность отношений и ответственность за неисполнение полномочий. Транспарентность (прозрачность) экономических отношений в сфере бюджетного федерализма предполагает открытость информации об уровне и структуре бюджетов на всех уровнях федеративной системы. Реализация данного принципа является необходимым условием совершенствования всего комплекса федеративных экономических отношений.

    Особое внимание будет уделяться контролю за расходной частью бюджетов, особенно в предоставлении государственной помощи хозяйствующим субъектам. Следует вести работу в отношении упорядочения экономической информации, предоставляемой в обязательном порядке на различных уровнях бюджетной системы и открытой как для представителей законодательной и исполнительной власти субъектов федерации, так и для хозяйствующих субъектов.

    Для реализации принципа ответственности необходима разработка отдельного закона, устанавливающего систему финансовых санкций за неисполнение полномочий, где будет оговорено, в каких случаях применяются те или иные санкции и в каком объеме, а также установлен порядок применения санкций и порядок их обжалования.

    Из вышеизложенного следует, что основные составляющие современной политики федерального центра – сохранение курса на рыночную трансформацию при централизации власти, финансовых ресурсов страны и восстановлении государственного контроля за крупными бюджетообразующими компаниями.


    Источники:

    1. Концепция стратегического развития России до 2010 года. М., ИСЭП, 2001.

    Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:47:16