Франшиза как стратегическое направление развития малого предприятия в сфере общественного питания
Панышев А.И.1
1 Пермский государственный аграрно-технологический университет им. акад. Д.Н. Прянишникова, Россия, Пермь
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 11 (Ноябрь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50051438
Аннотация:
В рамках подготовки настоящей статьи была проведена работа по оценке экономической эффективности разработки, упаковки и реализации франшизы для малой организации общественного питания. В процессе исследования была осуществлена разработка концепции франшизного предложения для малой компании в общепите, проведен анализ существующего рынка франшиз в отрасли общественного питания вообще и в изучаемом сегменте в частности, а также проведено экономическое обоснование внедрения меро-приятия по продаже франшиз для стратегического развития предприятия общественного питания. Автором приведена плановая калькуляция затрат на упаковку фрашизы, разра-ботку брендбука и предложена стратегия ценообразования на франшизу, сочетающая в себе затратный подход на ее оформление и учет рыночных цен на конкурентные предло-жения в данном сегменте рынка. В итоге исследования была выработана жизнеспособная бизнес-модель, позволяющая небольшой организации общепита монетизировать накопленные компетенции. Результаты авторского научного исследования, представленные в статье, будут интересны представителям компаний общественного питания, планирующим дальнейшее разивитие через использование франшиз.
Ключевые слова: франшиза, общественное питание, рынок франшиз
JEL-классификация: L83, M21, L26
ВВЕДЕНИЕ
Предприятия общественного питания, особенно несетевого формата, представляющие малый бизнес, функционируют в настоящее время в сложнейших конкурентных и финансовых условиях [1, стр. 126]. Несмотря на определенные меры, предпринятые правительством по регулированию деятельности торговых и иных сетевых структур, именно сетевой бизнес доминирует на потребительском рынке и в сфере общественного питания [2, стр. 428]. Поэтому малые компании в сфере общепита в условиях роста входящих издержек на сырье и продовольствие с одновременным сокращением платежеспособности населения испытывают давление диспаритета цен и нехватку оборотных средств для развития [3, стр. 17].
Поэтому, в нашем случае, использование малым предприятием общественного питания стандартной рыночной тактики повышения уровня конкурентоспособности является явно недостаточным [4, стр. 146]. Малый бизнес в общепите не располагает нужными объемами финансовых ресурсов для прямого противостояния с крупными участниками рынка в отрасли внедомашнего питания [5, стр. 223]. Его возможности позволяют успешно конкурировать только «в своем весе», то есть, с подобными себе малыми коммерческими организациями общественного питания [6, стр. 167]. Для достижения минимальной цели – выживания, организациям общепита необходимо вырабатывать особую стратегию рыночного поведения [7, стр. 89].
Самым простым решением может быть объединение малого предприятия с другими точками общепита в отдельную региональную сеть или квазисеть по условно картельному типу или по типу потребительской кооперации [8, стр. 162]. Но эффективность и управляемость такого квазиобразования будет низкой, ею должен в идеале владеть один субъект, а у всех общепитовских точек в таком сообществе будут разные собственники [9, стр. 65].
Поэтому, другим способом развития малой компании общепита можно полагать именно франчайзинг. Франчайзинг (от заимствованного в английском языке franchising) или франшиза (или из французского языка franchise – льгота, привилегия), или так называемая коммерческая концессия – разновидность отношений рыночных субъектов, при которых одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) за оговоренную плату либо паушальный взнос право на ведение определенного вида бизнеса [10, стр. 19].
Помимо первоначальной единовременной оплаты по приобретению франшизы ее покупатели будут выплачивать франчайзеру оговоренную договором франчайзинга сумму – процент от полученных доходов или же некий размер роялти (паушальный взнос представляет собой одноразовый платеж франчайзи владельцу торговой марки; роялти это вид вознаграждения франчайзеру, носящая циклический характер, за право использования привилегий франшизы, представляют собой процентные отчисления от товарооборота, либо оговоренную фиксированную сумму) [11]. С точки зрения непосредственного ведения деятельности в общественном питании, франчайзи применяет уже отработанную франчайзером операционную бизнес-модель. Франчайзи действует как отдельный самостоятельный бизнес-субъект, но от своего имени и на свой риск, использует технологии, калькуляционные карты, сырье, CRM-систему, товарные знаки (бренды) франчайзера [12, стр. 62].
Франчайзинг в предлагаемой стратегии развития малого предприятия общепита выступает уникальным методом не изматывающей борьбы с действующим или потенциальным конкурентом в занимаемом рыночном сегменте при всей сложности окончательной победы над ним, но максимально логичным выходом из ситуации путем объединения усилий с более крупным или опытным игроком на рынке услуг общественного питания [13, стр. 253].
При этом владелец предприятия общественного питания остается его собственником, достигает цели хозяйствования – получение дохода и прибыли, а, главное, больше не воспринимается общепитовской сетью в качестве соперника [14, стр. 142].
Исходя из вышеприведенного материала, актуальность темы статьи объясняется тем, что в малых организациях общественного питания, не имеющих финансовых резервов и рыночных возможностей для своего роста и развития, но при этом накопивших значительный технологический опыт и бизнес-компетенции, исключительно актуальными являются вопросы разработки и применения франшиз для своего развития, для получения дополнительных финансовых возможностей и усиления своей рыночной власти [16].
Опираясь на обоснованную актуальность исследования, его целью являлась разработка концепции франшизного предложения для предприятия малого бизнеса в сфере общественного питания. Достижение заявленной в статье цели решением ряда следующих задач:
1. Разработка концепции франшизного предложения.
2. Исследование рынка франшиз в сфере общественного питания.
3. Экономическое обоснование внедрения мероприятия по продаже франшиз для развития предприятия общественного питания.
В качестве научной гипотезы автор выдвинул предположение о целесообразности использования механизмов продажи франшиз предприятиями малого бизнеса в сфере продажи франшиз. Обоснование применения франшизы как одного из стратегических направлений развития малого бизнеса в сфере общественного питания проводится впервые и содержит в себе элементы научной новизны.
В процессе исследования применялся комплекс методов экономических исследований, в том числе монографический, абстрактно-логический, а также методы наблюдения, сравнения, стратегический анализ, инструменты экономического анализа и другие [15, стр. 11].
Методика исследования.
Процесс разработки и обоснования экономической эффективности внедрения собственной франшизы для малого предприятия общественного питания включает в себя следующие условные этапы:
Этап первый. Подготовка.
Упаковка имеющегося эффективного бизнеса в продаваемую франшизу включает в себя реинжиниринг (описание) бизнес-процессов на малом предприятии общественного питания и систематизация этого бизнеса, следует сделать его максимально открытым, понятным и управляемым. Идеальным результатом будет являться возможность покупки такой франшизы человеком далеким от сферы общепита. В рамках этого этапа оформляется брендбук и гайдлайн.
На втором этапе подготовки франшизы к непосредственной «упаковке», проводится маркетинговое исследование согласно модели 4-P (продукт, цена, место и продвижение), разрабатывается презентация будущего проекта для потенциальных франчайзи, составляется договор, «тело» франшизы, сайт.
Этап третий. Экономическое обоснование эффективности внедрения франшизы для конкретного предприятия малого бизнеса в отрасли общественного питания. Проводится внутренний или внешний аудит, чтобы понять, в каком положении бизнес находится в данной стадии. Составляется финансовый раздел бизнес-плана будущей франшизы. Именно в нем должно быть просчитано, за сколько будет продана франшиза, какие будут роялти и паушальные взносы и показана эффективность применения франшизы как для франчайзера, так и для франчайзи (финансовая состоятельность и рентабельность операционной модели бизнеса в данном сегменте общепита, окупаемость первоначальных инвестиций покупателя франшизы) [19, стр. 129].
Результаты.
При упаковке собственной франшизы необходимо учитывать информацию о рейтинге общепитовских сетей в мире и в России. Можно сравнить рейтинги франчайзинговых компаний в мировом общественном питании (таблица 1) и в отечественной аналогичной сфере (таблица 2) в настоящее время.
Таблица 1 – Топовые франчайзинговые компании в мировом общепите [17]
№
|
Название бренда
|
Форма обслуживания
|
Происхождение
|
1.
|
IL Patio
|
Ресторан
|
Италия
|
2.
|
Papa Jon s
|
Пиццерия
|
США
|
3.
|
Додо Пицца
|
Пиццерия
|
РФ
|
4.
|
Subway
|
Ресторан быстрого обслуживания
|
США
|
5.
|
33 пингвина
|
Кафе-мороженое
|
РФ
|
6.
|
Gelateria Plombir
|
Кафе-мороженое
|
РФ
|
Таблица 2 – Топовые франчайзинговые компании в российском общепите [20]
№
|
Название компании
|
Форма обслуживания
|
Происхождение
|
1.
|
Додо Пицца
|
Пиццерия
|
РФ
|
2.
|
KFS
|
Кафе быстрого обслуживания
|
США
|
3.
|
Papa Jon’s
|
Пиццерия
|
США
|
4.
|
Чайхана №1
|
Ресторан
|
РФ
|
5.
|
Domino’s Pizza
|
Пиццерия
|
США
|
6.
|
Cofix
|
Кофейня
|
Израиль
|
7.
|
Subway
|
Ресторан быстрого обслуживания
|
США
|
Для разработки собственной ценовой политики, проведен ценовой обзор существующего рынка франшиз (таблица 3).
Таблица 3 – Стоимость франшиз сетей общественного питания [18]
Тип
предприятия |
Наименование
общепитовской сети |
Средняя стоимость франшизы, руб.
|
Величина роялти
(сервисной платы) за год, руб. |
Предприятия быстрого обслуживания (фаст-фуд)
|
«Бостон»
«Пельмешки да Вареники» «Цыплята по-английски» «Subway» |
460 000
600 000 22 400 000 4 000 000 |
84 000
38 400 528 000 3 840 000 + НДС |
Кондитерские / Кофейни
|
«Кофе Сити»
«Coffe shop Company» «Gud Men» «Red Cap» |
450 000
4 000 000 1 000 000 490 000 |
189 000
2 880 000 отсутствует 120 000 |
Таблица 4 – Затраты на разработку собственной франшизы [18]
Элементы
затрат
|
Стоимость,
руб.
|
Расходы на аудит
|
20
000
|
Разработка брендбука и
гайдлайна
|
20
000
|
Маркетинговые расходы
|
15
000
|
Презентационные расходы
(участие в ярмарках, форумах и т.д.)
|
25
000
|
Прочие расходы
|
10
000
|
ИТОГО
|
90
000
|
Таблица 5 – Элементы затрат в ценообразовании на собственную франшизу [15]
Элементы
затрат
|
Стоимость,
руб.
|
Затраты на оборудование
|
180
000
|
Затраты по брендбуку и
оформлению
|
90
000
|
Рекламные затраты
|
60
000
|
Прочие расходы
|
20
000
|
ИТОГО
|
350
000
|
Сравним стоимость нашей франшизы с ценовой политикой конкурентов, активно продвигающих свои франшизы непосредственно в сегменте нашего предприятия (таблица 6).
Таблица 6 – Сравнение стоимости франшиз сетей общественного питания [18]
Тип
предприятия |
Наименование
общепитовской сети |
Средняя стоимость франшизы, руб.
|
Величина роялти
(сервисной платы) за год, руб. |
Кондитерские / Кофейни
|
«Кекс»
|
350 000
|
170 000
|
«Кофе Сити»
|
450 000
|
189 000
| |
«Coffee shop Company»
|
4 000 000
|
288 000
|
В стратегических планах малого предприятия общественного питания значится реализация своей франшизы хотя-бы трем франчайзи в год, что значительно оптимизирует затраты, увеличит доход и финансово-хозяйственная деятельность выйдет на совершенно иной уровень. При этом даже реализация одной франшизы ощутимо улучшает финансовые результаты малой организации общепита (таблица 7).
Таблица 7 – Прогнозируемые результаты деятельности предприятия общественного питания после реализации франшизы [15]
Показатели
|
2021 г.
|
2022
г. (план)
|
Темп
прироста (+, -)
|
Темп
роста, %
|
Товарооборот, руб.
|
2
681 150
|
3
247 050
|
565
900
|
121,10
|
Издержки обращения, руб.
|
2
505 600
|
2
980 600
|
295
000
|
111,77
|
Валовая прибыль, руб.
|
458 632
|
785
020
|
226
388
|
149,36
|
Чистая прибыль, руб.
|
175 290
|
266
450
|
91
160
|
152,01
|
Рентабельность, %
|
17,10
|
21,09
|
3,99
|
123,3
|
Выводы.
Таким образом, в результате осуществления мероприятий по упаковке и внедрению франшиз, малое предприятие общественного питания может существенно улучшить свои финансовые показатели. Согласно дальнейшей стратегии развития, снижение будущих затрат предприятия за счёт приобретения нового материало- и энергосберегающего оборудования, а также продажа франшиз позволит организации достичь поставленной цели – повысить конкурентоспособность, увеличить объемы чистой прибыли и обеспечить дальнейшее развитие своей сети общественного питания.
Данный опыт можно применять в других организациях в сфере общественного питания, естественно, с учетом конкретных условии их деятельности. Спрос на данную франшизу изначально был протестирован на уровне «нулевого продукта» еще в процессе разработки и упаковки франшизы в ходе переговоров собственника с потенциальными покупателями в рамках различных контактных аудиторий предпринимателей («Деловая Россия», «Опора России», консалтинговый центр «LIKE» и др.). Как показывают расчеты, реализация даже одной франшизы обеспечивает существенный прирост прибыльности, в последующие несколько лет имеется возможность открытия по франшизе до трех точек общепита в год. Основной целевой аудиторией, заинтересованной в приобретении франшизы, являются начинающие предприниматели, нуждающиеся не только в самой франшизе, но и в первоначальной консультативной, наставнической поддержке.
Развитие экономики, в том числе и управленческих подходов к бизнесу, позволяют сделать данное мероприятие актуальным и доступным по затратам как для покупателя франшизы, так и для его продавца. Поэтому даже малые предприятия общественного питания могут себе позволить увеличить конкурентоспособность с помощью данных решений.
Источники:
2. Katlishin О.I. Integrated economic analysis and evaluation of competitiveness of wheat flour of top variety at Perm market // Amazonia investiga. – 2020. – № 4. – p. 427-438.
3. Смирнов К. А. Нормирование и экономия материальных затрат. / учебное пособие. - Москва: ИНФРА-М, 2019. – 153 c.
4. Нуралиев С. У. Маркетинг. / учебник. - Москва: ИНФРА-М, 2021. – 305 c.
5. Эскиндаров М. А. Концепция эффективного предпринимательства в сфере новых решений, проектов и гипотез. / монография / под общ. ред. М. А. Эскиндарова. - 3-е изд. - Москва : Дашков и К, 2021. – 641 c.
6. Квасникова В. В., Жучкевич О. Н. Конкурентоспособность товаров и организаций. / Практикум. - Москва: Инфра-М, Новое знание, 2015. – 192 c.
7. Конина Н. Ю. Конкурентоспособность фирмы в глобальном мире. - Москва: Проспект, 2016. – 361 c.
8. Грушенко В. И. Стратегии управления компаниями. От теории к практической разработке и реализации. / учебное пособие. - Москва: ИНФРА-М, 2021. – 336 c.
9. Яконицева М.В. Маркетинговые средства анализа конкурентоспособности предприятий // Методология и практика бухгалтерского учета. – 2016. – № 8. – c. 64-67.
10. Патрушева А.В. Франчайзинговая модель ведения бизнеса // Техника и технология пищевых производств. – 2017. – № 1. – c. 18-21.
11. Панышев А.И. Состояние российского рынка франшиз и возможности использования франшизы для развития рекламного бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 5.
12. Катлишин О.И. Анализ рынка и конкурентоспособности натурального жареного молотого кофе в городе Перми // Актуальные вопросы современной науки. – 2015. – № 2. – c. 61-63.
13. Григорян Е. С. Маркетинг в общественном питании. / учебник / Е.С. Григорян, Г.Т. Пиканина, Е.А. Соколова. - Москва: ИНФРА-М, 2021. – 352 c.
14. Панышев А.И. Исследование конкурентоспособности продукции и предприятия отрасли мясопереработки // Финансовая экономика. – 2018. – № 9. – c. 141-142.
15. Райзберг Б. А. Курс экономики. / учебник / Б.А. Райзберг, Е.Б. Стародубцева ; под ред. Б.А. Райзберга. – 5-е изд., испр. - Москва : ИНФРА-М, 2022. – 686 c.
16. Франчайзинг сегодня. Российская ассоциация франчайзинга (РАФ). [Электронный ресурс]. URL: http://rusfranch.ru/ (дата обращения: 16.09.2022).
17. Павента Е., Кириллов Ю.Г. Факторы, способствующие интернационализации и выходу на внешние рынки для предпринимателей в условиях пандемии COVID-19 // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 7. – c. 1795-1808.
18. Официальный сайт «РосБизнесКонсалтинг». [Электронный ресурс]. URL: www.rbc.ru/ (дата обращения: 22.09.2022).
19. Булатов А.Н., Сафин Р. Модель оценки экономически справедливой стоимости франшизы масштабирования бизнеса, основанная на модифицированной методологии Блэка-Шоулза // Московский экономический журнал. – 2019. – № 7. – c. 128-132.
20. Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент). [Электронный ресурс]. URL: https://rospatent.gov.ru/ru (дата обращения: 22.09.2022).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:42