Роль общественных организаций в стратегическом управлении кинематографией Российской Федерации

Голутва А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-1 (114), Июль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Одним из достаточно важных и перспективе направлений стратегического регулирования развития национальной кинематографии является, по мнению автора, использование потенциала общественного управления, то есть совокупности организаций, в добровольном порядке объединяющих широкий круг участников различных стадий кинематографического процесса. Участие таких организаций в разработке и реализации стратегии развития отрасли позволит совместить в рамках принимаемых решений интересы технологически специализированных субъектов хозяйствования.

Ключевые слова: общественные организации, стратегическое управление, кинематография



Одним из достаточно важных и перспективе направлений стратегического регулирования развития национальной кинематографии является, по мнению автора, использование потенциала общественного управления, то есть совокупности организаций, в добровольном порядке объединяющих широкий круг участников различных стадий кинематографического процесса. Участие таких организаций в разработке и реализации стратегии развития отрасли позволит совместить в рамках принимаемых решений интересы технологически специализированных субъектов хозяйствования.

Согласно представлениям автора, включение общественной составляющей в общую систему стратегического менеджмента формирует условия трансформации согласовательно-рекомендательных отношений с объектами (в связи с их администативно-распорядительным характером), но только в том случае, если общественная организация на представительном уровне принимает соответствующее согласованное решение.

Дополнительные возможности эффективного применения потенциальных возможностей общественного управления для решения стратегических задач развития кинематографии Российской Федерации определяются тем, что большинство общественных организаций отрасли построено по территориальному принципу. То есть они обладают не только возможностями федерального уровня, включая участие в стратегическом управлении, но и достаточно развитой региональной сетью. Но именно последнее определяет их связи и с органами управления субъектов федерации, и с предприятиями и организациями – объектами операционного управления [1].

В числе общественных организаций, которые, по мнению автора, следует рассматривать как потенциально эффективных участников стратегического управления национальной кинематографией и решения его задач следует выделить Общественную палату при Президенте Российской Федерации, в составе которой создана комиссия по вопросам развития культуры. В ее функции входит:

‑ проведение консультаций по региональной и национальной культурной политике;

‑ разработка рекомендаций по социально-культурной политике в отношении наименее социально защищенных групп населения;

‑ общественное наблюдение за подготовкой кадров в сфере художественного творчества, где одним из отраслевых направлений деятельности является кинематография (кинопроизводство и кинопрокат).

Одной из наиболее значимых и представительных организаций, относимых автором к субъектам общественного управления, является Союз кинематографистов РФ, учрежденный 30 ноября 1991. Его цель ‑ «защита социальных, авторских, смежных и трудовых прав, интеллектуальной собственности и профессиональных интересов своих членов, оказание помощи в создании и улучшении условий их творческой деятельности» [2].

Кроме того, существенный вклад в решение стратегической задачи роста доступности услуг кинопоказа для населения могли бы внести такие функции Союза Кинематографистов, как координация функционирования различных структур, деятельность которых направлена на:

‑ развитие, становление и сохранение российской кинематографии;

‑ развитие и поддержку общероссийских гильдий, объединяющих кинематографистов не только творческих профессий, но и продюсеров, и организаторов кинопроизводства, кинопроката и кинопоказа;

‑ создание предприятий аудиовизуального направления деятельности;

‑ организацию и осуществление проектов и программ для производства и проката кино-, теле-, видеопродукции;

‑ осуществление приоритетного финансирования развития российского кинематографического процесса;

‑ организацию изучения, обобщения и распространение передового отечественного и зарубежного опыта по организации кинопоказа, рекламных кампаний, презентаций кинематографической продукции.

Принимая участие в функционировании системы стратегического управления, Союз кинематографистов может создать условия для:

‑ роста качества продукции отечественного кинематографа путем развития всех видов и жанров российского кинематографа как важнейшего компонента национальной культуры;

‑ участия в развитии творческих и деловых связей между кинематографистами регионов России;

‑ организации информационного и творческого обмена с кинематографистами других стран;

‑ участия в развитии научных исследований кинематографического процесса, в освоении новых аудиовизуальных технологий, организации и проведения творческих школ, курсов и мастер-классов.

Среди других общественных организаций отечественной кинематографии, деятельность которых следует рассматривать в аспекте решения стратегических задач отрасли, могут стать «Киноальянс», Альянс независимых кинопрокатных организаций и различные Гильдии Союза кинематографистов. Последние, являясь структурными подразделениями Союза кинематорграфистов, в высокой степени функционально обособлены. Важно, что в своей деятельности они ориентированы не только на решение текущих задач и проблем своих членов, но и на определение перспектив стратегического характера. Это касается отдельных элементов творческой, производственной и коммерческой кинематографической деятельности [3].

Одной из наиболее перспективных организаций, которая обладает высоким потенциалом решения стратегических задач развития отечественной кинематографии, является Российский союз кинопромышленников (РСК). С точки зрения теории менеджмента он представляет собой вертикально интегрированную структуру, в рамках которой реализуется целостный технологический процесс, что позволяет каждому из участников снизить собственные трансакционные и операционные издержки за счет согласования интересов кинопроизводителей, кинопрокатчиков и предприятий кинопоказа.

Представляется достаточно очевидной возможность влияния РСК на техническое и отчасти на художественное качество кинопродукции, поскольку изменение объема и, что особенно важно структуры издержек, позволяет ориентировать отраслевые инвестиции на совершенствование кадровой (творческой и операционной) и материально-технической базы отрасли в целом.

Отметим, что в полной мере стратегический потенциал Российского союза кинопромышленников, как полагает автор, может быть реализован только в условиях его активного сотрудничества с государственными органами и, в первую очередь, с Федеральным агентством по культуре и кинематографии, как наиболее эффективным участником государственного управления отраслью. Необходимость такого взаимодействия определяется тем, что решение стратегической задачи повышения художественного качества кинопродукции, а также сохранения и распространения отечественного кинематографического наследия возможны только при условии согласования коммерческих целей предпринимательских структур с социальными целями государства в сфере культуры.

В качестве основного направления сотрудничества Агентства и Союза выступает создание механизма формирования смешанных частно-государственных инвестиций, которые требуются для развития производства, продвижения на рынок национальных фильмов, обеспечения высокого качества кинопродуктов и достижения необходимого уровня доходности от их реализации.

Кроме того, взаимодействие государства и кинопредпринимательства позволит активизировать процесс участия всех заинтересованных сторон в разработке и содействии принятию нормативно-правовых актов, определяющих решение стратегических задач кинематографии Российской Федерации.


Источники:

1. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. – М., Изд-во Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

2. Устав общественной организации «Союз кинематографистов Российской Федерации.

3. Российская кинематография 2006. Информационно-аналитический бюллетень. – Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Российское агентство «Информкино». - М.: 2007.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:40:33